Уголовно-исполнительный кодекс Украины (УИК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 25. Участь громадськості у виправленні і ресоціалізації засуджених. Громадський контроль за соблюдением прав осужденных при исполнении уголовных наказаний

1. Об'єднання громадян, релігійні та благодійні організації, отдельные лица в порядке, установленном настоящим Кодексом и законами Украины, могут оказывать помощь органам и учреждениям исполнения наказаний в исправлении осужденных и проведении социально-воспитательной работы.

2. Общественный контроль за соблюдением прав осужденных при исполнения уголовных наказаний осуществляют наблюдательные комиссии, действующие на основании настоящего Кодекса и Положения о наблюдательных комиссиях, утверждаемым Кабинетом Министров Украины. В случаях, установленных настоящим Кодексом и законами Украины, общественный контроль за соблюдением прав осужденных при исполнении уголовных наказаний могут осуществлять объединения граждан.

Комментарий

Комментируемая статья определяет участие общественности в деятельности органов и учреждений исполнения наказаний как один из принципов исполнения и отбывания наказания, закрепленный в ст. 5 КВН Украины.

Исчерпывающего перечень форм участия общественности в исправлении и ресоциализации осужденных КВН Украины не устанавливает. В отдельных нормах КВН Украины конкретизированы лишь вопрос участия в этом процессе религиозных организаций (ст. 128 УИК Украины) и закреплены основные формы участия общественности в исправлении и ресоциализации несовершеннолетних осужденных (Ст. 149 УИК Украины).

Наблюдательные комиссии действуют на основании КВН Украины и Положения о наблюдательные комиссии, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 01.04.2004 N 429, и образуются исполнительными комитетами городских (за исключением городов районного значения) советов, местными администрациями.

В состав наблюдательных комиссий входят представители общественных организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждане.

Представители общественных организаций составляют, как правило, не менее половину состава комиссии. Не могут входить в наблюдательные комиссии судьи, представители органов прокуратуры, юстиции, органов внутренних дел, службы безопасности, уголовно-исполнительной системы, адвокаты, а также лица, которые имеют непогашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость.

К основным задачам наблюдательных комиссий относятся:

1) организация общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных и лиц, освобожденных от отбывания наказания

2) содействие органам и учреждениям исполнения наказаний в исправлении и ресоциализации осужденных и создании условий для их содержания, привлечения к этой деятельности общественных организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан

3) организация воспитательной работы с лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, и общественного контроля за их поведением в течение неотбытой части наказания;

4) оказание помощи в социальной адаптации лицам, освобожденным от отбывания наказания.

Приведенные выше задачи наблюдательных комиссий свидетельствуют, что этот орган призван одновременно выполнять две функции: обеспечивать общественный контроль за деятельностью органов и учреждений исполнения наказаний и содействовать процессу исправления и ресоциализации осужденных, в том числе и путем привлечения к этой деятельности других общественных организаций.

Наблюдательные комиссии в соответствии с возложенными на них задач осуществляют следующие основные функции:

1) согласовывают постановления и представления, которые принимаются и вносятся учреждениями исполнения наказаний, по:

- изменения условий содержания осужденных в пределах одной исправительной колонии или в связи с переводом их в исправительную колонию другого уровня безопасности

- предоставление разрешения на проживание за пределами исправительной колонии осужденным женщинам на время освобождения от работы в связи с беременностью и родами, а также до достижения ребенком трехлетнего возраста и отмены этого разрешения

2) совместно с органами и учреждениями исполнения наказаний вносят в суд по месту отбывания наказания осужденными представление о: условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замены неотбытой части наказания более мягким; освобождение от отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет

3) способствуют администрации учреждений исполнения наказаний:

- в проведении социально-воспитательной работы с осужденными, организации их общеобразовательного и профессионально-технического обучения

- в привлечении общественных организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан к оказанию помощи в создании надлежащих условий для содержания осужденных, их материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении, осуществлении оздоровительно-профилактических мероприятий

