З А К О Н У К Р А И Н Ы
О всеукраинском референдуме Настоящий Закон определяет правовые принципы, организацию и порядок проведения всеукраинского референдума. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие референдума 1. Всеукраинский референдум является одной из форм непосредственной демократии в Украине, способом осуществления власти непосредственно украинским народом, заключающийся в принятии (утверждении) гражданами Украины (далее - граждане) решений по вопросам общегосударственного значения путем тайного голосования в порядке, установленном настоящим Законом. P > Статья 2. Законодательство о референдумах 1. Порядок подготовки и проведения всеукраинского референдума регулируется Конституцией Украины , настоящим Законом , а также другими законодательными актами Украины. Статья 3. Предмет всеукраинского референдума 1. Предметом всеукраинского референдума могут быть любые вопросы за исключением тех, решение которых референдумом не допускается Конституцией Украины , законами Украины. 2. На всеукраинский референдум могут выноситься несколько вопросов по одной проблеме. 3. По предмету всеукраинский референдум может быть: 1) об одобрении новой редакции Конституции Украины, внесении изменений в Конституцию Украины, отмене, утрате действия или признания недействительным закона о внесении изменений в Конституцию Украины (конституционный референдум) 2) об изменении территории Украины (ратификационный референдум) 3) о принятии или отмене закона Украины или внесения изменений в действующий закон Украины (законодательный референдум) 4) по любому вопросу за исключением тех, по которым референдум не допускается согласно Конституцией Украины (общий референдум). Статья 4. Общие принципы всеукраинского референдума 1. Президент Украины провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе, если он инициирован с соблюдением установленных Конституцией и законами Украины требований по организации и порядку проведения всеукраинского референдума по народной инициативе. 2. Результаты народного волеизъявления на всеукраинском референдуме являются обязательными. 3. Новый всеукраинский референдум по другим вопросам, ранее выносимым на референдум, кроме внесения изменений в разделов I , III и XIII Конституции Украины a > по одному и тому же вопросу, может быть проведено не ранее чем через год со дня объявления результатов проведенного референдума. Реализация инициативы по внесению изменений в разделов I , III и XIII Конституции Украины по одному и тому же вопросу возможно Верховной Радой Украины следующего созыва. Статья 5. Основные принципы проведения всеукраинского референдума Всеукраинский референдум проводится на основе следующих общих принципов: 1) общего права голоса 2) равенства 3) законности 4) прямого волеизъявления 5) свободного участия во всеукраинском референдуме 6) тайны голосования 7) непосредственного участия в голосовании 8) однократности голосования. Статья 6. Общие право голоса 1. Право голоса на всеукраинском референдуме имеют граждане Украины, которым на день голосования исполнилось восемнадцать лет. Граждане Украины, имеющие право голоса на всеукраинском референдуме, являются участниками всеукраинского референдума. 2. Основанием реализации гражданином Украины своего права голоса на всеукраинском референдуме является его включение в списки участников референдума на участке референдума. Участник референдума реализует свое право голоса во время всеукраинского референдума в порядке, установленном настоящим Законом. 3. Документом, удостоверяющим личность и гражданство Украины участника референдума, являются: 1) паспорт гражданина Украины 2) временное удостоверение гражданина 3) карта (справка) учреждения уголовно-исполнительной системы, которая должна содержать: фамилию, имя, отчество, год рождения, гражданство, фотографию лица, подпись руководителя и печать учреждения (для лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы ) 4) паспорт гражданина Украины для выезда за границу 5) дипломатический паспорт 6) служебный паспорт 7) удостоверение члена экипажа. 4. Документы, указанные в пунктах 1 и 2 части третьей настоящей статьи, является основанием для получения бюллетеня для участия во всеукраинском референдуме и могут быть использованы на обычных и специальных участках референдума. 5. Документы, указанные в пунктах 3-7 части третьей настоящей статьи, является основанием для получения бюллетеня для участия во всеукраинском референдуме и могут быть использованы на заграничных участках референдума, а также на специальных участках референдума, образованных на судах, находящихся в плавании под Государственным Флагом Украины, и на полярной станции Украины. На заграничных участках референдума, образованных в странах, к которым разрешен выезд граждан Украины по паспорту гражданина Украины, основанием для получения бюллетеня может быть паспорт гражданина Украины. 6. Граждане Украины, имеющие право голоса, могут принимать участие в работе комиссий по всеукраинского референдума как их члены, а также в проведении агитации всеукраинского референдума, осуществлении наблюдения за проведением референдума и других мероприятиях по подготовке и проведению референдума в порядке, определенном настоящим и другими законами Украины. 7. Какие-либо прямые или косвенные привилегии или ограничения прав граждан Украины на участие во всеукраинском референдуме по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам запрещаются . Не допускаются ограничения относительно участия граждан Украины в процессе референдума, кроме ограничений, предусмотренных Конституцией Украины и настоящим Законом. 8. Не имеет права голоса гражданин Украины, признан судом недееспособным. 9. Гражданин Украины, который проживает или находится в период подготовки и проведения всеукраинского референдума за пределами Украины, имеет право голоса на всеукраинском референдуме, реализация которого обеспечивается его включением в список участников референдума на соответствующем заграничном участке, образованном в соответствии с настоящим Законом. Статья 7. Равное право голоса 1. Граждане Украины принимают участие во всеукраинском референдуме на равных основаниях. 