Налоговый кодекс Украины (НК Украины) с комментариями к статьям
НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441
Стаття 12. Повноваження Верховної Ради України, Верховної Ради Автономної Республіки Крим, сільських, селищних та міських советов относительно налогов и сборов
12.1. Верховна Рада Украина устанавливает на территории Украины общегосударственные налоги и сборы и определяет:
12.1.1. перечень общегосударственных налогов и сборов
12.1.2. перечень местных налогов и сборов, установление которых относится к компетенции сельских, поселковых и городских советов
12.1.3. положения, определенные в пунктах 7.1, 7.2 статьи 7 этого Кодекса относительно общегосударственных налогов и сборов
12.1.4. положения, определенные в пунктах 7.1, 7.2 статьи 7 этого Кодекса относительно местных налогов и сборов.
12.2. К полномочиям Верховной Рады Автономной Республики Крым относятся
12.2.1. установление на территории Автономной Республики Крым общегосударственного сбора, указанного в подпункте 9.1.9 пункта 9.1 статьи 9 настоящего Кодекса (кроме платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения), в пределах его предельных ставок, определенных настоящим Кодексом;
12.2.2. изменение размера ставок сбора, предусмотренного подпунктом 12.2.1 пункта 12.2 этой статьи, в пределах его предельных ставок, определенных настоящим Кодексом, в порядке, установленном настоящим Кодексом;
12.2.3. определение размера и предоставление дополнительных налоговых льгот в пределах сумм, поступающих в бюджет Автономной Республики Крым согласно статьи 69 Бюджетного кодекса Украины.
12.3. Сельские, поселковые, городские советы в пределах своих полномочий принимают решение об установлении местных налогов и сборов.
12.3.1. Установление местных налогов и сборов осуществляется в порядке, определенном настоящим Кодексом.
12.3.2. При принятии решения об установлении местных налогов и сборов обязанность ' обязательно определяются об ' объект налогообложения, плательщик налогов и сборов, размер ставки, налоговый период и другие обязанности ' обязательные элементы, определении статьей 7 настоящего Кодекса с соблюдением критериев, установленных разделом XII настоящего Кодекса для соответствующего местного налога или сбора.
12.3.3. Копия принятого решения об установлении местных налогов или сборов направляется в десятидневный срок со дня опубликования в орган государственной налоговой службы, в котором находятся на учете плательщики соответствующих местных налогов и сборов.
12.3.4. Решение об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периода, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.
12.3.5. В случае если сельский, поселковый или городской совет не принял решение об установлении соответствующих местных налогов и сборов, является обязательным ' Обязательными согласно нормам этого Кодекса, такие налоги и сборы взимаются исходя из норм настоящего Кодекса с применением минимальной ставки местных налогов и сборов.
12.3.6. Центральный орган государственной налоговой службы утверждает формы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным настоящим Кодексом, а в случае необходимости предоставляет методические рекомендации по их заполнению.
12.3.7. Запрещается сельским, поселковым, городским советам устанавливать индивидуальные льготные ставки местных налогов и сборов для отдельных юридических лиц и физических лиц - предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты таких налогов и сборов.
12.4. К полномочиям сельских, поселковых, городских советов по налогам и сборам относятся:
12.4.1. установление ставок единого налога в пределах ставок, определенных законодательными актами
12.4.2. определение перечня налоговых агентов согласно статье 268 настоящего Кодекса;
12.4.3. до начала следующего бюджетного периода принятия решения об установлении местных налогов и сборов, изменение размера их ставок, о ' объекта налогообложения, порядка взимания или предоставления налоговых льгот, которое влечет за собой изменение налоговых обязательств ' язань плательщиков налогов и вступающее в силу с начала бюджетного периода.
12.5. Официально обнародованное решение об установление местных налогов и сборов является нормативно-правовым актом по вопросам налогообложения местными налогами и сборами, который вступает в силу с учетом сроков, предусмотренных подпунктом 12.3.4 настоящей статьи.