- в создании дополнительных рабочих мест для привлечения осужденных к общественно полезному труду

4) на основании информации органов и учреждений исполнения наказаний ведут учет лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, организуют общественный контроль за поведением этих лиц и проведение воспитательных мероприятий по месту их работы (учебы) и жительства в течение неотбытой части наказания;

5) осуществляют меры социального патронажа в отношении лиц, освобожденных от отбывания наказания, способствуют развитию сети центров социальной адаптации и других учреждений и организаций, деятельность которых направлена 11pt; font-family: "Arial", "sans-serif '"> В целях реализации возложенных на них функций наблюдательные комиссии наделяются значительным объемом полномочий, и в том числе имеют право:

- доручати членам комісії відвідувати установи виконання покарань, вивчати стан матеріально-побутового и медико-санитарного обеспечения осужденных, условия их работы и учебы, состояние организации социально-воспитательной работы

- ходатайствовать о помиловании осужденных и высказывать свое мнение по существу ходатайства о помиловании, подающий осужден через орган или учреждение исполнения наказаний

- получать от общественных организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов и учреждений исполнения наказаний, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности информацию и документы, необходимые для выполнения возложенных на наблюдательные комиссии задач

- проводить личный прием осужденных, рассматривать их обращения и принимать по ним решения

- вносить на рассмотрение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления предложения по:

совершенствования деятельности органов и учреждений исполнения наказаний по вопросам соблюдения прав и законных интересов осужденных

улучшения на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности индивидуально-профилактической и воспитательной работы с осужденными к общественным или исправительным работам и лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания

организации трудового и бытового устройства лиц, освобожденных от отбывания наказания, содействие их социальной адаптации

обеспечения правовой и социальной защиты персонала органов и учреждений исполнения наказаний.

Организационной формой работы наблюдательной комиссии являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Наблюдательная комиссия по вопросам, относящимся к ее компетенции, принимает решения открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Постановление наблюдательной комиссии может быть обжаловано в орган, который ее создал, или в суд.

Хотя в ч. 2 ст. 25 КВН Украины закреплено лишь наблюдательные комиссии как основной субъект осуществления общественного контроля, анализ норм, закрепленных в ч. 2 ст. 24, ст. ст. 147 - 148 УИК Украины, дает основания считать общественный контроль за деятельностью органов и учреждений исполнения наказаний может осуществляться и другими учреждениями и отдельными лицами. В частности, поскольку ч. 2 ст. 24 КВН Украины предусматривает, что представители средств массовой информации и другие лица могут посещать учреждения исполнения наказаний по специальному разрешению администрации этих учреждений или органов управления учреждениями, можно сделать вывод, что осуществлять общественный контроль могут и представители средств массовой информации, а также и отдельные граждане, в том числе и представители правозащитных организаций.

Анализ ст. ст. 147 - 148 УИК Украины гласит, что во время отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними, выполнение функций, подобных функциям наблюдательных комиссий (общественного контроля и участия в исправлении и ресоциализации осужденных несовершеннолетних) возлагается на службы по делам ребенка. Службы по делам ребенка создаются соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления и действуют на основании и в порядке, предусмотренном Законом Украины "Об органах и службах по делам ребенка и специальных учреждениях для несовершеннолетних". В частности, со службами по делам ребенка согласовывают вопрос о переводе осужденного, достигшего 18-летнего возраста в исправительной колонии (ч. 2 ст. 147 УИК Украины) или оставления такого осужденного в воспитательной колонии (ч. 2 ст. 148 УИК). В задачи служб по делам несовершеннолетних среди других относятся и следующие:

- разработка и осуществление самостоятельно или совместно с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, общественными организациями мер по обеспечению прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, предотвращения совершению ими правонарушений, контроль за выполнением этих мероприятий

- координация усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в решении вопросов социальной защиты несовершеннолетних и организации работы по предотвращению безнадзорности и правонарушений среди них

