Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП Украины) с комментариями к статьям

Стаття 13. Відповідальність несовершеннолетних

До осіб віком від шістнадцяти до вісімнадцяти років, які вчинили адміністративні правопорушення, застосовуються заходи воздействия, предусмотренные статьей 241 настоящего Кодекса.

В случае совершения лицами в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административных правонарушений, предусмотренных статьями 44, 51, 121-127, частями первой и второй статьи 130, частью второй статьи 156, статьями 173, 174, 185, 190-195 настоящего Кодекса, они подлежат административной ответственности на общих основаниях. С учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к указанным лицам (за исключением лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные статьей 185) могут быть применены меры воздействия, предусмотренные статьей 241 настоящего Кодекса.


ВАЖЛИВО
ЗАКОН ПРО БОРОТЬБУ З КОРОНАВІРУСОМ В УКРАЇНІ

Комментарий:

Правовой статус несовершеннолетних в Украине определяется Конституцией Украины, ст. 52 которой гласит, что дети равны в своих правах независимо от происхождения, а также от того, рождены они в браке или вне его. Любое насилие над ребенком и его эксплуатация преследуются по закону. Родители обязательства ' связанные содержать детей до их совершеннолетия. Кроме того, правовое положение несовершеннолетних в Украине определяется Семейным кодексом Украины, законами Украины «Об охране детства», «О государственной помощи семь ' семьям с детьми», «О органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей», «О социальной работе с детьми и молодежью», «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки», «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» и рядом других правовых актов.

соответствии со ст. 1 Закона Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» несовершеннолетние - это граждане возрасте до 18 лет. Необходимо отметить, что Законом Украины от 07.02.2007 г. № 609-V «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно органов и служб по делам несовершеннолетних и специальных учреждений для несовершеннолетних» были внесены изменения в ряд законов Украины, в соответствии с которыми срок «несовершеннолетние» было заменено на срок «дети». В соответствии со ст. 1 Закона Украины «Об охране детства» ребенок - это лицо в возрасте до 18 лет (совершеннолетия), если согласно закону, применяемому к ней, она не приобретает прав совершеннолетнего раньше. Так, согласно ст 34, 35 Гражданского кодекса Украины полную гражданскую дееспособность, т.е. способность своими действиями приобретать для себя гражданские права и самостоятельно их осуществлять, а также способность своими действиями создавать для себя гражданские обязанности ' связки, самостоятельно их выполнять и нести ответственность в случае их невыполнения, имеет физическое лицо, достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия). В случае регистрации брака физического лица, не достигшего совершеннолетия, она приобретает полную гражданскую дееспособность с момента регистрации брака. Полная гражданская дееспособность может быть предоставлена и работает по трудовому договору, а также несовершеннолетнему лицу, которое записано матерью ' й или отцом ребенка. Предоставление полной гражданской дееспособности производится по решению органа опеки и попечительства по заявлению заинтересованного лица с письменного согласия родителей (усыновителей) или попечителя, а при отсутствии такого согласия полная гражданская дееспособность может быть предоставлена деятельностью. При наличии письменного согласия родителей (усыновителей), опекуна или органа опеки и попечительства такое лицо может быть зарегистрировано как предприниматель. В этом случае физическое лицо приобретает полную гражданскую дееспособность с момента государственной регистрации его как предпринимателя. Полная гражданская дееспособность, предоставленная физическому лицу, распространяется на все гражданские права и обязанности ' связки. В случае прекращения трудового договора, прекращение физическим лицом предпринимательской деятельности предоставленная ему полная гражданская дееспособность сохраняется. Таким образом, понятие «дети» и «несовершеннолетние» не являются тождественными по своему содержанию - категория «несовершеннолетние», которая базируется исключительно на возрастном критерии, включает в себя как лиц в возрасте до 18 лет, не имеющих полной дееспособности, так и тех, что ее получили при определенных гражданским законодательством условий.

Статья 1 Закона Украины «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей» возлагает осуществление социального защиты и профилактики правонарушений среди детей на: специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по делам семьи ' семьи, детей и молодежи, уполномоченный орган власти Автономной Республики Крым по делам семьи ' семьи, детей и молодежи, службы по делам детей областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций, исполнительных органов городских и районных в городах советов; криминальной милиции по делам детей органов внутренних дел; приемники-распределители для детей органов внутренних дел; школы социальной реабилитации и профессиональные училища социальной реабилитации органов образования; центры медико-социальной реабилитации детей учреждений здравоохранения ' я; специальные воспитательные учреждения Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний; приюты для детей; центры социально-психологической реабилитации детей; социально-реабилитационные центры (детские городки). В осуществлении социальной защиты и профилактики правонарушений среди детей участвуют в пределах своей компетенции другие органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, отдельные граждане. Деятельность органов и служб по делам детей и специальных учреждений и учреждений социальной защиты для детей осуществляется на принципах: законности, применение преимущественно методов воспитания и убеждения, предусматривающие принятие принудительных мер лишь после исчерпания всех других мер воздействия на поведение детей; гласности, т.е. систематического информирования о состоянии дел по защите прав детей, правонарушений среди детей, работу специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам семьи ' семьи, детей и молодежи, уполномоченного органа власти Автономной Республики Крым по делам семьи ' семьи, детей и молодежи, служб по делам детей, специальных учреждений и учреждений социальной защиты для детей в открытой государственной статистике, средствах массовой информации, сохранение тайны о детях, совершивших правонарушения и к которым применялись меры индивидуальной профилактики; недопустимости унижения чести и достоинства детей, жестокого обращения с ними.

В отличие от уголовного законодательства, что допускает привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших некоторые виды преступлений уже с 14 лет, административное право содержит универсальное правило: административной ответственности подлежат только лица, достигшие 16-летнего возраста, к тому же, достигшие его к моменту совершения административного правонарушения, а не на момент рассмотрения дела или до начала исполнения постановления по делу. Предполагается, что именно при достижении 16-летнего возраста молодые люди способны в полной мере осознавать, что такое административное правонарушения, понимать недопустимость его совершения и поэтому нести за него личную ответственность. Поскольку достижение социальной и психофизиологической зрелости предусматривает наступление ряда правовых последствий, такое четкое отграничение несовершеннолетних от малолетних, с одной стороны, и совершеннолетних, - с другой, совершенно необходимо. НЕ будь этой твердой границы, органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, были бы вынуждены в каждом отдельном случае самостоятельно оценивать зрелость подростка, что привело бы к недопустимо суб ' ективизму.

Предвидя ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, КоАП закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним не может применяться административный арест (ст. 32 КоАП); совершение правонарушения несовершеннолетним является ум ' якшувальною обстоятельством (ст. 34 КоАП); вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение является обстоятельством, отягчающим ответственность (ст. 35 КоАП). Закон также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетних, направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя и профилактику правонарушений.

В ряде случаев административная ответственность наступает и за совершение противоправных деяний подростками, не достигшими 16 лет, правда, в этом случае ответственность возлагается на их родителей (ст. 184 КоАП).

Поскольку возраст, с которого может наступать уголовная ответственность, имеет правовое значение, органы административной юрисдикции суды должны принимать меры по установлению возраста несовершеннолетнего - даты его рождения. В случае привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности его возраст устанавливают согласно документам о рождении (число, месяц, год рождения). Лицо считается достигшему определенного возраста не в день рождения, а начиная с 0 часов следующих суток.