Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям
Стаття 197. Надання молоді першого робочого места
Працездатній молоді - громадянам України віком від 15 до 28 років після закінчення або припинення навчання в общеобразовательных, профессиональных учебно-воспитательных и высших учебных заведениях, окончания профессиональной подготовки и переподготовки, а также после увольнения со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы предоставляется первое рабочее место на срок не менее двух лет.
Молодым специалистам - выпускникам государственных учебных заведений, потребность в которых ранее была заявлена работа по специальности на период не менее трех лет в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Комментарий
1. Определение первого рабочего места дается в ст. 1 Закона "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине ":" Первое рабочее место - место работы молодых граждан после окончания или прекращения учебы в любом учебном заведении, окончания профессиональной подготовки и переподготовки, а также после увольнения с действительной срочной военной службы или альтернативной (невоенной) службы ". Оно предоставляется не менее чем на два года. Однако двухлетний срок первого рабочего места исчисляется с учетом времени работы молодого гражданина до призыва на действительную срочную военную (альтернативную) службу на том же предприятии. Подробнее статус первого рабочего места в законодательстве не описан.
2. Очевидно, обязанность предоставления первого рабочего места на указанный срок возлагается на предприятия и в тех случаях, когда молодой гражданин принимается на работу с направлением в счет установленной для предприятия квоты, и тогда, когда с работником заключается трудовой договор на неопределенный срок без направления в счет квоты. Однако обязанность предоставления первого рабочего места на двухлетний срок не возникает, когда в соответствии с законодательством молодой гражданин, будучи направленным на работу в счет квоты, заключивший срочный трудовой договор на срок менее двух лет.
3. Обязанность предоставления первого рабочего места на срок не менее двух лет, по нашему мнению, не лишает владельца права уволить работника течение указанного срока из установленных законодательством оснований. Однако освобождение молодого гражданина до истечения указанного двухлетнего срока по п. 1 ст. 40 КЗоТ нельзя признать обоснованным только в случае полной ликвидации предприятия. В других случаях увольнения работника, которому предоставлено первое рабочее место на минимальный срок два года, по п. 1 ст. 40 КЗоТ допускается при условии, что соответствующий орган государственной службы занятости дал согласие на ликвидацию рабочего места, подлежащего замещению в счет установленной квоты (если работник принят на работу в счет квоты).
С целью обеспечения права на труд молодежи, получившей высшее или профессионально-техническое образование, первым рабочим местом предусмотрено предоставления дотации работодателю за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (Закон "Об обеспечении молодежи, получившей высшее или профессионально-техническое образование, первым рабочим местом с предоставлением дотации работодателю ". Предполагалось вступления настоящего Закона в силу с 1 января 2006, но Законом "О Государственном бюджете Украины на 2006 год "его действие было приостановлено на 2006 г.). Предоставление дотации не является обязательным. Вопрос о предоставлении дотации решает государственная служба занятости. Перечень профессий и специальностей, по которым может предоставляться дотация, определяется Кабинетом Министров. Но даже и предоставления дотации работодателю не исключает расторжения трудового договора с соответствующим работником по инициативе работодателя. Установлено только, что в таком случае на работодателя возлагается обязанность возвратить полученные суммы дотации "с учетом индексации на уровень инфляции "(ст. 4 названного Закона).
4. Действующая редакция части второй ст. 197 КЗоТ очень либеральная отношении молодых специалистов. Она гарантирует предоставление им работы не менее чем на три года при условии, что потребность в специалисте была ранее заявленная предприятием, а впоследствии заявка предприятия учтена в государственном заказе на подготовку специалистов с высшим образованием в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины "О Порядок формирования и размещения государственных заказов на поставку продукции для государственных нужд и контроля за их выполнением ". Вместе с тем у молодых специалистов является не только право (при указанных условиях) на получение гарантированной работы, но и обязанности. Ст. 56 Закона "О высшем образовании" устанавливает, что выпускники высших учебных заведений, которые учились по государственному заказу и которым присвоена квалификация специалиста определенного образовательно-квалификационного уровня, трудоустраивается на основании направления на работу в соответствии с соглашением, заключенным между заказчиком, руководителям высшего учебного заведения и выпускникам. Если выпускник вуза обучался за средства третьего лица, его трудоустройство осуществляется в соответствии с заключенным между ними соглашения. Приведенные положения путем ссылки на соответствующие соглашения устраняют противоречия между ст. 197 КЗоТ и подзаконными актами, устанавливающими обязанность выпускников отработать определенное время в соответствии с заключенными соглашениями, косвенно признают такой обязанность выпускников. Указание в ст. 56 Закона "О высшем образовании" на три стороны упомянутых соглашений не может ставить под сомнение силу ранее заключенных согласно подзаконных актов двусторонних соглашений.
