Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям



Стаття 153. Створення безпечних і нешкідливих условий труда

На всіх підприємствах, в установах, організаціях створюються безпечні і нешкідливі умови праці.

Забезпечення безпечних і нешкідливих умов праці покладається на собственника или уполномоченный им орган.

Условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работником, а также санитарно-бытовые условия должны отвечать требованиям нормативных актов об охране труда.

Собственник или уполномоченный им орган должен внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.

Собственник или уполномоченный им орган не вправе требовать от работника выполнения работы, связанной с явной опасностью для жизни, а также в условиях, не отвечающих законодательству об охране труда. Работник имеет право отказаться от порученной работы, если создалась производственная ситуация, опасная для его жизни или здоровья ' я или людей, которые его окружают, и окружающей среды.

В случае невозможности полного устранения опасных и вредных для здоровья ' я условий труда собственник или уполномоченный им орган обязательства ' связан сообщить об этом центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, который может дать временное согласие на работу в таких условиях.

На собственника или уполномоченный им орган возлагается систематическое проведение инструктажа (обучения) работников по вопросам охраны труда, противопожарной охраны.

Трудовые коллективы обсуждают и одобряют комплексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий и контролируют выполнение этих планов.

Комментарий :

1. Охрана труда - один из центральных институтов трудового права. Он имеет исключительное практическое значение. Несоблюдение требований охраны труда создает опасность для здоровья ' и жизнь работников. В свою очередь и те, кого законодатель называет владельцем или уполномоченным им органом, несут строгую, в том числе и уголовную, ответственность за нарушение правил охраны труда.

2. Охрана труда как социально-экономическое и юридическое понятие - это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровье ' я и работоспособности человека в процессе труда (ст. 1 Закона " Об охране труда "). Как правовой институт, охрана труда - это значительный комплекс правовых норм. Сборник правовых документов " Законодательство Украины об охране труда ", в свое время выдан Госнадзорохрантруда в четырех частях, включает в себя далеко не все действующие нормативные юридические акты по вопросам охраны труда.

3. Ст. 4 Закона " Об охране труда " формулирует принципы государственной политики в сфере охраны труда. Эти принципы, по нашему мнению, в силу указанного их определения, следует квалифицировать и как принципы института охраны труда, подлежащих применению при отсутствии соответствующих конкретных правовых норм, и как такие, которые определяют направления дальнейшего развития института охраны труда, и как обязанность ' связки государства, которые она взяла на себя и которых она должна соблюдать при осуществлении своей политики в будущем. С учетом изложенного, принципы, указанные в ст. 4 Закона " Об охране труда ", имеют определенное регулятивное значение.

4 . Ст. 43 Конституции Украины закрепляет право человека и гражданина на надлежащие безопасные и здоровые условия труда, не допуская из этого правила каких-либо исключений. Правую работника на надлежащие безопасные и здоровые условия труда корреспондирует обязанность ' связь владельца обеспечить безопасные и безвредные условия труда (часть вторая ст. 153 КЗоТ).

Несмотря на отказ Украины от бывшего декларативного метода законодавствування, все-таки полное реальное проведения в жизнь правил ст. 43 Конституции Украины и части первой ст. 153 КЗоТ с о ' объективных причин невозможно. На многих производствах вредные условия труда сохраняются даже в передовых в технологическом отношении странах. В нашей стране реально можно говорить не о создании безопасных и безвредных условий труда, а об обязанности ' связь владельца применять предусмотренные законодательством меры к нейтрализации влияния на здоровье ' я человека вредных условий труда, об обязательном ' связь владельца соблюдать установленных предельно концентраций вредных веществ, других предельных параметров условий труда, а также об обязанности ' связь владельца застраховать свою ответственность за моральный и материальный ущерб, причиненный вредным воздействием на организм человека условий труда.

случайно Закон " Об охране труда " НЕ формулирует такого обязанность ' связи владельца, а конкретные нормы трудового права устанавливают особенности регулирования трудовых отношений на работах с условиями повышенного риска для здоровья ' я (ст. 7, п. 2 части первой ст. 24 КЗоТ), с вредными условиями труда (ст. 51, 100 КЗоТ). Установлению таких особенностей посвящена большое количество подзаконных актов. Иными словами, наличие тяжелых, вредных и опасных условий труда - это о ' объективное явление. И в конкретных нормах трудового права предусматриваются меры с целью максимально возможной нейтрализации действий вредных и опасных условий труда, но не устанавливается запрет на проведение работ в указанных условиях.

