З А К О Н У К Р А И Н Ы
О пожарной безопасности
(Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1994, N 5, ст. 21) {Вводится в действие Постановлением ВР N 3747-XII ( 3747-12 ) от 17.12.93, ВВР, 1994, N 5, ст. 22} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 618/97-ВР от 05.11.97, ВВР, 1998, N 2, ст. 12 N 642/97-ВР от 18.11.97, ВВР, 1998, N 10, ст. 36} {Официальное толкование к Закону см.. в Решениях Конституционного Суда N 5-рп/99 ( v005p710-99 ) от 03.06.99 N 8-рп/99 ( v008p710-99 ) от 06.07.99} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 138-IV ( 138 -15 ) от 12.09.2002, ВВР, 2002, N 43, ст.313 N 762-IV ( 762 - 15 ) от 15.05.2003, ВВР, 2003, N 30, ст.247 N 1181-IV ( 1181-15 ) от 18.09.2003, ВВР, 2004, N 10, ст. 95 N 3370-IV ( 3370-15 ) от 19.01.2006, ВВР, 2006, N 22, ст.184 N 328-V ( 328-16 ) от 03.11.2006, ВВР, 2006, N 51, ст.519 < br> N 393-V ( 393-16 ) от 29.11.2006, ВВР, 2007, N 4, ст.34 N 1014-V ( 1014-16 ) от 11.05.2007, ВВР, 2007, N 33, ст.442 N 1026-V ( 1026-16 ) от 16.05.2007, ВВР, 2007, N 34, ст.444 N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007, ВВР, 2008, N 5-6, N 7-8, ст .78 - изменения действуют по 31 декабря 2008 года} {Дополнительно см.. Решение Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008} i > {С изменениями, внесенными согласно Законам N 309-VI ( 309 -17 ) от 03.06.2008, ВВР, 2008, N 27-28, ст.253 N 800-VI ( 800-17 ) от 25.12.2008, ВВР, 2009, N 19, ст.257 N 1759-VI ( 1759 -17 ) от 15.12.2009, ВВР, 2010, N 9, ст.76 N 2185-VI ( 2185 - 17 ) от 13.05.2010, ВВР, 2010, N 28, ст.353 N 2367-VI ( 2367-17 ) от 29.06.2010, ВВР, 2010, N 34, ст.486 N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010, ВВР, 2011, N 29, ст.272 N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011, ВВР, 2011, N 34, ст.343 N 4652-VI ( 4652-17 a >) от 13.04.2012 N 5081-VI ( 5081-17 ) от 05.07.2012} {В тексте Закона слова "сельский пожарная охрана" во всех падежах заменены словами "местная пожарная охрана" в соответствующем падеже согласно закону N 138 - IV ( 138-15 ) от 12.09.2002} {В тексте Закона слова "Министерство внутренних дел Украина", "Министр внутренних дел Украины" и "органов государственной власти" во всех падежах заменены словами "Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы", "Министр Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы "и" органов исполнительной власти "в соответствующих падежах согласно Законом N 1181-IV ( 1181-15 ) от 18.09.2003}
Обеспечение пожарной безопасности является неотъемлемой частью государственной деятельности по охране жизни и здоровья людей, национального богатства и окружающей природной среды. Этот Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности на территории Украины, регулирует отношения государственных органов, юридических и физических лиц в этой области независимо от вида их деятельности и форм собственности. Статья 1. Правовая основа деятельности в области пожарной безопасности Правовой основой деятельности в области пожарной безопасности Конституция ( 254к/96-ВР ), настоящий Закон и иные законы Украины, постановления Верховной Рады Украины, указы и распоряжения Президента Украины, декреты, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, решения органов исполнительной власти, местного и самоуправления, принятые в пределах их компетенции. Статья 2. Обеспечение пожарной безопасности Обеспечение пожарной безопасности является составной частью производственной и другой деятельности должностных лиц, работников предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей. Это должно быть отражено в трудовых договорах (контрактах) и уставах предприятий, учреждений и организаций. Обеспечение пожарной безопасности предприятий, учреждений и организаций возлагается на их руководителей и уполномоченных ими лиц, если иное не предусмотрено соответствующим договором. Обеспечение пожарной безопасности при проектировании и застройке населенных пунктов, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении предприятий, зданий и сооружений возлагается на органы архитектуры, заказчиков , застройщиков, проектные и строительные организации. Обеспечение пожарной безопасности в жилых помещениях государственного, общественного жилищного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов возлагается на квартиросъемщиков и собственников, а в жилых домах частного жилищного фонда и других сооружениях, на дачах и садовых участках - на их собственников или нанимателей, если это обусловлено договором найма. Статья 3. Разграничение компетенции в области пожарной безопасности К компетенции центральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся: проведение единой политики в области пожарной безопасности; определение основных направлений развития науки и техники, координация государственных, межрегиональных мероприятий и научных исследований в области пожарной безопасности, руководство соответствующими научно-исследовательскими учреждениями; разработка и утверждение государственных стандартов, норм и правил пожарной безопасности; установление единой системы учета