Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям
Стаття 46. Відсторонення від роботи
Отстранение работников от работы собственником или уполномоченным им органом допускается в случае: появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения; отказа или уклонения от обязательных медицинских осмотров, обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной охраны, в других случаях, предусмотренных законодательством.
Комментарий
1. При отстранении трудовые отношения не прекращаются, также не прекращается и действие трудового договора, но работник временно к работе не допускается. Что же касается оплаты времени отстранения, то в этом законодатель прямо или косвенно установил следующие варианты норм: 1) заработная плата за период отстранения не сохраняется 2) заработная плата за период отстранения не сохраняется, но возмещается на основе специального закона (п. 1 ст. 3 Закона "О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда "), 3) заработная плата за период отстранения сохраняется полностью 4) заработная плата сохраняется в размере двух третей тарифной ставки (должностного оклада); 5) за период отстранения работнику выплачивается пособие по социальному страхованию.
2. Ст. 46 КЗоТ дает право владельцу отстранять работников от работы при наличии предусмотренных законодательством оснований. Утверждение о том, что владелец согласно ст. 46 КЗоТ только имеет право, но не обязан отстранять, основывается на формулировке этой статьи: "отстранение допускается".
Однако правовые нормы, которые регулируют вопрос отстранения конкретнее, обычно обязывают владельца отстранять работников от работы. Правда, из этого правила есть и исключения. В частности, отстранение от работы государственных служащих в соответствии со ст. 22 Закона "О государственной службе" допускается на усмотрению руководителя соответствующего государственного органа.
3. В случае появления на работе в нетрезвом состоянии работник должен быть отстранен от работы. Такой вывод следует сделать из части второй ст. 13 Закона "Об охране труда", возлагает на владельца обязанность осуществлять контроль за выполнением работ в соответствии с требованиями охраны труда. Он следует также ст. 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР "О мерах по усилению борьбы против пьянства, алкоголизма, искоренению самогоноварения ", которым установлена и других руководителей, которые не приняли мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1985 года эта норма была включена ст. 179 Кодекса об административных правонарушениях. С тех пор в. 179 КоАП не менялась, кроме изменения размера штрафа, установленного этой статьей). В отдельных нормативных актах прямо формулируются нормы, запрещающие допуск к работе лиц с признаками алкогольного опьянения (см., например, п. 4.6 Правил безопасной эксплуатации электроустановок). С целью недопущения к работе лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в. 45 Закона "О дорожном движении" предусматривает ежесменные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств. Эта категория работников может быть подвергнута принудительному медицинскому обследованию, в том числе путем их доставки в медицинское учреждение (подпункт 7 п. 5 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел).
По общему правилу, факт появления в нетрезвом состоянии, дает основания для отстранения работника от работы, может быть установлен не только актом медицинского обследования, но и другими доказательствами, в том числе и показаниям свидетелей, которые также могут стать фактическим основанием для отстранения работника. Аналогичным образом за владельцем следует признать и право отстранения от работы лиц, находящихся в состоянии токсического опьянения.
4. Вопрос об отстранении от работы лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, решаются несколько иначе. Согласно части третьей ст. 12 Закона "О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотребления ими" установление наличия состояния наркотического опьянения в результате незаконного употребления наркотических средств является компетенцией только врача, на которого возложены обязанности по проведению медицинского осмотра (обследования). При наличии факта появления работника на работе в состоянии наркотического опьянения владелец обязан проинформировать о это орган милиции, выдает работнику направление на медицинское освидетельствование. В случае отказа от добровольного медицинского осмотра или обследования возможно принудительный привод для медицинского осмотра (обследования) на основании постановления органа внутренних дел (п. 2.3; 2.6 Инструкции о порядке выявления и постановки на учет лиц, незаконно употребляющих наркотические средства или психотропные вещества). Конечно, столь многочисленные требования законодательства не должны игнорироваться. Но не следует думать, что владелец лишен права принять экстренные меры к тому, как работник будет принудительно доставлен в медицинское учреждение для осмотра и будет установлен факт наркотического опьянения. Право человека на жизнь, здоровье, ее безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью (ст. 3 Конституции). Это конституционное положение может быть основой для отстранения от работы лица, в отношении которого есть внешние основания предполагать, что она находится в состоянии наркотического опьянения. Лучше будет, если владелец впоследствии извинится, выплатит заработную плату за время вынужденного прогула и даже возместит моральный ущерб, если предположение о наркотическом опьянении не подтвердится, чем нести риск допуска к работе лица, которая находится в состоянии наркотического опьянения, и непредсказуемых последствий такого допуска.
