З А К О Н У К Р А И Н Ы
Об утверждении Общегосударственной программы развития малых городов (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2004, N 24, ст.332) {С изменениями, внесенными Законом N 4731-VI ( 4731 -17 ) от 17.05.2012}
Верховная Рада Украины постановляет а н о в л я есть : I. Утвердить Общегосударственную программу развития малых городов (прилагается). II. Заключительные положения 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования. 2. Настоящий Закон распространяется кроме городов, которые определены в приложении к Общегосударственной программы развития малых городов (далее - Программа), также на населенные пункты с численностью населения до 50 тысяч, которым в установленном порядке предоставлен статус города и которые такого статуса не лишены. 3. Кабинету Министров Украины при подготовке проектов законов Украины о Государственном бюджете Украины предусматривать расходы на адресное финансирование мероприятий, определенных Программой и имеют общегосударственное значение, на возмещение в полном объеме потерь местных бюджетов, обусловленных действием законы Украины о предоставлении льгот определенным категориям граждан, а также расходы на субвенции для выполнения программ развития малых городов. 4. Кабинета Министров Украины в течение трех месяцев после вступления в силу настоящего Закона: подготовить и внести в Верховную Раду Украины предложения относительно приведения законодательных актов Украины в соответствие с этим Законом; внести в Верховную Раду Украины законопроекты о налоге на недвижимость, предусмотрев, что средства, полученные от взимания этого налога, являются доходами местных бюджетов сел, поселков и городов; о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно регулирования доходов местных бюджетов из источников налогообложения, должно осуществляться путем законодательного закрепления нижнего и верхнего размеров ставок налогов, направляемых в бюджет соответствующей территориальной общины (определение размера ставок для категорий населенных пунктов должна устанавливаться законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год), о внесении изменений в законов Украины в сфере налогообложения по совершенствованию налоговой нагрузки.
Президент Украины Л.Кучма г. Киев, 4 марта 2004 N 1580-IV
Утвержден Законом Украины от 4 марта 2004 N 1580-IV ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ
Общая часть Эта Программа определяет основные направления социально-экономического развития малых городов Украины (далее - малые города) до 2010 года и содержит научно-методические, экономические, организационные, правовые мероприятиях по его обеспечению. Программа позволит органам местного самоуправления и органам исполнительной власти самостоятельно составлять и реализовывать планы возрождения и развития малых городов с использованием для этого соответствующей государственной поддержки, учитывать конкретные потребности этих городов в региональных программах и < br> стратегиях развития. Программа будет способствовать активному привлечению к этой работы кадров местных органов исполнительной власти, населения и субъектов предпринимательской деятельности. Конституцией Украины ( 254к/96- ВР ) и Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" ( 280/97 -ВР ) определено роль городов в системе административно-территориального устройства и управления социально-экономическим развитием как самостоятельных административно-территориальных единиц, носителей местного самоуправления, субъектов экономической и финансовой деятельности. На современном этапе развития государства в малых городах имеет место сложная экономическая и социальная ситуация, прежде всего в сфере формирования и функционирования рынка труда. Недостаточный учет специфики малых городов во время проведения экономических реформ обострило социально-трудовые отношения в них, привело к безработицы в значительных масштабах. Выполнение социально-экономических и культурных программ развития территориальных общин этих городов не обеспечено финансовыми ресурсами. Важность определения экономических механизмов перспективного развития малых городов растет благодаря повышению роли органов местного самоуправления в связи с передачей в регионы многих функций и полномочий по управлению социально-экономическим развитием, что усиливает влияние территориальных общин на формирование градообразующее базы и сферы занятости населения. Раздел I ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ Цель Программы состоит в создании организационных, нормативно-правовых и экономических механизмов обеспечения положительных сдвигов в социально-экономическом развитии малых городов, экологической безопасности их территории, повышение жизненного уровня населения, улучшение качества общественных услуг, предоставляемых населению, на основе эффективного использования ресурсного и научно-производственного потенциала, рыночных преобразований в хозяйственном комплексе, а также в разработке правовых основ и инструментов государственного стимулирования этих процессов. Основными задачами Программы являются: формирование системы государственной поддержки развития малых городов, а также создание условий для их развития за счет собственных финансовых, материальных, трудовых, природных и других ресурсов; обеспечение финансирования мероприятий, направленных на развитие малых городов, за счет различных источников, в том числе инвестиций, средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, благотворительных взносов, других источников, не