Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 280. Витрати, прирівняні до загальної аварии

До загальної аварії також належать або прирівнюються:

1) расходы, вызванные вынужденным мероприятием судна в место убежища или возвращением в порт отправления в результате несчастного случая или любой другой чрезвычайной обстоятельства, повлекшей необходимость такого мероприятия или возвращения ради общей безопасности

2) расходы, связанные с выходом судна с первоначальным грузом или его частью с места хранилища или из порта отправления, куда оно было вынуждено вернуться

3) расходы, связанные с перемещением груза, топлива или предметов снабжения в порту отправления, захода или укрытии, сделанные ради общей безопасности или для получения возможности починить судовые повреждения, вызванные несчастным случаем или другими чрезвычайными обстоятельствами, если эти починки были необходимы для безопасного продолжения рейса.

4) расходы на хранение, включая обоснованное страхования, на обратную загрузку и укладки груза, топлива или предметов снабжения, выгруженных или перемещенных при обстоятельствах, указанных в пункте 3 настоящей статьи; но если судно признано непригодным к плаванию, если оно не продлило своего первоначального рейса, расходы на хранение к общей аварии до даты признания судна непригодным к плаванию или отказа от рейса или до даты окончания выгрузки груза, если судно будет признано непригодным к плаванию или отказалось от рейса до такой даты

5) расходы на заработную плату и содержание судового экипажа, на топливо и предметы снабжения, сделанные в связи с продолжением данного рейса в результате захода судна в место убежища или возвращения его в порт отправления при обстоятельствах, указанных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, однако если судно признано непригодным к плаванию или если оно не продлило начального рейса, такие расходы к общей аварии до даты признания судна непригодным к плаванию или отказа от рейса или до даты завершения выгрузки груза, если судно было признано непригодным к плаванию или отказалось от рейса до такой даты

6) расходы на заработную плату и содержание судового экипажа, возникшие во время задержки судна в интересах общей безопасности в любом месте вследствие несчастного случая или другого чрезвычайного обстоятельства или для ремонта повреждений, причиненных таким обстоятельством, если ремонт повреждений необходимо для безопасного продолжения рейса. Расходы на топливо, предметы снабжения и портовые расходы, возникшие во время задержки, возмещаются в порядке распределения общей аварии, за исключением расходов, возникших из-за ремонта, не принимается на общую аварию

7) предусмотрены в пунктах 1-6 настоящей статьи расходы, вызванные необходимостью перехода судна из места убежища в другое место из-за невозможности осуществить ремонт в первом укрытии, а также затраты на такой переход, включая временный ремонт и буксировку

8) стоимость временного ремонта судна, проведенного с целью общей безопасности в порту отправления, захода или в укрытии, а также стоимость временного ремонта повреждений, к общей аварии, однако стоимость временного устранения случайных повреждений, необходимых только для завершения данного рейса, возмещается только в пределах тех предотвращенных расходов, которые были бы отнесены к общей аварии, если бы это устранение не было выполнено

9) все чрезвычайные расходы, произведенные вместо других расходов, которые были бы отнесены к общей аварии, однако они возмещаются лишь в пределах предотвращенных расходов независимо от экономии, полученной любым из участников общей аварии в результате таких заменяющих расходов.

Комментарий :

В комментируемой статье приведены продолжение перечня видов общей аварии:

1) Общая авария, связанная с заходом судна в место убежища, включает:

А) расходы, вызванные вынужденной мерой суда в место убежища или возвращением в порт отправления в результате несчастного случая или любой другой чрезвычайной обстоятельства, вызвала необходимость такого мероприятия или возвращения ради общей безопасности

Б) расходы, связанные с выходом судна с первоначальным грузом или его частью с места хранилища или из порта отправления, куда оно было вынуждено вернуться

В) затраты на заработную плату и содержание судового экипажа, на топливо и предметы снабжения, сделанные в связи с продолжением данного рейса в результате захода судна в место убежища или возвращения его в порт отправления, однако если судно признано непригодным к плаванию или если оно не продлило начального рейса, такие расходы принимаются в общей аварии до даты признания судна непригодным к плаванию или отказа от рейса или до даты завершения выгрузки груза, если судно было признано непригодным к плаванию или отказалось от рейса до такой даты

Г) расходы, вызванные необходимостью перехода судна с места хранилища в другое место из-за невозможности осуществить ремонт в первом укрытии, а также затраты на такой переход, включая временный ремонт и буксировку.

О эти расходы говорится в Йорк-антверпенских правилах (правило X), согласно которым расходы, связанные как с заходом судна в место (порт) хранилища, так и с выходом судна с места хранилища, признаются общей аварией. Однако захода судна должно происходить в результате несчастного случая, аварии или любой другой чрезвычайной обстоятельства. Учитывая это причины для захода могут быть различными, например, сложные метеорологические условия, столкновения судов, повреждения судовых механизмов и т.п.. Заход судна в место убежища осуществляется в целях общей безопасности.

