Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП Украины) с комментариями к статьям
Стаття 22. Можливість звільнення від адміністративної відповідальності при малозначності правопорушення
При малозначності вчиненого адміністративного правопорушення орган (посадова особа), уповноважений вирішувати дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
ВАЖЛИВО
ЗАКОН ПРО БОРОТЬБУ З КОРОНАВІРУСОМ В УКРАЇНІ
Комментарий:
В комментируемой статье законодатель дает возможность органу (должностному лицу), который уполномочен решать дело, при определенных условиях применить в отношении нарушителя устное замечание - такой метод воспитательного воздействия, не связанных ' связан ни с административным взысканием, ни с мерой общественного воздействия. Примером освобождения от административной ответственности может служить раз ' объяснения гражданину, пытается перейти проезжую часть улицы вне пешеходного перехода, противоправного характера его поведения и возможных вредных последствий для него и общества. Взыскание в таком случае не налагается. Устное замечание вызывает юридических последствий для нарушителя. Однако он должен осознать противоправность своего поведения для того, чтобы не допускать подобного в будущем.
Устное замечание может быть сделано только за малозначительное правонарушение. Законодательство не содержит их перечня или указаний на признаки, позволяющие судить о малозначительности проступка. Очевидно, это такие административные правонарушения, не представляет большой общественной вредности и не наносят значительный ущерб государственным или общественным интересам или непосредственно гражданам. Установка в законе такой меры воздействия, как устное замечание, дает возможность говорить о неотвратимости реагирования на каждое правонарушение, в том числе и малозначительное.
Кодекс четко разграничивает устное замечание и предупреждение: устное замечание не содержится в перечне видов административных взысканий в ст. 24, предупреждение имеющееся среди видов взыскания в п. 1 ч. 1 ст. 24, в ст. 26 и в санкциях статей Особенной части КоАП. Предупреждение, являясь мерой взыскания, выносится в письменной форме или оформляется иным установленным способом.
Норма комментируемой статьи действует непосредственно: для применения устного замечания и освобождения от ответственности не требуется специального указания о такой возможности в акте о ответственность за конкретный поступок. Назначение устного замечания на усмотрение должностного лица, решает дело в соответствии К оценке ею всех обстоятельств вины и личности нарушителя. Статья не предусматривает обязанности ' язковости освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предусматривает только право принять такое решение. В связи с этим должностное лицо обязательства ' связана рассмотреть все стороны административного правонарушения, оценить его последствия, убедиться, что в результате его совершения не нанесен значительный вред отдельным гражданам или обществу, исследовать обстановку, в которой совершено нарушение, личность нарушителя, обстоятельства, изм ' якшують и отягчающие ответственность и т.д.. Анализ правовая оценка указанных данных позволяют решить вопрос об освобождении нарушителя от административной ответственности и возможность ограничиться устным замечанием.