запрещенных законодательством; разнообразия видов хозяйственной деятельности, обеспечивают занятость большинства населения малых городов и во степени влияют на доходную часть местных бюджетов, создание на базе предприятий новых производственных комплексов , предназначенных для изготовления конкурентоспособной продукции; укрепления финансовой основы местного самоуправления; развитие микрокредитования малого предпринимательства, поиск эффективных путей взаимодействия крупных предприятий и субъектов малого предпринимательства; планирование и застройка территорий малых городов с учетом ландшафтных, исторических, архитектурных, экологических и других особенностей; решения проблем водообеспечения населения и предприятий; охрана водных объектов и ресурсов; предотвращения проявлениям опасных экзогенных геологических процессов в рамках малых городов и ликвидация их последствий; ускорение развития рынка земли в малых городах; обеспечение занятости населения, в частности молодежи, прежде создания благоприятных условий для самозанятости и предпринимательской деятельности; развитие социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального, гостиничного и дорожного хозяйства, транспортного комплекса, а также развитие жилищного строительства, в том числе формирование жилищного фонда социального назначения; развитие сетей электро-и почтовой связи; сохранение культурного наследия, реставрация и реабилитация объектов культурного наследия, возрождение и поддержка развития народных художественных промыслов и ремесел, разработка маршрутов туристических путешествий малыми городами ; обеспечение доступности культурных услуг для граждан, проживающих в малых городах, в том числе организации предоставления этих услуг ведущими творческими коллективами, а также проведение в малых городах выставок известных произведений изобразительного искусства; сохранение, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, в том числе сведения к минимуму отходов, в том числе опасных, их утилизация и обезвреживания. Приоритетными направлениями Программы на оды являются: создание безопасных условий жизнедеятельности населения; первоочередное обеспечение финансовыми ресурсами жилого строительства на территории малых городов, особенно для молодых и многодетных семей, инвалидов, ветеранов и военнослужащих; создание правовых и экономических условий для социального развития малых городов, повышения жизненного уровня населения, обеспечения жильем категорий граждан, нуждающихся в защите со стороны государства, формирование социально-бытовой и социально-культурной инфраструктуры, улучшение демографической ситуации, развитие духовной сферы; разработка и внедрение механизмов стимулирования социального и экономического развития депрессивных малых городов; формирование финансовой самодостаточности развития малых городов путем укрепления их материальной и финансовой базы; развитие экономического и научно-технического потенциала, создание новых рабочих мест с безопасными и здоровыми условиями труда; обеспечение оптимальной занятости населения создание рыночной инфраструктуры и отработки механизма стимулирования малого предпринимательства в малых городах, разнообразия видов предпринимательской деятельности, создание условий выгодной кооперации с крупными и средними предприятиями; < br> содействия инвестиционной деятельности и развития предпринимательства; развитие промышленной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства; охрана культурного наследия, развитие туризма; охрана окружающей среды; формирование составных частей экологической сети Украины. Приоритетные направления Программы обусловливают ее структуру, а целевые ориентиры - содержание. Раздел II СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ Малые города (города с численностью населения до 50 тыс. человек) занимают особое место в историческом развитии Украины. У них формировалась национальная культура, они являются основой прогресса и создание крупных производственных и градостроительных комплексов, гарантом стабильности государства и общества. Спад производства, дестабилизация социально-экономического и финансового состояния в Украине в 1991-2001 годов ослабили экономическую базу малых городов. Малые города является самой многочисленной по количественному составу группой городов, значительная часть - это административные центры районов. С малыми городами непосредственно связана жизнь почти 22 млн. городских и сельских жителей. Эти города играют важную роль в формировании поселенческой сети и развитии и размещении производительных сил Украины. По состоянию на 1 января 2003 года в Украине насчитывалось 350 малых городов (3/4 общего количества городов Украины), в которых проживало почти 13 процентов населения страны (около 19 процентов городского населения). В том числе насчитывалось 15 городов с численностью населения до 5 тыс. человек, 66 городов - от 5 тыс. до 10 тыс. человек, 160 городов - от 10 тыс. до 20 тыс. человек, 109 городов - от 20 тыс. до 50 тыс. человек. Согласно утвержденной Законом Украины Генеральной схемы планирования территории Украины ( 3059-14 a >) выделяются следующие типы малых городов: города, прилегающих к центрам систем расселения; города, имеющие значительные рекреационный и оздоровительный потенциалы; города, имеющие значительные природный и историко-культурный потенциалы; города - центры сельскохозяйственных районов; монофункциональных города. По удельному весу населения, занятого в различных сферах экономической деятельности, можно выделить