Комментарий
1. В комментируемой статье проводится разграничение полномочий органов законодательной власти (Верховной Рады Украины), представительной власти (Верховной Рады Автономной Республики Крым) и органов местного самоуправления в сфере налогообложения.
соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции Украина налоги в Украине устанавливаются исключительно законами.
Верховная Рада Украины, устанавливая общегосударственные налоги и сборы, определяет
а) перечень общегосударственных налогов и сборов (перечень содержится в ст. 9 ПК)
б) обязанность ' обязательные элементы по каждому налогу - налогоплательщика, об ' объект налогообложения, база налогообложения, ставка налога, порядок исчисления налога, налоговый период, сроки и порядок уплаты налога, срок и порядок представления отчетности об исчислении и уплате налога.
в) в отдельных случаях в ПК могут быть предусмотрены налоговые льготы (в разделах ПК, в которых урегулированы взимания того или иного вида налога) и порядок их применения.
отношении местных налогов и сборов Верховная Рада Украины наделена полномочиями по:
а) определение перечня местных налогов и сборов, которые будут устанавливаться органами местного самоуправления (сельскими, поселковыми или городскими советами) в соответствии с их компетенцией.
соответствии со статьей 143 Конституции Украины установления местных налогов и размеров их ставок в пределах, определенных законом, осуществляется территориальными общинами села, поселка, города непосредственно или через созданные ими органы местного самоуправления. Подобная норма содержится и в статье 26 Закона Украины " О местном самоуправлении в Украине ".
б) установив перечень местных налогов, Верховная Рада Украины определяет налогоплательщика, об ' объект налогообложения, база налогообложения, ставка налога ( предельную ставку налога ), порядок исчисления налога, налоговый период, сроки и порядок уплаты налога, срок и порядок представления отчетности об исчислении и уплате налога.
Речь должна идти именно об установлении предельных ставок местных налогов и сборов Верховной Радой Украины. Хотя, если дословно толковать пп. 12.1.4 ст. 12 ПК, то законодатель, ссылаясь в нем на п. 7.1 ст. 7 ПК фактически предусматривает установление ставок (а не предельных ставок) местных налогов Верховной Радой Украины.
Если мы обратимся к нормам НК, которыми урегулирован взимания отдельных видов местных налогов и сборов, то находим подтверждение сделанному выше выводу. Например, в соответствии с пп. 268.3.1 п. 268.3 ст. 268 ставка туристического сбора устанавливается в размере от 0,5 до 1 процента к базе налогообложения, то есть указывается предельная минимальная и предельная максимальная ставки сбора.
2. Верховная Рада Автономной Республики Крым в сфере налогообложения наделена следующими полномочиями.
а) устанавливать на территории Автономной Республики Крым общегосударственного сбора - платы за пользование недрами (кроме платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения) в рамках предельных ставок, определенных в статьях 263 и 264 НК.
б) изменять размеры ставки сбора - платы за пользование недрами (кроме платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения) в пределах, определенных в статьях 263 и 264 НК.
в) принимать решение о предоставлении дополнительных льгот в пределах тех сумм средств, поступающих в бюджет от налогов и сборов, закрепленных в ст. 69 Бюджетного кодекса Украины.
частности, согласно ст. 69 Бюджетного кодекса Украины в бюджет Автономной Республики Крым зачисляются такие виды платежей как:
- фиксированный налог
- налог на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности, учредителем которых является Верховная Рада Автономной Республики Крым
- сбор за загрязнение окружающей природной среды
- сбор за первую регистрацию транспортного средства, который зачисляется в размере 30 процентов в бюджет Автономной Республики т.д..
Законодатель не предусматривает ограничений относительно субъектов ' объектов, которые имеют право обратиться в Верховную Раду АР Крым просьбой о предоставлении их налоговой льготы. Это может быть и индивидуальный плательщик, и какая-то однородная группа плательщиков (например, ветераны труда).
