Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям



Стаття 89. Заміна і перегляд єдиних і типових норм

Заміна і перегляд єдиних і типових (міжгалузевих, галузевих, відомчих) норм здійснюється органами, які їх утвердили.

Комментарий

1. Эта статья, употребляя понятие единых и типовых норм, не дает их определения. Со времен социализма в понимании типовых и единых норм радикальных изменений не произошло. И применяя статью, комментируется, следует давать ему толкование с учетом момента (т.е. не игнорировать понимание единых и типовых норм, существовавшего в период принятия Кодекса законов о труде (1971 г.) и в период смены в. 89 КЗоТ (1988 г.). Следует напомнить, что до принятия Рекомендаций под единым нормами подразумевались такие межотраслевые, отраслевые и ведомственные нормы, которые принимались и вводились в действие в централизованном порядке одновременно на всех предприятиях, в всех учреждениях и организациях, на которые их действие распространялось. Была только требование, - предприятиям должен был быть предоставлен определенный срок для подготовки к общему (одного для всех) дня введения в действие единых норм труда. Типовые нормы труда разрабатывались и утверждались на типовые организационно-технические условия и вводились в действие решением администрации предприятия, согласованным с выборным органом первичной профсоюзной организации по мере достижения на предприятии организационно-технических условий, на которые типовые нормы рассчитывались.

2. При утверждении Рекомендаций Минтруда пошло путем коренного пересмотру понимания единых и типовых норм. Рекомендациями сделана попытка (п. 1.5) лишить единые и типовые нормы статуса норм труда как регуляторов трудовых отношений (Напомним, что ст. 85 КЗоТ устанавливает, что нормы труда, в том числе единые и типовые, устанавливаются "для работников", то есть непосредственно регулируют трудовые отношения). Они были переведены в разряд нормативных материалов для нормирования труда. Тем самым Министерство труда отказалось от непосредственного централизованного установления Министерством труда норм труда, действующих на предприятиях, обеспечило возможность стопроцентного контроля выборных органов первичной профсоюзной организации по нормам труда, применяемых сняло проблему согласования единых норм с выборными органами профсоюзных объединений. Во всем Министерство труда поступило рационально, но нельзя не видеть, что п. 1.5 Рекомендаций не вполне соответствует статьи, комментируется.

3. Перевод Министерством труда единых и типовых норм труда в разряд нормативных материалов для нормирования труда не соответствует части первой ст. 85 КЗоТ, нормы труда определяет как установлены "для работников", то есть такие, которые регулируют трудовые отношения, а не как нормативы, обязательные для владельцев, которые разрабатывают нормы труда.