следующие категории малых городов: города с преимущественно промышленными функциями; транспортные узлы; санаторно-курортные и рекреационные центры; исторические, историко-архитектурные, культурные и туристические центры; административные центры районов; хозяйственные центры местного значения; центры низовых локальных систем расселения, выполняющих функции по оказанию социально-культурных, коммунально-бытовых и других услуг населению. Наиболее распространенными в Украине являются малые города, которые относятся к категории центров низовых локальных систем расселения и хозяйственных центров местного значения (почти 50 процентов общего количества) . Около 25 процентов малых городов относится к городам с относительно развитой экономической базой - города с преимущественно промышленными функциями. Главным признаком отнесения малого города к группе является превышение среднего по Украине уровня занятости населения в отраслях материального производства. Значительная часть этих городов - это монофункциональные города, отраслями специализации которых горнодобывающая промышленность, энергетика, переработка сельскохозяйственного сырья и тому подобное. В Украине насчитывается 111 таких городов. К ним относятся: индустриальные центры: угледобычи - 32 города, добычи рудного и нерудного сырья - 7, энергетики - 9, обрабатывающей промышленности - 27, химической и нефтеперерабатывающей промышленности - 6 городов; аграрно-индустриальные центры - 18 городов; транспортные центры - 9 городов; лечебно-оздоровительные центры - 2 города; центр художественных промыслов - 1 город. Наиболее острыми общими проблемами развития малых городов являются: недостаточный уровень социального развития; отсутствие необходимых финансовых ресурсов; недостаточный уровень финансирования из бюджета; односторонняя специализация предприятий и недостаточная загруженность мощностей; низкие темпы строительства жилья, объектов социальной инфраструктуры; недостаточны экономические возможности градообразующих предприятий, ограниченность выбора профессий, неразвитость сферы обслуживания, что усугубляет ситуацию в сфере занятости населения и порождает демографические проблемы малых городов; < br> недостаточно развита система водо-, энерго-, теплоснабжения и канализационных сетей; аварийное состояние объектов систем водо-, энерго-, теплоснабжения во многих малых городах; неудовлетворительное состояние ресурсосбережения; неудовлетворительное состояние дорожного хозяйства; низкий уровень развития городской инфраструктуры, сферы социальных услуг, объектов культуры, практически не реализуются проекты в рамках Национальной программы информатизации ( 74/98-ВР ); недостаточное развитие транспортных связей с сельскими населенных пунктов в зоне влияния малого города; недостаточное обеспечение телефонной связью; неудовлетворительное благоустройство городов, неудовлетворительная ситуация с сбором и обезвреживанием твердых бытовых, а в некоторых из них - и промышленных токсичных отходов; недостаточный уровень профессионально-квалификационной подготовки кадров; недостаточные возможности компьютеризации школ; недостаточный уровень инженерной защиты территорий от проявлений опасных экзогенных геологических процессов; ограниченные возможности населения в получении образования. По характеру динамики социально-экономического развития малых города разделяют на: города, интенсивно развиваются и в течение последних трех лет имеют положительные показатели роста производства (6 процентов малых городов) города, которые имеют недостаточные темпы развития (61 процент малых городов); депрессивные малые города (33 процента малых городов). Порядок отнесения малых городов к категории депрессивных и механизм предоставления государственной поддержки для их развития устанавливаются в соответствии с законом. Раздел III ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ комплексного развития малых городов Программа направлена ??на реализацию государственной политики по ускорения социально-экономического развития малых городов, обеспечения их социально-культурного и духовного возрождения, сохранения историко-культурного наследия . Основными направлениями Программы являются: внедрение эффективных механизмов стимулирования социально-экономического развития малых городов, в первую очередь депрессивных; активное содействие созданию высокопроизводительных рабочих мест в сферах хозяйствования и обеспечению занятости населения; развитие малого предпринимательства, местной промышленности, обновление технологической базы производства развитие социальной сферы малых городов; развитие сетей и средств современной связи как одной из основных условий развития экономики малых городов; повышение роли территориальных общин, органов местного самоуправления в разработке и выполнении программ развития малых городов; формирование и восстановление составных частей экологической сети как основного природного элемента экологической безопасности территории. Стимулирование государством социально-экономического развития малых городов Государственная поддержка социально-экономического развития малых городов, в том числе депрессивных, предоставляется с целью обеспечения положительной динамики уровня и качества жизни населения, создания условий для развития производства, связи, стимулирования предпринимательской инициативы за счет собственных финансовых, материальных, трудовых и природных ресурсов территориальных громад малых городов. Государственным приоритетом в развитии малых городов является создание