Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям
Стаття 232. Трудові спори, що підлягають безпосередньому розглядові в районних, районних у місті, міських чи міськрайонних судах
Безпосередньо в районних, районних у місті, міських чи міськрайонних судах розглядаються трудові спори за заявлениями:
1) работников предприятий, учреждений, организаций, где комиссии по трудовым спорам не избираются;
2) работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, изменении даты и формулировки причины увольнения, оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников, указанных в части третьей статьи 221 и статьи 222 настоящего Кодекса;
3) руководителя предприятия, учреждения, организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения), его заместителей, главного бухгалтера предприятия, учреждения, организации, его заместителей, а также служебных лиц таможенных органов, государственных налоговых инспекций, которым присвоены персональные звания, и должностных лиц центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сфере государственного финансового контроля и контроля за ценами; руководящих работников, которые избираются, утверждаются или назначаются на должности государственными органами, органами местного самоуправления, а также общественными организациями и другими ' объединениями граждан по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевод на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула и наложения дисциплинарных взысканий, за исключением споров работников, указанных в части третьей статьи 221 и статьи 222 настоящего Кодекса;
4) собственника или уполномоченного им органа о возмещении работниками материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации
5) работников по вопросу применения законодательства о труде, который в соответствии с действующим законодательством предварительно был разрешен собственником или уполномоченным им органом и выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) предприятия, учреждения, организации (подразделения) в пределах предоставленных им прав.
Непосредственно в районных, районных в городе, городских или горрайонных судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу
1) работников, приглашенных на работу в порядке перевода из другого предприятия, учреждения, организации
2) молодых специалистов, окончивших высшее учебное заведение и в установленном порядке направленных на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию
3) беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет или ребенка-инвалида, а одиноких матерей - при наличии ребенка в возрасте до 14 лет
4) выборных работников после окончания срока полномочий
5) работников, которым предоставлено право возвратного приема на работу
6) других лиц, с которыми собственник или уполномоченный им орган в соответствии с действующим законодательством обязательства ' связан заключить трудовой договор.
Комментарий :
1. Споры, перечисленные в ст. 232 КЗоТ, не могут рассматриваться в комиссиях по трудовым спорам. Если заявление по спору, который относится к такой категории, представлена спорам, она не должна быть принята. Если она принята, то не должна рассматриваться. Если же она рассматривается, то комиссия по трудовым спорам не вправе решить такой трудовой спор, потому что ее решение не будет иметь силу.
2. В силу ст. 55 и 124 Конституции Украины работники имеют право непосредственно обращаться в суд с исковыми заявлениями о защите субъектов ' объективного трудового права независимо от того, что комиссия по трудовым спорам на предприятии не создавался в связи ' связи с тем, что численность работников не достигает 15 человек (часть первая ст. 223 КЗоТ), или она фактически не была, хотя численность работников достигает 15 человек, или комиссия по трудовым спорам на предприятии создана, но работник предпочитает суда как органа по рассмотрению трудовых споров.
3 . Не могут рассматриваться в комиссиях по трудовым спорам (подведомственные непосредственно судам) трудовые споры по заявлениям работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины (основания) освобождения. Непосредственно в судах рассматриваются споры об оплате времени вынужденного прогула, хотя бы работник и не требовал восстановления на работе.
Что же касается споров об оплате времени выполнения нижеоплачиваемой работы, то, очевидно, такие споры сопровождают споры о незаконном переводе на другую работу, о незаконных изменения существенных условий труда. Споры о незаконном переводе, незаконное изменение существенных условий труда могут рассматриваться комиссиями по трудовым спорам. Рассматривая такие споры, комиссии по трудовым спорам решают и вопрос о возмещении разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Вместе букву закона игнорировать нельзя. Поэтому, в силу п. 2 части первой ст. 232 КЗоТ работник имеет право обратиться непосредственно в суд с заявлением о выплате разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы, если он был незаконно переведен на другую работу, если владелец незаконно изменил существенные условия труда и если работник в соответствии со следующими требованиями владельца выполнял другую нижеоплачиваемую работу, обратился с соблюдением установленного срока в суд с иском о восстановлении на работе и требует выплаты разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы, при незаконном переводе на другую работу или изменении существенных условий труда.
4. О перечне работников, указанных в п. 3 части первой ст. 232 КЗоТ, см.. комментарий к п. 1 части первой ст. 41 и абзаца 8 и 9 части первой ст. 431 КЗоТ.
5. Не было никакой необходимости указывать в п. 3 части первой ст. 232 КЗоТ на споры перечисленных здесь категорий работников по поводу увольнения, изменения даты и формулировки причины (основания) увольнения, оплаты времени вынужденного прогула. Нет сомнений в том, что такие споры перечисленных категорий работников действительно подведомственные непосредственно суда. Но это же предусмотрено и п. 2 части первой ст. 232 КЗоТ. Однако, существуют две категории споров работников, перечисленных в п. 3 части первой ст. 232 КЗоТ, подведомственных непосредственно суду. Это - споры по поводу перевода на другую работу, а также по поводу применения дисциплинарных взысканий.
