Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП Украины) с комментариями к статьям

Стаття 8. Чинність закону про відповідальність за адміністративні правопорушення

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит от ¬ ственности на основании закона, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Законы, ум ' якшують или отменяющие ответственность за адми ¬ нистративных правонарушениях, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Законы, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании закона, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении.


ВАЖЛИВО
ЗАКОН ПРО БОРОТЬБУ З КОРОНАВІРУСОМ В УКРАЇНІ

Комментарий:

Действие закона - это обязанность ' язковисть выполнения закона, определяется временем (с какого периода устанавливается действие закона), пространством (на какой территории), а также кругом лиц, на которое этот закон распространяется.

Действие закона во времени обусловлена соответствующим нормативным актом: по истечении общего заранее предусмотренного срока, если он определятся в тексте закона; немедленно после официального принятия и опубликования текста закона (так, ч. 5 ст. 94 Конституции Украины определяет, что закон вступает в силу через десять дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования), после окончания специально предусмотренного срока для конкретного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования. Вступление закона в силу означает, что с этого момента им должны руководствоваться, исполнять его и соблюдать все юридические и физические лица. Естественно, что к этому моменту он не является обязательным ' заполнить. Более того, поскольку до вступления нового закона в силу действует старый закон, новым законом руководствоваться нельзя. Поведение в соответствии с нормой, не вступивших еще в законную силу (хотя государство, создавая новую норму, тем самым явно признала неудовлетворительность старой), будет нарушением действующей нормы. Конкретная сфера общественных отношений не может быть одновременно урегулирована однопредметными нормативными правовыми актами одинаковой силы, которые по содержанию противоречат друг другу. Обычной является практика, когда следующий по времени акт содержит прямое предостережение о полной или частичной отмене предыдущего. Общепризнанным и то, что с принятием нового акта, если иное не предусмотрено самим этим актом, автоматически отменяется однопредметный акт, который действовал во времени раньше. В этой ' связи с этим определение момента вступления закона в силу-важный элемент в законодательстве и в применении законов. Бывают расхождения во времени момента принятия закона (приобретение силу) и момента начала его действия. Это обусловлено необходимостью предоставления суб ' объектам возможности ознакомиться с содержанием нового нормативного акта и определить для себя поведенческие установки по его реализации. Различают акты обусловлено-длительного и неопределенно-длительного действия. К первой группе относятся акты, в отношении которых специально указанный срок их действия или он подразумевается характером самого акта (например, бюджетные вопросы на текущий год). Вторую группу составляют акты, в отношении которых не содержится указаний о сроке действия, то есть акт имеет законную силу и действует до тех пор, пока не будет отменен. Разновидностью утраты актом (законом) действия является приостановление его действия. Потеря закона в силу означает, что с этого момента он не может применяться. Потеря закона в силу может произойти прежде всего в результате его официальной отмены специальным распоряжением государственного органа. Законы и другие правовые акты по решению Конституционного Суда Украины признаются неконституционными полностью или в отдельной части, если они не соответствуют Конституции Украины либо если была нарушена установленная Конституцией Украины процедура их рассмотрения, принятия или вступления в силу. Законы, другие правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют силу со дня принятия Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности. Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности ' связки граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом. Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности ' связки граждан, не доведенные до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными. Порядок официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу определен Указом Президента Украины от 10.06.1997 г. № 503/97. Он устанавливает, что законы Украины, другие акты Верховной Рады Украины, акты Президента Украины, Кабинета Министров Украины не позднее чем в п ' пятнадцати ден ный срок после их принятия в установленном порядке и подписания подлежат обнародованию на государственном языке в официальных печатных изданиях. Официальными печатными изданиями являются «Ведомости Верховной Рады Украины», «Официальный вестник Украины», газеты «Урядовий кур ' премьер» и «Голос Украины». Акты Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины могут быть в отдельных случаях официально обнародованы через телевидение и радио. Официальное обнародование нормативно-правовых актов осуществляется после включения их в Единый государственный реестр нормативных актов и с указанием присвоенного им регистрационного кода. Нормативно-правовые акты могут быть опубликованы в других печатных изданиях только после их официального опубликования. Нормативно-правовые акты, опубликованные в других печатных изданиях, имеют информационный характер и не могут быть использованы для официального применения. Граждане, государственные органы, предприятия, учреждения, организации при осуществлении своих прав и обязанности ' связей должны применять законы Украина, другие акты Верховной Рады Украины, акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины, опубликованные в официальных печатных изданиях или полученные в установленном порядке от органа, который их выдал. Понятие силу закона об ответственности за административные правонарушения в пространстве тесно ' связано с понятием территории Украина. Территориальные границы силу законодательства Украины об административных правонарушениях определяются, учитывая пределы территории Украины, если действие в пространстве не установлена Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности и социально-экономического развития регионов, с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций.

Систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села. В состав Украины входят: Автономная Республика Крым, Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская, Киевская, Кировоградская, Луганская, Львовская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая, Черниговская области, города Киев и Севастополь (которые имеют специальный статус, который определяется законами Украины). В состав территории Украины в соответствии с ее законодательством и международных договоров относятся: а) сушу, в том числе острова в открытом море, принадлежащих Украине (при этом остров - это естественно образованное пространство суши, окружен водой, который находится выше уровня воды во время прилива). Как часть берега рассматриваются и выступающие в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной этого порта (кроме прибрежных установок и искусственных островов) б) внутренние воды (определены соответствующими линиями или, исторически принадлежат Украине, морские воды, воды портов, бухт, заливов, губ и лиманов, гаваней и рейдов и другие водоемы, части вод рек, озер и других водоемов) в) недра в пределах границ Украины, в том числе, недра под территориальным морем (на глубину, доступную для их геологического освоения) г) воздушное пространство над сушей и водным пространством, в том числе, над территориальным морем (На высоту до 100-110 км над уровнем моря) д) территориальное море (прилегающий морской пояс) - полоса прибрежных морских вод шириной, до 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Украине, или от прямых исходных линий, с ' объединяют соответствующие точки е) континентальный шельф Украины (дно и недра под территориальным морем), в том числе, континентальный шельф островов, принадлежащих Украине (однако скалы, не пригодны для поддержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности, считаются не имеют континентального шельфа).

Кроме того, к территории Украины приравниваются определенные об ' объекты, находящиеся под ее суверенитетом: военные корабли (военный корабль - это судно, которое принадлежит к военным сил определенного государства, имеет внешние признаки, определяющие национальность судна, находится под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине) или шлюпки, которые ходят под флагом Украины, независимо от того, находятся ли они в открытом море, в территориальных водах другого государства или иностранном порту; военные воздушные об ' объекты, которые находятся в любом месте за пределами воздушного пространства Украины; невоенные корабли или шлюпки, приписанных к портам на территории Украина и ходят под флагом Украины в открытом море (т.е. за пределами территориальных и внутренних вод иностранных государств) невоенные воздушные об ' объекты, зарегистрированные в Украине, которые находятся в открытом воздушном пространстве (т.е. за пределами территории Украины или территории иностранных государств). Совершение лицом административного правонарушения в пределах перечисленных территориальных пространств и на территориях перечисленных об ' объектов является основанием для привлечения его к административной ответственности по законодательству Украины, если иное не предусмотрено законом.

соответствии со ст. Из Закона Украины «О государственной границе Украины» (Ведомости Верховной Рады (ВПР). - 1992. - № 2. - Ст. 5) последний, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, устанавливается: 1) на суше - по характерным точкам и линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; 2) на море - по внешней границе территориального моря Украины, 3) на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки, на несудоходных реках (ручьях) - по их середине или по середине главного рукава реки, на озерах и других водоемах - по прямой линии, с ' объединяет выходы государственной границы Украины к берегам озера или другого водоема. Государственная граница Украины, проходит по реке (ручью), озеру или другому водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки (ручья) в ту или иную сторону, 4) на водохранилищах гидроузлов и других искусственных водоемах - соответственно линии государственной границы Украины, которая проходила на местности до их заполнения; 5) на железнодорожных и автодорожных мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через пограничные участки судоходных и несудоходных рек (ручьев), - посередине этих сооружений или по их технологической оси, независимо от прохождения государственной границы Украины на воде. К территориальному морю Украины относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Украине, или от прямых исходных линий, с ' объединяют соответствующие точки. Географические координаты этих точек утверждаются в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украина. В отдельных случаях другая ширина территориального моря Украины может устанавливаться международными договорами Украины, а при отсутствии договоров - соответственно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 5 Закона Украины «О государственной границе Украины»). Украина принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством Украины, является частью территории Украины. Воздушным пространством Украины является часть воздушной сферы, расположенная над сушей и водной территорией Украина, в частности, над ее территориальными водами (территориальным морем) (ст. 1 Воздушного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады (ВВР). - 1993. - № 25. - Ст. 274)). В Кодексе Украины об административных правонарушениях употребляется термин «лицо», но конкретизации относительно того, какие именно лица (физические или юридические) является суб ' объектами ад ¬ нистративного проступков, Кодекс не дает. В то же время внимательно проанализировав его нормы относительно возраста, по достижении которого наступает ответственность, обстоятельств, исключающих административную ответственность, невменяемости лица, цели административного взыскания и т.д. можно сделать вывод, что данный Кодекс устанавливает административную отвечает ¬ ность только для физических лиц. Так, согласно действующему административному законодательству субъектов ' объектом административных правонарушений могут быть только лица, достигшие на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста (ст. 12 КоАП). В то же время законом установлены некоторые исключения в части привлечения к административной ответственности за осуществление административных правонарушений военнослужащих и других лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 15 КоАП). Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанных ' связаны, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, совершения коррупционных деяний и других правонарушений, эт ' связанных с коррупцией, неправомерное использование государственного имущества, непринятие мер по частному определению суда или частному постановлению судьи, по представлению органа дознания, следователя или протеста, предписания или представления прокурора, и за контрабанду эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест. Иностранные граждане и лица без гражданства, которые находятся на территории Украины, подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Украины. Исключение составляют иностранные граждане, которые пользуются иммунитетом в соответствии с международными договорами, поскольку в случае совершения ими административных правонарушений вопрос их ответственности решаются дипломатическим путем. Урегулировании общественных отношений применяются различные способы действия во времени норма ¬ тивно-правовых актов. Переход от одной формы регулирования общественных отношений в другой может осуществляться, в частности, немедленно (непосредственное действие), путем переходного периода (ультраактивна форма) и путем обратной действия (Ретроактивное форма). Конституция Украины, закрепив ч. 1 ст. 58 положение относительно недопустимости обратного действия во времени законов и других нормативно-правовых актов, одновременно предусматривает их обратное действие во времени в случаях, когда они ум ' якшують или отменяют юридическую ответственность лица, что является общепризнанным принципом права. Закрепленный в Конституции Украины принцип недопустимости обратного действия во времени законов и других нормативно-правовых актов согласуется с международно-правовыми актами, в частности Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 15), Конвенции о защите прав и основных свобод человека (ст. 7). Есть относительно юридической ответственности применяется новый закон или иной нормативно-правовой акт, ум ' смягчает или отменяет ответственность лица за совершенное правонарушение во время действия нормативно-правового акта, которым определялись понятия правонарушения и ответственность за него. К тому же актом, ум ' смягчает ответственность за административное правонарушение, является акт, исключает с санкции более строгие взыскания или дополнительные взыскания.

Акты, ум ' якшують или отменяют административную ответственность, применяются на любом стадии производства по делам об административных правонарушениях.

<Стаття 7 | Стаття 8 | Стаття 9>