Время, в течение которого работник не работал вследствие отстранения с рассматриваемой основания, оплате не подлежит. Основанием для такого вывода есть часть первая ст. 94 КЗоТ (заработная плата выплачивается за выполненную работу). Кроме того, в этом случае подлежит применению часть третья ст. 113 КЗоТ (время простоя по вине работника не оплачивается). Если вывод владельца о наркотическое опьянение работника не подтверждается, время отстранения должен быть оплачен исходя из средней заработной платы работника.
5. Ст. 46 КЗпП передбачає можливість відсторонення працівників від роботи у разі їх відмови або ухилення от обязательных медицинских осмотров. Ст. 7 Закона "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" возлагает на предприятия, учреждения, организации обязанность устранения по представлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы от работы работников, уклоняющихся от обязательного медицинского осмотра. Ст. 17 Закона "Об охране труда" определяет этот обязанность работодателя и дополняет изложенное правило указанием на отстранение работника без сохранения заработной платы.
Правило ст. 17 Закона "Об охране труда", возлагает на владельца обязанность отстранять от работы работников, уклоняющихся от прохождения обязательного медицинского осмотра, дополняется правилом ст. 15 того же Закона, дает право специалистам по охране труда требовать отстранения от работы лиц, не прошедших медицинский осмотр. Следует также учитывать, что ст. 31 Основ законодательства Украины о здравоохранении и ст. 26 Закона "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" возлагают на владельцев и руководителей предприятия, учреждений, организаций ответственность за вредные последствия для здоровья населения, причиненные допуском к работе лиц, не прошедших обязательный медицинский осмотр. Возложение такой ответственности также свидетельствует о том, что собственник несет публично-правовую обязанность отстранять от работы работников, не прошедших медицинский осмотр. В силу такой обязанности в рамках трудовых правоотношений владелец и получает субъективное право отстранять работников и при отсутствии представления органов санитарно-эпидемиологической службы. Наряду с этим с целью предупреждения конфликтов мы бы рекомендовали учитывать сложившуюся за многие годы, не считала возможным отстранение работников, которые не прошли медицинский осмотр, без соответствующего представления. Эта практика преобладает в судах. Да и в п. 2.1 Инструкции о порядке внесения представления об отстранении лиц от работы или другой деятельности указывается, что отстранение (в том числе лиц, не прошедших медицинский осмотр) от работы производится на основании представления соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы. Поэтому владельцу в соответствующих случаях целесообразно было бы сообщить в органы санэпидслужбы о лицах, уклоняющихся от медицинского осмотра, получить представление о отстранение и только потом отстранять работников от работы с рассматриваемой основания.
Отказ от прохождения медицинского осмотра в соответствии со ст. 26 Закона "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" является нарушением трудовой дисциплины. Тем самым законодатель подсказывает, что лица, которые уклоняются от медицинского освидетельствования, после отстранения и применения взыскания подлежат (в случае дальнейшего нарушения) освобождению не по сравнению лояльным п. 2 ст. 40 КЗоТ, а по основанию, порочащего работника (такова п. 3 ст. 40 КЗоТ).
О перечне работников, обязанных периодически проходить медицинский осмотр, см.. комментарий к ст. 169 КЗоТ.
Время, в течение которого работник не выполнял трудовые обязанности вследствие отстранения от работы в связи с уклонением от обязанности 'обязательного медицинского осмотра, оплате не подлежит. При этом подлежит применению часть четвертая ст. 113 КЗоТ (время простоя по вине работника не оплачивается), если работник выходил на работу.
