Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям



Стаття 152. Передача питання про порушення трудової дисципліни на розгляд трудового колективу або його органу

Власник або уповноважений ним орган має право замість накладання дисциплінарного взыскания передать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива или его органа.

Комментарий :

1. Указание в части второй ст. 140 КЗоТ на возможность применения в отношении отдельных недобросовестных работников в необходимых случаях меры "дисциплинарного и общественного воздействия" дает основания для вывода о том, что за нарушение трудовой дисциплины к работникам могут применяться не только меры дисциплинарного взыскания, но и другие меры воздействия. На первый взгляд, ст. 140 КЗоТ создает правовое основание для применения к работникам мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС "О дополнительных мероприятия по укреплению трудовой дисциплины ". Мы считаем, однако, что это не так. Названным постановлением как дополнительная мера воздействия предусмотрено уменьшение ежегодного отпуска на количество дней прогула, совершенного работником без уважительной причины в соответствующем году. При этом отпуск должен быть не менее 12 рабочих дней. Это правило не должно применяться как такое, что противоречит Закону Украины "Об отпусках".

Предусмотрена тем же постановлением выплата премии в половинном размере на новом месте работы в течение шести месяцев, если с предыдущего места работы работник уволен за систематическое нарушение трудовой дисциплины, прогулы без уважительной причины или появление на работе в нетрезвом состоянии, также не может применяться как таковая, что противоречит сути трудовых правоотношений. За нарушение, допущенное на одном месте работы, к работнику не могут применяться меры воздействия на новом месте работы, перед новым владельцем. Кроме того, государственное регулирование премирования и вообще не предусмотрено нормами Кодекса законов о труде и Законом "Об оплате труда". Оно возможно только в соответствии со ст. 13 и 16 Закона "Об оплате труда". Но по содержанию этих статей государственное регулирование премирования и в этих случаях допускается только с целью предотвращения перерасхода или нерационального использования бюджетных средств. Возможность государственного регулирования премирования с целью укрепления трудовой дисциплины ст. 13 и 16 Закона "Об оплате труда" не вытекает.

2. Ст. 152 КЗпП надає право власникові замість накладення дисциплінарного стягнення передати питання о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива или его органа. Меры общественного взыскания или воздействия, принятые трудовым коллективом или его органом, приобретают юридическое значение (пункты 3, 8 ст. 40 КЗоТ), но при условии, что они применяются в соответствии с законодательством.

Первая такая условие косвенно сформулирована в ст. 152 КЗоТ: трудовой коллектив или его орган должен рассматривать вопрос о нарушении трудовой дисциплины по представлению собственника. Второе условие: рассмотрение вопроса о нарушении трудовой дисциплины и применение мер общественного взыскания или воздействия трудовым коллективом или его органом в соответствии с нормами Закона "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями". Это означает: 1) поскольку названный Закон распространяется на трудовые коллективы структурных подразделений предприятий, учреждений, организаций, вопрос о нарушении трудовой дисциплины может рассматривать не только трудовой коллектив предприятия, учреждения, организации, но и трудовой коллектив структурного подразделения, в котором работник работает 2) наличие кворума на собрании коллектива (пятьдесят процентов общей численности коллектива) 3) принятие решения большинством участников собрания (конференции трудового коллектива).

3. Що стосується права органів трудового колективу розглядати питання про порушення трудової дисципліни и применение мер общественного взыскания или воздействия, то определить круг этих органов не так просто. Мы считаем, что нет оснований признавать органами трудового коллектива и имеющими право осуществлять полномочия трудовых коллективов, субъектов, указанных в ст. 19 Закона СССР "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями "(партийные, профсоюзные, комсомольские организации, администрацию). Эти субъекты не входят в структуру трудового коллектива и никак не могут быть его органами. Какие же органы организовать для осуществления полномочий трудового коллектива - это дело именно трудового коллектива. Закон лишь устанавливает порядок принятия решения об избрании этого органа (ст. 20, 21 Закона СССР "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями").

4. Зміст Положення про товариські суди Української РСР дозволяє визнати товариські суди органами трудового коллектива. Так, ст. 1 Положение предусматривает, что товарищеские суды наделены доверием коллектива, исполняют его волю и ответственны перед ним. Ст. 2 того же Положения предусматривает создание товарищеских судов по решению трудовых коллективов. Итак, товарищеские суды являются органами трудового коллектива и в соответствии со ст. 152 КЗоТ имеют право по представлению собственника рассматривать вопрос о нарушении трудовой дисциплины и принимать к нарушителям трудовой дисциплины решение о применении мер общественного воздействия и взыскания.

5. Трудовые коллективы или созданные ими органы имеют право применять к нарушителям трудовой дисциплины такие общественные взыскания, как товарищеское замечание или общественный выговор (ст. 9 Закона "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями "). Товарищеские суды вправе применять к нарушителям трудовой дисциплины меры воздействия. Некоторые из них по своему правовому статусу должны быть признаны мерами общественного взыскания. Это - товарищеское замечание, общественное порицание, общественное выговор без публикации и с публикацией в печати (ст. 16 Положения о товарищеских судах Украинской ССР).

6. Общественные взыскания учитываются наравне с дисциплинарными при увольнении по основаниям, указанным в пункте 3 ст. 40 КЗоТ. При этом учитываются только те общественные взыскания, которые применены с соблюдением сроков, установленных ст. 148 КЗоТ, и не утратили силу в связи с окончанием одного года после вынесения решения об объявлении взыскания или досрочно по решению органа, который объявил взыскания.

7. Помимо мер общественного взыскания трудовой коллектив вправе применять к работникам следующие меры общественного воздействия (ст. 9 Закона "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями "): 1) ставить перед владельцем вопрос о привлечении нарушителя трудовой дисциплины к ответственности, 2) ставить перед владельцем вопрос о лишении нарушителей трудовой дисциплины премий, вознаграждений по итогам работы за год и за выслугу лет, 3) ставить вопрос о привлечении нарушителей трудовой дисциплины к материальной ответственности.

Что касается вопроса о переносе очередного отпуска и очередности предоставления жилья, то такие меры противоречат данном работникам праву на отпуск и гражданам - правую на жилье и применяться не должны.

8. Товарищеским судам также предоставлено право применять к нарушителям трудовой дисциплины меры общественного воздействия, которые не относятся к категории общественных взысканий. Такими мерами воздействия являются: 1) возложение обязанностей принести публичное извинение потерпевшему или коллективу; 2) постановка перед владельцем вопроса об увольнении работника.

9. Меры общественного воздействия не могут учитываться при увольнении на основании п. 3 ст. 40 КЗоТ, но имеют юридическое значение при применении п. 8 ст. 40 КЗоТ.