5. Действие норм Кодекса законов о труде, касающихся охраны труда, распространяется на всех работников, выполняющих работу в соответствии с трудовым договором. Такая же сфера действия и других нормативных актов об охране труда. Нормативные акты об охране труда распространяют свое действие, в частности, трудовые отношения работников с физическими лицами - нанимателями (в том числе физическими лицами, использующими наемный труд в потребительской хозяйстве). Нормы законодательства Украины об охране труда распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории Украины.

6. Правило ст. 3 Закона " Об охране труда ", согласно которому действие этого Закона распространяется на всех, кто работает, не дает оснований для распространения в силу настоящего Закона и других актов законодательства об охране труда на физических лиц, заключивших гражданско-правовые договоры о выполнении работ. В Законе " Об охране труда ", кроме его ст. 2, употребляется термин " работник ", который определяется в части третьей ст. 1 Закона как " лицо, работающее на предприятии, в организации, учреждении и исполняющее обязанности ' связки или функции согласно трудовому договору (контракту) ".

7. Законодательство Украины об охране труда за годы независимости Украина существенно обновилось. В то же время сохраняют действие нормативные акты Союза ССР по вопросам, которые не урегулированы законодательными актами Украины, при условии, что соответствующие акты Союза ССР не противоречат законам Украины.

8. Требованиям нормативных актов об охране труда должны соответствовать: 1) условия труда на каждом рабочем месте, 2) безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства; 3) состояние средств коллективной и индивидуальной защиты 4) санитарно-бытовые условия. Несоответствие перечисленных условий установленным требованиям, что повлекло повреждение здоровье ' я работника или профессиональные заболевания, порождает право работника на получение соответствующих видов социальных услуг и выплат, а также на досрочное расторжение трудового договора или на увольнение по собственному желанию без предупреждения об увольнении за две недели. Нарушение требований нормативно-правовых актов об охране труда может быть основанием для привлечения владельца, лиц, на которых возложены обязанности ' связки выполнять указанные требования, к административной (ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушения) или уголовной (ст. 271 - 275 Уголовного кодекса Украины) ответственности (подробнее см.. комментарий к ст. 265 КЗоТ).

9. Часть четвертая статьи, комментируется, возлагает на владельца обязанность ' связь внедрять современные средства техники безопасности, предотвращать производственного травматизма. Слова " современные " (средства) надо понимать как современные в национальной системе оценок.

Было бы таким, что не соответствует смыслу закона ориентироваться на современные мировые средства техники безопасности. Но невыполнение обязанности ' связей по внедрению современных национальных средств техники безопасности порождает права работника, предусмотренные ст. 38 и 39 КЗоТ. Уголовная ответственность за нарушение рассматриваемого обязанности ' связи вряд ли, если владельцем не нарушены другие более конкретные обязанности ' связки.

10. Обязанность ' связь владельца обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников, представляет собой существенный практический интерес. Для правильного понимания этой обязанности ' связи, сформулированного в части четвертой ст. 153 КЗоТ, его следует сравнивать с частью третьей этой же статьи, возлагает на владельца обязанность ' Связь создавать санитарно-бытовые условия, соответствующие требованиям нормативных актов об охране труда. Если часть третья отсылает к нормативным актов, то часть четвертая возлагает на владельца прямая обязанность ' связь обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников. Отсылка к конкретных нормативных актов и норм здесь не делается, хотя такие нормы существуют. Прямое применение правила, рассматривается, было бы основанием для возложения на владельца и должностных лиц предприятия ответственности, хотя и не нарушались конкретные нормы. Например, в соответствии с частью четвертой ст. 153 КЗоТ на владельца и должностных лиц предприятия могут быть возложена ответственность в случае профессионального заболевания работника, хотя бы концентрация вредных веществ, стала причиной профессионального заболевания, и не превышала предельно норм. Все же мы считаем, что при изложенных условий владелец и должностные лица предприятия вряд могут быть привлечены к ответственности. Следуя норм предельно допустимых концентраций вредных веществ в производственной среде, владелец и должностные лица предприятий могут утверждать, что их вина в профессиональном заболевании отсутствует.