Ограничение существует по платежам, по которым такие льготы могут предоставляться. Есть: 1) льгота может предоставляться по налогу (сбору), зачисляемого в бюджет АР Крым 2) льгота предоставляется в пределах сумм, зачисляемых по данному налогу (сбору) в бюджет АР Крым, в соответствии с показателями бюджета АР Крым на соответствующий год.
Учитывая вышеизложенное, льготы нужно просматривать ежегодно, исходя из утвержденного на соответствующий год бюджета АР Крым.
3. Полномочия сельских, поселковых и городских советов по налогам и сборов .
Установка местного налога и сбора осуществляется сельскими, поселковыми и городскими советами путем принятия соответствующего решения. Указанные органы местного самоуправления имеют право устанавливать только те налоги, которые входят в перечень налогов (сборов) утвержденного Верховной Радой Украины и включенного ст. 10 НК Украины.
Обязанность ' Обязательным требованием при установлении местного налога (сбора) является определение его основных элементов - об ' объекта налогообложения, плательщики налога (Сбора), размер ставки налога, порядок исчисления налога, налоговый период, сроки и порядок уплаты налога, срок и порядок представления отчетности об исчислении и уплату налога. При установлении указанных выше элементов сельский, поселковый или городской совет должны учитывать требования по этих элементов, которые содержатся в ПК, а именно в нормах, которыми урегулирован взимания данных платежей. Есть устанавливаются в решении органа местного самоуправления размеры ставок налога (сбора), исходя из предельных их размеров, определенных в статьях ПК.
Принятое решение в десятидневный срок со дня опубликования направляется в органы государственной налоговой службы по месту учета налогоплательщиков.
Официальное обнародование решения осуществляется соответствующим органом местного самоуправления не позднее чем до 15 июля года, предшествующий году (бюджетному периоду), с которого планируется вводиться взимания данного налога (сбора). Законодатель предостерегает, что в случае несоблюдения этого требования, взимания налога (сбора) может осуществляться только через год - не ранее начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.
В Переходных положениях ПК, не содержится никаких оговорок относительно особенностей сроков при введении местных налогов и сборов в 2011 году. Однако п. 5 Раздела XIX " Заключительных положений " ПК отмечается, что органы местного самоуправления должны в месячный срок со дня вступления в силу НК обеспечить принятие решений по установлению местных налогов и сборов. В Киеве указанные решения были приняты Киевским городским советом 30 декабря 2010 за N 573/5385.
С 1 января 2012 года вступит в силу решение Киевского городского совета от 23 июня 2011 N 242/5629, которым было утверждено Положение о туристическом сборе, Положение о сборе за место для парковки транспортных средств в г. Киеве, Положение о сборе за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Что касается Положения о налоге на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, которое было утверждено указанным выше решением Киевского городского совета, то оно вступит в силу с 1 июля 2012 года (в соответствии с пунктом 1 раздела XIX Заключительные положения Налогового кодекса Украины).
Как уже отмечалось в комментарии к ст. 10 НК местные налоги делятся на общеобязательное ' обязательные и факультативные. К общеобязательного ' обязательным относятся налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (взимание налога вводится с 1 июля 2012), единственный налог, сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Это платежи установления и взимания которых является обязательным ' заполнить на территории всей Украины.
В пп. 12.3.5 п. 12.3 ст. 12 ПК введен новацию по общеобязательного ' обязательным местных налогов и сборов, ранее не предусматривалась налоговым законодательством Украины. Если органы местного самоуправления (сельский, поселковый или городской совет) в определенные законодательством сроки не принимают решение об установке на своей территории общеобязательного ' обязательным местных налогов и сборов, то такие платежи считаются установленными с применением минимальной ставки, определенной в статьях НК Украины.
Подобная норма содержится и в п. 5 раздела XIX " Заключительные положения " ПК согласно которому общеобязательного ' обязательные местные налоги и сборы, в случае их установки в указанном выше порядке, справляются по минимальным ставкам и без применения соответствующих коэффициентов .
Еще одной новацией данного Кодекса является закрепление запрета органам местного самоуправления устанавливать индивидуальные льготы.