пожаров; организация обучения специалистов в области пожарной безопасности, руководство пожарно-техническими учебными заведениями; оперативное управление силами и техническими средствами, привлекаются к ликвидации крупных пожаров; координация работы по созданию и выпуску пожарной техники и средств противопожарной защиты, установление государственного заказ на их выпуск и поставки; сотрудничество с органами пожарной безопасности других государств. Решение всех других вопросов в области пожарной безопасности, не отнесенным настоящим Законом к компетенции центральных органов исполнительной власти, к компетенции Совета Министров Республики Крым, местных органов исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления. Статья 4. Обязанности государственных органов по обеспечению пожарной безопасности Центральные органы исполнительной власти, Совет Министров Республики Крым, местные органы исполнительной власти, органы местного и регионального самоуправления в пределах своей компетенции организуют разработку и внедрение в соответствующих отраслях и регионах организационных и научно-технических мероприятий по предотвращения пожаров и их тушения, обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов и объектов. Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы: обеспечивает осуществление государственного пожарного надзора, пожарной охраны населенных пунктов и объектов, координирует деятельность министерств, других центральных органов исполнительной власти по вопросам совершенствования пожарной охраны ; получает бесплатно от министерств, других органов исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач; привлекает к разработке актуальных проблем пожарной безопасности, проведения консультаций и экспертиз высшие учебные заведения и другие учреждения, а также отдельных ученых, высококвалифицированных специалистов. Решение Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы по вопросам пожарной безопасности, относящимся к компетенции, является обязательным Обязательно для органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти: проводят единую научно-техническую политику по вопросам пожарной безопасности; разрабатывают и реализуют комплексные мероприятия, направленные на улучшения пожарной безопасности объектов; осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью подведомственных объектов в области пожарной безопасности. Для координации и совершенствования работы, связанной с обеспечением пожарной безопасности и контролем за ее проведением, в аппаратах министерств, других центральных органов исполнительной власти создаются службы пожарной безопасности. Органы исполнительной власти, осуществляющих материально-техническое обеспечения производства важнейших видов продукции, должны предусматривать удовлетворение потребностей пожарной охраны и объектов народного хозяйства в пожарной технике, оборудовании, средствах противопожарной защиты. Выпуск этой техники, оборудования и средств включается в государственный заказ. Статья 5. Обязанности предприятий, учреждений и организаций по обеспечения пожарной безопасности Владельцы предприятий, учреждений и организаций или уполномоченные ими органы (далее - владельцы), а также арендаторы обязаны: разрабатывать комплексные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, внедрять достижения науки и техники, положительный опыт; в соответствии с нормативными актами по пожарной безопасности разрабатывать и утверждать положения, инструкции, другие нормативные акты, действуют в пределах предприятия, учреждения и организации, осуществлять постоянный контроль за их соблюдением; обеспечивать соблюдение противопожарных требований стандартов, норм, правил, а также выполнение требований предписаний и постановлений органов государственного пожарного надзора; организовывать обучение работников правилам пожарной безопасности и пропаганду мероприятий по их обеспечению; в случае отсутствия в нормативных актах требований, необходимых для обеспечения пожарной безопасности, принимать соответствующие меры, согласовывая их с органами государственного пожарного надзора; содержать в исправном состоянии средства противопожарной защиты и связи, пожарную технику, оборудование и инвентарь, не допускать их использования не по назначению; создавать в случае необходимости в соответствии с установленным порядком подразделения пожарной охраны и необходимую для их функционирования материально-техническую базу; подавать по требованию государственной пожарной охраны сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объектов и продукции, которыми продукции; осуществлять мероприятия по внедрению автоматических средств обнаружения и тушения пожаров и использованию для этой цели производственной автоматики; своевременно информировать пожарную охрану о неисправности пожарной техники, систем противопожарной защиты, водоснабжения, а также о закрытии дорог и проездов на своей территории; проводить служебное расследование случаев пожаров. Обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендованного имущества должны быть определены в договоре аренды.
