Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП Украины) с комментариями к статьям

Стаття 24 (1). Меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним

За вчинення адміністративних правопорушень до неповнолітніх в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет могут быть применены следующие меры воздействия:

1) обязательства ' Обязательства публично или в иной форме попросить прощения употерпилого

2) предупреждение

3) выговор или строгий выговор

4) передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, которые их заменяют, или под надзор педагогическому или трудовому коллективу с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе.


ВАЖЛИВО
ЗАКОН ПРО БОРОТЬБУ З КОРОНАВІРУСОМ В УКРАЇНІ

Комментарий:

Необходимость выделения специальных норм об административной ответственности несовершеннолетних обусловлена особенности привлечения их к административной ответственности, освобождение от ответственности, назначение административного взыскания и специфические мероприятия воздействия. Эта позиция базируется на международно-правовых актах, в частности Декларации прав ребенка, в преамбуле которой говорится, что несовершеннолетние, в связи ' связи с их физической и умственной незрелостью, нуждаются в специальной охране и защиты, в частности, надлежащую правовую защиту. Особенности возрастной психологии несовершеннолетних позволяют ограничиться отношении таких лиц сравнительно более м ' благами, достаточными для обеспечения их исправления и перевоспитания. Общество не вправе выдвигать к несовершеннолетним такие же строгие требования, как к своим взрослых членов. Поэтому часто в отношении несовершеннолетних достаточны меры воспитательно-педагогического, а не карательного характера.

Нормы, направленные на обеспечение нормального физического и психического развития несовершеннолетних, содержатся в ряде статей КоАП. Так, ст. 13 регламентирует возраст, с которого может наступать административная ответственность. Ст. 34 относит дообставин, что ум ' якшують ответственность за административное правонарушение, совершение правонарушения несовершеннолетним. Согласно ст. 35 относит к отягчающих ответственность за административное правонарушение, отнесены вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение. Согласно ст. 40 устанавливает особый порядок возмещения вреда, причиненного несовершеннолетним в результате совершения административного правонарушения.

В Особенной части КоАП содержатся нормы об административных правонарушениях, жертвами которых могут выступать только несовершеннолетние Так, ст. 180 устанавливает административную ответственность за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения ' яниння родителями несовершеннолетнего, лицами, которые их заменяют, или другими лицами, в. 184 - за уклонение родителей или лиц, их заменяют, от выполнения предусмотренных законодательством обязанности ' связей по обеспечению необходимых условий жизни, обучения и воспитания несовершеннолетних детей. Это свидетельствует о важности охраны прав и законных интересов несовершеннолетних средствами законодательства об административных правонарушениях.

В комментируемой статьи предусмотрено применения в отношении несовершеннолетних специфических мер воздействия. Такие меры не являются административными взысканиями и существенно отличаются от них по своей строгости. Вместе они эт ' связаны с определенными ограничениями и лишениями для лица, в отношении которого применены. Меры воздействия в отношении несовершеннолетних применяется независимо от желания виновных, их родителей или лиц, их заменяющих. В соответствии со ст. 6 Закона Украины « Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей » дела в отношении несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет, рассматриваются судами.

Следует особо отметить, что в комментируемой статье возможность привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности ограничена условием достижения шестнадцатилетнего возраста к моменту совершения административного правонарушения. Поэтому орган административной юрисдикции обязательства ' связан удостовериться, достигла лицо, совершившее административное правонарушение, указанного возраста на момент совершения правонарушения.

Обязательства ' Обязательства публично или в иной форме просить прощения у потерпевшего является наименее строгим мерой воздействия и применяется при условии, что лицо, совершившее административное правонарушение, осознала неправомерность своего поведения и обнаружила чистосердечное раскаяние в содеянном. Публичность прощения означает присутствие других (кроме правонарушителя и потерпевшего) лиц при принесении извинения. Форма и содержание извинения нормативно не регламентированы и оставлены на усмотрение заинтересованных лиц.

Предостережение несовершеннолетних о недопустимости противоправного поведения применяется с целью прекращения такого поведения, но в основном эта мера направлена родителей или лиц, их заменяющих. О вынесении лицу официального предостережения должно быть составлен протокол, однако его форма и содержание нормативно не регламентированы.

Выговор или строгий выговор по своей юридической природе является официальным осуждением несовершеннолетнего правонарушителя и совершенного им деяния, совершенным от имени государства.

Передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, допускается только при наличии данных об их способности обеспечить положительный воспитательное воздействие на него и постоянный контроль за его поведением. Под лицами, заменяющими родителей, следует понимать усыновителей, опекунов и попечителей. Передача несовершеннолетнего под надзор педагогического или трудового коллектива возможна только с согласия этого коллектива. Несовершеннолетний может быть передан и под надзор отдельных граждан по их просьбе. Как педагогический или трудовой коллектив, так и отдельный гражданин обязательства ' связаны при этом осуществлять воспитательное воздействие на него и постийьий контроль за его поведением. Решая вопрос о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или отдельных граждан, суд, уполномоченный решать дело, должен руководствоваться данными, которые характеризуют. Недопустимо передавать несовершеннолетнего под надзор родителей или матери, лишенные родительских прав, а также родителей или других лиц, которые в силу свое поведение не способны положительно влиять на него. Несовершеннолетний может быть передан под надзор педагогического коллектива учебного заведения только по месту учебы, а трудового коллектива - по месту работы при наличии данных о том, что этот коллектив способен осуществлять надлежащий контроль за поведением несовершеннолетнего и положительно влиять на его воспитание (см. постановление Пленума Верховного Суда Украины « О практике рассмотрения судами дел о применении принудительных мер воспитательного характера » № 6 от 31.05.2002 г.).

< Статья 24 | Стаття 24(1) | Стаття 25>