- осуществление контроля за условиями содержания и воспитания несовершеннолетних в специальных учреждениях для несовершеннолетних, организации воспитательной работы в учебных заведениях и по месту жительства

- предоставление органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от формы собственности, общественным организациям, гражданам практической и методической помощи, консультаций по вопросам социальной защиты и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Одной из форм привлечения общественности к процессу исправления и ресоциализации осужденных является осуществление представителями религиозных организаций богослужений и религиозных обрядов. В соответствии со ст. 128 УИК Украины в колонии могут допускаться только представители тех религиозных организаций, зарегистрированных в установленном законом порядке.

Ч. 1 ст. 149 УИК Украины предусматривает, что участие общественности в деятельности воспитательных колоний, исправлении и ресоциализации осужденных может осуществляться через попечительские советы, которые создаются при воспитательных колониях из представителей органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций. Попечительские советы действуют на основании Положения о попечительских советах при специальных воспитательных учреждениях, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 1 апреля 2004 г. N 429. В состав попечительских советов входят представители общественных организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждане. Председатель попечительского совета, его заместитель и секретарь совета избираются на ее заседании. Персональный состав совета объявляется приказом начальника воспитательной колонии. Председатель попечительского совета, его заместитель, секретарь и члены совета участвуют в ее работе на общественных началах.

К основным задачам попечительских советов относятся:

1) оказание помощи воспитательным колониям по вопросам социальной защиты осужденных несовершеннолетних

2) содействие общественным организациям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от формы собственности в решении вопросов, связанных с улучшением положения осужденных несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов

3) осуществление мер, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях, укрепление их материально-технической базы, решения вопросов трудового и бытового устройства несовершеннолетних лиц, освобожденных от отбывания наказания.

соответствии с возложенными задачами попечительские совета осуществляют следующие функции:

1) обеспечивают разработку и осуществление в воспитательных колониях мероприятий, направленных на улучшение положения осужденных, формирование здорового образа жизни

2) подают предложения к проектам региональных (местных) программ поддержки деятельности воспитательных колоний

3) взаимодействуют с общественными организациями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности по вопросам содействия деятельности воспитательных колоний

4) оказывают помощь администрации воспитательных колоний в проведении социально-воспитательной работы с осужденными, организации их общеобразовательного и профессионально-технического обучение

5) принимают меры по расширению связей воспитательных колоний с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности по вопросам укрепления материально-технической базы этих колоний и привлечения осужденных к общественно полезному труда

6) способствуют улучшению материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, осуществлению оздоровительно-профилактических мероприятий

7) организуют шефство членов попечительских советов, представителей общественных организаций и трудовых коллективов над осужденными, являются сиротами или остались без родительской опеки, решают вопрос о предоставлении им материальной помощи

8) осуществляют вместе с общественными организациями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности меры социального патронажа отношении несовершеннолетних лиц, освобожденных от отбывания наказания.

Попечительские советы при осуществлении своей деятельности наделяются следующими правами:

1) поручать членам попечительского совета посещать воспитательные колонии, изучать состояние материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, условия их работы и учебы, состояние организации социально-воспитательной работы

2) получать от общественных организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов и учреждений исполнения наказаний, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности информацию и документы, необходимые для выполнения возложенных на попечительские советы задач

3) приглашать на свои заседание представителей воспитательных колоний, территориальных органов управления Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности

4) проводить личный прием осужденных, рассматривать их обращения и принимать по ним решения

5) вносить на рассмотрение органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, администрации воспитательных колоний и руководства территориальных органов управления Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний предложения по:

- совершенствования деятельности воспитательных колоний по вопросам улучшения положения осужденных, соблюдения их прав и законных интересов

- организации трудового и бытового устройства несовершеннолетних, освобожденных от отбывания наказания, содействие их социальной адаптации;

- обеспечение правовой и социальной защиты персонала воспитательных колоний.

