Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям



Стаття 196. Броня приема молодежи на работу и профессиональное обучение на производстве

Для всіх підприємств і організацій встановлюється броня прийняття на роботу и профессиональное обучение на производстве молодежи, окончившей общеобразовательные школы, профессиональные учебно-воспитательные заведения, а также других лиц моложе восемнадцати лет.

Районные и городские советы утверждают программы устройства на работу выпускников общеобразовательных школ, квоты рабочих мест для трудоустройства молодежи и обеспечивают их выполнение всеми предприятиями, учреждениями, организациями.

Отказ в приеме на работу и профессиональное обучение на производстве указанным лицам, направленным в счет брони, запрещается. Такой отказ может быть обжалован ими в суд.

Комментарий

1. Часть первая статьи, комментируется, предусматривает установление для всех предприятий и организаций брони приема на работу и профессиональное обучение на производстве молодежи, окончившей общеобразовательные школы, профессиональные учебно-воспитательные заведения, а также других лиц, моложе восемнадцати лет. Ст. 6 Закона " О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине " предусматривает установление квоты рабочих мест для трудоустройства молодежи. При этом под молодежью, молодыми гражданами понимаются граждане в возрасте от 14 до 35 лет (ст. 1 названного Закона). Таким образом, этот Закон существенно расширяет сравнению со ст. 196 КЗоТ круг лиц, предприятия обязательства ' связанные принимать на работу в счет брони (квоты). В то же время Верховная Рада Украины в Постановлении " Об информации Кабинета Министров Украины " Об обеспечении трудоустройства молодежи, в частности выпускников школ, вузов и других учебных заведений " предложила Кабинету Министров принять неотложные меры для безусловного соблюдения требований Конституции, законов Украины относительно предоставления гарантий в трудоустройстве молодежи, окончившей общеобразовательные школы и профессиональные учебно-воспитательные заведения, высшие учебные заведения и не получила направление на работу, другим лицам до 21 года, демобилизованным (т.е. освобожденным) со срочной военной службы, юношам и девушкам (возраст в постановлении не указано), освобожденным из мест лишения свободы, несовершеннолетним, в том числе сиротам, полусиротам, молодым инвалидам.

2. Часть вторая ст. 196 КЗоТ возлагает ряд обязанности ' связей по обеспечению трудоустройства молодежи на районные и городские советы. Следует иметь в виду, что ныне действующий текст ст. 196 КЗоТ был утвержден в то время, когда вся власть принадлежала советам. Но и тогда не имелось в виду, что все функции, возложенные на советы, выполнялись именно советами, потому что они создавали для этого исполнительные органы. Поэтому обязанность ' связки, указанные в части второй ст. 196 КЗоТ, несут преимущественно вообще не ради, а местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления, создаваемые советами.

3. Квоты рабочих мест для трудоустройства молодежи действительно утверждают местные государственные администрации и исполкомы соответствующих советов. Направление для трудоустройства этой категории работников выдаются центрами занятости, в рамках утвержденной квоты. Что касается обеспечения выполнения предприятиями обязанности ' связям с приема на работу молодежи, направленной для трудоустройства в счет брони, то деликатный формулировки " ... совета ... обеспечивают ... " (ст. 196 КЗоТ) дополнено жесткой санкцией: в случае отказа в приеме на работу молодых граждан в пределах установленной квоты с предприятий взимается штраф в пятидесятикратного размере необлагаемого налогом минимума доходов граждан за каждый такой отказ (ст. 7 Закона " О занятости населения "). В настоящее время размер такого штрафа составляет 850 грн.

4. Отказывать молодым гражданам, направленным для трудоустройства в счет брони, в приеме на работу запрещается. Такой отказ может быть обжалован в суд (часть третья ст. 196; пункт 6 части второй ст. 232 КЗоТ).