Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 131. Каботажні перевезення

Перевозки между портами Украины осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Украины, а также судами, плавающими под иностранным флагом при условии получения на это разрешения центрального органа исполнительной власти в области транспорта.

Комментарий

Термин "каботаж" используется для определения судоходства между морскими портами одного государства. Название этого срока происходит от испанского слова "cabo", что значит "мыс". Учитывая это, сначала под каботажем понимали плавания от мыса до мыса без выхода в открытое море. В каботажном плавании находились суда египтян, греков, римлян и викингов. Впоследствии, во каботажем начали понимать исключительное право торгового флота соответствующего государства. Точнее, начали говорить о "каботажное плавание" - то есть плавание без выхода за пределы государства.

Сегодня в законодательстве многих стран нашел закрепление термин" каботажные перевозки ". Каботажные перевозки определяют как морские перевозки, что выполняются между морскими портами одной и той же страны. Разграничивают: (а) малые каботажные перевозки, выполняемые между портами одного моря, (б) большие каботажные перевозки, выполняемые между портами разных морей. Вместе с тем, на практике имели место случаи, при которых в отношении каботажа рассматривались как одно море различные моря (в частности, СССР, Черное и Азовское море рассматривались как одно море).

Каботаж, как правило, осуществляет каботажный флот - то есть суда, предназначенные для плавания в ограниченном районе, на небольшом расстоянии от берега или порта.

В комментируемой статьи каботажные перевозки определяются как перевозки между портами Украины, осуществляемых судами, плавающими под Государственным флагом Украины, а также судами, плавающих под иностранным флагом при условии получения на это разрешения центрального органа исполнительной власти в области транспорта. Следовательно, для определения каботажных перевозок, преимущественное значение имеют маршрут (расстояние) перевозки и категория судов для перевозки

1) Маршрут (расстояние) перевозки дает оснований определить каботажным перевозки из одного порта Украины в другой порт Украины.

2) Категория судов для перевозки дает оснований определить каботажным перевозки, осуществляемые: (а) судами, плавающими под Государственным флагом Украины, (б) судами, плавающих под иностранным флагом при условии получения на это соответствующего разрешения.

Актуальность каботажных перевозок обусловила потребность в совместных усилиях стран ЕС по поддержанию конкуренции на морском транспорте. Учитывая это 07.12.92 г. было принято Регламент Совета ЕС N 3577/92 ЕЭС, применяет принцип свободного предоставления услуг морскому транспорту в пределах государств-членов (морской каботаж). Согласно Регламенту, с 01.01.93 г. судовладельцы государства-члена ЕС применяют принцип свободы предоставления транспортных услуг в пределах государства-члена, если они зарегистрировали свои суда в государстве-члене и ходят под его флагом. Морские транспортные услуги внутри государства-члена именуются морским каботажем и означают услуги, предоставляемые за вознаграждение, а именно:

1) Материковый каботаж - пассажирские перевозки или перевозки товаров морским путем между портами, расположенными на материке или основной территории одной и той же самого государства-члена без захода на острова

2) Островной каботаж:

( а) пассажирские перевозки или перевозки товаров морским путем между портами, расположенными на материке и на одном или большем количестве островов одной той же государства-члена

(б) пассажирские перевозки или перевозки товаров морским путем между портами, расположенными на островах одной той же государства-члена

3) Оффшорные услуги поставки - пассажирские перевозки или перевозки товаров морским путем между любым портом в государстве-члене и сооружениями или структурами, расположенными на материковом шельфе такого государства-члена.

Научно-практический комментарий:

1. Развитие арбитражного процесса идет по пути усиления состязательности. Стороны в соответствии со ст. 41 АПК РФ наделяются равными правами, в частности, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другой стороной, до начала судебного разбирательства, приводить свои доводы, давать объяснения, возражать против доводов других лиц, участвующих в деле, и т.д. Одним из способов реализации процессуальных прав является обмен состязательными документами и раскрытие доказательств. Указанные процессуальные действия должны способствовать тщательной подготовке дела для последующего своевременного и правильного его рассмотрения.
Отзыв на иск представляет собой документ, в котором ответчик указывает свои возражения материально-правового и (или) процессуального характера относительно заявленных требований. Поэтому отзыв на исковое заявление не только позволяет реализовать ответчику свои процессуальные права, но и направлен на обеспечение справедливого судебного разбирательства в установленные законом сроки, поскольку дает возможность арбитражному суду установить фактические обстоятельства дела, выяснить правовые позиции сторон и других лиц, участвующих в деле.