Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям



Стаття 113. Порядок оплаты времени простоя, а также при освоении нового производства (продукции)

Время простоя не по вине работника оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).

Про початок простою, крім простою структурного підрозділу чи всього підприємства, працівник повинен попередити собственника или уполномоченный им орган или бригадира, мастера, других должностных лиц.

За время простоя, когда возникла производственная ситуация, опасная для жизни или здоровья работника либо окружающих его людей и окружающей природной среды не по его вине, за ним сохраняется средний заработок.

Время простоя по вине работника не оплачивается.

На период освоения нового производства (продукции) собственник или уполномоченный им орган может производить рабочим доплату до прежнего среднего заработка на срок не более шести месяцев.

Комментарий

1. Часть первая ст. 113 КЗоТ подлежит применению, в частности в случаях приостановления работ по причине отсутствия материально-технического обеспечения производства, необеспечение технологической документацией, неисправности оборудования, простой из других причинам, не связанным с виной работника.

2. Как простой могут быть квалифицированы только такие случаи, когда работник приходит на работу, но не работает по указанным выше причинам. Если работник из-за простоя самовольно не приходит работу или идет с работы, он не может требовать оплаты соответствующего времени в соответствии с частью первой ст. 113 КЗоТ, хотя бы ему заранее известно о неизбежности простой. Если владелец вопреки законодательству о труде предоставляет работникам на время приостановки работ отпуск без сохранения заработной платы, часть первая ст. 113 КЗоТ подлежит применению к отношениям, возникающие при этом, по аналогии. Владелец, естественно, при этом должен нести также публично-правовую ответственность за нарушение законодательства о труде. При предоставлении в подобных случаях работнику отпуска без сохранения заработной платы по согласованию между сторонами трудового договора применения части первой ст. 113 КЗоТ было бы недопустимым. Поскольку такое соглашение противоречит законодательству о труде, владелец должен нести установленную ответственность за допущенное нарушение.

3. Стаття, що коментується, встановлює мінімальний розмір оплати часу простою. Він становить дві третини тарифной ставки установленного работнику разряда или должностного оклада. Это - минимальный размер данного рода выплат, установленный законодательно, как этого требует ст. 12 Закона "Об оплате труда". С соблюдением указанного минимума предприятие вправе в коллективном договоре устанавливать более высокий размер оплаты времени простоя (ст. 15 Закона "Об оплате труда"). Однако предприятия и хозрасчетные организации, получающие дотации из бюджета, имеют право устанавливать коллективными договорами повышенные размеры этих выплат только в пределах установленных дотаций и собственных доходов. Установка больших, чем это предусмотрено ст. 113 КЗоТ, размеров оплаты времени простоя в учреждениях теоретически не исключается. Относительно бюджетных учреждений установленный ст. 113 КЗоТ минимальный размер оплаты времени простоя должен рассматриваться как норма прямого действия. Однако он может и устанавливаться Кабинетом Министров по согласованию с соответствующими профсоюзами и в более высоких размерах согласно п. 2.3 Генерального соглашения на оды.

4. Оплата часу простою в розмірі середнього заробітку передбачена у випадках, коли за відсутності вине работника возникла производственная ситуация, опасная для жизни или здоровья работника либо окружающих его людей и окружающей природной среды. Это предусмотрено частью второй ст. 6 Закона "Об охране труда".

5. Ст. 6 Закона "Об охране труда" предусматривает необходимость подтверждения факта наличия указанной ситуации специалистом по охране труда предприятия с участием представителя профсоюза, членом которой являются работники, или уполномоченного работниками лица по вопросам охраны труда (если работник не является членом профсоюза, действующего на предприятии), а также страхового эксперта по охране труда (ст. 23 Закона "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности "). Таким образом, вопрос наличия основания для применения части третьей ст. 113 КЗоТ должен решаться уже коллегиально. Однако это не лишает работника права доказывать в суде наличие таких оснований и требовать оплаты времени простоя в размере, установленном частью третьей ст. 113 КЗоТ.

6. В размере средней заработной платы подлежит оплате время простоя и в тех случаях, когда простой вызвано остановкой эксплуатации предприятия, цеха, участка, отдельного производства или оборудования органом государственного надзора за охраной труда или службой охраны труда (часть шестая ст. 6 Закона "Об охране труда").

7. Работники, труд которых оплачивается повременно, в отличие от рабочих-сдельщиков, не заинтересованы в надлежащем оформлении времени простоя, поскольку за время простоя им выплачивается лишь часть тарифной ставки, а неоформленный простой учитывается как время работы, который оплачивается по полной тарифной ставке (окладу). Однако, законодатель возлагает на всех работников обязанность предупреждать владельца, или уполномоченный им орган или бригадира, мастера, другое должностное лицо о начале простоя. Невыполнение работниками этой обязанности является дисциплинарным проступком, за совершение которого работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Но это не может быть основанием не только для привлечения работника к материальной ответственности, но и для отказа собственника или уполномоченного им органа оплатить время простоя, поскольку обязанность провести такую от выполнения работником обязанности предупредить владельца.

8. Доплата до прежнего среднего заработка на период освоения нового производства (продукции) может осуществляться в силу части пятой ст. 113 КЗоТ. Такая доплата возможна и на предприятиях (в организациях), получающих дотацию из бюджета. В учреждениях она вряд ли, так как обычно они не занимаются освоением нового производства (продукции). Предельный срок доплаты на период освоения нового производства (продукции) на основании части пятой ст. 113 КЗоТ - шесть месяцев. В дальнейшем такая доплата возможна только на основании ст. 91 КЗоТ.