6. В соответствии со ст. 46 КЗоТ, допускает возможность отстранения работников в случаях, не только предусмотренных в этой статье, а также в случаях, предусмотренных законодательством, в. 7 и 42 Закона "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения "возлагают на предприятия, учреждения, организации обязанность по представлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы устранять от работы лиц, которые уклоняются от обязательной прививки против инфекции. При этом ст. 7 названного Закона предусматривает установление Министерством здравоохранения перечень инфекций, прививки против которых являются обязательными для всех граждан, а ст. 26 того же Закона - перечень работников, в связи с особенностями производства или выполняемой работы подлежат обязательным профилактическим прививкам от других заболеваний. Ст. 12 Закона "О защите населения от инфекционных болезней" относит к компетенции Кабинета Министров утверждении перечня профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам против других соответствующих инфекционных болезней, а также предусматривает возможность отстранения от работы лиц, которые отказываются или уклоняются от обязательных профилактических прививок.
Перелік інфекційних хвороб, щеплення проти яких є обов'язковими, встановлено ст. 12 Закону "Про захист населения от инфекционных болезней ". Подобный перечень приводится и в ст. 27 Закона "О санитарном и эпидемическом благополучии населения". В той части, в которой между этими перечнями существуют противоречия, преимущественному применению подлежит тот из названных законов, который устанавливает инфекционные болезни, против которых проводятся прививки, не предусмотренные другим законом. Определение непосредственно законом упомянутого перечня с учетом предоставления в ст. 7 Закона "О санитарном и эпидемическом благополучии населения" Министерству здравоохранения полномочия устанавливать такой перечень означает, что это Министерство вправе дополнять перечень инфекционных болезней, прививки против которых являются обязательными.
Що стосується переліку професій, виробництв і організацій, працівники яких підлягають обов'язковим профилактическим прививкам, то Кабинет Министров, как это предусмотрено ст. 12 Закона "О защите населения от инфекционных болезней", такой перечень не утверждал. Поэтому Министерство здравоохранения в соответствии с полномочиями, предоставленное ему ст. 27 Закона "О санитарном и эпидемическом благополучии населения", установило такой перечень (раздел 2 Календаря профилактических прививок).
Если отстранение от работы при этом обусловлено виной или бездействием работника, время отстранения оплате не подлежит согласно части четвертой ст. 113 КЗоТ.
7. Отстранение лиц, страдающих особо опасными инфекционными заболеваниями или являются носителями возбудителей этих заболеваний, предусмотренное в ст. 39 Основ законодательства Украины о здравоохранении. Оно осуществляется на основании листка нетрудоспособности или справки лечащего врача или ВКК о признании работника временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к профессиональной деятельности. Такие работники получают пособия по социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью за весь период, в течение которого они не могут быть допущены к работе. Если же по соответствующим медицинским показаниям работник признается не соответствующим выполняемой работе, он подлежит освобождению или переводу на другую работу. До решения вопроса об увольнении или переводе работник отстраняется от работы с оплатой времени отстранения согласно части первой ст. 113 КЗоТ.
Лица, которые были в контакте с больными опасными для окружающих инфекционными заболеваниями, отстраняются от работы по представлению должностного лица санитарно-эпидемиологической службы, которая выдает такому лицу больничный листок, является основанием для предоставления пособия по социальному страхованию в связи с карантином (п. 7 ст. 35 Закона "Об общеобязательном государственном социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением ").
8. Некоторые работники обязаны периодически проходить медицинский осмотр. Если в результате такого осмотра будет сделан вывод о непригодности работника к выполняемой работе, они могут быть отстранены от работы до решения вопроса об увольнении с работы или в переводе на другую работу. Это касается работников, обязанных проходить медицинский осмотр с целью обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения, работников, обязанных проходить медицинский осмотр в соответствии со ст. 17 Закона "Об охране труда". На период отстранения за работником сохраняется заработная плата в размере двух третей тарифной ставки.