5. Границы действия части второй статьи, комментируется, зависят от определения понятия молодых специалистов. Пункт 4 ст. 7 Закона "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" определяет такое же определение понятия молодых специалистов, как и часть вторая ст. 197 КЗоТ. К молодым специалистам относятся выпускники государственных высших учебных заведений и профессионально-технических училищ, потребность в которых определена государственным заказом. Аналогичным образом определяется понятие молодых специалистов и в п. 4 Положения о содействии в трудоустройстве выпускников государственных высших учебных и профессиональных учебно-воспитательных заведений Украины. В п. 6 настоящего Положения уточняется, что выпускник вуза, трудоустроен на основании удостоверения о направлении на работу, считается молодым специалистом в течение трех лет с момента заключения им трудового договора с заказчиком (время обучение в интернатуре в этот срок не входит). Выпускник профессионального учебно-воспитательного заведения, трудоустроен на основании удостоверения о направлении на работу, считается молодым специалистом в течение двух лет со дня заключения им трудового договора с заказчиком.
Указание на срок два года не полностью согласуется с правилами части второй ст. 197 КЗоТ и п. 4 ст. 7 Закона "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине ", но позволяет сделать вывод о том, что выпускники профессиональных учебно-воспитательных заведений права как молодые специалисты должны в течение трех лет, а обязанности, предусмотренные законодательством для молодых специалистов, несут в течение двух лет.
6. В п. 2 Порядка трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу, дается значительно узкое определение молодых специалистов: "Выпускники высших учебных заведений, которым присвоена квалификация специалиста с высшим образованием разных образовательно-квалификационных уровней и которые трудоустроены на основании направления на работу, считаются молодыми специалистами в течение трех лет с момента заключения ими трудового договора с заказчиком ". Нельзя считать, что это определение противоречит определению молодых специалистов, дается в Законе "О содействии становлению и социальному развитию молодежи ". Это определение лишь узкую сферу действия, применяется там же, где действует назван Порядок.
7. Таким образом, часть вторая ст. 197 КЗоТ распространяется на выпускников государственных высших учебных и профессиональных учебно-воспитательных заведений, однако не на всех, а только на тех, которые были заказаны предприятиями, учреждениями, организациями, и которые направлены на работу в соответствии с установленным порядком.
8. Данным молодым специалистам работа по специальности предоставляется не менее чем на три года в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров. Ссылка на этот порядок в ст. 197 КЗоТ основанием для признания в силу нормативных актов, утвержденных Кабинетом Министров Украины и посвященных вопросам, которые рассматриваются. Таких нормативных актов три: Порядок трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу, Положение о порядок приема лиц на обучение по образовательно-профессиональным программам подготовки магистров по специальности "Государственная служба" в образовательной отрасли "Государственное управление" и трудоустройства выпускников, Положение о трудоустройстве выпускников Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины.
9. Порядок предоставления молодым специалистам-выпускникам профессиональных учебно-воспитательных заведений работы по специальности на период не менее трех лет Кабинетом Министров Украины не определялся. Закон "О профессионально-техническом образовании" (ст. 38) предусматривает, что выпускникам профессионально-технического учебного заведения, которые учились по государственному заказу, государство гарантирует предоставление первого рабочего места в соответствии с законодательством. С учетом этого следует признать силу по нормам, установленным в этом Положением о содействии в трудоустройстве выпускников высших учебных и профессиональных учебно-воспитательных заведений Украина.
10. Ниже излагаются вопросы трудоустройства молодых специалистов в соответствии Порядка трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу (далее - Порядок).
10.1. Порядок утвержден и введен в действие постановлением Кабинета Министров Украины от 22 августа 1996 г. Он распространяется лиц, поступивших в высшие учебные заведения в 1996/97 учебном году и позднее (п. 3 названного постановления). Порядок предусматривает заключение соглашения между руководителем учебного учреждения и лицом, принятой на обучение в счет государственного заказа. Если студент откажется заключать такое соглашение, механизм его побуждения к этому отсутствует, а без соглашения права и обязанности у студента (выпускника) по поводу будущей работы возникнуть не могут. Но отказ от заключения сделки лица, зачислены на обучение по содержанию правил Порядка, может повлечь отмену приказа о зачислении на учебу.
10.2. Лица, зачисленные на обучение по государственному заказу, заключают соглашения с высшими учебными заведениями. Правовой режим сделок между лицами, зачисленными на обучение по государственному заказу и высшими учебными заведениями, определяется специальными нормами Порядка. Выпускники высших учебных заведений несут обязанности по указанной соглашением не только перед учебным заведением, но и перед предприятием, куда они будут направлены на работу, поэтому в ст. 56 Закона "О высшем образовании" говорится уже о сделках между заказчиком, руководителем учебного заведения и выпускником. Такой состав сторон соглашений (в частности, вызывает интерес руководитель как сторона договора) свидетельствует об особом характер такого соглашения как правового явления.
10.3. Неприбытие молодого специалиста на работу по назначению, отказ без уважительной причины приступить к работе по назначению, увольнение по собственному желанию или за нарушение трудовой дисциплины в течение указанного трехлетнего срока влечет обязанность выпускника возместить в установленном порядке в государственный бюджет стоимость обучения и компенсировать заказчику (предприятию, в котором он обязан отработать не менее трех лет) все расходы (п. 14 Порядка). Следует обратить внимание на то обстоятельство, что специалист в обоснование отказа возместить стоимость обучения или компенсировать заказчику его затраты вправе ссылаться на любые причины отказа приступить к работе по назначению, которые можно оценить как важные, а не только на те, которые предоставляют ему право расторгнуть договор, обязывающий его отработать три года в соответствии с направлением (п. 9 Порядка).
Кабінет Міністрів (п. 4 постанови від 22 серпня 1996 р.) зобов'язав Міністерство фінансів разом з Міністерством образования, Министерством экономики, Министерством юстиции и Национальным банком разработать и утвердить до 1 января 1997 порядок определения и возмещения выпускниками стоимости обучения в случае нарушения условий договора о трудоустройстве. Однако такой порядок до сих пор не утвержден.
Установка обязанности выпускников высших учебных заведений (молодых специалистов) возместить стоимость обучения в принципе может рассматриваться как что не полностью соответствует ст. 53 Конституции Украины, которая признает за гражданами право на бесплатное получение высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе. Однако Верховный Суд считает возможным взимать при наличии указанных условий из молодых специалистов стоимость обучения даже в условиях, когда порядок возмещения владельцем выпускниками стоимости обучения не определен (Применение судами гражданского и гражданско-процессуального законодательства. - М.: Ин Юре, 2002. - С. 159).
10.4. Пункт 9 Порядка определяет перечень уважительных причин, дают молодому специалисту право расторгнуть заключенное с вузом договор, предусматривающий обязанность отработать не менее трех лет по назначению:
а) установление инвалидности 1 и 2 группы, в результате чего выпускник не может выехать на работу по назначению. В п. 9 Порядка дается именно такая формулировка. Авторы пришли к выводу о том, что расширительное толкование правовых норм было бы противозаконным. Поэтому инвалидность, установленная после выезда по назначению, не дает молодому специалисту права на освобождение на основании подпункта 1 п. 9 Порядка. Основанием для увольнения в этом случае будет только часть первая ст. 39 КЗоТ и соответствующие положения части первой ст. 38 КЗоТ
б) установление инвалидности 1 или 2 группы у жены (мужа) выпускника, одного из родителей выпускника
в) если выпускник - беременная женщина, мать или отец, которые имеют ребенка в возрасте до трех лет, или ребенка, который согласно медицинскому заключению нуждается в домашнем уходе (до достижения шестилетнего возраста), если выпускник - одинокая мать или отец, которые имеют ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида)
г) прохождение мужем (женой) военной службы (кроме срочной), в том числе по контракту, на должностях рядового, сержантского и старшинского состава, прапорщиков, мичманов и офицеров в Вооруженных Силах Украины, Пограничных войсках, СБУ, а также в других военных формированиях, созданных в соответствии с законодательством Украины, или служба в органах внутренних дел вне места расположения заказчика
д) вступление в высшие учебные заведения III и IV уровней аккредитации (для выпускников вузов I и II уровней аккредитации).
10.5. Основания для расторжения заказчиком соглашения между лицом, поступила на обучение, и высшим учебным заведением являются:
а) неможливість надання випускнику роботи за спеціальністю згідно з медичним висновком (якщо медичний обзор для принятия на работу в соответствии с законодательством является обязательным) или заключению МСЭК
бы ) банкротстве заказчика.
Кроме того, косвенно признается право заказчика отказа выпускнику в заключении трудового договора, если выпускник без уважительных причин не защитил дипломный проект.
10.6. Нарушение заказчиком обязанности принять на работу выпускника вуза согласно направлению влечет обязанность заказчика компенсировать выпускнику расходы, связанные с переездом его самого и членов его семьи к месту работы по назначению и возвращением к месту постоянного проживания. При этом должны быть компенсированы расходы (п. 15 Порядка), а не выплачены все суммы, предусмотренные постановлением Кабинета Министров "О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность". Кроме того, в случае обращения выпускника в службу занятости для трудоустройства, заказчик обязан возместить государственной службе занятости все ее расходы, связанные с трудоустройством данного выпускника, переподготовкой, выплатой помощи по безработице и материальной помощи при прохождении профессиональной подготовки и переподготовки.
10.7. Отсутствие (кроме случаев, указанных в п. 10.6 комментария к ст. 197 КЗоТ) у заказчика права на расторжение соглашения между студентом и вузом, которая распространяется и на заказчика, отнюдь не лишает заказчика расторгнуть по своей инициативе трудовой договор, заключенный им с молодым специалистом в соответствии с нормами Порядка. П. 26 Порядка допускает возможность освобождения молодого специалиста до истечения установленного срока работы по направлению из оснований, предусмотренных ст. 40 КЗоТ. Это правило не вполне соответствует части второй ст. 197 КЗоТ и п. 4 ст. 7 Закона "О содействии социальному становлению и развитию молодежи ", согласно которым государство гарантирует предоставление категории граждан, рассматриваемой работы по специальности не менее чем на три года. Поэтому освобождение молодых специалистов по п. 1, 2, 5 ст. 40 КЗоТ (кроме случаев полной ликвидации предприятия) может быть признано судом незаконным, а работник в таком случае может быть восстановлен на работе.
11. Основные положения Порядка распространяются и на выпускников высших учебных заведений, которые учились по образовательно-профессиональным программам подготовки магистров по специальности "Государственная служба" в образовательной отрасли "Государственное управление" на условиях контракта. Обучение по образовательно-профессиональным программам магистров государственного управления осуществляется на базе высшего образования (не ниже квалификации специалиста) и осуществляется в течение 12 месяцев по дневной форме и 22 месяцев - по заочной форме обучения (п. 2 Положения о порядке приема лиц на обучение по образовательно-профессиональным программам подготовки магистров по специальности "Государственная служба" в образовательной отрасли "Государственное управление" и трудоустройство выпускников). Выпускников высших учебных заведений, обучавшихся на условиях государственного контракта по образовательно-профессиональным программам подготовки магистров государственного управления, возлагается обязанность отработать в государственном органе, который направил на обучение, а с его согласия и по согласованию с Главгосслужбой - в другом органе исполнительной власти или местного самоуправления, не менее трех лет (п. 25 Положения о порядке приема лиц на обучение по образовательно-профессиональным программам подготовки магистров по специальности "Государственная служба" в образовательной отрасли "Государственное управление" и трудоустройство выпускников). Установка соглашению-направлениям, заключаемого между государственным органом, направляет на обучение в соответствующее учебное заведение, и работником, зачислены в кадровый резерв этого органа, более длительного срока работы не соответствовало бы законодательству.