{Часть третья статьи 5 исключен на основании Закона N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010}
{Часть четвертая статьи 5 исключен на основании Закона N 2856-VI ( 2856-17 ) от 23.12.2010}
На предприятии, в учреждении и организации с количеством работающих 50 и более человек решением трудового коллектива может создаваться пожарно-техническая комиссия. В исключительных случаях ее функции может выполнять комиссия по охране труда. Типовое положение о пожарно-технической комиссии утверждается Министерством Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. Полномочия в области пожарной безопасности ассоциаций, корпораций, концернов, других производственных объединений определяются их уставами или договорами между предприятиями, которые образовали объединение. Для выполнения делегированных объединению функций в его аппарате создается служба пожарной безопасности. Статья 6. Обязанности граждан по обеспечению пожарной безопасности Граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, находящихся на территории Украины, обязаны: выполнять правила пожарной безопасности, обеспечивать здания, принадлежащих им на праве личной собственности, первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, воспитывать у детей осторожность в обращении с огнем; сообщать пожарную охрану о возникновении пожара и принимать меры к ее ликвидации, спасению людей и имущества. Статья 7. Государственный пожарный надзор Государственный пожарный надзор за состоянием пожарной безопасности в населенных пунктах и ??на объектах независимо от форм собственности осуществляется согласно действующему законодательству государственным пожарной охраной в порядке , устанавливаемом Кабинетом Министров Украине. Органы государственного пожарного надзора не зависят от любых хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, органов исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления. Контроль за выполнением правил пожарной безопасности при проектирования, технического переоснащения, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов иностранных фирм и совместных предприятий регулируется действующим законодательством или условиями, предусмотренными договорами сторон, если они не противоречат действующему законодательству. На объектах частной собственности органы государственного пожарного надзора контролируют лишь условия безопасности людей в случае пожара, а также решение вопросов пожарной безопасности, касающиеся прав и интересов других юридических лиц и граждан. Органы государственного пожарного надзора в соответствии с возложенными на них задачами: разрабатывают с участием заинтересованных министерств и других центральных органов исполнительной власти и утверждают общегосударственные правила пожарной безопасности, которые являются обязательными для всех предприятий, учреждений, организаций и граждан; согласовывают проекты государственных и отраслевых стандартов, норм, правил, технических условий и других нормативно-технических документов, касающихся обеспечения пожарной безопасности {Абзац третий части пятой статьи 7 с изменениями, внесенными Законом N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02. 2011} устанавливают порядок разработки и утверждения положений, инструкций и других нормативных актов по вопросам пожарной безопасности, действующих на предприятии, в учреждении и организации, разрабатывают типичные документы по этим вопросам; осуществляют контроль за соблюдением требований актов законодательства по вопросам пожарной безопасности руководителями центральных органов исполнительной власти, структурных подразделений Совета Министров Республики Крым, местных органов исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления, руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, а также гражданами; проводят согласно действующему законодательству проверки, связанные с пожарами и нарушениями правил пожарной безопасности. {Абзац шестой части пятой статьи 7 в редакции Закона N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} Должностные лица органов государственного пожарного надзора является государственными инспекторами по пожарному надзору. Государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право: 1) проводить в любое время в присутствии собственника или его представителя пожарно-технические обследования и проверки предприятий, учреждений, организаций, зданий, сооружений, новостроек и других подконтрольных объектов независимо от форм собственности, получать от собственника необходимые объяснения, материалы и информацию; 2) давать (направлять) руководителям центральных органов исполнительной власти, структурных подразделений Совета Министров Республики Крым, местных органов исполнительной власти, органов местного и регионального самоуправления , руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, а также гражданам обязательные для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков по вопросам пожарной безопасности. В случае нарушения правил пожарной безопасности, что создает угрозу возникновения пожара или препятствует его тушению и эвакуации людей, а также в случаях выпуска пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты с отклонением от стандартов или технических условий или в случае их отсутствия прекращать или запрещать работу предприятий, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, отдельных помещений, отопительных приборов, участков электрической сети, проведение пожароопасных работ, выпуск и реализацию пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты, действие выданных разрешений на право проведения работ; 3) осуществлять контроль за выполнением противопожарных требований, предусмотренных стандартами, нормами и правилами, при проектирования (выборочно), строительства, реконструкции, расширения или технического переоснащения, капитального ремонта предприятий, зданий, сооружений и других объектов. В случае выявления нарушений запрещать до их устранения выпуск и применение проектов, останавливать проведения строительно-монтажных работ и вносить предложения о прекращении финансирования этих работ; 4) привлекать к административной ответственности должностных лиц, других работников предприятий, учреждений, организаций и граждан, виновных в нарушении установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнении предписаний, постановлений органов государственного пожарного надзора, использовании пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению; 5) применять штрафные санкции к предприятиям, учреждениям и организаций за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение распоряжений (предписаний) должностных лиц органов государственного пожарного надзора. Должностные лица органов государственного пожарного надзора несут ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей. За вред, причиненный юридическим и физическим лицам, гражданам вследствие применения санкций, предусмотренных пунктами 2 и 3, органы и должностные лица государственного пожарного надзора ответственности не несут. Статья 8. Изучение правил пожарной безопасности В общеобразовательных и профессиональных учебно-воспитательных заведениях, высших учебных заведениях, учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров организуется изучение правил пожарной безопасности на производстве и в быту, а также обучение действиям в случае пожара. В детских дошкольных учреждениях проводится воспитательная работа, направленная на предотвращение пожаров от детских шалостей с огнем и воспитание у детей бережного отношения к национальному богатства. Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, жилищные учреждения и организации обязаны по месту жительства организовывать обучение населения правил пожарной безопасности в быту и общественных местах. Все работники при приеме на работу и ежегодно по месту работы проходят инструктаж по вопросам пожарной безопасности соответствии с Типовым положением, утверждаемым Министерством Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. Лица, принимаемые на работу, связанную с повышенной пожарной опасностью, должны предварительно пройти специальное обучение (пожарно-технический минимум). Работники, занятые на работах с повышенной пожарной опасностью, один раз в год проходят проверку знаний соответствующих нормативных актов по пожарной безопасности, а должностные лица до начала выполнения своих обязанностей и периодически (один раз в три года) проходят обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности. Перечень должностей и порядок организации обучения определяются Кабинетом Министров Украины. Допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности, запрещается. Программы обучения по вопросам пожарной безопасности должны согласовываться с органами государственного пожарного надзора. Статья 9. Согласование нормативных, нормативно документов {Название статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} Стандарты, технические условия, другие нормативно-технические документы на пожароопасные технологические процессы и продукцию должны включать требования пожарной безопасности и согласовываться с органами государственного пожарного надзора. {Часть первая статьи 9 с изменениями, внесенными Законом N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} Требования пожарной безопасности, содержащиеся в ведомственных нормативных актах, не должны противоречить государственным стандартам, нормам и правилам. Статья 10. Соблюдение требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве и реконструкции объектов производственного и другого назначения Производственные, жилые, другие здания и сооружения, оборудование, транспортные средства, которые вводятся в действие или в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции или технического переоснащение , а также технологические процессы и продукция должны отвечать требованиям нормативных актов по пожарной безопасности. Запрещается внедрение новых технологий, выпуск пожароопасной продукции без предварительной экспертизы (проверки) проектной и иной документации на соответствие нормативным актам по пожарной безопасности. Финансирование таких работ может осуществляться лишь после получения положительных результатов экспертизы. {Часть вторая статьи 10 с изменениями, внесенными Законом N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} Проектные организации обязаны осуществлять авторский надзор за соблюдением проектных решений по пожарной безопасности при строительстве, реконструкции, техническом переоснащении и эксплуатации запроектированных ими объектов . На машины, механизмы, оборудование, транспортные средства и технологические процессы, внедряемые в производство, а также на продукцию, в стандартах на которые содержатся требования пожарной < br> безопасности, должен быть сертификат, удостоверяющий безопасность их использования, выданный в установленном порядке. Приобретенные за границей машины, механизмы, оборудование, транспортные средства, технологическое оборудование вводятся в эксплуатацию лишь при условии соответствия их требованиям нормативных актов по пожарной безопасности, действующих в Украине. Запрещается применение в строительстве и производстве материалов и веществ, на которые нет данных относительно пожарной безопасности. Проектирование, реконструкция, техническое переоснащение и строительство объектов иностранными юридическими лицами осуществляются соответствии с требованиями законодательства Украины. {Часть седьмая статьи 10 с изменениями, внесенными Законом N 1026-V ( 1026-16 ) от 16.05.2007, в редакции Закона N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} Начало работы вновь созданных предприятий, внедрение новых технологий, передача для производства образцов новых пожароопасных машин, механизмов, оборудования и продукции, аренда любых помещений осуществляются после выдачи соответствующего разрешения органом государственного пожарного надзора, кроме случаев совершения определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства. {Часть восьмая статьи 10 в редакции Закона N 2185-VI ( 2185 -17 ) от 13.05.2010, N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} Разрешение ( 150-2001-п ) выдается правительственным органом государственного надзора в сфере пожарной безопасности и территориальными органами государственного пожарного надзора в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах, городах, районах в городах безвозмездно. {Часть девятая статьи 10 в редакции Закона N 2185-VI ( 2185-17 ) от 13.05.2010} Разрешение является бессрочным документом. {Часть десятая статьи 10 в редакции Закона N 2185-VI ( 2185-17 ) от 13.05.2010} Разрешение не оформляется: в случае принятия в эксплуатацию объектов нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов в установленном законодательством порядке {Абзац второй части одиннадцатой статьи 10 в редакции Закона N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011} на арендованные торговые места, киоски и контейнеры, если они размещены на рынке, на эксплуатацию которого выдано разрешение, согласно схеме, согласованной с органом государственного пожарного надзора в установленном порядке. {Часть одиннадцатая статьи 10 в редакции Закона N 2185-VI ( 2185 -17 ) от 13.05.2010} Вновь созданные предприятия, в том числе те, которые размещаются в арендованных помещениях, не изменяющие вид своей деятельности (кроме потенциально опасных объектов) или не относятся к категории взрывопожароопасных и объектам с массовым пребыванием людей и не размещаются на территории или внутри указанных объектов, могут осуществлять определенные действия относительно осуществления хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности на основании декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства. Порядок и форма уведомления о соответствии материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства устанавливаются Кабинетом Министров Украины. {Часть двенадцатая статьи 10 в редакции Закона N 2185-VI ( 2185-17 ) от 13.05.2010; с изменениями, внесенными согласно Законом N 2367-VI ( 2367-17 ) от 29.06.2010} < br> {Часть тринадцатая статьи 10 исключен на основании Закона N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011}
Орган государственного пожарного надзора в течение десяти рабочих дней со дня представления заявителем документов, необходимых для получения разрешения, принимает решение о выдаче разрешения или отказе в его выдачи . {Часть статьи 10 в редакции Закона N 2185-VI ( 2185-17 ) от 13.05.2010} Размеры тарифов, в том числе их предельный размер, на проведения оценки (экспертизы) утверждаются Кабинетом Министров Украине. {Часть статьи 10 в редакции Закона N 2185-VI ( 2185-17 ) от 13.05.2010} Основаниями для отказа в выдаче разрешения являются: представления субъектом хозяйствования документов, необходимых для получения разрешения, не в полном объеме; выявление в документах, представленных субъектом хозяйствования, недостоверных сведений; выявление по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения нарушений правил пожарной безопасности, что может привести к возникновению пожара или созданию препятствий в его тушении и эвакуации людей. {Часть статьи 10 в редакции Закона N 2185-VI ( 2185-17 ) от 13.05.2010} Основаниями для аннулирования разрешения являются: обращение субъекта хозяйствования с заявлением об аннулировании разрешения; прекращения юридического лица (слияние, присоединение, разделение, преобразования или ликвидация); прекращении субъектом хозяйствования производства определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности, на осуществление которых было предоставлено разрешение; выявление нарушений правил пожарной безопасности, что может привести к возникновению пожара или созданию препятствий в его тушении и эвакуации людей; возникновения пожара, если в материалах о пожаре указано, что одной из причин ее возникновения является нарушение требований законодательства в сфере пожарной безопасности; недопущение должностных лиц органов государственного пожарного надзора к осуществлению мероприятий государственного надзора в сфере пожарной безопасности; установление факта предоставления субъектом хозяйствования в заявлении и прилагаемых к нему документах недостоверной информации; другие основания, предусмотренные законом. {Часть статьи 10 в редакции Закона N 2185-VI ( 2185-17 ) от 13.05.2010} Решение об отказе в выдаче разрешения или аннулирования разрешения может быть обжаловано в правительственный орган государственного надзора в сфере пожарной безопасности или в суд. {Часть статьи 10 в редакции Закона N 2185-VI ( 2185-17 ) от 13.05.2010} Аннулирование органом государственного пожарного надзора разрешения на начало работы и аренду помещений не лишает субъекта хозяйствования права подать документы на его получение после устранения выявленных нарушений. {Часть статьи 10 в редакции Закона N 2185-VI ( 2185-17 ) от 13.05.2010} Установление порядка выдачи органами государственного пожарного надзора разрешений на начало работы вновь созданных предприятий, внедрение новых технологий, передачу в производство образцов новых пожароопасных машин, механизмов, оборудования и продукции, аренду любых помещений другими законами не допускается. {Часть статьи 10 в редакции Закона N 2185-VI ( 2185-17 ) от 13.05.2010 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3038-VI ( 3038-17 a >) от 17.02.2011} Разрешение переоформляется в случае изменения наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица - предпринимателя. {Часть статьи 10 в редакции Закона N 2185-VI ( 2185-17 ) от 13.05.2010} Выдача разрешений проводится органами государственного пожарного надзора в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. {Часть статьи 10 в редакции Закона N 2185-VI ( 2185-17 ) от 13.05.2010, в редакции Закона N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02 .2011} Экспертиза проектов строительства на соответствие требованиям нормативных актов по вопросам пожарной безопасности проводится в соответствии статье 31 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" ( 3038-17 ). {Часть статьи 10 в редакции Закона N 2185-VI ( 2185-17 ) от 13.05.2010, в редакции Закона N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02 .2011} {Статья 10 в редакции Закона N 393-V ( 393-16 ) от 29.11.2006} Статья 11. Лицензирование деятельности по предоставлению услуг и выполнение работ противопожарного назначения, сертификация и контроль продукции на соответствие требованиям пожарной безопасности Хозяйственная деятельность, связанная с предоставлением услуг и выполнением работ противопожарного назначения, осуществляется на основании лицензий, которые выдаются в порядке, установленном законодательством. Деятельность, связанная с предоставлением услуг и выполнением работ противопожарного назначения, включает: проектирование, монтаж, техническое обслуживание средств противопожарной защиты и систем отопления, оценка противопожарного состояния объектов; проведение испытаний на пожарную опасность веществ, материалов, строительных конструкций, изделий и оборудования, а также пожарной техники, пожарно-технического вооружения, продукции противопожарного назначения на соответствие установленным требованиям. Предприятие может получить лицензию на все виды работ и услуг по перечню или на его часть в зависимости от способности соблюдения лицензионных условий. Все виды пожарной техники и противопожарного оборудования, применяются для предотвращения пожаров и для их тушения, должны иметь сертификат соответствия. (Статья 11 в редакции Закона N 3370-IV ( 3370-15 a >) от 19.01.2006) Статья 12. Организация научных исследований по проблемам пожарной безопасности Фундаментальные и прикладные научные исследования по проблемам пожарной безопасности проводятся Украинским научно-исследовательским институтом пожарной безопасности Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, а также другими научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими учреждениями и учебными заведениями Украине. Статья 13. Учет пожаров В соответствии с Законом Украины "О государственной статистике" ( 2614-12 ) в Украине ведется единый учет пожаров и их последствий. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации обязаны вести учет пожаров, возникающих на объектах, принадлежащих или подконтрольных < br> им, анализировать причины их возникновения и принимать меры к их устранения. Статья 14. Цель и задачи пожарной охраны Пожарная охрана создается с целью защиты жизни и здоровья граждан, частной, коллективной и государственной собственности от пожаров, поддержания надлежащего уровня пожарной безопасности на объектах и в населенных пунктах. Основными задачами пожарной охраны являются: осуществление контроля за соблюдением противопожарных требований; предотвращения пожаров и несчастных случаев на них; тушение пожаров, спасение людей и оказание помощи в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. При использовании пожарной охраны для выполнения задач, не предусмотренных настоящим Законом. Статья 15. Виды пожарной охраны Пожарная охрана подразделяется на государственную, ведомственную, местную и добровольную. (Статья 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 138-IV ( 138-15 ) от 12.09.2002) Статья 16. Государственная пожарная охрана Государственная пожарная охрана формируется на базе существующих военизированной и профессиональной пожарной охраны, входит в систему Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы и осуществляет государственный пожарный надзор. (Часть первая статьи 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1181-IV ( 1181-15 ) от 18.09.2003) Государственная пожарная охрана создается в городах, других населенных пунктах, на промышленных и других объектах независимо от форм собственности в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украина. Государственная пожарная охрана состоит из подразделений, аппаратов управления и вспомогательных служб, а также пожарно-технических учебных заведений и научно-исследовательских учреждений Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. Государственная пожарная охрана является одновременно самостоятельной противопожарной службой гражданской обороны, а также службой, которая в пределах своей компетенции выполняет мобилизационную работу. Статья 17. Личный состав государственной пожарной охраны Личный состав государственной пожарной охраны подразделяется на рядовой и начальствующий. Ему выдается форменная одежда по образцами, которые устанавливаются Кабинетом Министров Украины для личного состава подразделений внутренней службы. На него распространяются и соответствующие отличия. Личный состав дежурных подразделений для работы на пожарах обеспечивается специальным одеждой, снаряжением и средствами индивидуальной защиты. Лицам рядового и начальствующего состава государственной пожарной охраны присваиваются в соответствии с действующим законодательством специальные звания внутренней службы. Использование специальных званий, наград и форменной одежды личного состава государственной пожарной охраны лицом, которое не является его работником, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательства . Статья 18. Права и обязанности личного состава государственной пожарной охраны Лица начальствующего состава государственной пожарной охраны является представителями органов исполнительной власти, их законные требования являются обязательными для выполнения всеми должностными лицами и гражданами. Работники (лица рядового и начальствующего состава, а также рабочие и служащие) государственной пожарной охраны при выполнения возложенных на них обязанностей руководствуются действующим законодательством Украина о пожарной безопасности и подчиняются только своим непосредственным и прямым начальникам. Никто другой, за исключением уполномоченных должностных лиц, не имеет права вмешиваться в законную деятельность работника государственной пожарной охраны. Никто не имеет права возложить на работника государственной пожарной охраны исполнению обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством. Должностные лица государственной пожарной охраны обязаны: использовать в пределах своей компетенции предоставленные им полномочия по предотвращению и пресечению правонарушений в области пожарной безопасности, а также силы и средства при тушении пожаров и спасении людей ; участвовать в осуществлении технической политики усовершенствование и внедрение техники, систем и средств противопожарной защиты, форм и методов профилактики пожаров; содействовать развитию самосознания и инициативы граждан в вопросах борьбы с пожарами, выполнения законодательства в области пожарной безопасности; хранить в тайне государственную и коммерческую информацию, становится известной им в связи с выполнением служебных обязанностей. Лица рядового и начальствующего состава государственной пожарной охраны при обнаружении пожара во внеслужебное время обязаны сообщить о ней пожарную охрану и до ее прибытия принять на себя руководство тушением пожара и спасением людей, организовать оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим и в случае необходимости и наличии возможности оказать первую домедичну помощь пострадавшим на месте происшествия. {Часть пятая статьи 18 с изменениями, внесенными Законом N 5081-VI ( 5081-17 ) от 05.07.2012} Личному составу государственной пожарной охраны на время выполнения служебных обязанностей, связанных с предотвращением пожаров, подразделениями государственной пожарной охраны предоставляются проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси) в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. (Часть шестая статьи 18 в редакции Закона N 618/97-ВР от 05.11 .97) За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей личный состав государственной пожарной охраны несет ответственность в порядке, установленном действующим законодательством. Статья 19. Прием на службу в государственную пожарную охрану На службу в государственную пожарную охрану принимаются на контрактной основе граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, способные по своим способностям, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности. Призывники для прохождения срочной военной службы не принимаются на службу в государственную пожарной охраны, за исключением пожарно-технических учебных заведений Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, в которые вступает молодежь допризывного возраста. Лица рядового и начальствующего состава государственной пожарной охраны присягу, текст которой утверждается Кабинетом Министров Украины. (Часть вторая статьи 19 в редакции Закона N 1181-IV ( 1181-15 ) от 18.09.2003) На указанную службу не могут быть приняты лица, ранее были осуждены за совершение преступлений. Статья 20. Прохождение службы в государственной пожарной охране Порядок и условия прохождения службы в государственной пожарной охране регламентируются Положением о прохождении службы личным составом органов внутренних дел, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.
{Часть вторая статьи 20 исключен на основании Закона N 1014-V ( 1014-16 ) от 11.05.2007}
Лица, окончившие высшие учебные заведения Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы и которым присвоено специальное звание начальствующего состава государственной пожарной охраны, освобождаются от призыва на срочную военную службу. {Часть третья статьи 20 в редакции Закона N 1014-V ( 1014-16 ) от 11.05.2007} Работники государственной пожарной охраны имеют право создавать в установленном порядке свои профессиональные союзы. рядового и начальствующего состава, рабочим и служащим государственной пожарной охраны запрещается находиться в любых политических партиях и движениях, организовывать или участвовать в забастовках. Трудовые отношения рабочих и служащих, которые заключили трудовой договор с государственной пожарной охраной, регулируются законодательством о труде. Статья 21. Оплата труда личного состава государственной пожарной охраны Условия оплаты труда личного состава государственной пожарной охраны отвечают условиям оплаты труда лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, установленным Кабинетом Министров Украины, и должны обеспечивать достаточные материальные условия для комплектования качественного личного состава государственной пожарной охраны, дифференцированно учитывать характер и условия работы, стимулировать достижение высоких результатов в служебной деятельности и компенсировать их физические и интеллектуальные затраты.
{Часть вторая статьи 21 исключен на основании Закона N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 - изменение признано неконституционной согласно решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008}
Статья 22. Социальная защита работников государственной пожарной охраны Работникам государственной пожарной охраны государство гарантирует социальную защиту. Личный состав государственной пожарной охраны пользуется льготами при распределении жилья, установлении квартирных телефонов, устройстве детей в детские дошкольные учреждения. Жилая площадь лицам рядового и начальствующего состава государственной пожарной охраны предоставляется местными органами исполнительной власти, органами местного и регионального самоуправления, соответствующими министерствами и ведомствами в первоочередном порядке . Служебные жилые помещения могут предоставляться должностным лицам государственной пожарной охраны, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины. Работники государственной пожарной охраны, которые выполняют обязанности по охране объектов, имеющих право на получение трудовых и социально-бытовых льгот, предусмотренных для работников этих < br> объектов. Личному составу государственной пожарной охраны и членам их семей предоставляется 50-процентная скидка платы за жилую площадь, коммунальные услуги, а также топливо в пределах норм, установленных законодательством, при условии, если размер предоставленных льгот в денежном эквиваленте вместе со среднемесячным совокупным доходом этого лица за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, который дает право на налоговую социальную льготу в порядке, определенном < br> Кабинетом Министров Украины. {Часть шестая статьи 22 в редакции Закона N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 - изменение признано < br> неконституционной согласно решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008} За лицами рядового и начальствующего состава государственной пожарной охраны, уволенными со службы по возрасту, болезни или по выслуге лет, сохраняется право на льготы согласно настоящего Закона при условии, если среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, который дает право на налоговую социальную льготу в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. {Часть седьмая статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 - изменение признано неконституционным согласно решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от < br> 22.05.2008} Лица рядового и начальствующего состава государственной пожарной охраны имеют право на получение кредитов на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство в рассрочку на 20 лет с погашением 50 процентов предоставленной ссуды за счет соответствующих фондов Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы и бюджетов местного и регионального самоуправления. Местные органы исполнительной власти могут продавать на льготных условиях жилье лицам рядового и начальствующего состава государственной пожарной охраны со скидкой до 50 процентов его стоимости. |