условий для обеспечения их устойчивого развития и формирования приоритетных направлений перспективного развития городов различного типа, а именно: для малых городов, прилегающих к центрам систем расселения (города - спутники центров систем расселения) - размещение филиалов и цехов промышленных предприятий, выносимых из этих < br> центров; для городов, имеющих значительные рекреационный и оздоровительный потенциалы (города-курорты и санаторно-курортные и рекреационные центры), - стимулирование развития курортных функций с запретом строительства новых и расширения действующих промышленных предприятий, связанных с удовлетворением потребностей отдыхающих и населения малых городов или таких, которые могут негативно повлиять на природные лечебные факторы; для городов, имеющих значительные природный и историко-культурный потенциалы (исторические, историко-архитектурные, культурные и туристические центры), - развитие туристических функций с сохранением < br> и возможным хозяйственным использованием объектов культурного наследия, защиту окружающей среды, ограничение хозяйственной деятельности на территориях исторических ареалов городов; для городов - центров сельскохозяйственных районов (административные центры районов, центры низовых локальных систем расселения, хозяйственные центры местного значения) - развитие экономического потенциала, повязкам связанного с переработкой продукции сельскохозяйственного производства, и социальной инфраструктуры с учетом возможностей обслуживания сельского населения, обеспечения водо-, газо-и энергосетями, дорогами; для городов - хозяйственных центров систем расселения местного значения - кроме указанного выше дополнительно предусматривается создание условий для занятости населения, создание средних и малых предприятий; < br> для монофункциональных городов (индустриальных и аграрно-индустриальных центров) - стабилизация социально-экономического развития, структурная перестройка производственной базы, поиск альтернативных производств, решения экологических проблем, связанных с нерациональной хозяйственной деятельностью, улучшения производственной и социальной инфраструктуры городов для обеспечения их инвестиционной привлекательности и размещения высокотехнологичных производств, кооперации с предприятиями крупных городов, использование местных природных и материальных ресурсов, развитие малого предпринимательства, создание условий для самостоятельной занятости населения. Комплексная государственная поддержка малых городов обеспечивается путем: проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов строительства и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства по механизму, который устанавливает Кабинет Министров Украины; внедрение современных энергосберегающих технологий и оборудования, предусматривающих привлечение средств из Государственного бюджета Украины; внедрения организационно-правовых и экономических форм государственного регулирования развития малых городов, включение мероприятий по развития малых городов к Основным направлениям государственной стратегии регионального развития до 2010 года {Абзац двенадцатый подразделения раздела III с изменениями, внесенными Законом N 4731-VI ( 4731-17 ) от 17.05.2012} формирование объектов права коммунальной собственности общин малых городов, строительства и реконструкции важнейших объектов жилищно-коммунального хозяйства; стимулирование развития региональных, межрегиональных и международных экономических связей малых городов на основе производственной кооперации и интеграции; развития современных сетей и средств связи в направлении "малое город - село"; определение перечня задач центральных органов исполнительной власти, направленных на содействие развитию малых городов, выполнение которых является обязательным на всей территории Украины; формирование инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства в малых городах. Особое внимание будет уделяться государством социально-экономическом развитии малых монофункциональных городов, наиболее пострадавших от кризисных явлений в экономике государства. Узкая специализация производства в городах обусловила зависимость экономики города от стабильности работы одного - двух промышленных предприятий и поставила под угрозу возможность дальнейшего существование малых монофункциональных городов. С целью государственной поддержки малых монофункциональных городов: привлекаться к решению отдельных социальных и экономических проблем этих городов соответствующие центральные и местные органы исполнительной власти; приниматься соответствующие программы привлечения инвестиций для возрождения и переориентации производства профильных предприятий малых монофункциональных городов; разрабатываться единый каталог инвестиционной привлекательности малых монофункциональных городов. Обеспечение занятости населения сбалансированного социально-экономического развития малых городов способствовать разработке предложений по улучшению сферы занятости населения, создание условий для самостоятельной занятости населения, разнообразия производственной деятельности. Главными факторами кризиса на рынке труда для малых городов является монопрофильнисть производства, несбалансированность структуры хозяйства. Развитие сферы занятости населения и формирования рынка труда малых городов будут достигнуты за счет: обеспечение рационального размещения производительных сил и их дальнейшего развития с учетом особенностей окружающего среды; создание условий для социально-культурного развития населения малых городов; обеспечение платежеспособности населения за услуги телефонной связи; обеспечение рациональной системы расселения с учетом особенностей окружающей среды. Государственная политика по развитию малых городов направляться на сохранение и обновление существующих и создание новых рабочих мест в приоритетных отраслях экономики путем проведения активной инвестиционной политики, развития малого и среднего предпринимательства. При этом будет обеспечиваться интенсивное использования трудовых ресурсов малых городов. Главным направлением решения проблемы занятости населения в малых городах станет экономическое стимулирование платежеспособного спроса на рабочую силу, а именно: поддержка малого и среднего предпринимательства, направленного на создание новых рабочих мест с безопасными и здоровыми условиями труда; развитие самостоятельной занятости населения. Важным источником социально-экономической стабилизации рынка труда малого города является воздействие на экономические интересы субъектов хозяйствования на основе роста уровня заработной платы, формирование рынка жилья , развития транспортного сообщения и повышение мобильности рабочей силы. создаваться правовая база сферы занятости, что даст возможность снизить острую проблему безработицы. Формированию гибкого рынка труда в малых городах и усилению его социальной направленности будет способствовать активизация процесса переподготовки работоспособного населения, в том числе за профессиям, которые позволят обеспечить дальнейшее развитие предпринимательской деятельности и самозанятости населения, повысить их профессионально-квалификационную мобильность. Первоочередными мерами по обеспечению занятости населения в малых городах будут: стимулирование инвестиционной деятельности малых предприятий; сохранение, обновление и модернизация имеющихся рабочих мест и создание новых - высокоэффективных; регулирования процесса высвобождения работников и их трудоустройства; совершенствование системы профессионального обучения кадров; обеспечение социальной адаптации населения малых городов к рыночных условий; организация общественных работ для незанятого населения; государственная поддержка сфер эффективной предпринимательской деятельности. Опережающими темпами по сравнению с аналогичными средними показателями по Украине создаваться новые рабочие места в малых городах, прежде всего расположенных на депрессивных территориях. Предполагается течение одов создать в малых городах 110-140 тыс., а в течение одов - 130-150 тыс. рабочих мест. Приоритетными в этом направлении будут западные области, в малых городах которых уровень трудоустройства незанятого населения является низким (до 15 процентов). В общем количестве занятого населения удельный вес лиц, работающих на малых предприятиях, будет доведено до 50-55 процентов. Приоритет будет предоставляться созданию малых предприятий именно в сфере производства, особенно в малых городах, расположенных на территориях Полесья, Подолья, Киевской, Черкасской, Черниговской областей, где удельный вес малых предприятий производственной сферы в общей их количества не превышает 30 процентов. Нового развитие получит система подготовки кадров для малых и средних предприятий путем создания широкой сети бизнес-инкубаторов по примеру больших городов. Развитие сферы занятости населения малых городов обеспечиваться путем систематического и оперативного регулированию обращения рабочей силы, реализации целевых комплексных программ профессиональной подготовки и переподготовки. Развитие промышленного производства в малых городах Промышленность более трети малых городов является монофункциональных, поэтому основой их социально-культурного и экономического возрождения является устойчивое развитие промышленного производства. Современное состояние промышленности не соответствует этому условию. Концепция и приоритетные направления перспективного развития предприятий будут основой формирования стратегии социально-экономического развития малых городов. Промышленная политика государства относительно малых городов формироваться на основе научно-технологического обновления предприятий и структурных изменений в отраслях, а также реализации мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности и эффективности их производств. На первом этапе предполагается оздоровления и возрождения предприятий в малых городах, создание на этой основе условий для выполнение социальных программ, на втором этапе - формирование промышленного комплекса , который будет отвечать ресурсном и производственному потенциалу и социальным задачам развития таких городов. Важнейшим направлением промышленного развития малых городов является ускоренное развитие социально ориентированных отраслей промышленности, прежде всего: отрасли связи с целью предоставления условий для развития промышленности и малых предприятий; местной промышленности с целью обеспечения эффективного и полного использования местных материальных и сырьевых ресурсов; легкой промышленности, которая должна удовлетворять потребности населения и внутреннего рынка путем стабилизации и наращиванию производства текстильной и меховой продукции, натуральных и искусственных кож, льняных тканей, обувь и кожевенно-галантерейных изделий, расширение производства импортозамещающей продукции; пищевой промышленности на базе переработки сельскохозяйственной продукции; деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности и промышленности строительных материалов; производственной инфраструктуры и предприятий, обслуживающих основное производство. Для учреждений и организаций, расположенных в малых городах, предусматриваться финансирование из государственного бюджета в соответствии с программ экономического и социального развития. С целью содействия развитию промышленных предприятий в малых городах осуществляться следующие мероприятия: санация предприятий структурообразующих отраслей малых городов, удельный вес отраслевой которых в материальном производстве города превышает 70 процентов; содействие развитию предприятий с экологически безопасными и ресурсозбалансованимы технологиями; усиление взаимодействия местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями по вопросам развития малых городов; внедрение экологически безопасных и ресурсосберегающих технологических решений объектов инженерной инфраструктуры; промышленная застройка территорий с учетом региональных особенностей и местных условий; развитие услуг связи на базе новейших цифровых технологий. Государственными отраслевыми приоритетами развития малых монофункциональных городов определяться: для угольной отрасли - предоставление государственной поддержки, в том числе на реструктуризацию угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий; для объектов электроэнергетики - обеспечение модернизации энергетических объектов с сохранением инженерных сооружений; для объектов связи - обеспечение модернизации предприятий связи и развития на их базе цифровых технологий связи. Дальнейшее развитие малых городов - центров угледобычи и энергетики требует: определение общей стратегии развития таких городов; разработка механизмов преодоления кризисной ситуации в угольной промышленности, в частности в малых городах - центрах угледобычи, исходя из альтернативных возможностей угледобычи и направлений развития экономики малых городов. Экономическое развитие малых городов, которые формировались как спутники крупных машиностроительных центров или как самостоятельные, специализированные на одном - двух направлениях машиностроения, зависит от структурной перестройки машиностроительного комплекса (преимущественно оборонного назначения). Устойчивое развитие экономики городов горно-химического профиля обеспечиваться путем реализации альтернативных направлений решения экологических проблем, возникших вследствие нерациональной хозяйственной деятельности. Общими проблемами малых городов, промышленность которых базируется на переработке сельскохозяйственной продукции, является расширение производственной инфраструктуры, в частности сети складских помещений, холодильников, элеваторов, под " подъездных путей и автомобильных дорог в пределах одной области или смежных областей. В любом из этих случаев (или в их комбинации) меры по развития предприятий направлены на использование местных природных и материальных ресурсов. Стратегическим направлением развития промышленности в малых городах есть постепенная ликвидация существующего разрыва между уровнями развития социальной и производственной инфраструктуры в больших и малых городах, в результате чего малые города могут стать более привлекательными для инвесторов, размещения новых высокотехнологичных предприятий, образования технопарков. Для промышленного развития малых городов предусматриваться меры по оптимизации организационной структуры действующих в них производств, создания их объединений, а также кооперации с предприятиями других городов , в том числе крупных. Перспективы развития малого предпринимательства и местной промышленности малых городов связанные с обеспечением тесного взаимосвязи и сотрудничества малых и крупных предприятий, а также максимального использования местных ресурсов. Укреплению деловой кооперации между крупными и малыми предприятиями способствовать политика государства, направленная на поддержку малого предпринимательства, особенно в малых городах. Важнейшей формой государственной поддержки малого предпринимательства является создание необходимой инфраструктуры (инкубаторы, технопарки и т.п.). Развитие социальной сферы малых городов Эффективное функционирование социальной сферы обеспечивать благоприятные условия для жизнедеятельности населения малых городов. Этот фактор является основным при разработке качественно нового подхода к развития малых городов. Возрастать роль отраслей социального направления как важного градообразующее фактора. Социальная политика государства в отношении малых городов направлена ??на удовлетворение интересов и потребностей людей в сфере труда, образования, культуры, здравоохранения, обеспечения жильем, торгового и < br> бытового обслуживания, отдыха. Основой для определения необходимых средств бюджетов является минимальные социальные стандарты и соответствующие социальные и финансовые нормативы для выполнения задач по удовлетворению важнейших социально-бытовых потребностей населения, создание единого социального пространства и приближения уровня социально-культурного развития малых городов до среднего по Украине. Жилищно-коммунальное хозяйство Социальная ориентация экономики Украины предусматривает отнесение жилищно-коммунального хозяйства как основы повышения материального благосостояния населения в число приоритетных отраслей, что требует новых подходов к развитию жилищно- коммунальной инфраструктуры малых городов. Государственным отраслевым приоритетом развития малых монофункциональных городов является предоставление государственной финансовой поддержки в реализации местных программ развития жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Прежде всего это касается малых городов, отнесенных к депрессивных территорий. Государственная поддержка развития жилищно-коммунального хозяйства реализуется путем включения в Государственный бюджет Украины отдельной строкой соответствующих расходов и финансирования таких направлений: развитие объектов, обеспечивающих населенные пункты качественной питьевой водой и очищают сточные воды; доля годовых объемов работ по внедрению энергосберегающих технологий в многоквартирных жилых домах. Этому будет способствовать реализация следующих задач: применение для финансирования строительства жилья и реконструкции имеющегося жилищного фонда долгосрочного ипотечного кредитования с привлечением средств населения и других внебюджетных финансовых ресурсов; создание конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства; дополнительное разработка законодательной базы, регулирующей социальные и другие отношения в жилищной сфере; формирование института собственника жилья и поощрения населения к содержанию жилищного фонда, что будет способствовать сохранению имеющегося жилищного фонда; внедрения договорных отношений в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг; создание фонда социального жилья, предназначенного для социально незащищенных слоев населения; внедрение долгосрочного ипотечного кредитования для финансирования и кредитования жилищного строительства и реконструкции имеющегося жилищного фонда с целью привлечения средств населения и других внебюджетных финансовых ресурсов, а также создание жилищного фонда социального назначения для категорий граждан, нуждающихся в защите со стороны государства; поощрения предприятий и других субъектов предпринимательской деятельности, местных органов исполнительной власти к использованию земли в малых городах под строительство частного жилья для населения; разработка нормативно-правовых актов по вопросам градостроительства и использования земель, направленных на развитие строительства; создание предприятий для улучшения инфраструктуры, энерго-, тепло-, водоснабжения, сбора и обезвреживания твердых бытовых, а также промышленных токсичных отходов, оборотного использование жидких стоков; увеличение объемов и расширение спектра услуг связи; увеличение поступлений в местные бюджеты путем совершенствования межбюджетных отношений; повышение качества жилищно-коммунальных услуг населению и снижения их себестоимости; создание рынка местных кредитов и облигаций. Для этого необходимо: провести социологическое исследование способности населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги, определить обоснованный уровень оплаты и разработать механизм компенсации неизбежных потерь предприятий от неоплаченных услуг; провести аудит уровня материальных, трудовых и других производственных затрат, эффективности использования имущества, производственных мощностей, финансовых ресурсов предприятий с целью сокращения нерациональных затрат и снижения себестоимости коммунальных услуг; пересмотреть нормативы потребления коммунальных услуг и ускорить переход от оплаты по нормативам к оплате по показаниям приборов учета; установить экономически обоснованные тарифы на жилищно-коммунальные услуги или ввести механизм компенсации потерь доходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства в случае утверждении таких тарифов ниже, чем нормативные расходы предприятий на их предоставление. Выполнение указанных задач позволит улучшить условия жизни населения. Уровень обеспеченности населения малых городов основными элементами социальной инфраструктуры на период до 2010 года приведены в таблице 1. Таблица 1 -------------------------------------- ---------------------------- | В среднем за год Показатель | ---------------------------------- | 2000 год | 2001-2005 | 2006-2010 | годы | годы -------------------------------------- ---------------------------- Общая площадь жилья, 19 21 25 кв. метров на одного жителя Оборудование жилищного фонда, процентов: централизованным 54,3 54,3 59,8 водоснабжением централизованным 49 54 61,5 теплоснабжением канализацией 47,8 55,3 60,3 централизованным 75 78,9 84,8 газоснабжением Число больничных коек, 70,4 73,6 80 на 10 тыс. человек Вместимость амбулаторно-169,4 193240 поликлинических учреждений, посещений в смену на 10 тыс. человек Процент учащихся, 10,7 7 - учатся во вторую смену -------------------------------------- ---------------------------- Задачи развития социальной сферы отдельных малых городов выполняться с учетом их особенностей, а именно: в монофункциональных индустриальных и аграрно-индустриальных центрах создаваться завершены комплексы объектов обслуживания населения, состоящие прежде всего из предприятий торговли, общественного питания, почтовой и электросвязи, бытового обслуживания, учебных заведений, учреждений образования и культуры, здравоохранения; в малых городах - центрах угледобычи, металлургической, химической промышленности, которые имеют неблагоприятную демографическую ситуацию вследствие снижения рождаемости и естественного прироста и в которых преобладает население старших возрастных групп, особое внимание уделяться развитию социальных служб, медицинского обслуживания (особенно геронтологического профиля), сферы быта; в малых городах - центрах развития электроэнергетики, в том числе атомной, где происходит быстрый рост численности населения за счет естественного прироста и значительной доли лиц младших возрастных групп, острый дефицит жилья и других объектов социальной инфраструктуры будет ликвидироваться путем ускорения темпов жилищного строительства, коммунального благоустройства, формирования сети детских дошкольных, общеобразовательных, внешкольных учебных заведений. Деятельность учреждений и учреждений медицинской помощи, культуры и организации досуга будет сориентирована прежде всего на обеспечение потребностей детей и матерей; для категории малых городов-спутников, население которых имеет возможность пользоваться развитой сферой социальных услуг большого города - центра этой городской агломерации, развиваться объекты повседневной и безотлагательного спроса: станции скорой помощи, аптеки, отделения социального обеспечения, детские сады, школы, магазины по продаже товаров первой необходимости; для категории малых городов-курортов обеспечиваться дальнейшее развитие социальной сферы, роль которой в таких населенных пунктах является ведущей, а также развитие связанных с ней отраслей и < br> видов деятельности. Так, наряду с лечением, отдыхом, туризмом развиваться наука (медицинская, курортология, интродукция растений т.п.), фестивальная, театрально-концертная, спортивно-зрелищная деятельность, строительная индустрия, пищевая, легкая, сувенирная < br> промышленность, производство строительных материалов, транспорт, розничная торговля, общественное питание и другие отрасли, большая внимание будет уделяться подготовке кадров (для здравоохранения, экскурсионного дела, переводчиков и др.). Развитие транспорта и инженерно-технической инфраструктуры осуществляться путем технического переоснащения предприятий автомобильного и железнодорожного транспорта, связи, аэропортов, морских, речных портов, реабилитации дорожных мостов, улиц за счет выделения централизованных средств и использования займов. Одной из задач социального развития малых городов является охрана культурного наследия в соответствии с Законом Украины "Об охране культурного наследия" ( 1805-14 ) путем реконструкции и реставрации памятников культурного наследия в малых городах, формирование сети домов ремесел с возрождением национальной культуры и народных ремесел. Реализация указанных мероприятий наряду с развитием и реконструкцией дорожной сети будет способствовать созданию эффективной индустрии туризма, совершенствованию гостиничного хозяйства, максимальном использовании существующих зон отдыха и лечения. Малые города, относятся к категории исторических, историко-культурных и туристических центров, будут включены в системы туристических маршрутов государства. Одновременно с развитием туризма и рекреации развиваться связанные с ними отрасли и виды деятельности. Помимо обеспечения развития туризма стимулироваться: развитие науки, подготовка кадров (для экскурсионного дела, переводчиков и т.д.), фестивальная, театрально-концертная, спортивно-зрелищная деятельность. С целью улучшения бытового обслуживания населения малых городов и предоставление качественных услуг населению создаваться многопрофильные предприятия всех форм собственности. Важная роль в развитии малых городов принадлежит образованию как приоритетной сфере социально-экономического, духовного и культурного развития общества. Первоочередными задачами в этой сфере являются: создание условий для всестороннего развития личности, трудовой подготовки, профессионального самоопределения, формирования общечеловеческой морали, усвоение определенного общественными национально-культурными потребностями объема знаний, а также экологическое воспитания, физическое совершенствование; формирование социально-культурной среды; приведение профиля профессионально-технического образования в соответствие с потребностями экономики конкретного города в квалифицированных и конкурентоспособных на рынке труда работниках; обеспечение компьютеризации школ малых городов. Одним из приоритетных направлений развития малых городов является физическое воспитания населения как эффективное средство профилактики заболеваемости и укрепления генофонда нации. Для удовлетворения потребностей населения малых городов, в частности молодежи, в занятиях физической культурой и спортом расширяться сеть спортивных сооружений, предусматриваться в бюджетах малых городов отдельной строкой расходы на финансирование физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, содержание спортивных школ, секций, реализацию проектов в рамках Национальной программы информатизации ( 74/98 -ВР ) и т.д.. С целью улучшения медицинского обслуживания населения малых городов развиваться учреждения семейной медицины, обеспечиваться 100-процентная укомплектованность больниц врачами, средним медицинским персоналом и постепенно внедряться медицинское страхование согласно законодательству. Объемы ввода в эксплуатацию в малых городах мощностей социальной сферы до 2010 года приведены в таблице 2. Таблица 2 -------------------------------------- ---------------------------- Показатель | Всего по | В том числе | 2004-2010 | ------------------------ | годы | 2004-2005 | 2006-2010 | годы | годы -------------------------------------- ---------------------------- Общая площадь жилья, 38368,7 10632,3 27736,4 тыс. кв. метров Больничные койки, единиц 6142 1702 4440 Вместимость амбулаторно-45147 12512 32635 поликлинических учреждений, посещений в смену Количество телефонов 11,2 16,4 25,1 на 100 жителей -------------------------------------- ---------------------------- Программа будет реализовываться в два этапа. На первом этапе (оды) предусматривается реконструкция имеющейся материальной базы социальной сферы и постепенное увеличение объемов строительства новых сооружений в тех городах, где они отсутствуют.
|