9. Відповідно до ст. 46 КЗпП підлягають відстороненню від роботи працівники, які ухиляються від навчання, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной безопасности. Такая мера может быть применен не только к работникам, занятым на работах с повышенной опасностью или там, где необходим профессиональный отбор, но и других работников, уклоняющихся от инструктажа, обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда.
Відсторонення від роботи працівників, які ухиляються від навчання, інструктажу і перевірки знань по охране труда и противопожарной безопасности, производится без сохранения заработной платы (часть третья ст. 113 КЗоТ). Срок отстранения не должен быть непомерно большим. Если работник устранит препятствия для допуска к работе (пройдет курс обучения, инструктажа, сдаст соответствующий экзамен), ему сразу же должна быть предоставлена работы. Если же он не устранит причин, послуживших основанием для отстранения, он может быть уволен с работы как за нарушение трудовой дисциплины. Поскольку реальным в этом случае является применение только п. 3 ст. 40 КЗоТ, работнику следует объявить выговор с соблюдением установленного порядка, ознакомить с приказом о наложении взыскания, а затем только решить вопрос об освобождении с учетом поведения работника после применения взыскания.
10. До решения вопроса об освобождении подлежат отстранению от работы и те работники, не сдали экзамена (не прошли проверку знаний) с вопросам пожарной безопасности. Основанием для отстранения в этом случае является часть четвертая ст. 20 Закона "Об охране труда" и часть седьмая ст. 8 Закона "О пожарной безопасности". Хотя работник в этом случае и проходил проверку знаний, однако он ее прошел неудовлетворительно, не сдал экзамен. Поскольку основанием для отстранения в связи с неудовлетворительным результатам проверки знаний по охране труда и противопожарной безопасности являются действия, не связанные с виной работника, он отстраняется от работы до сдачи экзамена или до освобождения по п. 2 ст. 40 КЗоТ с сохранением заработной платы в размере двух третей тарифной ставки (должностного оклада) по части первой ст. 113 КЗоТ.
11. Основанием для отстранения от работы в определенных случаях может быть отсутствие документа, который предоставляет право на управление транспортным средством или другим механизмом или на выполнение других работ. Так, ст. 16 Закона "О дорожном движении" обязывает водителя транспортного средства при управлении им иметь при себе удостоверение, подтверждающее право на управление транспортным средством. При отсутствии такого удостоверения собственник не вправе допустить водителя к выполнению трудовых обязанностей и обязан отстранить водителя от работы. Поскольку отстранение связано в этом случае с невыполнением работником своей трудовой обязанности, отстранение проводится без сохранения заработной платы.
Пункт 69 Устава железных дорог обязывает работников железнодорожных подъездных путей предприятий, работа которых связана с движением поездов и маневровой работой на путях железных дорог, при исполнении служебных обязанностей на путях железных дорог иметь при себе удостоверение установленного образца о прохождении проверки способности выполнять такие работы. Отсутствие удостоверения также может стать основанием для отстранения работника.
12. П. 10 ст. 38 Воздушного кодекса Украины дает командиру воздушного судна право проверять удостоверения (сертификаты) членов экипажа, а также наличие в них необходимых записей и оценок. Очевидно, отсутствие названных документов или записей (сведений) в них может быть основанием для отстранения работника.
П. 7 в. 38 Воздушного кодекса Украины устанавливает правило, согласно которому командир судна вправе отстранять от выполнения задания на полет любого члена экипажа воздушного судна, уровень подготовки которого не отвечает заданию на полет, или если его действия угрожают безопасности полета.
13. Капитану морского торгового судна также дается право отстранять лиц судового экипажа от выполнения служебных обязанностей, но только в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством о труде. Таких специальных случаев в законодательстве о труде не предусмотрено. Итак, капитан судна вправе отстранять работников только на основании общих норм трудового права. К тому же капитану морского торгового судна предоставлено право изолировать в отдельных помещениях любое лицо, которое находится на судне (для членов экипажа это означает отстранение от работы), если его действия не содержат уголовно наказуемого деяния, но угрожают безопасности судна или людей, находящихся на нем, или имущества (ст. 65 Кодекса торгового мореплавания Украины).
