Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП Украины) с комментариями к статьям

Стаття 24. Види адміністративних взысканий

За вчинення адміністративних правопорушень можуть застосовуватись такі адміністративні стягнення:

1)попередження;

2)штраф;

3)оплатне изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным об ' объектом административного правонарушения

4) конфискация: предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным об ' объектом административного правонарушения

денег, полученных в результате совершения административного правонарушения

5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты)

6) исправительные работы;

7) административный арест.

Законами Украина может быть установлены и другие, кроме указанных в настоящей статье, виды административных взысканий

Законами Украины может быть предусмотрено административное выдви ¬ ние за пределы Украины иностранцев и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок.


ВАЖЛИВО
ЗАКОН ПРО БОРОТЬБУ З КОРОНАВІРУСОМ В УКРАЇНІ

Комментарий:

В комментируемой статьи систематизированы виды административных взысканий. Другие меры принудительного воздействия, применяемые к лицам, совершившим административные правонарушения (Например, административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов), не является административными взысканиями.

Система административных взысканий, приведена в статье, содержит разные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет учесть при назначении взыскания как особенности совершения административного правонарушения, так и личность нарушителя.

В отличие от уголовного законодательства (ст. 51 Уголовного кодекса Украины), где все наказания расположены в определенной последовательности - от менее тяжких к оильш тяжелых, из расположения в перечне видов административных взысканий нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем значение каждого из видов административных взысканий в их соотношении между собой.

Перечень административных взысканий, приведенный в комментируемой статье, не является закрытым, исчерпывающим. Он может быть при необходимости дополнен текущим законодательством. В частности Законом Украины « О об ' объединения граждан » установлен ряд взысканий, которые могут применяться к этим об ' соединений и КоАП не предусмотрены. Хотя в Законе прямо не сказано, что эти взыскания являются административными, но их характер свидетельствует именно о Это. Возможность такого дополнения может происходить за соблюдение двух условий. Во-первых, другие, кроме указанных в настоящей статье, виды административных взысканий должны быть установленные в соответствии с принципами и положениями КоАП. Во-вторых, новые виды административных взысканий могут быть введены только законодательными актами. Этим исключается возможность для Кабинета Министров Украины, других органов исполнительной власти вводить новые виды административных взысканий.

Часть 4 комментируемой статьи признает административное выдворение иностранцев административным взысканием, хотя оно по своему характеру является мерой пресечения. Это объясняется тем, что административное выдворение применяется только к иностранцам и лиц без гражданства, которые постоянно проживают за пределами Украины, в случаях грубого нарушения законодательства о правовом статусе этих лиц в Украине, административного, финансового и иного законодательства. Цель данного мероприятия - прекратить противоправное поведение иностранцев и лиц без гражданства. Целью административного взыскания комментируемая статья называет, прежде всего, наказание нарушителя, воспитание его в духе соблюдения законов, а также предупреждения совершения новых правонарушений. Административное взыскание, кроме ограничений, эт ' связанных с его реализацией, влечет для правонарушителя еще так называемое состояние « административной покараности », то есть в течение года лицо считается подвергнутым административному взысканию. Административное выдворены указанных последствий не вызывает. Наконец о приостанавливающий характер этого мероприятия свидетельствует порядок его применения. Административное взыскание реализуется при производстве по делам об административных правонарушения, порядок которого на административное выдворение не распространяется. Все указанное дает основания утверждать, что административное выдворение
иностранцев и лиц без гражданства за пределы Украины нельзя назвать административным взысканием. А поскольку в этих случаях речь идет о прекращении противоправного поведения, то оно не может быть чем-то иным, кроме меры административного пресечения. Указанное обусловливает необходимость совершенствования правовой нормы.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить только то наказание, которое содержится в той или иной статьи законодательного акта, устанавливающей ответственность за конкретное административное правонарушение.

Некоторые из перечисленных в комментируемой статье видов административных взысканий вообще не могут применяться к определенным, точно указанных в законе категорий граждан. Так, лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи ' связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения ' яниння, а также в случае невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение требований установленных правил места ДТП, участниками которого они являются, уклонение от осмотра на наличие алкогольного, наркотического или иного опьянения ' яниння. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования (ч. 2, 3 ст. ЗО КоАП). Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лиц, не достигших восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп (ч. 2 ст. 32 КоАП). К военнослужащих и других лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, не может быть применены исправительные работы и административный арест (ч. 1 ст. 15 КоАП).

Все виды административных взысканий за исключением предупреждения заключаются в причинении виновному лицу определенные потери имущественного характера (штраф, возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения или езпосередним о ' объектом правонарушения, исправительные работы), ограничении его прав (управление транспортным средством, права охоты, административное выдворение за пределы Украина иностранцев и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок) и краткосрочном лишении свободы (административный арест). Их целью от имени государства наказать виновное лицо за совершение административного правонарушения, а также осуществить воспитательное воздействие на нее и других лиц, предупредить совершение противоправных действий в будущем. Согласно штрафы и другие административные санкции имущественного характера взимаются в доход государства.