Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП Украины) с комментариями к статьям

Стаття 21. Передача матеріалів про адміністративне правопорушення на розгляд громадської організації или трудового коллектива

Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.

О мерах общественного воздействия, примененных к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренные статьей 51, частью первой статьи 129, частями первой и второй статьи 130, статьями 156, 173, 176, 177, 178 -180 настоящего Кодекса, собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или общественная организация должны не позднее чем в десятидневный срок со дня получения материалов сообщить орган (должностное лицо), направивший материалы.


ВАЖЛИВО
ЗАКОН ПРО БОРОТЬБУ З КОРОНАВІРУСОМ В УКРАЇНІ

Комментарий:

Положения комментируемой статьи отражают принцип индивидуализации административной ответственности, который означает соответствие меры воздействия, выбранная для нарушителя, цели административной ответственности. Он предусматривает как индивидуальный подход к применению принудительных мер в зависимости от личных качеств нарушителя и характера и обстоятельств совершения проступка, так и возможность ум ' смягчения и даже отказа от применения мер ответственности, если ее цель может быть достигнута другим путем.

Реализация принципа индивидуализации административной ответственности тесно ' связана с институтом освобождения от нее. Административная ответственность имеет двойную цель - защита правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к закону и правилам общежития. Указанную цель можно конкретизировать по двум основным функции административной ответственности. Первая из них, репрессивно-карательная (Или « штрафная »), заключается в том, что административная ответственность является, во-первых, актом возмездия государства Относительно правонарушителя, а во-вторых, средством, предупреждающим новые правонарушения. Вторая функция, предохранительно-воспитательная, тесно ' связана с предыдущей. Она призвана обеспечить формирование у адресатов административно-правовых норм мотивов, которые побудили их соблюдать требования законов, уважать права и законные интересы других лиц.

КоАП предусматривает возможность освобождения от административной ответственности на двух уровнях. Прежде всего, определенные категории лиц освободил от этой ответственности сам законодатель. Имеются в виду случаи ответственности за административных правонарушениях несовершеннолетних и лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. К первым, в соответствии со ст. 13 КоАП, за большинство проступков применяются не административные взыскания, а меры воздействия воспитательного характера. Военнослужащие, призванные на сборы, военнообязанных ' связаны, работники органов внутренних дел несут ответственность за административные проступки (за некоторыми исключениями) по дисциплинарным уставам, т.е. дисциплинарную ответственность (Ст. 15 КоАП). Во втором случае освобождения от административной ответственности осуществляется на уровне реализации правовых норм, то есть здесь решение принимается правоприменителей. Таких видов освобождения действующий КоАП предусматривает четыре. Прежде всего, это освобождение от административной ответственности в соответствии с положениями комментируемой статьи, а также ст. 22 - с передачей материалов на рассмотрение общественности или с объявлением устного замечания. Кроме того, это освобождение от административной ответственности несовершеннолетних в возрасте от 16-ти до 18-ти лет с применением к ним мер воспитательного воздействия, а также передача материалов для применения мер дисциплинарного воздействия к лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, в тех случаях, когда и те и другие подлежат административной ответственности на общих основаниях. Речь идет именно об освобождении от административной ответственности, поскольку должностное лицо, решает дело, может и реально применить административное взыскание, то есть закон наделяет правом принятия решения именно ее. К тому же принятие подобного решения - это не обязательно ' связь, а право субъектов ' объекта административной юрисдикции.

В всех перечисленных случаях освобождения от административной ответственности следует рассматривать как ум ' смягчения ответственности нарушителя (к несовершеннолетним вместо административного взыскания применяется воспитательное мероприятие, к военнослужащему - мера дисциплинарного воздействия, в соответствии с комментируемой статьи - мера общественного воздействия, в соответствии со ст. 22 - устное замечание). В этой ' связи соответствующее должностное лицо должно учесть все обстоятельства дела, личность нарушителя и т.д. (т.е. обстоятельства, указанные в ст. 33 КоАП). Только в совокупности все с ' выяснены факторы позволят ответить на вопрос, целесообразно освобождать нарушителя от административной ответственности. Такое решение должно быть принято на стадии рассмотрения дела, если будет установлено указанные обстоятельства.

Освобождение от административной ответственности необходимо отличать от освобождения от отбывания административного взыскания. В первом случае дело не доходит даже до наложения взыскания, а во втором взыскания частично уже выполнено. В КоАП закреплено лишь один подобный случай - сокращение срока лишения специального права (ст. 320).

статья предусматривает освобождение от административной ответственности с передачей материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации или чрудового коллектива. В соответствии со ст. Из Закона Украины « О об ' объединения граждан » общественной организацией является об ' объединение граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов. Об ' объединением граждан является добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для совместной реализации гражданами своих прав и свобод. Общественные организации за свой юридическим сути относятся к общественных ' соединений, деятельность которых в Украине регламентируется указанным Законом. Право граждан на свободу об ' объединение является неотъемлемой ' емким правом человека, закрепленным Общей декларацией прав человека, и гарантируется Конституцией и законодательством Украины. Государство способствует развитию политической и общественной активности, творческой инициативы граждан и создает равные условия для деятельности их об ' соединений. Об ' объединения граждан создаются и действуют на основе добровольности, равноправия их членов (чеснок), самоуправления, законности и гласности. Они свободны в выборе направлений своей деятельности. Об ' единения граждан Украины образуются и действуют с всеукраинским, местным и международным статусом. К всеукраинских ' объединений граждан принадлежат об ' объединения, деятельность которых распространяется на территорию всей Украины и которые имеют местные ячейки в большинстве ее областей. К местным об ' соединений относятся о ' объединения, деятельность которых распространяется на территории соответствующей административно-территориальной единицы или региона. Территория деятельности самостоятельно определяется об ' объединениям граждан. Общественная организация является международной, если ее деятельность распространяется на территорию Украины и хотя бы одного другого государства.

Другой категорией субъектов ' объектов, на рассмотрение которых может быть передан материал об административном правонарушении, являются трудовые коллективы. Трудовой коллектив предприятия, учреждений, организаций образуют все граждане, которые своим трудом участвуют в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием. Полномочия трудового коллектива определяются законодательством (ст. двести пятьдесят второй Кодекса законов о труде Украины).