2) Общее авария в результате перемещения на борту судна, выгрузку и обратной погрузки, топлива или предметов снабжения:

А) расходы, связанные с перемещением груза, топлива или предметов снабжения в порту отправления, захода или укрытии, сделанные ради общей безопасности или для получения возможности починить судовые повреждения, вызванные несчастным случаем или другими чрезвычайными обстоятельствами, если эти починки были необходимые для безопасного продолжения рейса

Б) расходы на хранение, включая обоснованное страхования, на обратную загрузку и укладки груза, топлива или предметов снабжения, выгруженных или перемещенных при обстоятельствах, указанных в пункте А. Если судно признано непригодным к плаванию, если оно не продлило своего первоначального рейса, расходы на хранение к общей аварии до даты признания судна непригодным к плавание или отказа от рейса или до даты окончания выгрузки груза, если судно будет признано непригодным к плаванию или отказалось от рейса до такой даты.

Приведенные затраты могут иметь место в случаях, когда после захода судна в место убежища необходимо осуществить перегрузки груза, топлива или предметов снабжения или провести полное/частичное выгрузки груза для ремонта судна с целью продолжения рейса (Йорк-Антверпенские правила, правило X). Если указанные операции совершены ради общей безопасности, то расходы, связанные с ними, будут относиться к общей аварии. Однако, если будет доказано, что эти операции осуществлялись в интересах судна или груза, то расходы, связанные с ними, не будут относиться к общей аварии.

3) Общая авария, связанная с временным ремонтом судна (Йорк-Антверпенские правила, правило XIV).

В данном случае речь идет о стоимости временного ремонта судна, проведенного с целью общей безопасности в порту отправления, захода или в укрытии, а также стоимость временного ремонта повреждений, к общей аварии, однако стоимость временного устранения случайных повреждений, необходимых только для завершения данного рейса, возмещается только в пределах тех предотвращенных расходов, которые были бы отнесены к общей аварии, если бы это устранение не было выполнено.

Итак речь идет о двух случаях временного ремонта судна, которые могут иметь различные последствия. В первом случае затраты на временный ремонт, имевших место в порту отправления, захода или в укрытии, будут относиться к общей аварии при условии, если они понесены ради общей безопасности. Во втором случае речь идет о стоимости временного устранения случайных повреждений, необходимых для завершения рейса. А это значит, что в дальнейшем судовладелец будет иметь расходы на постоянный ремонт, а понесенные им сейчас расходы на временный ремонт следует считать заменяющими расходами. Учитывая это в Йорк-антверпенских правилах, в отличие от комментируемой статьи КТМУ, обращается внимание на то, что общей аварией в таком случае расходы без учета возможной экономии для других интересов. Так, например, если стоимость ремонта составляет 30 тыс. дол., А экономия расходов без временного ремонта - 10 тыс. дол., То только последняя сумма может быть отнесена к расходам, связанных с общей аварией.

4) Общая авария, связанная с задержкой судна (правило XI Йорк-антверпенских правил)

Этот вид общей аварии предусматривает расходы на заработную плату и содержание судового экипажа, возникли при задержании судна в интересах общей безопасности в любом месте в результате несчастного случая или другого чрезвычайного обстоятельства, или для ремонта повреждений, причиненных таким обстоятельством, если ремонт повреждений необходимо для безопасного продолжения рейса. Так что для отнесения этих расходов к общей аварии имеет значения причина и цель задержания судна. Причиной задержки судна должна быть несчастный случай, другие чрезвычайные обстоятельства, в том числе ремонт повреждений, причиненных таким обстоятельством, если ремонт повреждений необходимо для безопасного продолжения рейса. Цель задержки - общая безопасность.

Расходы на топливо, предметы снабжения и портовые расходы, возникшие во время задержки, также признаются общей аварией. Только в случаях, когда выполняется ремонт судна не относится к общей аварии, расходы на топливо, предметы снабжения и портовые расходы, которые имели место в процессе такого ремонта, к общей аварии не относятся.

5) Общая авария в виде заменяющих расходов (правило F Йорк-антверпенских правил)

Признаются общей аварией все чрезвычайные расходы, произведенные вместо других расходов, которые были бы отнесены к общей аварии. Однако они возмещаются только в пределах предотвращенных расходов независимо от экономии, полученной любым из участников общей аварии в результате таких заменяющих расходов.

заменяющие расходы имеют место в случаях, когда у сторон есть альтернатива: иметь Общеаварийные расходы или заменить их другими. Например: захода судна в место убежища для ремонта или буксировки аварийного судна в порт назначения. Поэтому по своей природе заменяющие расходы не являются Общеаварийные, однако осуществляются вместо других расходов, которые относятся к общей аварии.