2. Каждый участник референдума имеет один голос. Участник референдума может использовать свой голос только на одном участке референдума, где он включен в список участников референдума. Участник референдума реализует свое право голоса во время всеукраинского референдума в порядке, установленном настоящим Законом. 3. Равенство прав и возможностей субъектов процесса референдума участвовать в процессе референдума обеспечивается: 1) запретом вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в процесс референдума, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом 2) беспристрастным отношением органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и должностных лиц к инициативной группы всеукраинского референдума, других субъектов процесса референдума 3) запретом использования при финансировании агитации референдума других средств, кроме определенных настоящим Законом, выделенных на обеспечение процесса референдума 4) ровным и беспристрастным отношением средств массовой информации к процессу референдума, объективным и сбалансированным освещением позиций на поддержку и против вопроса референдума. Статья 8. Прямое волеизъявление на всеукраинском референдуме 1. Граждане Украины непосредственно участвуют во всеукраинском референдуме и в решении вопросов, которые выносятся на референдум. Статья 9. Свободное участие во всеукраинском референдуме 1. Участие граждан Украины в всеукраинском референдуме является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или неучастию в референдуме. 2. Всеукраинский референдум является свободным. Гражданам Украины обеспечиваются условия для свободного формирования своей воли и ее свободного проявления при голосовании. 3. Применение насилия, угроз, обмана, подкупа или любых других действий, препятствующих свободному формированию и свободному выявлению воли участника референдума, запрещается. 4. Для обеспечения условий для свободного волеизъявления военнослужащим срочной службы в день голосования предоставляется отпуск для участия в голосовании не менее чем на четыре часа. Статья 10. Тайное голосование 1. Голосования на всеукраинском референдуме является тайным: контроль за волеизъявлением участников референдума запрещается. 2. Членам комиссий референдума, другим лицам запрещается совершать любые действия или разглашать сведения, позволяющие установить содержание волеизъявления конкретного участника всеукраинского референдума. Статья 11. Личное голосование 1. Каждый участник референдума голосует на референдуме лично. Голосование за других лиц или передача участником всеукраинского референдума права голоса любому другому лицу запрещается. Статья 12. однократность голосования 1. Каждый гражданин Украины, имеющий право голоса на всеукраинском референдуме, может реализовать это право при проведении такого референдума только один раз и только на одном участке референдума. Статья 13. Публичность и открытость процесса референдума 1. Подготовка и проведение референдума осуществляются публично и открыто. 2. Для обеспечения публичности и открытости процесса референдума комиссии референдума в соответствии со своими полномочиями: 1) обнародуют сведения о своем составе, местонахождении и режиме работы, об образовании округов референдума и участков 2) обеспечивают возможность ознакомления граждан со списками участников референдума 3) обнародуют результаты процесса референдума 4) дают другую информацию в случаях, предусмотренных настоящим Законом. Статья 14. Субъекты инициирования всеукраинского референдума и назначения (провозглашения) всеукраинского референдума 1. Субъектами инициирования всеукраинского референдума украинский народ, Верховная Рада Украины в случаях и порядке, установленных Конституцией Украины и настоящим Законом. 2. Субъектом назначения (провозглашения) является Президент Украины и Верховная Рада Украины. 3. Конституционный референдум относительно внесения изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины назначается Президентом Украины по инициативе Верховной Рады Украины, с учетом требований части восьмой статьи 22 настоящего Закона. 4. Ратификационный референдум относительно изменения территории Украины назначается Верховной Радой Украины. 5. Всеукраинский референдум по народной инициативе провозглашается Президентом Украины, с учетом требований части восьмой статьи 22 настоящего Закона. Статья 15. Всеукраинский референдум по народной инициативе 1. Всеукраинский референдум по народной инициативе - это форма принятия гражданами Украины решений по вопросам общегосударственного значения с учетом ограничений, установленных Конституцией Украины и настоящим Законом. 2. Путем всеукраинского референдума по народной инициативе Украинский народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в Украине может реализовать свое исключительное право определять и изменять конституционный строй в Украине путем принятия Конституции Украины (учредительную власть) в порядке, определенном настоящим Законом. 3. Путем всеукраинского референдума по народной инициативе Украинский народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в Украине, осуществляя свое волеизъявление, может в порядке, который определен этим Законом, принимать новую редакцию Конституции Украины, вносить изменения в Конституцию Украины, отменять, признавать утратившими силу признавать недействительным закон о внесении изменений в Конституцию Украины. 4. Через всеукраинский референдум по народной инициативе Украинский народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в Украине, осуществляя свое волеизъявление, может в порядке, который определен Конституцией Украины и настоящим Законом, принимать законы Украины (вносить в них изменения), кроме законов, принятие которых на референдуме не допускается согласно Конституции Украины, отменять законы Украины, признавать законы Украины утратившими силу признавать недействительными законы Украины или отдельные их положения. 