6. Собственник вправе издать приказ (распоряжение) об удержании из заработной платы работника для возмещения ущерба, причиненного работником владельцу. Но это право собственника ограничено и суммой, которая может содержаться по приказу (распоряжению) собственника, и сроком, в течение которого такой приказ может быть выдан (ст. 136 КЗоТ). При превышении установленной суммы, пропуска срока или необходимости взыскания ущерба с работника, уволившегося владелец вынужден обращаться с иском о возмещении ущерба в суд.
Этим же правилом следует руководствоваться в случае, если владелец пред ' представляет иск к работнику, который следует из п. 1 части второй ст. 127 КЗоТ. Владельцу предоставляется право в месячный срок со дня окончания срока, установленного для возврата неиспользованного аванса, выданного на служебную командировку, при переводе на работу в другую местность, а также на хозяйственные нужды, издать приказ об удержании из заработной платы. Если этот срок пропущен, работник несет ответственность в соответствии с п. 2 ст. 134 КЗоТ как за несохранность имущества, выданного работнику на основании разового документа. Отсюда удостоверяющие право владельца пред ' представить к работнику иск в суд в соответствии с п. 4 части первой ст. 232 КЗоТ. Однако при условии пропуска указанного месячного срока на издание приказа (распоряжения) о содержании аванса, выданного в счет заработной платы, и сумм, излишне выплаченных вследствие счетных ошибок, владелец не имеет оснований для обращения с иском в суд. И его право на содержание таких сумм пропуском месячного срока прекращается.
7. Непосредственно судам подведомственны споры по вопросам применения законодательства о труде, в соответствии с законодательством были решены владельцем и выборным органом первичной профсоюзной организации в пределах предоставленных им прав. Количество вопросов применения законодательства о труде, решаются собственником совместно, согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации значительно уменьшилась. В частности, по общему правилу, законодательством не регулируются вопросы премирования. Поэтому согласование владельцем вопрос о лишении работника премий полностью или частично, с выборным органом первичной профсоюзной организации не подводит спор, возникающий в этом н ' связи между работником и собственником, в п. 5 части первой ст. 232 КЗоТ, так как в подобных случаях речь идет о применение не законодательства, а локального нормативного акта (положения о премировании или подобного акта).
8. Из части второй ст. 232 КЗоТ, которая определяет перечень споров об отказе в приеме на работу, подведомственных непосредственно суду, можно сделать вывод о том, что к категории трудовых споров относятся все споры, эт ' связанные с отказом в приеме на работу. По общему правилу, они могут рассматриваться комиссиями по трудовым спорам. Как исключение из этого правила, в случае, если законодатель придает особое значение защите работника от необоснованного отказа в приеме на работу, работнику предоставляется право обратиться непосредственно в суд с исковым заявлением по этому поводу. В силу ст. 55 и 124 Конституции Украины допускается обращение в суд с исками по поводу необоснованной отказа в приеме на работу и в других случаях.
9. При применении части второй ст. 232 КЗоТ следует учитывать, что на владельца не может полагаться обязанности ' связь приема работника на работу при отсутствии вакантного рабочего места (должности), на которое претендует истец, обратился в суд с заявлением о необоснованном отказе в приеме на работу. Обязательства ' связать владельца принять работника на работу, имея в виду возможность увольнения того работника, соответствующее рабочее место (должность) занимает, также, как правило, нельзя. Даже если работнику, обратившемуся в суд, ранее действительно при наличии вакантного рабочего места (должности) необоснованно отказано в приеме на работу, работник, принятый позже на это рабочее место (должность), не может быть освобожден. Освободить его в соответствии со ст. 7 КЗоТ (нарушение правил приема на работу) нельзя, поскольку при его принятии никакие установленные по этому правилу не нарушались. Других оснований для его освобождения также нет.
С другой стороны, правотворческие органы выработали новый, рыночный подход к предприятиям. В принципе, предприятия должны создавать рабочие места. Именно для них такой обязанности ' связь устанавливается законодательством о социальной защите инвалидов и о трудоустройстве лиц, нуждающихся в социальной защите. Однако также невыполнения этой обязанности ' связи тянет не побуждение владельца к выполнению обязанности ' связи создавать рабочие места для инвалидов и лиц, нуждающихся в социальной защите, а обязанность ' связь уплаты соответствующих денежных сумм (ст. 20 Закона " Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине ", ст. 5 Закона " О занятости населения "; п. 15 Порядка трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу). Полученные таким образом средства направляются на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов, осуществление мероприятий по их социально-трудовой и профессиональной реабилитации (ст. 20 Закона " Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине ") и на финансирование предприятий, учреждений, организаций, которые создают рабочие места для лиц, нуждающихся в социальной защите.