Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 202. Відповідальність організатора круїзу

Організатор круїзу несе відповідальність за шкоду, заподіяну смертю або ушкодженням здоров'я учасника круїзу, а також втратою або пошкодженням його речей відповідно до правил статей 193, 194 цього Кодексу. 

Коментар:

Оскільки договір морського круїзу має всі основні ознаки договору морського перевезення пасажира, законодавець не визначає будь-яких додаткових вимог до відповідальності організатора круїзу ніж ті, що притаманні перевізнику за договором морського перевезення пасажира і передбачені ст. 193 та 194 Кодексу (див. коментар до ст. 193, 194). Проте в договорі морського круїзу можуть бути визначені і інші умови, що передбачають відповідальність організатора круїзу за порушення договірних зобов'язань, але в будь-якому випадку ці умови не можуть обмежувати відповідальність або звільняти організатора круїзу від відповідальності, що визначена вищевказаними статтями.

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья устанавливает особенности правового регулирования рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности и субъектный состав рассматриваемых правоотношений (лиц, привлекаемых арбитражным судом к административной ответственности, а также лиц, которые вправе обращаться в суд с требованиями о привлечении лиц к административной ответственности). Под федеральным законом об административных правонарушениях понимается КоАП. Важное значение для разъяснения отдельных норм действующего в этой сфере процессуального законодательства имеют Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" <1>.
--------------------------------
<1> Вестник ВАС РФ. 2004. N 8.

2. К особенностям, установленным КоАП в рассматриваемой сфере, относятся:
- определение подведомственности дел арбитражным судам;
- виды наказаний, которые применяются исключительно судом (возмездное изъятие, конфискация и др.);
- срок давности привлечения к административной ответственности;
- отдельные принципы производства по делам об административных правонарушениях (например, принцип гласности);
- состав участников производства по делам об административных правонарушениях;
- специфика доказательств и доказывания по данной категории дел и др.
Данные нормы объединены в основном в разд. IV КоАП "Производство по делам об административных правонарушениях".
В то же время при определении приоритета применяемого процессуального акта следует руководствоваться п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", согласно которому в случаях когда в гл. 25 Кодекса содержатся конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в ст. 29.9 КоАП).
3. В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 23.1 КоАП судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 - 14.33, 15.10, ч. 2 ст. 17.14, ч. 6 ст. 19.5, ч. 1 и 2 ст. 19.19 этого же Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно ст. 28.3 КоАП, определяющей должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, уполномоченные лица должны действовать в пределах компетенции и рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23. Кроме того, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Относительно права прокурора на обращение в суд с вышеназванным заявлением дается разъяснение в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2, согласно которому при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство по делу об административном правонарушении, а также положения ст. 28.4 и 28.8 КоАП, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела. При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.
В указанных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям ст. 204 АПК РФ. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 28.4 Кодекса, а также иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 204 АПК РФ. При рассмотрении этих дел судам необходимо исходить из того, что в данном случае в арбитражном процессе прокурор пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены гл. 25 и иными нормами АПК РФ.
4. Определяя подведомственность арбитражному суду дел об административной ответственности с целью отграничения их от дел, подведомственных судам общей юрисдикции, необходимо руководствоваться п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11, согласно которому "при применении статьи 29 АПК необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда". В соответствии с п. 2 данного Постановления "при принятии исковых и иных заявлений и рассмотрении дел необходимо исходить из того, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных лиц, дела об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение таких решений, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности".