Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 177. Навігаційна помилка

Перевозчик не отвечает за утрату, недостачу или повреждение груза, если докажет, что они произошли вследствие действий или упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном. За утрату, недостачу или повреждение груза, вызванные действиями или упущениями названных лиц при погрузке, размещении, выгрузки или сдачи груза, перевозчик несет ответственность в соответствии с правилами статьи 176 настоящего Кодекса.

Комментарий :

Навигационная ошибка - это действия или упущения капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном, привели к потере, недостатка или повреждения груза. Таким образом, при определении навигационной ошибки, определяют ошибки, которые имели место во время судовождения (неправильные маневры судна, нарушение правил предупреждения столкновения судов и т.п.), или под время управления судном, то есть эксплуатацией различных судебных установок или механизмов.

Навигационная ошибка может быть определена только в действиях или бездействии капитана, членов экипажа и лоцмана. Однако, в соответствии со ст. 4 Гаагско-висбийських правил речь может идти о других служащих перевозчика.

Правовая сущность навигационной ошибки заключается в следующем:

1) Перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, является исключением из общего принципа вины.

2) Перевозчик освобождается от ответственности только перед своим контрагентом по договору перевозки.

3) Обязанность доказать наличие навигационной ошибки возлагается на самого перевозчика.

За потерю, недостачу или повреждение груза, вызванные действиями или упущениями названных лиц при погрузке, размещение, выгрузка или сдачи груза, перевозчик несет ответственность по правилам статьи 176 КТМУ.