Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям



Стаття 60. Поділ робочого дня на частини

На работах с Особыми условиями и характером труда в порядке и случаях, предусмотренных законодательством, рабочий день может быть разделен на части с тем условием, чтоб общая продолжительность работы НЕ превышала установленной продолжительности рабочего дня.

Комментарий :

1. Особым видом режима рабочего времени является режим работы с разделением рабочего дня на части. Разделение рабочего дня на части предусмотрен ст. 60 КЗоТ, однако эта статья имеет отсылочный характер. Она только предполагает адресованную фондами органа указание на то, что разделение рабочего дня на части допускается только на работах с Особыми условиями труда. Если такое основание для решения правотворческими органами вопрос об установление возможности разделения рабочего дня на части (особые условия труда) имеет место, то этот орган определить случаи, когда допускается разделение рабочего дня на части, и порядок деления.

2. Ст. 60 КЗоТ НЕ предусматривает согласования с выборным органом первичной профсоюзной организации введение режима разделения рабочего дня на части. Однако в. 7 Закона "О коллективных договорах и соглашениях" предусматривает определение режима работы в коллективном договоре. Очевидно, Решая в коллективном договоре вопросы режима работы, стороны Должны определить основания и порядок применения режима работы, Который предусматривает разделение рабочего дня на части. Согласование разделения рабочего дня на части с выборным органом первичной профсоюзной организации может также предусматриваться законодательнымы актами, регулирующих применение такого режима работы.

3. Разделение рабочего дня на части означает возможность установления перерыва в работе более двух часов. Два часа или меньше - это такая продолжительность перерыва, позволяет квалифициров ее как перерыв для питания и отдыха, естественно, при условии соответствия ее ст. 66 КЗоТ. Установка перерыва продолжительностью более 2:00 возможно Лишь на основании ст. 60 КЗоТ. Ст. 60 КЗоТ предусматривает регулирование порядка разделения рабочего дня на части законодательством. Соответствующие правотворческие органы получили право определять и количество перерывов, и их продолжительность. Время перерывов, естественно, в рабочее время не включается.

4. Возможность разделения рабочего времени на части предусмотрена постановлением Совета министров СССР "О режиме работы водителей и кондукторов Городского пассажирского транспорта ". Это постановление сохранила силу в Украине. Она распространяется на водителей и кондукторов Городского пассажирского транспорта. Постановление предусматривает возможность разделения рабочего дня на две части. В начале предполагалось огранич количество изменений, разделенных на части, двадцатью течение месяца. В дальнейшем (п. 16 постановления Совета министров СССР "О мерах по улучшению работы Городского пассажирского транспорта") это ограничение было отменено. В качестве компенсации за разделение рабочего дня (смены) на части была Доплата до 30 процентов тарифной ставки (оклада). Это ограничение следует рассматривать как утратившим силу. Определение размера доплаты рабочего дня на части охватывается полномочиями сторон коллективного договора.

Постановлением Совета министров СССР от 17 января 1983 N 52 было рекомендовано расширить практику применения режима работы, Который предусматривает разделение рабочего дня на части на предприятиях, в организациях и учреждениях, занятых обслуживанием населения. Это была не норма прямого действия, а только предложение, адресованное Местным органам от исполнительной власти. И все-таки Указанное постановление, НЕ определяя порядке разделения рабочего дня (Смены) на части, дает право соответствующей органам местной от исполнительной власти и местного самоуправления право разрешать применение режима работы, Который предусматривает разделение рабочего дня на части на предприятиях, в организациях, учреждениях, занятых обслуживанием населения.

Установка режима работы, который предусматривает разделение рабочего дня на части для водителей и кондукторов, допускается в согласовании с постановлением Совет Министров СССР от 24 января 1969 по согласованию с работником. Во вторых случаях решения вопроса о необходимости такого согласования относится, на наш взгляд, к компетенции сторон коллективного договора. Введение разделения рабочего дня на части без согласования с работником предусматривает требований части третьей ст. 32 КЗоТ.

5. Возможность разделения рабочего дня на части предусмотрена некоторыми нормативно-правовыми актами, регулирующим вопросы рабочего времени и времени отдыха в отдельных отраслях народного хозяйства.