12. Срок обучения в Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины установлен продолжительностью - 18 месяцев при обучении на дневной и 30 месяцев - при обучении по вечерней, заочной, и заочно-дистанционной форме (п. 1 Положения о приеме слушателей к Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины). Однако выпускники этой Академии обязаны после окончания обучения отработать на государственной службе согласно направлению не менее 5 лет (п. 6 Положения о трудоустройстве выпускников Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины). Нарушение этой обязанности влечет возмещение выпускником стоимости обучения. При этом основания возникновения такой обязанности формулируются п. 11 названного Положения. Ими являются: 1) неявки выпускника Академии к месту работы без уважительной причины, 2) отказ от пребывания на государственной службе или службе в органах местного самоуправления в течение пяти лет после окончания Академии. В этом случае не указывается на уважительные причины. Но при их наличии работник вправе уволиться с работы по собственному желанию на основании ст. 38 КЗоТ. Правило о возмещении стоимости обучения "в установленном порядке" (п. 11 Положения о трудоустройстве выпускников Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины) должно применяться, если оно не противоречило ст. 53 Конституции. Но такое противоречие есть. Обучение в указанной академии - это получение высшего образования, право на которое на безвозмездной основе в. 53 Конституции признает за гражданами.
13. Положение о содействии в трудоустройстве выпускников государственных высших учебных и профессиональных учебно-воспитательных заведений Украины (далее - Положение) принято до утверждения Кабинетом Министров нормативных актов о трудоустройстве выпускников высших учебных заведений, которые учились в соответствии в государственный заказ, человек, обучавшихся на условиях контракта по образовательно-профессиональной программе подготовки магистров в образовательной отрасли "Государственное управление", и выпускников Украинской академии государственного управления при Президенте Украины. Поэтому по специалистов, подготовленных в соответствии с государственным заказом, лиц, которые учились в порядке подготовки магистров в образовательной отрасли "Государственное управление" и выпускников указанной Академии Положение действует только в части, не противоречащей названным актам, которые приняты позже и имеют высшую юридическую силу. Положение распространяется на выпускников государственных высших учебных заведений, которые учились не в соответствии в государственный заказ, и выпускников профессиональных учебно-воспитательных заведений.
14. Целевой договор Положение предписывает заключать между студентом и предприятием, направляет на обучение, независимо от формы собственности. Предприятие согласно такому договора обязуется выплачивать студентам стипендию, оказывать материальную помощь, услуги, предоставить заем и т.п..
15. Студент (ученик, выпускник) имеет право расторгнуть целевой договор помимо оснований, указанных в подпунктах "а" - "г" п. 10.4 комментария к этой статьи, также в случае невыполнения заказчиком условий целевого договора. Поскольку целевой договор не является гражданско-правовым, а подлежит нормам трудового права, его расторжение производится не в судебном порядке, а путем направления (передачи) студентом (учеником, выпускником) соответствующего заявления заказчику.
16. Заказчик вправе расторгнуть целевой договор в следующих случаях:
а) низкая успеваемость студента (ученика). Критерий успешности определяется в целевом договоре
б) отчисления студента, учащегося из учебного заведения
в) невозможность предоставления выпускнику работы по специальности с учетом состояния здоровья, подтвержденного медицинским заключением;
г) банкротства заказчика.
17. В случаях неприбытия выпускника по назначению, отказа без уважительной причины приступить к работе в соответствии с целевым договора, освобождение в течение установленного трех (двух) летнего срока с инициативе администрации за нарушение трудовой дисциплины, увольнение по собственному желанию без уважительных причин до истечения того же срока выпускник обязан компенсировать все затраты заказчика по выплате стипендии и вернуть средства, выданные ему в связи с переездом на работу в другую местность, как это предусмотрено целевым договором.