14. Лица, работающие с пестицидами и агрохимикатами должны иметь при себе и предъявлять по требованию представителя государственного надзора и ведомственного контроля допуск, медицинскую книжку и наряд на выполняемые виды работ (п. 9 Порядка получения допуска (удостоверение) на право работы, связанной с транспортировкой, хранением, применением и торговлей пестицидами и агрохимикатами). Должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор и государственный контроль в сфере деятельности с пестицидами и агрохимикатами, вправе требовать отстранения от работы с указанными веществами лиц, не имеющих соответствующего удостоверения (ст. 17 Закона "О пестицидах и агрохимикаты"). Владелец обязан отстранить от работы таких работников. Оплата времени устранения не производится, так как при этом есть основания для применения части четвертой ст. 113 КЗоТ (простой по вине работника).
15. В соответствии со ст. 39 Закона "Об охране труда", п. 1.16 Перечень прав должностных лиц (государственных инспекторов) системы Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда должностным лицам (государственным инспекторам) системы государственного надзора за охраной труда предоставляется право отстранять от работы работников, находящихся на рабочих местах в спецодежде, спецобуви или со средствами индивидуальной защиты, не соответствуют условиям труда и требованиям нормативно-технической документации. Вопрос об оплате времени отстранения должно рассматриваться зависимости от вины работника. При наличии вины работника время отстранения не оплачивается, а при отсутствии его вины оплата производится в соответствии с правилами оплаты времени простоя не по вине работника. В случаях, подпадающих под действие части второй ст. 6 Закона "Об охране труда", время отстранения от работы оплачивается в размере среднего заработка.
16. Ст. 22 Закона "О государственной службе" предусматривает возможность отстранения от работы государственных служащих. Основанием для отстранения является невыполнение служебных обязанностей, что привело к человеческим жертвам или причинило материальный или моральный ущерба гражданину, предприятию, учреждению, организации или объединению граждан. Право принимать решение об отстранении государственного служащего от выполнения обязанностей по должности предоставлено руководителю государственного органа, в котором работает этот служащий (обязательное отстранение относительно государственных служащих не установлено). Срок отстранения государственных служащих от работы не должно превышать времени, в течение которого проводится служебное расследование. При этом время служебного расследования ограничено двумя месяцами.
Ст. 22 Закона "О государственной службе" прямо предусматривает, что за время отстранения за работниками сохраняется заработная плата.
17. Пунктом 8 части первой ст. 17 Закона "О правовом режиме чрезвычайного положения" предусмотрена возможность устранения от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций, от деятельности которых зависит нормальная обстановка в районе чрезвычайного положения, в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей.
18. Ст. 3 Закона "О потребительской кооперации" устанавливает, что отстранение от работы лиц, занимающих выборные платные должности в потребительском обществе или союзе потребительских обществ, осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами и действующим законодательством. Это дает право названным обществам и союзам устанавливать в их уставах основания для отстранения от работы, не предусмотренные законодательством.
19. Работник, совершивший проступок, последствия которого угрожают безопасности движения поездов, должен быть отстранен от работы до окончания смены должностным лицом, осуществляющим распорядительные или контрольно-инспекторские функции на данном участке с немедленным и подробным сообщением об обстоятельствах и причинах такого решение непосредственному руководителю отстраненного от работы работника или руководителю предприятия (п. 16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта).
