Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 176. Підстави звільнення перевізника від відповідальності за втрату, нестачу і пошкодження вантажу

Перевізник відповідає за втрату, нестачу і пошкодження прийнятого для перевезення вантажу, якщо не доведе, что утрата, недостача или повреждение произошли не по его вине, в частности вследствие:

1) действия непреодолимой силы

2) возникновение опасности и случайностей на море и других судоходных водах

3) пожара, возникшей не по вине перевозчика

4) спасение людей, судов, грузов

5) действий или распоряжений властей (задержание, арест, карантин и т.д.)

6) военных действий, террористических актов, народных волнений;

7) действий или упущений отправителя или получателя

8) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли, не превышающие однако установленных норм

9) незаметных по внешнему видом недостатков тары и упаковки груза или сбивания леса в плоту

10) недостаточности или неясности маркировки груза;

11) забастовок или иных обстоятельств, повлекших остановку или ограничение работы полностью или частично

12) действий по предотвращению загрязнения окружающей среды.

Ответственность перевозчика согласно этой статье возникает с момента принятия груза к перевозке и заканчивается в момент его выдачи.

Недействительными есть сделки, не соответствуют положениям статьи, за исключением сделок об ответственности с момента приема груза к его погрузки на судно и после выгрузки до сдачи груза.

Комментарий :

В комментируемой статье говорится об ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза. За основу взят принцип вины перевозчика.

Норма статьи соответствует ст. 4 Гаагско-висбийських правил и содержит перечень оснований, при которых возможно освобождение перевозчика от ответственности за утрату, недостачу и повреждение груза. Однако отличие состоит в следующем:

1) По содержанию комментируемой статьи перечень оснований является исчерпывающим, а согласно Гаагско-висбийських правил перевозчика может быть освобожден от ответственности при наличии других обстоятельств, произошедших не по вине перевозчика, его работников или агентов.

2) Согласно Гаагско-висбийських правил требуется доказывания обстоятельств тем лицом, которое требует освобождения от ответственности. Следует доказать, что ни действия, ни вина перевозчика, а также ни действия, ни вина служащих или агентов перевозчика не способствовали утрате, недостаче, повреждению груза или ущерб.

3) По содержанию комментируемой статье говорится об освобождении перевозчика за утрату, недостачу, повреждение груза, если в соответствии с Гаагско-висбийських правил - также за просрочку в доставке груза.

Ответственность перевозчика по этой статье КТМУ возникает с момента приема груза к перевозке и заканчивается в момент его выдачи. Итак, для наступления ответственности перевозчика необходима совокупность условий:

1) груз должен быть принят перевозчиком от отправителя

2) под время выдачи груза получателю должны быть заверены факты утраты, недостачи, повреждения груза

3) наличие вине перевозчика в действиях, которые привели к потере, недостатка, повреждения груза.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи перевозчик вправе заключать соглашение об ответственности с момента приема груза к его погрузки на судно и после выгрузки до сдачи груза. Эта норма связана со ст. 1 Гаагско-висбийських правил, согласно которой перевозки грузов охватывается моментами, начиная с погрузки груза на судно и заканчивая выгрузкой его с судна. Поэтому, предусмотрено право перевозчика включать в договор условия и оговорки, освобождающие его от ответственности, к нагрузке и после выгрузки.

Морским законодательством Норвегии, Швеции и Финляндии под прекращением договора морского перевозки груза в условиях военных и соответствующих им действий, разумеется канцелирування договора. К обстоятельствам, которые дают право канцелируваты договор, относятся обстоятельства, влияющие на груз или судно. Отдельно рассматриваются обстоятельства, которые способствуют прекращению выполнения договора как отправителем, так и перевозчиком. К таким и относятся военные и соответствующие им действия. Интересным является положение о распределении расходов на разгрузку результате канцелирування договора. Законодательством вышеупомянутых стран предусмотрено распределение этих расходов между сторонами так же, как в соответствии с условиями договора была разделена между ними расходы по погрузке.