Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП Украины) с комментариями к статьям

Стаття 9. Поняття адміністративного правонарушения

Адміністративним правопорушенням (проступком) визнається про¬типравна, винна (умисна або необережна) дія чи бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой согласно закону уголовной ответственности.


ВАЖЛИВО
ЗАКОН ПРО БОРОТЬБУ З КОРОНАВІРУСОМ В УКРАЇНІ

Комментарий:

В этой статье Кодекса содержится понятие административного правонарушения с целью обеспечения правильного и обоснованного применения мер административной ответственности. Административное правонарушение законодатель обозначает еще одним термином: «административный проступок», что дает возможность сопоставить понятие «проступок» и «преступление», которые имеют принципиальные, существенные различия. Одновременно и проступок, и преступление по своей сути действиями противоправными, т.е. правонарушениями.

Законодатель раскрывает понятие административного проступка путем определения его основных характеристик. Это прежде всего действие или бездействие, при наличии определенных признаков рассматривается законом как нарушение установленных правил поведения граждан в определенных сферах общественной жизни. К таким правилам относятся, например, правила поведения в общественных местах, в частности на общественном транспорте, правила дорожного движения, правила торговли, санитарные, противопожарные правила, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности работ в отдельных отраслях промышленности, в сельском хозяйстве и т.д.. Особое значение для всего общества имеет соблюдение требований законодательства в сфере охраны труда и здоровья ' населения, в охраны, использования природных ресурсов и т.п.. Надо отметить, что эти правила устанавливаются как законами Украины, так и подзаконными правовыми актами (например, Правила благоустройства территории населенного пункта, которые разрабатываются для всех сел, поселков, городов и утверждаются органами местного самоуправления, Правила торговли на рынках, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственной налоговой администрации Украины и Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 26.02.2002 г. № 57/188/84/105 т.д.). Действие или бездействие должностного лица или гражданина чаще непосредственно эт ' связана с невыполнением тех или иных правовых предписаний, содержащихся в указанных правилах.Административне правонарушения всегда противоправным действием (бездействием), т.е. действием, запрещенным законом или иным нормативным правовым актом. Гражданин, совершает противоправное действие, нарушает свой конституционный обязанности ' связь, поскольку нормы ч. 1 ст. 68 Конституции Украины устанавливают, что каждый обязательства ' связан неуклонно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей. В свою очередь выполнения этой обязанности ' связи обусловливает необходимость соблюдения всех правил, принятых в установленном законом порядке. Оценка нарушения требований законов и подзаконных актов как противоправного деяния обусловливает необходимость применения соответствующего принуждения и привлечения виновного в содеянном к одному из видов юридической ответственности, в данном случае - к административной ответственности.

Закон рассматривает противоправное действие (бездействие), совершенное определенным лицом, как административный проступок только в том случае, если имеет место вина этого лица, то есть если совершенное было совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины является неотъемлемой ' емкой признаком состава административного проступка. Формы вины подробно рассмотрены в ст. 10 и 11 Кодекса (см. комментарий к указанным статей).

В комментируемой статье раскрывается и социальная характеристика административного проступка как деяние, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. Следует при этом учитывать, что в тексте статьи нашли отражение не все об ' объекты противоправных посягательств, к которым, в частности, необходимо отнести и природную среду, природные ресурсы, памятники ' палатки истории и культуры.

Административное правонарушение с точки зрения его состав может быть проанализировано следующим образом. Структура этого состава содержит: 1) в ' объект правонарушения (общественные отношения в той или иной сфере, на нормальное развитие которых посягает правонарушение) 2) о ' объективную сторону (конкретные действия, выразившиеся в нарушении установленных правил), 3) субъектов ' объект правонарушения - конкретная вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, 4) субъектов ' объективную сторону состава (есть отношением лица к совершенному им деяние, то есть вина в форме умысла или неосторожности). Все перечисленные признаки определяют в совокупности состав административного правонарушения (проступка).

О ' объект правонарушения - это то, на что оно посягает, чем оно наносит вред. Административный проступок причиняет вред или создает угрозу его причинения общественным отношениям, которые и составляют об ' объект проступка. Средствами административной ответственности охраняются общественные отношения, которые регулируются нормами не только только административного права, но и многими другими: гражданского, экологического, трудового, финансового и т.д..

О ' объективную сторону правонарушения характеризуют признаки, определяющие акт внешнего поведения правонарушителя. К ним относятся деяния (действие или бездействие), его вредные последствия, причинная связь ' связь между деянием и последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершения проступка.

Основной и обязанности ' Обязательным признаком о ' объективной стороны является противоправное деяние, отсутствие ее исключает состав любого административного правонарушения. Это может быть как действие (например, распитие спиртных напитков в общественных местах), так и бездействие, когда закон требует активных действий (уклонение свидетеля от явки в суд или орган предварительного следствия или дознания). Все другие признаки носят факультативный характер, т.е. они обязанности ' обязательные только в тех случаях, когда прямо предусмотрены законом. Так, вредные последствия и причинная связь ' Связь обязанности ' обязательные только для так называемых материальных составов проступков, в результате которых всегда причиняется материальный жаль (например, мелкое хищение, повреждение телефонов-автоматов, уничтожение посевов и т.п.). Большинство административных правонарушений характеризуется несоблюдением различных общеобязательного ' обязательным правил, когда деяние составляет состав проступка независимо от наступления вредных последствий материального характера (нарушение правил охраны труда, торговли, дорожного движения, таможенных, паспортных, санитарных и др.). Эти составы формулируются в статьях особенной части раздела II КоАП лишь указанием на противоправное действие или бездействие («нарушение правил», «невыполнение правил» т.д.). В некоторых статьях содержится указание только вредные последствия («повреждения», «уничтожения», «порчи» т.д.), действия понимается само собой.

Место, время, обстановка, способ , орудия и средства совершения проступка могут быть обязанности ' Обязательными признаками, если они включены в конкретный состав проступка (например, отдельные деяния признаются административными правонарушениями лишь в случае совершения их в общественном месте, часто в КоАП называется способ совершения проступка - грубое, злостное нарушение, скрытая передача и др.), в других случаях они могут признаваться обстоятельствами, которые ум ' якшують или отягчающие ответственность (например, совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах отягчает административную ответственность).

Отдельные статьи КоАП предусматривают административную ответственность за незаконченные действия (ст. 188 - за попытку передачи запрещенных предметов в исправительно-трудовые учреждения и ст. 209 - за приготовление к контрабанде), общей нормы о стадиях административного правонарушения нет, что вполне оправданно.

Сб ' объективную сторону правонарушения составляет эт ' связана с его совершением психическая деятельность лица. К признакам, которые характеризуют субъектов ' объективную сторону, относятся вина, мотив и цель совершения правонарушения.

Вина - основной и обязанности ' Обязательная признак субъектов ' объективной стороны любого административного проступка. Это психическое отношение лица к совершенному им общественно вредному деянию и его последствиям, которое проявляется в форме умысла или неосторожности. Понятие этих форм вины раскрывается в статьях 10 и 11 КоАП. Мотив и цель совершения административного правонарушения - факультативные признаки субъекта ' объективной стороны состава проступка. Под мотивом понимается осознанное лицом внутреннее побуждение, которым она руководствовалась при совершении проступка. Цель - это противоправное результат, следствие, которого стремится достичь лицо совершением правонарушения. Мотив и цель чаще всего в состав проступка не входят, хотя в некоторых случаях только совершение деяния с определенным мотивом или целью составляет состав административного правонарушения (например, ст. сто третьей КоАП предусматривает ответственность за самовольное использование в корыстных целях электрической или тепловой энергии или газа, в. 132 - за самовольное использование в корыстных целях транспортных средств или других машин, принадлежащих организациям и т.д.). Отдельные статьи КоАП предусматривающих ответственность за совершение деяния при отсутствии определенной цели: ст. 44 - за незаконное приобретение или хранение наркотических средств без цели сбыта и ст. 176 - за изготовление или хранение без той же цели самогона или других крепких спиртных напитков домашней выработки или аппаратов для их изготовления. В некоторых статьях КоАП мотив и цель проступка не называются, но подразумеваются (например, мелкое хищение, азартные игры, проституция всегда имеют корыстные мотив и цель).

Сб & ; # 39; объектом правонарушения действующий КоАП признает физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения проступка возраста, с которого наступает административная ответственность. Признаки, характеризующие субъекта ' объекта проступка, делятся на общие и специальные. Первые присущи любому суб ' ектови. Сб ' объектом проступка может быть, во-первых, только физическое лицо, человек (гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства). Необходимо заметить, что в наше время многочисленные штрафные санкции в административном порядке применяются также к юридическим лицам, то есть законодательством они уже признаются субъектами ' объектами административной ответственности. В нормативных актах не определено общих положений их ответственности. Действие КоАП Украины распространяется только на физических лиц. Поэтому в наше время стоит насущная проблема должным урегулировать основания, мероприятия и процедуры административной ответственности юридических лиц. Во-вторых, суб ' объектом административного проступка может быть не любое лицо, а лишь вменяемое. В законодательстве об административных правонарушениях не раскрывается понятие вменяемости, оно вытекает из определения невменяемости. В ст. 20 КоАП под невменяемостью понимается состояние, в котором лицо не могло осознавать свои действия или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния 3 Учитывая это можно сделать вывод, что вменяемость - это способность лица осознавать свои действия и руководить ими, а значит и нести за них ответственность. В-третьих, суб ' объектом проступка может быть лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста

Кроме этих общих признаков в конкретных составах, суб ' объект может характеризоваться еще и дополнительными специфическими свойствами. Такие суб ' объекты называются специальными. К ним можно отнести, например, должностных лиц, водителей, руководителей, капитанов судов, родителей, военнообязанных ' связанных т.д..

Важное значение для правоприменительной практики имеет разграничение понятий «административном правонарушении» и «преступление». Статья 11 Уголовного кодекса Украины определяет, что преступлением является предусмотренное настоящим Кодексом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное суб ' объектом преступления. Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляет общественной опасности, то есть не причинило и не могло причинить существенного вреда физическому или юридическому лицу, обществу или государству. Итак, общими признаками административного правонарушения и преступления является вина, противоправность и общественная вредность. Кроме того, много общего и в характере мер воздействия (штраф, лишение специального права, исправительные работы, предусмотренные в ст. 24 КоАП как меры административного взыскания, а в ст. 51 Уголовного кодекса Украина - как виды уголовного наказания). Однако сравнение близких по характеру действий - административных правонарушений и преступлений - четко показывает их отличие в степени общественной опасности, а соответственно, и разная степень строгости одноименных мер воздействия. Так, особая важность ряда об ' объектов, например, основ национальной безопасности Украины, жизни человека, исключает признание посягательств на них административными правонарушениями. Поэтому государственная измена, убийство, тяжкое телесное повреждение могут считаться лишь преступлениями. Посягательство на другие об ' объекты, например, собственность, общественный порядок, хозяйственную деятельность, могут быть как преступлениями, так и административными правонарушениями. Однако в этих случаях их правовую природу определяют тяжесть вреда, опасность способов, форма и степень вины, мотивы, цели, повторность и другие признаки. Основным критерием разграничения преступления и ад ¬ нистративного правонарушения такая юридическая категория, как общественная опасность. К тому же необходимо учитывать элементы общественной опасности: ее степень (объем), а также количественный фактор (повторность, рецидив правонарушениях). Административные проступки отличаются от преступлений меньшей степенью общественной опасности, отсутствием большой вред для общества, причиняемый ему преступления. Эта разница проявляется во всех признаках противоправных деяний обоих видов: о ' объекте, о ' объективной стороне, суб ' объекте и суб ' объективной стороне.

Различная степень общественной опасности, вызванной одним и тем общественным отношениям административными проступками и преступлениями, можно проиллюстрировать сравнением мелкого хулиганства по ст. 173 КоАП и хулиганства по ст. 296 Уголовного кодекса Украины. Об ' объектом противоправных посягательств этих правонарушений являются общественные отношения в сфере общественного порядка. Однако при совершении уголовно наказуемого хулиганства наблюдается большая дезорганизация общественных отношений, чем при мелком хулиганстве, поскольку в первом случае действия правонарушителя имеют грубые харак ¬ тер, выражают его явное неуважение к обществу, иногда сочетаются с исключительным цинизмом, с особой дерзостью и т.п.. Мелкое хулиганство выражается в нецензурной брани, в непристойном поведении, в оскорбительное приставание к гражданам в общественных местах.

Необходимо также учитывать, что не влекут административной ответственности противоправные действия, сходные по своим признакам к административных проступков, но не являются таковыми. Имеются в виду действия, которые происходят в обстоятельствах крайней необходимости и необходимой обороны (см. комментарии к ст. 18 и 19), а также в состоянии невменяемости (см. комментарий к ст. 20).