5. По народной инициативе может быть проведен всеукраинский референдум по любым вопросам, за исключением тех, по которым всеукраинский референдум не допускается согласно Конституции Украины. 6. Всеукраинский референдум провозглашается по народной инициативе по требованию не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих право голоса, при условии, что подписи относительно назначения референдума собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой области. 7. Указ Президента Украины относительно провозглашения всеукраинского референдума по народной инициативе публикуется в официальных печатных изданиях в течение трех дней с момента его подписания. Статья 16. Всеукраинский референдум относительно одобрения новой редакции Конституции Украины, внесении изменений в Конституцию Украины, отмены, утраты силы или признании недействительным закона о внесении изменений в Конституцию Украины 1. Всеукраинский референдум по одобрению новой редакции Конституции Украины, внесении изменений в Конституцию Украины, отмены, утраты силы или признании недействительным закона о внесении изменений в Конституцию Украины - это форма реализации украинского народом своего права определять конституционный строй в Украине путем принятия новой редакции Конституции Украины на всеукраинском референдуме. 2. Всеукраинский референдум по одобрению новой редакции Конституции Украины, внесении изменений в Конституцию Украины, отмены, утраты силы или признании недействительным закона о внесении изменений в Конституцию Украины провозглашается Президентом Украины по народной инициативе. Статья 17. Всеукраинский референдум относительно закона Украины о внесении изменений в разделов I" Общие положения ", III" Выборы. Референдум ", XIII" Внесение изменений в Конституцию Украины " 1. Законопроект о внесении изменений в разделы I "Общие положения", III "Выборы. Референдум", XIII "Внесение изменений в Конституцию Украины» представляется в Верховную Раду Украины Президентом Украины или народными депутатами Украины, которые составляют не менее двух третей от конституционного состава Верховной Рады Украины и, при условии его принятия не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины, утверждается всеукраинским референдумом. 2. Указ Президента Украины о назначении всеукраинского референдума публикуется в официальных печатных изданиях в течение трех дней с момента его подписания. Статья 18. Всеукраинский референдум об изменении территории Украины 1. Всеукраинский референдум об изменении территории Украины - это форма принятия гражданами Украины решения об утверждении закона о ратификации международного договора об изменении территории Украины. 2. Постановление Верховной Рады Украины о проведении всеукраинского референдума публикуется в официальных печатных изданиях в течение трех дней с момента его подписания. Статья 19. Форма вопрос референдума 1. Вопрос референдума - это текст, которым излагается предложение референдума, в виде вопросительного предложения, предлагает участнику референдума четкие ответы "да" или "нет". 2. Вопрос референдума должен иметь четкое и ясное формулирование, которое не допускает различных толкований. Статья 20. Ограничение инициирования и проведения всеукраинского референдума 1. Не может быть инициировано назначение всеукраинского референдума относительно законопроектов по вопросам: 1) налогов 2) бюджета 3) амнистии. 2. На всеукраинский референдум по народной инициативе не может быть вынесен (инициирован) вопрос об изменении территории Украины. 3. Тексты новой редакции Конституции Украины и законопроектов, выносимых на конституционный и законодательный референдум, не должны отменять или ограничивать содержание и объем существующих прав и свобод человека и гражданина или быть направлены на ликвидацию независимости или на нарушение территориальной целостности Украины. Статья 21. Ограничения назначения (провозглашения) референдума 1. Всеукраинский референдум не может назначаться (объявлено) или проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения на всей территории Украины. 2. Если военное или чрезвычайное положение введен после назначения (провозглашения) референдума, субъект назначения (провозглашения) референдума не позднее чем на третий день после введения такого состояния принимает решение о приостановлении процесса референдума до окончания действия военного или чрезвычайного положения. Статья 22. Основы организации и проведения всеукраинского референдума 1. Организация и проведение всеукраинского референдума осуществляются открыто и гласно. 2. Решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, касающиеся референдума, доводятся до сведения граждан Украины через средства массовой информации в сроки, определенные настоящим Законом. 3. Государство гарантирует гражданам Украины, политическим партиям и общественным организациям, инициативной группе по проведению референдума право свободно обсуждать целесообразность проведения всеукраинского референдума, вести агитацию по вопросам, вынесенным на всеукраинский референдум, на собраниях, митингах, демонстрациях, в печатных изданиях, аудиовизуальных (электронных) средствами массовой информации. 4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны содействовать проведению собраний и митингов по обсуждению вопросов, которые выносятся на всеукраинский референдум, заранее извещать граждан Украины о времени и месте их проведения, предоставлять в необходимых случаях помещения и осуществлять другие мероприятия для обеспечения свободного и сознательного волеизъявления граждан. 5. Решения комиссий референдума, а также решения органов государственной власти и органов местного самоуправления, касающиеся референдума, доводятся ими до сведения граждан через печатные средства массовой информации или, в случае невозможности, обнародуются иным способом. 6. Средства массовой информации обязаны объективно освещать ход подготовки и проведения референдума, предоставлять сбалансированную информацию относительно содержания вопроса референдума и юридических последствий референдума. Представителям средств массовой информации гарантируется беспрепятственный доступ на все публичные мероприятия, связанные с референдумом, а на заседания комиссий референдума и на участок референдума в день голосования - на условиях, определенных настоящим Законом. Комиссии референдума, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные и служебные лица этих органов обязаны в пределах своих полномочий предоставлять им информацию по подготовке и проведению референдума. 7. Дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Украины, при которых образованы зарубежные участки референдума в государствах, где проживает значительное количество граждан Украины, имеющих право голоса, обеспечивают опубликование в местных средствах массовой информации сведений о времени и месте голосования, о местонахождении соответствующих участков референдума , о порядке и сроках обращения в участковые комиссии референдума, в частности по вопросам включения участников референдума в список участников референдума на зарубежной участке референдума. 8. Президент Украины, Центральная избирательная комиссия обязаны осуществлять проверку на соответствие Конституции Украины , законам Украины вопросов, которые предлагается вынести на всеукраинский референдум, в частности, по народной инициативе. Статья 23. Процесс референдума 1. Процесс референдума начинается со дня объявления Центральной избирательной комиссией о начале процесса референдума. 2. Процесс референдума завершается через пятнадцать дней после дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов референдума. Статья 24. Субъекты процесса референдума 1. Субъектом соответствующего вида процесса референдума в случаях, предусмотренных настоящим Законом, являются: 1) граждане Украины (участники референдума) 2) Президент Украины как субъект назначения (провозглашения) всеукраинского референдума 3) Верховная Рада Украины как субъект инициирования и назначения всеукраинского референдума 4) комиссия по всеукраинского референдума, образованная в соответствии с настоящим Законом или Закона Украины "О Центральной избирательной комиссии" p > 5) инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с настоящим Законом; 6) официальные наблюдатели от инициативной группы по проведению всеукраинского референдума, зарегистрированные в соответствии с требованиями настоящего Закона 7) международные наблюдатели, зарегистрированные в соответствии с требованиями настоящего Закона. Статья 25. Порядок исчисления сроков 1. Сроки, определенные в настоящем Законе, исчисляются в календарных днях, в отдельных случаях сроки исчисляются в часах. 2. Первым днем ??срока, который в соответствии с настоящим Законом должен начаться в связи с наступлением определенного события, является день, следующий после дня наступления указанного события. 3. Последним днем ??срока, который в соответствии с настоящим Законом должен закончиться в связи с наступлением определенного события, является день, предшествующий дню указанного события. Раздел II назначения (провозглашения) всеукраинского референдума Статья 26. Порядок назначения всеукраинского референдума о внесении изменений в Конституцию Украины 1. Президент Украины в течение пяти дней после получения от Председателя Верховной Рады Украины закона о внесении изменений в разделов I , III , XIII Конституции Украины издает указ о назначении всеукраинского референдума о внесении изменений в Конституцию Украины с указанием даты его проведения. Текст закона, который выносится на утверждение всеукраинским референдумом о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины, обязательно прилагается к указу Президента Украины. 2. Указом Президента Украины о назначении всеукраинского референдума о внесении изменений в Конституцию Украины определяется дата его проведения, какова последнее воскресенье пятидесятидневного срока от дня издания указа. Статья 27. Порядок назначения всеукраинского референдума об изменении территории Украины 1. В случае принятия закона о ратификации международного договора об изменении территории Украины, заключенного Президентом Украины, Верховная Рада Украины принимает решение о назначении всеукраинского референдума об изменении территории Украины. 2. Постановление Верховной Рады Украины о назначении всеукраинского референдума об изменении территории Украины должен содержать дату проведения всеукраинского референдума и сформулированный вопрос, который выносится на референдум. Текст закона о ратификации международного договора об изменении территории Украины обязательно прилагается к постановлению Верховной Рады Украины. Дата проведения соответствующего референдума назначается на последнее воскресенье пятидесятидневного срока со дня принятия Верховной Радой Украины постановления о его назначении. Статья 28. Порядок провозглашения всеукраинского референдума по народной инициативе 1. Президент Украины после получения решения Центральной избирательной комиссии об общих итогах сбора подписей граждан Украины под требованием о проведении всеукраинского референдума и выполнении требований части восьмой статьи 22 настоящего Закона издает указ о провозглашении референдума с указанием даты его проведения и сформулированными вопросами или проектом закона, выносимые на всеукраинский референдум. 2. Указом Президента Украины о назначении всеукраинского референдума по народной инициативе определяется дата его проведения, какова последнее воскресенье пятидесятидневного срока от дня издания указа. Статья 29. Общий порядок осуществления народной инициативы 1. Народная инициатива о проведении всеукраинского референдума осуществляется участниками всеукраинского референдума путем сбора их подписей под требованием о проведении референдума. 2. Президент Украины обязан провозгласить всеукраинский референдум по народной инициативе, если его вопросы не нарушают требований Конституции Украины , законов Украины и если под требованием о его проведении подписалось не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих право голоса, при условии, что подписи под этим требованием собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой области. 3. Сбор подписей под требованием о проведении всеукраинского референдума организует и осуществляет инициативная группа всеукраинского референдума образуется и действует в соответствии с настоящим Законом. 4. Сбор подписей под требованием о проведении всеукраинского референдума по определенному вопросу проводится в течение сорока дней со дня регистрации инициативной группы всеукраинского референдума, которая предлагает вынести соответствующий вопрос на всеукраинский референдум. Статья 30. Порядок образования инициативной группы всеукраинского референдума 1. Инициативная группа по проведению референдума образуется на собрании граждан Украины, в которых участвует не менее двух тысяч граждан Украины, имеющих право голоса на всеукраинском референдуме. Организаторами собрания могут быть граждане Украины, которым на день проведения собрания исполнится восемнадцать лет, политические партии Украины, всеукраинские общественные организации, зарегистрированные в соответствии с законодательством Украины. Запрещается проводить собрания граждан по созданию инициативной группы референдума в органах государственной власти, органах местного самоуправления. 2. Не позднее чем за пять календарных дней до дня проведения собрания граждан Украины относительно проведения всеукраинского референдума их инициаторы должны письменно уведомить о дате, времени, месте и цели собрания Центральную избирательную комиссию. 3. Центральная избирательная комиссия направляет на собрание граждан Украины относительно проведения всеукраинского референдума представителя (представителей) для удостоверения факта проведения собрания. 4. Перед началом собрания граждан Украины относительно проведения всеукраинского референдума проводится регистрация участников, составляется их список с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства с указанием адреса жилья номера и серии паспорта и данных о времени и орган выдачи паспорта Украины, сведений о документы, удостоверяющие личность и подтверждающих гражданство Украины. Каждый участник собрания граждан Украины относительно проведения всеукраинского референдума напротив своей фамилии ставит свою подпись, удостоверяющий участие в собрании. 5. На собраниях граждан Украины относительно проведения всеукраинского референдума избираются председатель и секретарь собрания, счетная комиссия, утверждается повестка дня собрания, в который включаются вопрос о целесообразности проведения референдума, формулируется вопрос, который предлагается вынести на всеукраинский референдум, формируется персональный состав инициативной группы всеукраинского референдума. 6. В случае если большинство от присутствующих участников собрания граждан Украины относительно проведения всеукраинского референдума проголосует за проведение всеукраинского референдума и утвердит формулировку вопроса и / или текста законопроекта, предлагается на него вынести, избирается инициативная группа, которой поручается организация сбора подписей граждан Украины под требованием о проведении референдума и осуществления других функций, предусмотренных настоящим Законом. 7. Инициативная группа по проведению референдума (далее - инициативная группа) состоит не менее чем из пятисот граждан Украины, которые на день ее образования имеют право голоса. Собрание образуют только одну инициативную группу. На собрании составляется список членов инициативной группы с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства или места пребывания, сведения о документах, удостоверяющих личность и гражданство Украины. 8. На собраниях граждан также определяется лицо (далее - уполномоченный представитель инициативной группы), которая будет представлять интересы инициативной группы, о чем составляется заявление, подписывается председателем и секретарем собрания. В заявлении о назначении уполномоченного представителя инициативной группы указываются: 1) фамилия, имя, отчество представителя субъекта процесса референдума 2) его гражданство 3) день, месяц и год рождения 4) место работы, занимаемая должность (занятие) 5) место жительства, адрес жилья, а также контактный номер телефона. К заявлению прилагается письменное согласие предложенной лица быть уполномоченным представителем инициативной группы. Уполномоченный представитель инициативной группы должен соответствовать требованиям части второй статьи 66 настоящего Закона. Уполномоченный представитель инициативной группы действует в пределах прав, предусмотренных настоящим Законом. 9. По результатам собрания граждан Украины (далее - собрание) оформляется протокол, в котором указываются дата, место проведения, количество их участников, информация об избрании председателя и секретаря собрания граждан Украины, ход обсуждения вопросов повестки дня, четкая формулировка вопросов, которые предлагается вынести на всеукраинский референдум, результаты голосования по вопросам повестки дня, персональный состав инициативной группы (в случае ее избрания) и в соответствии с требованиями части восьмой настоящей статьи, данные о личности, определенную быть представителем инициативной группы. Протокол подписывают председатель и секретарь собрания. Текст законопроекта, который предлагается вынести на всеукраинский референдум, является приложением к протоколу собрания. Списки участников собрания, членов инициативной группы являются составными протокола собрания. К этим документам прилагается письменное согласие каждого лица, включенного в инициативную группу на вхождение в ее состав. 10. Участие лиц на собраниях граждан Украины о создании инициативной группы, которых предлагается ввести в состав инициативной группы, не является обязательным, при наличии письменного согласия этих лиц быть членами инициативной группы. Письменное заявление на согласие быть членом инициативной группы должен обязательно содержать фамилию, имя, отчество такого лица, дату его рождения и места жительства с указанием адреса жилья, сведений о документах, удостоверяющих его личность и гражданство Украины, согласие на соответствующую участие, дату написания заявления и подпись. 11. В семидневный срок со дня проведения собрания уполномоченный представитель инициативной группы, передает в Центральную избирательную комиссию подписанные председателем и секретарем собрания документы проведенного собрания, а именно: протокол собрания список их участников список членов инициативной группы по проведению всеукраинского референдума заявление о назначении уполномоченного представителя инициативной группы письменные заявления каждого из членов инициативной группы по проведению всеукраинского референдума о согласии быть членом инициативной группы письменное согласие лица быть уполномоченным представителем инициативной группы. Список членов инициативной группы по проведению всеукраинского референдума подается в Центральную избирательную комиссию также в электронном виде. 12. Центральная избирательная комиссия выдает уполномоченному представителю инициативной группы, который подал документы, указанные в части одиннадцатой настоящей статьи, справку об их принятии. Справка должна содержать перечень принятых документов, число, месяц и год, а также время их принятия, должность и фамилия лица, принявшего документы. Статья 31. Регистрация инициативной группы по всеукраинскому референдуму 1. Центральная избирательная комиссия в пятидневный срок осуществляет анализ документов, предусмотренных частью одиннадцатой статьи 30 настоящего Закона, на предмет соответствия требованиям законодательства и по результатам принимает постановление о регистрации инициативной группы по проведению всеукраинского референдума или об отказе в регистрации инициативной группы по проведению всеукраинского референдума по указанием мотивов такого решения. 2. Отказ в регистрации инициативной группы может быть принята по мотивам нарушения Конституции Украины a > или законов Украины во время ее образования и / или несоответствия вопрос текста, который предлагается вынести на всеукраинский референдум, требованиям Конституции Украины и законам Украины. Центральная избирательная комиссия для установления соответствия вопрос текста, который предлагается вынести на всеукраинский референдум, требованиям Конституции Украины и законам Украины имеет право привлекать другие органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, которые обязаны предоставить соответствующие выводы к вопросам в срок, установленный Центральной избирательной комиссией. 3. В случае если Центральная избирательная комиссия приняла решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению всеукраинского референдума, уполномоченному представителю инициативной группы выдается соответствующее решение. 4. Отказ Центральной избирательной комиссии в регистрации инициативной группы по проведению всеукраинского референдума или непринятия им решения о регистрации инициативной группы по проведению всеукраинского референдума могут быть обжалованы инициативной группой в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Украины . 5. Решение Центральной избирательной комиссии о регистрации инициативной группы по проведению всеукраинского референдума должно содержать формулировку вопросов, которые предлагается вынести на всеукраинский референдум. 6. Центральная избирательная комиссия не позднее чем на второй день со дня принятия решения о регистрации инициативной группы выдает представителю инициативной группы свидетельство о регистрации и удостоверения членов инициативной группы по формам, установленным Центральной избирательной комиссией. В свидетельстве о регистрации инициативной группы всеукраинского референдума указываются формулировка вопроса, по которому предлагается инициировать референдум, и общий срок сбора подписей, определенный дате регистрации инициативной группы по соответствующему всеукраинского референдума. Сообщение о регистрации инициативной группы по проведению всеукраинского референдума, формулировка предложенного ими вопроса референдума, а также о начале и срок сбора подписей граждан в поддержку этой инициативы в трехдневный срок публикуются в газетах "Голос Украины" и "Урядовый курьер", а также за решением Центральной избирательной комиссии публикуются в других печатных изданиях и аудиовизуальных (электронных) средствах массовой информации. 7. Плата за регистрацию инициативной группы по проведению всеукраинского референдума не взимается. 8. Органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также предприятиям, учреждениям, организациям, находящимся в государственной и в коммунальной собственности, запрещается нести расходы, связанные с организацией и деятельностью инициативной группы по проведению всеукраинского референдума. 9. Инициативная группа по проведению референдума обязана создать фонд референдума для организации сбора подписей граждан Украины в поддержку выдвижения инициативы о проведении референдума, для финансирования деятельности по реализации инициативы о проведении всеукраинского референдума. 10. Инициативная группа по проведению референдума до официального опубликования решения об объявлении всеукраинского референдума вправе отозвать свою инициативу путем представления в Центральную избирательную комиссию протоколов собраний более половины ее членов. По результатам рассмотрения представленных документов Центральная избирательная комиссия принимает решение о прекращении деятельности такого инициативной группы и прекращение инициативы по проведению всеукраинского референдума. Соответствующее решение публикуется Центральной избирательной комиссией в газетах "Голос Украины" и "Правительственный курьер" не позднее чем на третий день со дня принятия. 11. Центральная избирательная комиссия отказывает в регистрации другим инициативным группам, которые выносят на референдум вопросы, по содержанию или по существу тождественны вопросам, которые вынесены на всеукраинский референдум инициативной группой, уже зарегистрированной Центральной избирательной комиссией. Статья 32. Порядок сбора подписей инициативной группой 1. Со дня получения свидетельства о своей регистрации инициативная группа референдума вправе беспрепятственно собирать подписи граждан Украины под требованием о проведении всеукраинского референдума. 2. Подписи граждан Украины собираются на подписных листах, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией. Инициативная группа из всеукраинского референдума имеет право изготавливать подписные листы установленной формы типографским способом, путем фотокопирования или иным образом. 3. Подписной лист обязательно содержит дату регистрации инициативной группы, порядковый номер подписного листа, указания административно-территориальной единицы, где собираются подписи (полное название села, поселка, города (территориальной общины), где проводится сбор подписей, а также района, области, Автономной Республики Крым, в состав которых входит эта территориальная община), точную формулировку вопроса, который предлагается вынести на всеукраинский референдум. В случае инициирования конституционного или законодательного референдума в подписной лист прилагается текст соответствующего проекта. Подписной лист должен иметь графы, в которых обозначаются порядковый номер гражданина Украины в подписном листе, фамилию, имя и отчество гражданина Украины; год рождения гражданина Украины (для участников, которым в год проведения референдума исполняется восемнадцать лет, - число, месяц и год рождения) гражданство, место проживания граждан Украины и адрес жилья; название, номер и серия документа, удостоверяющего личность гражданина Украины, из числа предусмотренных настоящим Законом; дата проставления подписи участником всеукраинского референдума личная подпись гражданина (участника референдума), графу "Примечания". 4. В одном подписном листе учитываются подписи граждан Украины только одного населенного пункта, в котором собирались подписи. 5. Сбор подписей в поддержку проведения всеукраинского референдума осуществляется только членами зарегистрированной инициативной группы по всеукраинскому референдуму и только со дня выдачи свидетельства о регистрации инициативной группы по всеукраинскому референдуму. 6. Гражданин Украины, который поддерживает требование о проведении всеукраинского референдума, ставит на подписном листе свою подпись и дату подписания. Гражданин собственноручно на подписном листе указывает фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер и серию документа, удостоверяющего личность и подтверждающим гражданство Украины, и место жительства. В случае если из-за физических недостатков гражданин не имеет возможности внести указанные сведения в подписной лист собственноручно, по его просьбе это может сделать член инициативной группы, собирающего подписи, о чем у такой подписи делается отметка такого члена инициативной группы. При отсутствии паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, гражданин не может ставить свою подпись на подписном листе. В случае выявления такой подписи он считается недействительным и не учитывается. 7. Гражданин Украины, который поддерживает требование о проведении всеукраинского референдума, вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы по проведению всеукраинского референдума только один раз. В случае выявления нескольких подписей одного и того же лица, действительным считается только одна подпись. 8. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью члена инициативной группы, осуществлявший сбор подписей граждан, которые поддерживают требование о проведении всеукраинского референдума. При заверении подписного листа член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей, указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, место жительства, серию, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего личность и гражданство Украины, а также ставит свою подпись и дату его внесения. 9. Член инициативной группы, собиравшего подписи, проставляет цифрами и прописью количество собранных в этом подписном листе подписей граждан Украины. 10. Сбор подписей в поддержку инициативы о проведении референдума может осуществляться по месту учебы, жительства и в других местах, где сбор подписей не запрещены законом. 11. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, в сборе подписей в поддержку инициативы о проведении референдума не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума принуждать граждан ставить свои подписи или вознаграждать их за это в любой форме. Запрещается сбор подписей в поддержку инициативы о проведении референдума в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, других социальных выплат, оказания благотворительной помощи. 12. Расходы на сбор подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума осуществляются за счет средств фонда референдума, созданного инициативной группой в соответствии с требованиями настоящего Закона. Статья 33. Передача инициативной группой подписных листов в Центральную избирательную комиссию 1. После завершения сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума, но не позднее даты окончания срока сбора подписей, указанной в свидетельстве о регистрации, инициативная группа подсчитывает количество собранных подписей по каждой административно-территориальной единицы, определенной частью второй статьи 133 Конституции Украины , а также общее количество собранных подписей в поддержку инициативы по проведения всеукраинского референдума. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума, составленный по установленной Центральной избирательной комиссией форме, который подписывается уполномоченным представителем инициативной группы. 2. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок отдельно по каждой административно-территориальной единицы, определенной частью второй статьи 133 Конституции Украины и протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума передаются уполномоченным представителем инициативной группы в Центральную избирательную комиссию не позднее 24 часов дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы о проведении всеукраинского референдума. 3. Прием документов Центральной избирательной комиссией осуществляется путем заверения каждой папки с подписными листами своей печатью, проверки соответствия количества представленных подписных листов их количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума, и изданием представителю инициативной группы официального документа, подтверждающего прием подписных листов с указанием количества принятых подписных листов, заявленного инициативной группой по проведению референдума количества подписей граждан, которые поддерживают требование о проведении всеукраинского референдума, даты и времени приема подписных листов. 4. Если зарегистрированными инициативными группами по проведению референдума до 24 часов дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума, не выполнены действия, указанные в части второй настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия принимает решение о прекращении проведения инициативы по проведению всеукраинского референдума. Соответствующее решение публикуется Центральной избирательной комиссией в газетах "Голос Украины" и "Правительственный курьер" не позднее чем на третий день со дня принятия. Статья 34. Подсчет подписей Центральной избирательной комиссией 1. Центральная избирательная комиссия после поступления подписных листов и протоколов течение семи календарных дней со дня их получения проверяет соблюдение порядка сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума, правильность оформления подписных листов, выборочно проверяет достоверность сведений о гражданах, содержащихся в подписных листах, и их подписей и обобщает итоги сбора подписей в поддержку инициативы о проведении всеукраинского референдума. Процедура проведения проверки определяется Центральной избирательной комиссией. 2. В случае обращения Центральной избирательной комиссией в Министерство внутренних дел Украины и Генеральной прокуратуры Украины на проверку сведений о гражданах Украины, внесенных в подписные листы, Министерство внутренних дел Украины и Генеральная прокуратура Украины обязаны осуществить соответствующую проверку и сообщить о ее результатах, в сроки , определены Центральной избирательной комиссией. 3. При установлении на основании подписных листов количества граждан Украины, которые поддержали проведение референдума, не учитываются подписи отдельных граждан Украины 1) в случае отсутствия в подписном листе всех или отдельных сведений о гражданине Украины, который поддерживает своей подписью проведения референдума, предусмотренных формой подписного листа 2) записи и подписи, совершенные вместо гражданина Украины другим лицом, за исключением оснований, указанных в настоящем Законе 3) совершенные лицом, которое на день совершения подписи не имела права голоса 4) если подписи совершенные гражданином Украины несколько раз 5) в других случаях, предусмотренных настоящим Законом. 4. При установлении на основании подписных листов количества граждан Украины, которые поддержали проведение референдума, не учитываются подписные листы: 1) если подписи граждан Украины собраны лицом, в день сбора подписей не имела права голоса и / или не является членом соответствующей инициативной группы по проведению всеукраинского референдума 2) содержащие недостоверные сведения о лице, которая собирала подписи граждан Украины 3) в которых отсутствуют сведения о лице, которая собирала подписи граждан Украины 4) в которых вместо подписи лица, которая собирала подписи граждан Украины, содержится подпись другого лица 5) в которых подписи граждан Украины собраны в органах государственной власти и органах местного самоуправления и в местах, определенных частью девятой статьи 32 настоящего Закона 6) неустановленной формы. 5. По итогам проверки Центральная избирательная комиссия принимает решение об итогах сбора подписей под требованием о проведении всеукраинского референдума. 6. В случае если количество подписей граждан, которые поддерживают требование о проведении всеукраинского референдума, достаточно для назначения всеукраинского референдума Центральная избирательная комиссия отмечает это в своем решении об итогах сбора подписей под требованием о проведении всеукраинского референдума. 7. В случае если количество подписей граждан, которые поддерживают требование о проведении всеукраинского референдума, недостаточно для назначения всеукраинского референдума Центральная избирательная комиссия принимает мотивированное решение об итогах сбора подписей под требованием о проведении всеукраинского референдума, в котором отмечает недостаточность подписей граждан, которые поддерживают требование о проведении референдума, количество и основания неучет подписей отдельных граждан Украины и подписных листов. Одновременно с этим решением Центральная избирательная комиссия принимает решение о прекращении инициативы по проведению соответствующего референдума. 8. Решение Центральной избирательной комиссии о прекращении инициативы по проведению соответствующего референдума не позднее следующего дня со дня его принятия выдается (направляется) уполномоченному представителю инициативной группы и публикуется Центральной избирательной комиссией в газетах "Голос Украины" и "Урядовый курьер" не позднее третий день со дня принятия. 9.Инициативная группа по проведению референдума после получения копии решения, указанного в части седьмой настоящей статьи, вправе обжаловать его в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Украины . |