20. Як можливість відсторонення від роботи керівників підприємств-боржників і працівників, які є за должности и в силу содержания трудовых обязанностей членами органов управления предприятия-должника, следует толковать прекращении полномочий руководителя должника и органов управления должника, предусмотренного ч. 16 ст. 13 Закона "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом". Прекращение полномочий руководителя должника и его органов управления осуществляется по решению арбитражного суда. Оно принимается по ходатайству комитета кредиторов с возложением временного (до назначения нового руководителя в порядке, определяемом законодательством и учредительными документами, - имеется в виду обычный порядок принятия на работу для временного исполнения обязанностей руководителя или перевода в порядке покровительства) выполнение обязанностей руководителя на распорядителя имущества. Основанием для принятия арбитражным судом такой определения могут быть непринятие мер по обеспечению сохранности имущества должника, создание препятствий действиям распорядителя имущества или другие нарушения законодательства, допущенные руководителем должника или должностными лицами его органов управления. Если руководитель должника и работники-члены его органов управления будут согласны на временное перевод на другую работу, распорядитель имущества может перевести их на другую работу. Поскольку нет специальных правил, касающихся оплаты времени отстранения работников в подобных случаях, при решении этого вопроса, следует применять по аналогии правила об оплате времени простоя (ст. 113 КЗоТ). Причиной отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей в таком случае виновные действия работника. Итак, время отстранения оплате не подлежит.
Полномочия руководителя должника и органов управления должника прекращаются также в связи с вынесением арбитражным судом определения о санации (ч. 4 ст. 17 Закона "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом"). В этом случае также возможно отстранение соответствующих должностных лиц от работы. Однако при этом прекращение полномочий и отстранение от работы не связывается с виновным поведением работников, следовательно, время отстранения подлежит оплате в размере двух третей должностных окладов соответствующих работников (ст. 113 КЗоТ).
21. Возможность отстранения работников от работы предусмотрена в отношении работников банков. Согласно п. "ж" части первой ст. 73 Закона "О банках и банковской деятельности" Национальный банк имеет право временного отстранения должностного лица банка от должности в случае грубого или систематического нарушения этим лицом требований настоящего Закона или актов Национального банка Украины до устранения нарушения. Соответствующее решение Национального банка должно быть продублировано приказом по банку. Поскольку отстранение от работы в таких случаях проводится за допущенные работником нарушения, время отстранения оплате не подлежит (при этом в связи с отсутствием нормы, которая регулировала бы такие отношения, применению по аналогии подлежит ст. 113 КЗоТ, решает вопрос об оплате времени простоя).
22. Закона "О Национальном банке Украины" (раздел 5) предусматривает возможность назначения временной администрации банка Национальным банком Украины. Временному администратору банка предоставляется право привлекать к работе во временной администрации любого служащего, эксперта, консультанта, а также давать поручения руководителям банка. Ему предоставляется также и право отстранения таких лиц от работы в любое время (п. 6 части четвертой ст. 80 Закона "О банках и банковской деятельности"). Такое отстранение также должно оформляться приказом. Оно производится с оплатой времени отстранения по ст. 113 КЗоТ при отсутствии вины работника.
23. Уявляється можливим встановлювати в контрактах додаткові підстави для відсторонення працівників. Это особенно актуально для руководителей предприятий, которым принадлежит право распоряжаться средствами и другими ресурсами предприятий. Правовым основанием включения в контракт такого условия является часть третья ст. 21 КЗоТ. Она допускает установление сторонами в контракте не только условий материального обеспечения и организации труда, условий расторжения договора, но и прав и обязанностей собственника и работника по другим вопросам.
24. Владелец обязан выполнить постановление следователя об отстранении от работы должностного лица, обвиняемого в совершении преступления. Об отстранении от работы следователь выносит постановление и направляет его для исполнения собственнику или уполномоченному им органу по месту работы обвиняемого. За невыполнение постановления следователя установлена ответственность (ст. 185 Кодекса Украины об административных нарушениях). Постановление об отстранении от работы следователь вправе вынести только с санкции прокурора или его заместителя (ст. 147 УПК Украины). При отстранении по постановлению следователя сохранения заработной платы не предусмотрено. Но прекращение уголовного дела за отсутствием состава преступления, события преступления, недоказанности участия обвиняемого (отвлеченного) в совершении преступления, вынесение оправдательного приговора дает работнику право требовать выплаты среднего заработка за период отстранения за счет местного бюджета (ст. 4 Закона "О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда ").