З А К О Н У К Р А И Н Ы
О естественных монополиях (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2000, N 30, ст.238) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 762-IV ( 762 -15 ) от 15.05.2003, ВВР, 2003, N 30, ст.247 N 1280-IV ( 1280 - 15 ) от 18.11.2003, ВВР, 2004, N 12, ст.155 N 1294-IV ( 1294-15 ) от 20.11.2003, ВВР, 2004, N 13, ст.181 N 2339-IV ( 2339-15 ) от 13.01.2005, ВВР, 2005, N 9, ст.182 N 2599-IV ( 2599-15 ) от 31.05.2005, ВВР, 2005, N 26, ст.349 N 424-V ( 424-16 a >) от 01.12.2006, ВВР, 2007, N 9, ст.67} {Относительно признания неконституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 14-рп/2008 ( v014p710-08 ) от 08.07.2008} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 800-VI ( 800 -17 ) от 25.12.2008, ВВР, 2009, N 19, ст.257 N 1072-VI ( 1072 - 17 ) от 05.03.2009, ВВР, 2009, N 30, ст.417 N 2289-VI ( 2289-17 ) от 01.06.2010, ВВР, 2010, N 33, ст.471 N 2388-VI ( 2388-17 ) от 01.07.2010, ВВР, 2010, N 37, ст.496 N 2467-VI ( 2467-17 ) от 08.07.2010, ВВР, 2010, N 48, ст.566 N 2479-VI ( 2479-17 a >) от 09.07.2010, ВВР, 2010, N 49, ст.571 N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010, ВВР, 2011, N 10, ст.63 N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010, ВВР, 2011, N 29, ст.272 N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011, ВВР, 2011, N 34, ст.343 N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07 .2011, ВВР, 2012, N 7, ст.53 N 4220-VI ( 4220-17 ) от 22.12. 2011, ВВР, 2012, N 29, ст.345 N 4851-VI ( 4851-17 ) от 24.05.2012 N 4910-VI ( 4910-17 ) от 07.06.2012 N 4998-VI ( 4998-17 ) от 21.06.2012 N 5400-VI ( 5400-17 ) от 02.10.2012}
Этот Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в Украине. Целью настоящего Закона является обеспечение эффективности функционирования рынков, находящихся в состоянии естественной монополии, на основе сбалансирования интересов общества, субъектов естественных монополий и потребителей их товаров. Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов 1. В настоящем Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства (в свя связи с существенным уменьшением расходов производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а товары (услуги), которые производятся субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами) , в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на эти товары (услуги), чем спрос на другие товары (услуги) (далее - товары) потребитель товаров, которые производятся субъектами естественных монополий, - физическое или юридическое лицо, которое приобретает товар производится (реализуется) субъектами естественных монополий; субъект естественной монополии - субъект хозяйствования (юридическое лицо) любой формы собственности, производит (реализует) товары на рынке, находится в состоянии естественной монополии {Абзац четвертый части первой статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4910-VI ( 4910-17 ) от 07.06.2012} смежный рынок - товарный рынок, не находится в состоянии естественной монополии, для субъектов которого реализация произведенных товаров или использование товаров других субъектов хозяйствования невозможно без непосредственного использования товаров производятся (реализуются) субъектами естественных монополий; стимулирующее регулирование - государственное регулирование цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования на смежных рынках в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии, предусматривающий применения определенных органом, осуществляющим государственное регулирования деятельности субъектов естественных монополий, параметров регулирования, имеющих долгосрочный срок действия, стимулирует субъектов естественных монополий и субъектов объектов хозяйствования на смежных рынках в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии к повышению качества товаров и эффективности регулируемой соответствии с настоящим Законом сферы деятельности с постепенным сокращением неэффективных расходов и обеспечивает создание условий для привлечения инвестиций в целях устойчивого функционирования и развития {Часть первую статьи 1 дополнен абзацем согласно Законом N 4998-VI ( 4998-17 ) от 21.06.2012} регуляторная база активов - совокупная стоимость активов предприятия естественных монополий, субъекта хозяйствования на смежных рынках в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии ( используемые для сферы деятельности, подлежащей регулированию в соответствии с настоящим Законом), определяемый в порядке, утвержденном органом, который осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий {Часть первую статьи 1 дополнен абзацем согласно Закону N 4998-VI ( 4998-17 ) от 21.06.2012} регуляторная норма дохода - уровень доходности на регуляторную базу активов, устанавливается органом, осуществляющим государственное регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в едином размере для всех субъектов естественных монополий соответствующей сферы деятельности, субъектов хозяйствования на смежных рынках в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии и в рамках предельных уровней, утвержденных центральным органом исполнительной власти, что формирует и обеспечивает реализацию государственной ценовой политики. Регуляторная норма дохода может устанавливаться органом, который осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, отдельно для регуляторной базы активов, определена на момент перехода к стимулирующему регулированию, и отдельно для ее части , созданная после перехода к стимулирующему регулирования. {Часть первая статьи 1 дополнена абзацем согласно Законом N 4998-VI ( 4998-17 ) от 21.06.2012} < br> 2. Термины "субъект хозяйствования", "конкуренция", "рынок товара (товарный рынок)", "товар", "органы власти", "органы административно-хозяйственного управления и контроля" употребляются в значении, приведенном в Законе Украины "О защите экономической конкуренции" ( 2210-14 ). {Часть вторая статьи 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1294-IV ( 1294-15 ) от 20.11.2003 ; в редакции Закона N 4910-VI ( 4910-17 ) от 07.06.2012} Статья 2. Сфера действия Закона 1. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие на товарных рынках Украины, которые находятся в состоянии естественной монополии, и на смежных рынках. {Абзац первый части первой статьи 2 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4910-VI ( 4910-17 ) от 07.06.2012} Предусмотренное этим Законом регулирование деятельности субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования, действующих на смежных рынках, не применяется к деятельности таких субъектов в < br> сферах, не относящихся к естественным монополиям и смежных рынков, определенных настоящим Законом. {Абзац второй части первой статьи 2 редакции Закона N 4910-VI ( 4910-17 ) от 07.06.2012} < br> 2. Законодательством о естественных монополиях могут устанавливаться особенности регулирования деятельности субъектов естественных монополий на отдельных товарных рынках. Статья 3. Законодательство Украины о естественных монополиях 1. Законодательство Украины о естественных монополиях состоит из настоящего Закона, Воздушного кодекса Украины ( 3167-12 ), Кодекса торгового мореплавания Украина ( 176/95-ВР ), законов Украины "О защите экономической конкуренции "( 2210-14 )," О транспорте " ( 232/94-ВР )," О трубопроводном транспорте "( 192/96-ВР )," О железнодорожном транспорте "( 273/96-ВР )," Об электроэнергетике " ( 575/97-ВР ), "О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг" ( 2479-17 ), других законов Украины, устанавливающих особенности осуществления предпринимательской деятельности в сферах естественных монополий. {Часть первая статьи 3 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1294-IV ( 1294-15 ) от 20.11.2003, N 2599-IV ( 2599-15 ) от 31.05.2005, N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} 2. Если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые содержит этот Закон, то применяются правила международного договора. Р а з д е л II ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ Статья 4. Органы, осуществляющие государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования, действующих на < br> смежных рынках {Название статьи 4 в редакции Закона N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011, N 4910-VI ( 4910-17 ) от 07.06.2012} 1. Государственное регулирование деятельности субъектов природных монополий в сферах, определенных в статье 5 настоящего Закона, осуществляется национальными комиссиями регулирования естественных монополий, которые образуются и функционируют в соответствии с настоящим Закона. В случаях, установленных законом, государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий может осуществляться органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Если деятельность субъектов естественных монополий, подлежащей регулированию согласно этому Закону, направлена ??на удовлетворение потребностей отдельного региона, то функции государственного регулирования деятельности суб объектов естественных монополий, определенные настоящим Законом, могут быть делегированы в установленном порядке Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям с предоставлением им полномочий, предусмотренных статьей 14 настоящего закона.
{Абзац четвертый части первой статьи 4 исключен на основании Закона N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011}
{Абзац пятый части первой статьи 4 исключен на основании Закона N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011}
Решение относительно применения стимулирующего регулирования в соответствующей сфере принимается органом, осуществляющим государственное регулирования деятельности субъектов естественных монополий, субъектов хозяйствования на смежных рынках в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии, по согласованию с центральным органом исполнительной власти по вопросам формирования политики в соответствующей области и центральным органом исполнительной власти, отвечает за реализацию государственной ценовой политики. {Часть первую статьи 4 дополнен абзацем шестым согласно Закону N 4998-VI ( 4998-17 ) от 21.06 .2012} {Часть первая статьи 4 с изменениями, внесенными Законом N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} 2. Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции в сферах естественных монополий осуществляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией. (Часть вторая статьи 4 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1294-IV ( 1294-15 ) от 20.11.2003) 3. Общественный контроль за деятельностью субъектов естественных монополий осуществляют объединения потребителей в порядке, установленном законодательством. Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий, способствуют осуществлению объединениями потребителей общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Статья 5. Сферы деятельности субъектов естественных монополий 1. Согласно этому Закону регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировку нефти и нефтепродуктов трубопроводами; транспортировке природного и нефтяного газа трубопроводами; {Абзац третий части первой статьи 5 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4998-VI ( 4998-17 ) от 21.06.2012} распределение природного и нефтяного газа трубопроводами; {Часть первая статьи 5 дополнена абзацем согласно Закону N 4998-VI ( 4998-17 ) от 21.06.2012} хранение природного газа в объемах, превышающих уровень, устанавливаемый условиями и правилами осуществления предпринимательской деятельности по хранению природного газа (лицензионными условиями) {Часть первую статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 2467-VI ( 2467-17 ) от 08.07.2010} транспортировки других веществ трубопроводным транспортом; передаче электрической энергии магистральными и межгосударственными электрическими сетями {Абзац седьмой части первой статьи 5 в редакции Закона N 4998-VI ( 4998-17 ) от 21.06.2012} распределения электрической энергии (передачи электрической энергии местными (локальными) электросетями {Часть первую статьи 5 дополнена абзацем согласно Закону N 4998-VI ( 4998-17 ) от 21.06.2012} пользование железнодорожными путями, диспетчерскими службами, вокзалами и другими объектами инфраструктуры, которые обеспечивают движение железнодорожного транспорта общего пользования; управление воздушным движением; {Абзац части первой статьи 5 исключен на основании Закона N 1280-IV ( 1280-15 ) от 18.11.2003} централизованного водоснабжения и водоотведения; транспортировку тепловой энергии {Абзац части первой статьи 5 в редакции Закона N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} специализированных услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов по перечню ( 590 -2010-п ), который определяется Кабинетом Министров Украины; захоронения бытовых отходов. {Часть первую статьи 5 дополнен абзацем согласно Закону N 5400-VI ( 5400-17 ) от 02.10. 2012} 2. Сводный перечень субъектов естественных монополий ведется Антимонопольным комитетом Украины на основании реестров субъектов естественных монополий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, формируются национальной комиссией, осуществляющим государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, а в других сферах, в которых действуют субъекты естественных монополий, - национальными комиссиями регулирования естественных монополий в соответствующей сфере или органами исполнительной власти, осуществляющим функции такого регулирования в создания указанных комиссий. {Часть вторая статьи 5 в редакции Закона N 4910-VI ( 4910-17 ) от 07.06.2012} Статья 6. Смежные рынки В смежных рынков, регулируемых в соответствии с настоящим Закона, относятся: поставки природного газа и других веществ, транспортировки которых осуществляется трубопроводным транспортом;
{Абзац третий статьи 6 исключен на основании Закона N 2467-VI ( 2467-17 ) от 08.07.2010}
внутренние и международные перевозки пассажиров и грузов железнодорожным, воздушным, речным и морским транспортом; производство электрической энергии в объемах, превышающих уровень, устанавливаемый условиями и правилами осуществления предпринимательской деятельности по производству электрической энергии (лицензионными условиями); поставки электрической энергии; производство тепловой энергии (кроме случаев, когда она используется исключительно для внутрипроизводственных потребностей) в объемах, превышающих уровень, устанавливаемый условиями и правилами осуществления предпринимательской деятельности по производству тепловой энергии (лицензионными условиями); (Абзац восьмой статьи 6 исключен на основании Закона N 1280-IV ( 1280-15 ) от 18.11.2003) поставки тепловой энергии {Статья 6 дополнена абзацем согласно Закону N 2479-VI ( 2479-17 ) от 09.07.2010} продажа природного газа (в том числе нефтяного (попутного) газа и газа (метана) угольных месторождений) собственной добычи в объемах, превышающих уровень, установленный лицензионными условиями ; {Статья 6 дополнена абзацем согласно Закону N 2467-VI ( 2467-17 ) от 08.07.2010 } переработки бытовых отходов. {Статья 6 дополнена абзацем согласно Закону N 5400-VI ( 5400-17 ) от 02.10.2012} Статья 7. Лицензирование деятельности в сферах естественных монополий и на смежных рынках Деятельность субъектов естественных монополий в сферах, определенных в статье 5 настоящего Закона, а также деятельность субъектов хозяйствования на смежных рынках подлежит лицензированию в соответствии закону. В условиях и правилах осуществления предпринимательской деятельности в сферах естественных монополий и на смежных рынках (лицензионных условиях) определяются обязательства субъектов естественных монополий предоставления технических условий относительно инженерного обеспечения объекта строительства согласно требованиям законодательства. {Статья 7 дополнена частью второй согласно Закону N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} Статья 8. Предмет государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий {Название статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} Предметом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий согласно этому Закону является: {Абзац первый статьи 8 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} цены (тарифы) на товары, которые производятся (реализуются) субъектами естественных монополий; доступ потребителей к товарам, которые производятся (реализуются) субъектами естественных монополий; другие условия осуществления предпринимательской деятельности в случаях, предусмотренных законодательством. Статья 9. Принципы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий {Название статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} 1. Государственное регулирование деятельности субъектов природных монополий осуществляется на основе следующих принципов: {Абзац первый части первой статьи 9 с изменениями, внесенными Законом N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} гласности и открытости процедур регулирования; адресности регулирования, его направленности на конкретный субъект естественной монополии; самоокупаемости субъектов естественных монополий; стимулирование повышения качества товаров и удовлетворения спроса на них; обеспечение защиты прав потребителей повышение эффективности функционирования субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования на смежных рынках в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии путем применения стимулирующего регулирования. {Часть первую статьи 9 дополнена абзацем седьмым согласно Закону N 4998-VI ( 4998-17 ) от 21.06 .2012} 2. В случае применения стимулирующего регулирования орган, регулирует деятельность субъектов естественных монополий, включает: расходы в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международным стандартам финансовой отчетности (кроме амортизации и затрат, определенных частью третьей настоящей статьи); < br> затраты на амортизацию активов, рассчитанные в соответствии с методов начисления амортизации, групп активов и срока их полезного использования, определенных органами, осуществляющими государственном регулировании деятельности субъектов естественных монополий; налоги и сборы (обязательные платежи) в бюджеты и государственных целевых фондов; регуляторную базу активов; регуляторную норму дохода; удаленность различных групп потребителей от места производства товаров; качество товаров, которые производятся (реализуются) субъектами естественных монополий; государственные дотации и другие формы государственной поддержки, гранты, взносы потребителей. В противном случае орган, осуществляющий государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, при регулировании цен (тарифов) на товары субъекта естественной монополии учитывает: расходы, согласно Налоговому кодексу Украины ( 2755-17 ) учитываются при исчислении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий (кроме расходов, определенных частью третьей настоящей статьи); налоги и сборы (обязательные платежи) в бюджеты и государственных целевых фондов; стоимость основных средств, амортизации, потребности в инвестициях, определенных в установленном порядке; ожидаемая прибыль от возможной реализации товаров по разным ценам (тарифам); удаленность различных групп потребителей от места производства товаров; качество товаров, которые производятся (реализуются) субъектами естественных монополий; государственные дотации и другие формы государственной поддержки. Органы, осуществляющие государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования на смежных рынках в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии, в пределах своих полномочий в случае применения стимулирующего регулирования определяют для целей цен (тарифов) группы активов, включенных в регуляторной базы, срок их полезного использования и метод начисления амортизации таких активов. Для определения регуляторной базы активов при переходе к стимулирующего регулирования субъектом оценочной деятельности согласно законодательством однократно проводится независимая оценка активов, используются для осуществления регулируемой согласно этому Закона сферы деятельности субъектов естественных монополий, субъектов хозяйствования на смежных рынках в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии по методике оценки, что определяется органом государственной власти, осуществляющий государственное регулирования оценочной деятельности, по согласованию с органом, который осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования на смежных рынках в сфере комбинированного производства электрической и тепловой энергии . Отчет об оценке таких активов подлежит обязательному рецензированию рецензентами, которые работают в органе государственной власти, который осуществляет государственное регулирование оценочной деятельности. {Часть вторая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1072-VI ( 1072-17 ) от 05.03.2009, N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010, в редакции Закона N 4998-VI ( 4998-17 ) от 21.06.2012} 3. При регулировании цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий не учитываются: суммы безнадежной дебиторской задолженности и отчисления в резерв сомнительных долгов; суммы признанных штрафов, пени, неустойки; суммы средств или стоимость товаров, которые добровольно перечисляются (передаются) другим юридическим и физическим лицам, в том числе в виде финансовой или материальной помощи, включая благотворительную, спонсорскую и шефскую помощь; суммы недостачи и потерь от порчи ценностей; стоимость реализованных производственных запасов; расходы по содержанию объектов социально-культурного назначения, кроме исключительных случаев, которые определяются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. {Статья 9 дополнена частью по закону N 1072-VI ( 1072 -17 ) от 05.03.2009} 4. Органы, осуществляющие государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, при принятии решений по такого регулирования учитывают информацию о деятельности субъекта естественной монополии, предоставленную объединениями потребителей, субъектами естественных монополий, другими заинтересованными лицами, о результаты обнародования и открытых слушаний по изменению цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий. Порядок обнародования информации и открытых слушаний по изменению цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий определяется теми органами, на которые согласно Закону Украины "О ценах и ценообразовании" ( 507-12 ) возлагается утверждение или регулирования цен (тарифов). {Часть статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законам N 2339-IV ( 2339-15 ) от 13.01.2005, N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} Статья 10. Обязанности субъектов естественных монополий 1. Субъекты естественных монополий обязаны: соблюдать установленный порядок ценообразования, стандартов и показателей безопасности и качества товара, а также других условий и правил осуществления предпринимательской деятельности, определенных в лицензиях на осуществление предпринимательской деятельности в сферах естественных монополий и на смежных рынках; вести отдельный бухгалтерский учет по каждому виду деятельности, подлежащей лицензированию; обеспечивать на недискриминационных условиях реализацию производимых ими товаров потребителям, а также не создавать препятствий для реализации соглашений между производителями, осуществляющих деятельность на смежных рынках, и потребителями; предоставлять органам, регулирующим их деятельность, документы и информацию, необходимые для выполнения этими органами своих полномочий, в объемах и в сроки, установленные соответствующими органами ; обеспечивать должностным лицам органов, регулирующих их деятельность, доступ к документам и информации, необходимых для осуществления этими органами своих полномочий, а также к объектам, < br> оборудование и земельных участков, находящихся в их собственности или пользовании; предоставлять по требованию органов местного самоуправления доступных мощности по обеспечению объектов строительства и инженерные сети (сооружения) {Часть первую статьи 10 дополнена абзацем согласно Закону N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} обеспечивать предоставление технических условий относительно инженерного обеспечения объекта строительства в порядке и сроки, установленные законодательством. {Часть первая статьи 10 дополнена новым абзацем согласно Закону N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011}
{Абзац девятый части первой статьи 10 исключен на основании Закона N 4220-VI ( 4220-17 ) от 22.12.2011}
{Абзац десятый части первой статьи 10 исключен на основании Закона N 4220-VI ( 4220-17 ) от 22.12.2011}
2. Субъекты естественных монополий не могут совершать действия, которые приводят или могут привести к невозможности производства (реализации) товаров, в отношении которых осуществляется регулирование соответствии с настоящим Законом, или к замене их другими товарами, не < br> одинаковыми по потребительским характеристикам. {Часть третья статьи 10 исключен на основании Закона N 4851-VI ( 4851-17 ) от 24.05.2012}
Р а з д е л III Национальная комиссия регулирования ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ Статья 11. Образование и ликвидация национальных комиссий регулирования естественных монополий 1. Национальные комиссии регулирования естественных монополий (далее - комиссии) являются государственными коллегиальными органами, создаются и ликвидируются Президентом Украины. Комиссии подчиняются Президенту Украины, подотчетны Верховной Раде Украины. {Абзац второй части первой статьи 11 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI ( 3610-17 ) от < br> 07.07.2011} Комиссии действуют на основании положений, которые утверждаются Президентом Украины. В случаях, предусмотренных положениями о комиссиях, комиссии могут создавать и ликвидировать свои территориальные органы. Территориальные органы действуют на основании положений, которые утверждаются комиссиями. Комиссия, ее центральный аппарат и его территориальные органы составляют систему органов такой комиссии, которую возглавляет Председатель комиссии. Комиссии являются юридическими лицами, имеют текущие и вкладные (депозитные) счета в учреждениях банка, печати с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием. {Абзац четвертый части первой статьи 11 в редакции Закона N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07. 2011} 2. Комиссия как коллегиальный орган образуется в составе Председателя комиссии и шести членов комиссии. Председатель, члены комиссии назначаются на должности и освобождаются с должностей Президентом Украины путем издания соответствующего указа. Комиссия правомочна с момента назначения более половины ее общего количественного состава. Основной формой работы комиссий как коллегиального органа является заседания. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют более половины ее общего количественного состава. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего количественного состава комиссии. Председатель, члены комиссии по одному голосу каждый. Председатель комиссии: 1) возглавляет систему комиссии и руководит ее деятельностью; 2) утверждает Регламент комиссии; 3) координирует работу членов комиссии, распределяет обязанности между членами комиссии по соответствующим направлениям по выполнению возложенных на комиссию задач; 4) созывает и проводит заседания комиссии, вносит вопрос к рассмотрения на его заседаниях, подписывает протоколы заседаний и решения комиссии, утверждает повестку дня заседания комиссии; 5) назначает на должности и освобождает от должностей по законодательством руководителей и работников центрального аппарата комиссии; 6) осуществляет руководство деятельностью территориальных органов комиссии, назначает на должности и освобождает от должностей в установленном законодательством порядке руководителей и работников этих органов; 7) осуществляет в установленном порядке представительские функции о деятельности комиссии; 8) имеет право без специальных разрешений представлять комиссию в суде; 9) представляет интересы комиссии в Кабинете Министров Украины, имеет право принимать участие в заседаниях Кабинета Министров Украины по правом совещательного голоса; 10) представляет Президенту Украины предложения относительно назначения на должности и освобождение от должностей членов комиссии; 11) издает приказы, распоряжения и поручения по вопросам, принадлежат к его компетенции; 12) в установленном законодательством порядке присваивает работникам комиссии ранги государственных служащих, применяет меры поощрения, привлечения их к дисциплинарной ответственности; 13) утверждает кадровый резерв центрального аппарата и руководителей территориальных органов комиссии; 14) утверждает структуру центрального аппарата и территориальных органов комиссии; 15) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата комиссии; 16) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством. {Часть вторая статьи 11 в редакции Закона N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} 3. Срок полномочий Председателя, члена комиссии составляет шесть лет. Одно и то же лицо не может быть Председателем и / или членом комиссии более двух сроков подряд. Предельная численность работников комиссии утверждается Президентом Украины. Штатное расписание комиссии утверждается Председателем комиссии по согласованию с Министерством финансов Украины. Структура комиссии утверждается Председателем соответствующей комиссии в пределах расходов, предусмотренных в Государственном бюджете Украины. {Часть третья статьи 11 в редакции Закона N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} 4. Председатель, член комиссии может быть освобожден от должности в случае подачи заявления об отставке, невозможности исполнения обязанностей по состоянию здоровья, прекращения гражданства Украины, грубого нарушения служебных обязанностей, вступления в законную силу обвинительного приговора суда в совершении преступления, наличия других оснований, предусмотренных законами. Полномочия Председателя, члена комиссии прекращаются в случае его смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим. Не могут быть основаниями для увольнения председателя, члена комиссии приобретения полномочий новоизбранным Президентом Украины. По истечении срока полномочий Председатель или член комиссии продолжает исполнять свои обязанности до назначения нового соответственно Председателя или члена комиссии. {Часть четвертая статьи 11 в редакции Закона N 3610-VI ( 3610 -17 ) от 07.07.2011} 5. Организационно-техническую и иную работу по обеспечению деятельности комиссий осуществляют их аппараты соответствии с положениями о комиссиях. 6. На членов комиссий и на работников аппаратов комиссий распространяется правовой статус государственных служащих. {Статья 11 в редакции Закона N 2592-VI ( 2592-17 a >) от 07.10.2010} Статья 11-1. Требования к Председателю, членов комиссий 1. Председателем, членом комиссии может быть гражданин Украины, который имеет полное высшее (профильное, экономическое или юридическое) образование, опыт работы на руководящих должностях не менее трех лет в течение последних десяти лет. 2. Председатель, член комиссии не может быть собственником корпоративных прав субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках, в сфере деятельности соответствующих комиссий. {Закон дополнен статьей 11-1 согласно Закону N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} Статья 12. Задача комиссий Основными задачами комиссий являются: регулирования деятельности субъектов естественных монополий; содействие созданию условий, обеспечивающих за счет возникновения и развития конкуренции выведение товарного рынка с состояния естественной монополии, что позволит эффективнее удовлетворять спрос, а также содействие развитию конкуренции на смежных рынках; формирование ценовой политики в соответствующей сфере регулирования; содействие эффективному функционированию товарных рынков на основе сбалансирования интересов общества, субъектов естественных монополий и потребителей товаров, которые производятся (реализуются) субъектами природных монополий. Статья 13. Функции комиссий Комиссии в соответствии с возложенными на них задачами: разрабатывают и утверждают специальные условия и правила осуществления предпринимательской деятельности субъектами естественных монополий и субъектами хозяйствования, которые осуществляют деятельность на смежных рынках, контролируют их соблюдение, принимают в установленном порядке меры по предотвращению нарушений этих условий и правил; выдают в установленном порядке субъектам естественных монополий и субъектам хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках, лицензии на осуществление соответствующих видов предпринимательской деятельности ; разрабатывают и утверждают порядок определения регуляторной базы активов {Статья 13 дополнена новым абзацем согласно Законом N 4998-VI ( 4998-17 ) от 21.06.2012} устанавливают регуляторную норму (регуляторные нормы) дохода и параметры регулирования, имеющих долгосрочный срок действия, для целей стимулирующего регулирования {Статья 13 дополнена новым абзацем Законом N 4998-VI ( 4998-17 ) от 21.06.2012} формируют в соответствующих сферах естественных монополий ценовую политику, определяют условия доступа потребителей к товарам, производятся субъектами естественных монополий; подают соответствующим государственным органам предложения по заключения государственных контрактов, разработки стандартов и показателей качества товаров и услуг и предложения по регулированию инвестиционных процессов в сферах естественных монополий; определяют субъектов естественных монополий, деятельность которых регулируется в соответствии с настоящим Законом, и составляют и ведут реестры таких субъектов естественных монополий в соответствующей сфере; {Абзац статьи 13 в редакции Закона N 4910-VI ( 4910-17 ) от 07.06.2012} участвуют в разработке и вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополии; информируют общественность через средства массовой информации о свою деятельность и деятельность субъектов естественных монополий; публикуют ежегодные доклады о результатах своей деятельности и деятельности субъектов естественных монополий; передают в соответствующие государственные органы материалы о нарушения действующего законодательства; осуществляют другие функции, вытекающие из возложенных на них задач. Статья 14. Полномочия комиссий Комиссии имеют право: получать от субъектов естественных монополий, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, их должностных лиц информацию, необходимую для осуществления возложенных на них функций {Абзац второй статьи 14 в редакции Закона N 4910-VI ( 4910-17 a >) от 07.06.2012} принимать в пределах своей компетенции в порядке, установленном положениями о комиссиях, решения, которые являются обязательными для выполнения субъектами естественных монополий; принимать решения о наложении штрафов на субъектов естественных монополий в случаях, предусмотренных настоящим Законом; составлять протоколы о нарушении должностными лицами субъектов естественных монополий законодательства о естественных монополиях соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях ( 80731-10 , 80732-10 ); применять в установленном законом порядке соответствующие санкции к субъектам естественных монополий и субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках, за нарушения условий и правил осуществления предпринимательской деятельности в сферах естественных монополий и на смежных рынках (лицензионных условий); принимать по вопросам, относящимся к их компетенции, нормативно-правовые акты, контролировать их выполнение; {Абзац седьмой статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} устанавливать для субъектов естественных монополий в порядке, определенном комиссиями, требования относительно осуществления ими предпринимательской деятельности, не относящейся к сфере естественных монополий, в случае, < br> если эта деятельность имеет влияние на рынок, находящийся в состоянии естественной монополии; обращаться в суд с соответствующими исковыми заявлениями в случае нарушения субъектами естественных монополий и субъектами хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках, норм настоящего Закона. (Абзац девятый статьи 14 с изменениями, внесенными согласно Закону N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05 .2003) Статья 15. Решения комиссий 1. Решения комиссий принимаются на заседаниях, которые проводятся в форме закрытых или открытых слушаний. При рассмотрении вопросов, имеющих важное общественное значение, заседания проводятся в форме открытых слушаний, в которых принимают участие представители субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках, объединений потребителей и общественности. Решение комиссии принимается большинством голосов от ее общего количественного состава. Председатель, другой член соответствующей комиссии имеет один голос. {Абзац второй части первой статьи 15 в редакции Закона N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} < br> При принятии решений должно обеспечиваться соблюдение прав и законных интересов граждан, предприятий и общества. {Абзац части первой статьи 15 в редакции Закона N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011 } Решения комиссий, которые являются нормативно-правовыми актами, подлежат обязательной государственной регистрации в установленном законодательством порядке, за исключением решений по вопросам установления цен и тарифов (кроме установления цен и тарифов для населения) и функционирования оптового рынка электрической энергии. Решение комиссий, которые являются нормативно-правовыми актами, не нуждаются согласования с другими органами государственной власти, кроме случаев, предусмотренных законом. {Абзац части первой статьи 15 в редакции Закона N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} Решения комиссий, которые согласно закону являются регуляторными актами (кроме решений об установлении тарифов), разрабатываются, рассматриваются, принимаются и обнародуются с учетом требований Закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" ( 1160-15 ). {Часть первую статьи 15 дополнен абзацем согласно Закону N 2388-VI ( 2388-17 ) от 01.07. 2010; с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} Решения комиссий подлежат выполнению в определенные ими сроки. Решения по делам, связанным с нарушениями законодательства о естественные монополии, которые влияют на общественные интересы, подлежат опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через месяц со дня их принятия. Воздействие любым способом на члена комиссии или работника ее аппарата с целью препятствования выполнению им должностных обязанностей или принятия неправомерного решения влечет ответственность, предусмотренную законодательством Украины. 2. В случае несогласия с решением комиссии субъекты естественных монополий, субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность на смежных рынках, объединения потребителей и другие заинтересованные лица имеют право в месячный срок со дня получения копии решение обжаловать его в судебном порядке. Обжалование решений комиссий в судебном порядке не останавливает их выполнения. Суд по ходатайству субъектов, определенных в абзаце первом этой части, или по своей инициативе может приостановить исполнение решения комиссии на время рассмотрения дела в суде. (Абзац третий части второй статьи 15 с изменениями, внесенными Законом N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05.2003) Решения комиссий относительно наложения штрафов на субъектов естественных монополий исполняются в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Закона. Статья 15-1. Открытость деятельности комиссий 1. Комиссии обеспечивают открытость своей деятельности. 2. Повестка дня заседаний комиссий подлежит обнародованию на официальном веб-сайте соответствующей комиссии не позднее чем за три рабочих дня до дня проведения заседания. 3. Решения комиссий и документы, принятые комиссиями, подлежат обнародованию на официальном веб-сайте соответствующей комиссии не позднее чем через пять рабочих дней после дня проведения заседания. 4. Комиссии сотрудничают с организациями, которые представляют интересы потребителей, информируют такие организации и потребителей о деятельность субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках. 5. Потребители и любые заинтересованные лица имеют право обращаться в комиссии по вопросам, относящимся к компетенции комиссий. Комиссии рассматривают такие обращения и дают ответ заявителям в установленном порядке. 6. Комиссии информируют общественность о результатах своей работы, обнародуют в средствах массовой информации, в том числе печатных изданиях, нормативно-правовые акты, сведения, предусмотренные законодательством, и другую информацию по вопросам своей деятельности.
|