11. Часть п ' пятая ст. 153 КЗоТ определяет обязанности ' связь владельца не требовать от работника выполнения работы, связанной с явной опасностью для жизни. Могло бы возникнуть вопрос о том, имеет ли право владелец требовать выполнения работы, связанной с неявной опасностью для жизни. Однако дальнейший текст части п ' пятой ст. 153 КЗоТ запрещает требовать от работника выполнения работы также и в условиях, не отвечающих законодательству об охране труда. Казалось бы, такое требование довольно часто могла бы стать основанием для отказа работника от выполнения работы. Однако статья, коммент дает право работнику отказаться от выполнения порученной работы не всегда, а лишь в такой производственной ситуации, которая опасна для жизни и здоровья ' я работника или людей, которые его окружают, а также окружающей среды. При отсутствии таких признаков производственной ситуации работник не имеет права отказаться от выполнения работы, а отказ от выполнения работы при отсутствии таких признаков считается нарушением трудовой дисциплины.

Факт наличия указанной производственной ситуации подтверждается специалистом по охране труда предприятия с участием представителя профсоюза и уполномоченного наемными работниками по вопросам охраны труда. В случае возникновения конфликта, т.е. разногласий в оценке производственной ситуации, вопросы решаются соответствующим органом государственного надзора за охраной труда при участии представителя профсоюза (часть вторая ст. 6 Закона " Об охране труда ").

В случае обоснованного отказа работника от выполнения работы вследствие наличия указанных условий и эт ' связанного с этим простоя за работником сохраняется средний заработок. Необоснованный отказ исключает сохранения среднего заработка и может влечь за собой дисциплинарную ответственность работника.

Ст. 36 Воздушного кодекса дает право члену экипажа воздушного судна отказаться от выполнения задания на полет, если, по его мнению, является аргументированное опасение за благополучное завершение полета. Ссылки в этой статье по мнению работника означает, что дисциплинарная ответственность при необоснованном отказе члена экипажа воздушного судна от выполнения задания на полет исключается. Что касается сохранения среднего заработка, то оно возможно только в случаях, если мнение работника будет подтверждено в порядке, установленном частью второй ст. 6 Закона " Об охране труда ").

12. Правилом части шестой статья 153 КЗоТ дополнена Законом от 15 декабря 1993. Это правило как специальное исключение из общей нормы части первой ст. 153 КЗоТ, которая предусматривает создание безопасных и безвредных условий труда на всех предприятиях, в учреждениях, организациях. Оно допускает возможность работы при наличии опасных и вредных для здоровья ' я условий в случае невозможности их полного устранения. В статье, которая комментируется, речь идет об обязанности ' связь владельца сообщить о наличии этих условий в орган государственного надзора за охраной труда. Однако далее в статье речь идет о праве этого органа дать временное согласие на работу в таких условиях. Итак, владелец обязательства ' связан обратиться в соответствующий орган Госнадзорохрантруда с просьбой временно разрешить проведение работ при наличии опасных и вредных факторов. А орган Госнадзорохрантруда имеет право дать такое разрешение.

13. Часть седьмая ст. 153 КЗоТ возлагает на владельца общий обязанности ' Связь систематического проведения инструктажа (обучения) работников по вопросам охраны труда и противопожарной безопасности. Подробнее эта обязанность ' связь раскрывается в ст. 18 Закона " Об охране труда ", ряде подзаконных нормативных актов. Закон " Об охране труда " как акт специальный само понятие охраны труда трактует уже, чем Кодекс законов о труде, оставляя противопожарную охрану за пределами этого понятия и соответствующего правового института. В этой ' связи в Законе " Об охране труда " речь идет об инструктаже (обучение) по вопросам охраны труда, оказания первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев, о правилах поведения при возникновении аварий (далее для краткости будет употребляться понятие " инструктаж (обучение) по вопросам охраны труда ").

Таким образом, нормы об инструктаже (обучение) по противопожарной безопасности следует рассматривать как принадлежащие к институту охраны труда, но содержатся они в специальных актах (Закон " О пожарной безопасности " и подзаконные нормативные акты по этим вопросам).

14. С части первой ст. 20 Закона " Об охране труда " следует, что при приеме на работу и в процессе работы инструктаж (обучение) по вопросам охраны труда, оказания первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев, поведения при возникновении аварий проходят все работники. " Все работники " - это значит: 1) работники, для которых данное предприятие является основным местом работы, 2) работники-совместители, 3) работники, выполняющие эту работу в порядке совмещения профессий (должностей), 4) лица, выполняют работу в порядке прохождения производственной практики; 5) лица, заключившие трудовой договор с условием о производственное обучение (обучение рабочей профессии) 5) специально отмечается на обязанности ' связь обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда для иностранцев и лиц без гражданства, которые являются владельцами предприятий или официально работают на предприятиях Украины в соответствии с действующим законодательством.

Руководитель предприятия по согласованию с государственным инспектором по охране труда имеет право утверждать перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного, повторного и внепланового инструктажей. В этот перечень могут быть включены работники, участие которых в производственном процессе не пол ' связана с непосредственным обслуживанием оборудования, применением приборов и инструментов, хранением или переработкой сырья, материалов и т.п. (п. 6.11 Типового положения о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда).

15. Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда утвержденное приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 26 января 2005 N 15 (далее - Типовое положение). На предприятиях на основе этого Типового положения, государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов об охране труда, а также с учетом специфики производства разрабатываются и утверждаются местные положения об обучении по вопросам охраны труда, формируются планы-графики проведения обучения и проверки знаний, с которыми работники должны быть ознакомлены.

16. Формами обучения по вопросам охраны труда в соответствии с Типовым положение является обучение, инструктажи и стажировки. Формой проверки знаний по вопросам охраны труда является экзамен, который проводится по экзаменационным билетам в виде устного опрос или путем тестирования на автоэкзаменаторе с последующим устным опросом. Проверка знаний работника должна проводиться по тем нормативным актам о охране труда, соблюдение которых входит в их трудовых обязанности ' связей. По результатам проверки знаний по вопросам охраны труда работникам выдается удостоверение согласно приложению 2 к Типовому положению. Однако, если обучение и проверку знаний работник проходит непосредственно на своем предприятии, выдача удостоверений является обязательным ' Обязательным только тем работникам, которые выполняют работы повышенной опасности (Перечень работ с повышенной опасностью, утвержденный приказом Госнадзорохрантруда).

17. Предварительное специальное обучение и проверку знаний нормативных актов об охране труда один раз в год обязательства ' связанные проходить работники, занятые на работах с повышенной опасностью, а также на работах, где есть потребность в профессиональном отборе. Перечень работ с повышенной опасностью содержит 137 названий работ, в том числе таких обычных работ, как такелажные и стропальные работы, работы на копировальных и множительных машинах и т.д..

Перечень работ, где есть потребность в профессиональном отборе, утвержденный приказом Министерства здравоохранения ' я и Госнадзорохрантруда. Этот Перечень включает в себя всего 13 названий работ. Среди которых есть специальные работы (например, водолазные) и обычные (например, работы, эт ' связанные с управлением транспортными средствами).

18. Предварительное специальное обучение по вопросам охраны труда проводится с работниками, указанными в названных выше перечнях работ, при приеме на работу, а также в случае перерыва в работе более одного года. Обучение проводится на предприятии. В учебных заведениях оно проводится, если это предусмотрено специальными нормативно-правовыми актами. Обучение проводится в форме лекций, семинаров, консультаций. То обстоятельство, что работнику присвоена после соответствующего обучения квалификация, которая дает ему право на выполнение работ с повышенной опасностью работ, где есть потребность в профессиональном отборе, не освобождает его от обязанности ' связи при приеме на работу пройти предварительное специальное обучение.

После предварительного специального обучения проводится проверка знаний работника по конкретных работ, которые он будет выполнять с трудовым договором. Для проверки знаний на предприятиях, где есть работы, указанные в двух названных выше перечнях, приказом их руководителей создаются постоянно действующие комиссии. Комиссии возглавляют заместители руководителей предприятий, в трудовые обязанности ' связей которых входит организация работы по охране труда. Если такие комиссии создаются в структурных подразделениях предприятий, их возглавляют руководители этих подразделений. В состав комиссий входят специалисты службы охраны труда, юридической, инженерной, производственной служб, представители профсоюзов. Представители органов государственного контроля за охраной труда включаются в состав таких комиссий, если это предусмотрено межотраслевыми или отраслевыми нормативными актами об охране труда. В случае отсутствия на предприятии некоторых служб в комиссию должны включаться не менее трех человек. Члены комиссии сами должны пройти обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с требованиями, установленными в отношении должностей, которые они занимают. Перечень вопросов для проверки знаний составляют члены комиссии. Этот перечень согласовывается со службой охраны труда предприятия и утверждается его руководителем.

19. Должностные лица, указанные в Перечне должностей должностных лиц, обязательства ' связанные проходить предварительную и периодическую проверку знаний по охране труда (Приложение 3 к Типовому положению о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда), до начала выполнения своих обязательств ' связей при принятии на работу и периодически один раз в три года также проходят обучение и проверку знаний по охране труда.

20. Предусмотрено проведение внеочередной проверки знаний должностных лиц по вопросам охраны труда в следующих случаях:

- при введении в действие новых и пересмотренных нормативных актов об охране труда

- при вводе в эксплуатацию нового оборудования или внедрении новых технологических процессов

- при переводе работника на другую работу, которая требует дополнительных знаний по вопросам охраны труда

- по требованию работника органа государственного надзора за охраной труда, высшей хозяйственной организации, местного органа исполнительной власти, если выявлено незнание работником нормативных актов об охране труда.

21. Изложенные выше правила об обучении и проверке знаний по вопросам охраны труда касаются лишь отдельных категорий работников, указанных в специальных перечнях. Другие категории работников - а это основной их круг - проходят инструктаж по вопросам охраны труда.

Типовое положение называет п ' пять видов инструктажа: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

22. Вводный инструктаж проводится со всеми работниками, которые принимаются на постоянную или временную работу, независимо от их образования, стажа работы или должности. Такой инструктаж должен проводиться также с работниками других организаций, которые прибыли на предприятие и принимают непосредственное участие в производственном процессе или выполняют другие работы на предприятии, с учениками и студентами, направленных на предприятие для прохождения производственной практики (об исключении см.. абзац второй п. 14 комментария к этой статье).

Типичные тематический план и программа обучения по вопросам охраны труда является приложением N 4 к Типовому положению. На их основе служба охраны труда предприятия с учетом особенностей производства разрабатывает программу вводного инструктажа, которая утверждается руководителем предприятия, учреждения, организации. Руководитель предприятия определяет также продолжительность инструктажа.

Вводный инструктаж проводит специалист службы охраны труда предприятия или лицо, на которое эти обязанности ' связки возложены приказом по предприятию. На крупных предприятиях отдельные вопросы вводного инструктажа могут освещать соответствующие специалисты. Местом проведения вводного инструктажа может быть кабинет охраны труда или специально оборудованное для этого помещения. Предлагается (п. 3.5 Типового положения), чтобы во время вводного инструктажа использовались современные технические средства обучения и наглядные пособия.

Запись о проведении вводного инструктажа заносится в журнале регистрации вводного инструктажа для работников, форма которого прилагается к Типового положения. В журнале регистрации вводного инструктажа по вопросам охраны труда (приложение N 5 к Типовому положению) страницы должны быть пронумерованы, а журнал прошнурован и скреплен печатью. Это же касается и журнала регистрации инструктажей по вопросам охраны труда (приложение N 6 к Типовому положению), в который вносятся записи о проведении первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажей. Все записи в обоих журналах удостоверяются подписями, кто инструктирует и того, кто проходит инструктаж.

23. Первичный инструктаж проводится на рабочем месте непосредственно руководителем (п. 6.3 Типового положения). Такой инструктаж проводится:

- с вновь принятыми работниками

- с работниками, переходят на новое рабочее место (в другой цех, производство)

- с работниками, которые переводятся на работу по другой специальности, квалификации или на другую должность

- с командированными на данное предприятие работниками, принимающими непосредственное участие в производственном процессе.

Первичный инструктаж проводится индивидуально или с группой лиц одной профессии. Конкретное содержание первичного инструктажа определяется инструкциями по охране труда в соответствии с выполняемыми работами на предприятии.

О проведении первичного инструктажа делается запись в журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда (приложение N 5 к Типовому положению).

24. Вновь рабочие после вступительного и первичного инструктажа до начала самостоятельной работы должны пройти стажировку в течение 2 - 15 смен или дублирования в течение не менее шести смен. Перечень профессий рабочих, которые должны проходить стажировку (дублирование), а также продолжительность стажировки (Дублирование) определяются руководителем предприятия. Но не следует думать, что руководитель при этом действует по своему усмотрению. Руководителю предоставляется право своим приказом (распоряжением) освобождать от прохождения стажировки работников, имеющих стаж работы по соответствующей профессии не менее трех лет или перемещаются из одного структурного подразделения предприятия к другому, если не меняется характер работы и тип оборудования (п. 7.5 Типового положения). При определении продолжительности стажировки руководитель должен принимать во внимание стаж работы и квалификацию работника и характер работы.

Дублирование проходят работники, функциональные обязанности ' связки которых эт ' связанные с обеспечением безаварийной работы важных и сложных хозяйственных потенциально опасных ' объектов или с выполнением отдельных потенциально опасных работ. Дублирование может сочетаться с противоаварийными и противопожарными тренировками.

После окончания стажировки (дублирования) о это делается запись в Журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда, а также издается приказ (распоряжение) руководителя предприятия или его структурного подразделения о допуске работника к самостоятельной работе.

25. Повторный инструктаж проводится на рабочем месте со всеми работниками непосредственно руководителем работ по программами первичного инструктажа индивидуально или с группой работников, выполняющих однотипные работы. Периодичность проведения повторного инструктажа - один раз в полугодие, а на работах, указанных в Перечне работ с повышенной опасностью - один раз в квартал. Повторный инструктаж проводится по объему и содержанию вопросов первичного инструктажа (п. 6.5 Типового положения).

26. Внеплановый инструктаж проводится индивидуально с отдельным работником или группой работников одной профессии. Основания проведения внепланового инструктажа следующие: 1) введение в действие новых (переработанных) нормативных актов об охране труда, внесение в них изменений и дополнений; 2) изменение технологического процесса, замена или модернизация оборудования, приборов, инструментов, сырья, материалов, а также изменение других факторов, влияющих на охрану труда, 3) нарушение работником правил охраны труда, что могло бы причинить или причинило травмы, аварии или отравления, 4) требование работника органа государственного надзора за охраной труда, высшей хозяйственной организации, органа государственной власти в случае выявления незнание работником безопасных методов и приемов труда или нормативных актов охраны труда 5) при перерыве в выполнении работником данной работы более чем на 60 дней, а на работах с повышенной опасностью - более чем на 30 календарных дней (п. 6.6 Типового положения).

Объем и содержание внепланового инструктажа определяются в каждом отдельном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость проведения инструктажа.

27. Целевой инструктаж проводится непосредственно руководителем (начальником цеха, производства, участков, мастером и т.п.) в следующих случаях: 1) при выполнении разовых работ, непосредственно не связанных ' связанных с обязательным ' связями работника по специальности, должности, при проведении погрузочно-разгрузочных работ, разовых работ за пределами предприятия, цеха, 2) при проведении работ, эт ' связанных с ликвидацией аварий, стихийного бедствия, 3) при проведении работ, на которые оформляется наряд-допуск, распоряжение или другие документы (п. 6.7 Типового положения).

Целевой инструктаж оформляется нарядом-допуском или другим документальным способом.

28. Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи завершаются устным опросом или контролем полученных знаний с помощью технических средств обучения. Проверяются также приобретенные навыки безопасных методов труда. При неудовлетворительных результатах проверки знаний и навыков безопасного выполнения работ после первичного, повторного и внепланового инструктажей для работника в течение 30 дней дополнительно проводятся инструктаж и повторная проверка знаний. При неудовлетворительных результатах повторной проверки знаний работник должен быть переведен с его согласия на другую работу или уволен с работы на основании п. 2 ст. 40 КЗоТ.

29. На руководителя предприятия возлагается обязанность ' связь выдавать рабочим (только для рабочих) экземпляр инструкции по охране труда по соответствующей профессии. Альтернативой выполнению этой обязанности ' связи является вывешивание инструкции на рабочем месте. На практике, не без оснований, предпочитают второй варианта.

Положение о разработке инструкций по охране труда утверждено приказом Госнадзорохрантруда. Положение предусматривает разработку: 1) инструкций, которые относятся к межотраслевым нормативным актам об охране труда. Они утверждаются соответствующими органами Госнадзорохрантруда по согласованию с министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, в сфере компетенции которых будут действовать такие инструкции. Они утверждаются для персонала, осуществляющего взрывные работы, обслуживающего электрические установки и устройства, грузоподъемные машины и лифты, котельные установки, системы, находящиеся под давлением, а также для других работников, правила безопасности труда которых установлены межотраслевыми нормативными актами об охране труда, утвержденными органами государственного надзора за охраной труда. Правила таких инструкций являются нормами прямого действия, 2) примерные инструкций. Они утверждаются министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, о ' объединениями предприятий, имеющих соответствующую компетенцию, по согласованию с соответствующими органами государственного надзора за охраной труда и НИИ охраны труда. Эти инструкции являются основой для разработки инструкций, действующих на предприятиях, 3) инструкций, действующих на предприятии. Они разрабатываются на основе действующих актов об охране труда, примерных инструкций по охране труда, технологической документации предприятия, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации предприятия-изготовителя оборудования, которое используется на данном предприятии. Такие инструкции утверждаются работодателем и является обязательным ' Обязательными для работников соответствующих профессий при выполнении соответствующих работ на предприятии.

30. Инструкции по охране труда, относящиеся к государственным межотраслевым нормативным актам, после их утверждения подлежат регистрации в Министерстве юстиции. Примерные инструкции учитываются министерствами или другими органами исполнительной власти, их утвердили. Кроме того, примерные инструкции регистрируются в Национальном НИИ охраны труда по представлению соответствующих министерств, других центральных органов исполнительной власти. Сведения об утверждении примерных инструкций публикуются в журнале " Охрана труда " и в других изданиях. Издание и распространение примерных инструкций в виде отдельных брошюр, односторонних листов или плакатов осуществляется редакцией журнала " Охрана труда " и другими издательствами на заказ и за счет работодателей (п. 4.2.14 Положения о разработке инструкций по охране труда).

31. На предприятиях определяются перечни инструкций, подлежащих разработке и утверждению. Такие перечни разрабатываются службой охраны труда с участием руководителей подразделений, служб главных специалистов, службы организации труда и заработной платы. При разработке перечня инструкций учитывается штатное расписание, в котором названия должностей руководителей, специалистов и служащих и специальностей рабочих должны соответствовать Классификатору профессий).

32. Разработка, согласование и утверждение инструкций по охране труда на предприятии осуществляется в соответствии с Порядком разработки и утверждения собственником нормативных актов об охране труда, действующих на предприятии, и Положением о разработке инструкций по охране труда. Инструкции по охране труда утверждаются приказами руководителя предприятия-работодателя. Все утвержденные на предприятии инструкции по охране труда регистрируются службой охраны труда в журнале установленной формы (приложение N 6 к Положению о порядке разработки инструкций по охране труда).

33. Обучение (инструктаж) по вопросам охраны труда не охватывает собой обучение (инструктаж) по правилам пожарной безопасности. Хотя и разрешается об ' единения инструктажа по охране труда с инструктажем по правилам противопожарной безопасности, все же это - разные инструктажи, которые проводятся с разной периодичностью, по различным программам и оформляются в отдельных журналах. Согласно п. 3.20 Правил пожарной безопасности в Украине допуск к работе лиц, не прошедших обучение, противопожарного инструктажа и проверки знаний по вопросам пожарной безопасности, запрещается.

34. Должностные лица по специальному перечнем до начала выполнения своих обязательств ' связей и периодически, раз в три года проходят обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности (часть п ' пятая ст. 8 Закона " О пожарной безопасности "). Кроме этого, эти должностные лица обязательства ' связанные проходить периодическую проверку знаний по вопросам пожарной безопасности по решению руководителей предприятий, учреждений, организаций в следующих случаях:

- при введении в действие новых нормативных актов по пожарной безопасности

- в случае технического перевооружения, эт ' связанного с повышением пожарной безопасности

- при перемещении должностного лица на другую должность, которая требует дополнительных знаний по пожарной безопасности

- по требованию органов государственного пожарного надзора, если установлены факты неосведомленности должностного лица по вопросам пожарной безопасности.

соответствии со ст. 8 Закона " О пожарной безопасности " перечень должностей, при назначении на которые работники обязательства ' связанные проходить обучение по вопросам пожарной безопасности, должен утверждаться Министерством по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. Согласно этому названо Министерство утвердило Перечень должностей, при назначении на которые лица обязательства ' связанные проходить обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности, и порядок его организации. Лица, на которых распространяется назван Перечень, обязательства ' связанные проходить обучение и проверку знаний как при приеме на работу, так и периодически (один раз в год).

Обучение и проверку знаний по пожарной безопасности перед началом работы и периодически, один раз в три года, осуществляется непосредственно на предприятиях и в учебных заведениях, на предприятиях и в организациях, имеющих материальную базу и специалистов.

35. Работники, занятые на работах с повышенной опасностью, проходят обучение (пожарно-технический минимум) и проверку знаний непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях. Конкретный перечень этих работников (работ и специальностей) определяется приказом руководителя предприятия с учетом специфики производства и требований межотраслевых и отраслевых нормативных актов по вопросам пожарной безопасности. Этим же приказом устанавливается порядок, форма и проведения пожарно-технического минимума. Типовое положение об инструктажах, специальном обучении и проверке знаний по вопросам пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях Украины, утвержденное приказом МЧС Украины (далее - Типовое положение о инструктаж по пожарной безопасности), рекомендует примерный перечень вопросов, по которым необходимо ознакомить работников во время проведения вступительного, первичного и повторного противопожарных инструктажей (приложение N 1), но конкретную программу, которая разрабатывается на предприятии в соответствии с рекомендуемой, утверждает руководитель по согласованию с местным органом государственного пожарного надзора.

При отсутствии возможности организовать занятия по пожарно -технического минимума на предприятии эти занятия могут быть организованные на родственном предприятии, где есть необходимые для этого условия и специалисты, или в учебных заведениях, которые получили соответствующее разрешение от органа государственного пожарного надзора. После окончания занятий в местах их проведения принимаются зачеты. Комиссию, которая принимает зачеты на предприятии, возглавляет заместитель руководителя (главный инженер). Лицам, успешно сдавшие зачеты, выдается удостоверение установленной формы (приложение N 3 к Типовому положению о инструктаж по пожарной безопасности).

36. Противопожарные инструктажи подразделяются на вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой. Типовое положение об инструктажах по пожарной безопасности дает основания утверждать, что инструктажи должны проходить все работники, в том числе и те, которые работают по совместительству, выполняют обязанности ' связки в порядке совмещения профессий.

Вводный инструктаж проводится в специально оборудованном помещении работником, на которого это возложено приказом руководителя предприятия, по программе, утвержденной руководителем предприятия на основе Примерный перечень вопросов, с которыми необходимо ознакомить работников во время проведения вступительного, первичного и повторного противопожарных инструктажей (приложение N 1 Типовому положению о инструктаж по пожарной безопасности).

Первичный противопожарный инструктаж проводится на рабочем месте до начала работы. Его должны проходить:

- все вновь поступившие на работу работники

- работники, переведенные из других структурных подразделений предприятия

- лица, которые прибыли на предприятие в командировку и которые принимают непосредственное участие в производственном процессе

- строители, посторонние в организации, выполняют на данном предприятии строительно-монтажные, ремонтные и другие работы.

Повторный противопожарный инструктаж проводится на рабочем месте не реже одного раза в год.

Внеплановый инструктаж проводится на рабочем месте или в специально отведенном для этого помещении в следующих случаях:

- при введении в действие новых или переработанных нормативных актов по вопросам пожарной безопасности (норм, правил, инструкций, положений и т.д.)

- при изменении технологического процесса, применении нового или изменении или модернизации действующего пожароопасного оборудования

- по требованию государственных инспекторов по пожарному надзору, если обнаружены неудовлетворительные знания работниками правил пожарной безопасности на рабочем месте, неумение действовать в случае пожара или пользоваться первичными средствами пожаротушения.

Объем и содержание внепланового инструктажа определяется в каждом случае отдельно в зависимости от причин, обусловивших необходимость проведения инструктажа.

Первичный, повторный и внеплановый инструктажи заканчиваются проверкой знаний, которая проводится лицом, проводившим инструктаж.

О проведении вводного, первичного, повторного и внепланового противопожарного инструктажа делается запись в специальном журнале, форма которого определена в приложении N 2 к Типовому положению об инструктажах по пожарной безопасности. Запись о проведении инструктажа подтверждается подписью лица, провела инструктаж, и лиц, которых инструктировали.

Целевой противопожарный инструктаж проводится с работниками перед выполнением ими разовых (временных) пожароопасных работ, при ликвидации аварии, стихийного бедствия. Содержание и объем инструктажа определяется характером выполняемых работ. Запись о целевой инструктаж делается в документе, что позволяет проведение работ (наряд-допуск, разрешение).

37. Часть восьмая в. 153 КЗоТ предусматривает обсуждения и одобрения трудовым коллективом комплексных планов улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, а также осуществление трудовыми коллективами контроля за выполнением этих планов. Обсуждение и одобрение - это те же полномочия трудовых коллективов по рассмотренным планов, какие данные им по коллективным договоров (ст. 13 Закона " О коллективных договорах и соглашениях "). Поэтому следует считать, что указанные планы тождественны установлению в коллективном договоре " комплексных мероприятий по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда, предотвращению случаев производственного травматизма, профессионального заболевания, аварий и пожаров " (ст. 20 Закона " Об охране труда ").