Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП Украины) с комментариями к статьям
Стаття 17. Обстоятельства, исключающие административную ответственность
Особа, яка діяла в стані крайньої необхідності, необходимой обороны или которая была в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности.
ВАЖЛИВО
ЗАКОН ПРО БОРОТЬБУ З КОРОНАВІРУСОМ В УКРАЇНІ
Комментарий:
Разграничение правомерной и противоправного поведения не всегда возможно провести четко, поэтому довольно часто возникают коллизии интересов человека, общества и государства. Оговариваются такие ситуации тем, что граждане иногда вынуждены делать деяния, является правомерным причинением вреда интересам, охраняемым законом. Возможны ситуации, когда отдельные, одинаковые со своих о ' объективных признаков, действия совпадают с внешними признаками предусмотренного законом состава административного правонарушения. Однако при наличии определенных обстоятельств (в зависимости от обстановки, мотивов, целей и т.д.), такие действия не являются правонарушениями. Подобные обстоятельства, исключающие противоправность деяния, предусмотренные законодательством об административных правонарушения. Похожие действия человека в зависимости от об ' объективных (места, времени, обстановки) и суб ' объективных (мотив, цель) причин, их детерминировали, а также других конкретных обстоятельств обществом и законодательством могут оцениваться трояко: общественно вредные и противоправные, общественно полезные и правомерные, нейтральные. Именно последние два виды деяний и составляют обстоятельства, исключающие наличие в действиях (бездействии) признаков административного правонарушения. Разделение таких действий, по внешним своим признакам похожих с составами конкретных административных правонарушений, на два вида проводится в зависимости от их полезности для общества и трактовки законодательством. Для того, чтобы определить, чем они отличаются от других разновидностей деяний, необходимо установить признак (критерий), что их объединяет. Такой общим признаком и основным критерием отнесение каких-либо действий к обстоятельствам, исключающим наличие в деянии признаков административного правонарушения, является правомерность (отсутствие противоречия действующему законодательству) действий при их осуществлении. Данную группу обстоятельств можно охарактеризовать как правомерные и общественно полезные или нейтральные для общества и законодательства. Иначе говоря, как общественно полезные, так и общественно нейтральные действия не противоречат правовым нормам. КоАП относит к ним крайнюю необходимость и необходимую оборону (См. комментарий к статьям 19, 20), которые исключают административную ответственность. Совершенной в состоянии крайней необходимости признается действие, направленное на устранение опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности или иным об ' объектам, охраняемым законом, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими, кроме противоправных, средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный. Например, в состоянии крайней необходимости, может быть совершено нарушение правил дорожного движения водителем, который доставляет травмированного человека в больницу. В отличие от крайней необходимости, при необходимой обороне вред причиняется не посторонний об ' ектови, охраняемой законом, а лицу, которое посягает на него. Защита должна соответствовать характеру и общественной вредности посягательства. Следует отметить, что административное правонарушения в состоянии необходимой обороны может быть совершено очень редко. Закрепление в законодательстве нормы о необходимой обороне скорее подчеркивает активной роли граждан в борьбе с правонарушениями, укреплением правопорядка. Совершенной в состоянии крайней необходимости признается действие, направленное на устранение опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности или иным об ' объектам, охраняемым законом, если эта опасность при таких обстоятельствах не могла быть устранена другими, кроме противоправных, средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный. Например, в состоянии крайней необходимости, может быть совершено нарушение ПДД водителем доставляет травмированного человека в больницу. В отличие от крайней необходимости, при необходимой обороне вред причиняется не посторонний об ' ектови, охраняемая законом, а лицу, которое посягает на него. При этом защита должна соответствовать характеру и общественной вредности посягательства. Стоит отметить, что административное правонарушение в состоянии необходимой обороны может быть совершено очень редко. Закреплением в законодательстве нормы о необходимой обороне скорее подчеркивается активная роль граждан в борьбе с правонарушениями, укреплении правопорядка.
Другим обстоятельством, исключающем административную ответственность, в комментируемой пола назван состояние невменяемости. Размежеванием между необходимой обороной и крайней необходимостью с одной стороны и невменяемостью - с другой является наличие в деянии признаков административного правонарушения. Если совершение действий в состоянии крайней необходимости и необходимой обороны исключает возможность квалификации таких действий, как административное правонарушение, то невменяемость имеет своими последствиями лишь освобождение от административной ответственности (см. комментарий к ст. 20).