Ч. 2 ст. 149 КВК України передбачає, що з метою підвищення ефективності виховного впливу на засуджених и оказания помощи администрации воспитательной колонии при отделениях социально-психологической службы могут создаваться родительские комитеты, деятельность которых определяется положением, утверждаемым начальник воспитательной колонии.

Новыми институтами, призванными осуществлять общественный контроль и обеспечивать участие общественности в деятельности органов и учреждений исполнения наказаний, стали Общественный совет при Департаменте и Общественные советы при территориальных органах управления Департамента. Общественный совет при Департаменте была создана приказом Департамента от 12 декабря 2004 N 238 "О образования общественных советов при центральному органу исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний и при его территориальных органах управления "с целью выполнения Указа Президента Украины от 31 июля 2004 N 854/2004 "Об обеспечении условий для более широкого участия общественности в формировании и реализации государственной политики" и постановления Кабинета Министров Украины от 26 ноября 2009 "О дополнительных мерах по обеспечению участия общественности в формировании и реализации государственной политики".

Цим же наказом було затверджене Типове положення про Громадську раду при територіальному органі управления Департамента. Общественный совет при территориальном органе управления Департамента (далее - Общественный совет) является постоянно действующим консультативно-совещательным органом и ее основными задачами являются:

- содействие созданию эффективных организационных и правовых условий для реализации гражданами Украины конституционного права на участие в управлении государственными делами, обеспечение открытости деятельности органов и учреждений исполнения наказаний

- обеспечение учета общественного мнения в процессе подготовки и организации выполнения решений по вопросам формирования и реализации государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний.

Общественный совет в соответствии с возложенными на нее задачами:

- готовит и подает предложения в план работы территориального органа управления Департамента по взаимодействию с общественностью, сроков проведения публичных общественных обсуждений и консультаций с общественностью

- участвует в подготовке мероприятий, связанных с проведением территориальным органом управления Департамента консультаций с общественностью по вопросам формирования и реализации государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний

- обеспечивает проведение общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов территориального органа управления Департамента, касающихся прав, свобод и законных интересов граждан, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также персонала органов и учреждений исполнения наказаний

- обрабатывает полученные по результатам проведения консультаций с общественностью и общественной экспертизы нормативно-правовых актов Департамента и его территориального органа управления предложения и замечания по вопросам формирования и реализации государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний и подает их в установленном порядке руководству территориального органа управления Департамента

- выполняет совещательные функции при обсуждении и принятия решений территориального органа управления Департамента, а также осуществление мониторинга реализации указанных решений

- способствует территориальному органу управления Департамента по осуществлении мероприятий по организации процесса исправления и ресоциализации осужденных, создание условий для их содержания, привлечение к этой деятельности общественных организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан

- взаимодействует с наблюдательными комиссиями, попечительский советами при воспитательных колониях по выполнению ими своих полномочий по обеспечению общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов граждан при исполнении уголовных наказаний, придает им организационную и методическую помощь в осуществлении своих полномочий

- систематически информирует общественность, в том числе через средства массовой информации, о своей деятельности, принятых решениях и состоянии их выполнения.

Общественный совет для выполнения возложенных на нее задач имеет право:

- получать в установленном порядке от территориального органа управления Департамента проекты решений по вопросам, отнесенным к компетенции Общественного совета

- предоставлять территориальному органу управления Департамента предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Общественного совета

- приглашать для участия в своих заседаниях должностных лиц территориального органа управления Департамента

- образовывать постоянные и временные рабочие органы (комитеты, комиссии, экспертные группы) в соответствии с основными направлениями деятельности, привлекать к участию в их работе специалистов территориального органа управления Департамента (по согласию руководства этого органа), а также проводить конференции, сборы.

В состав Общественного совета входят представители объединений граждан, органов местного самоуправления, наблюдательных комиссий и попечительских советов при воспитательных колониях, средств массовой информации. Персональный состав Общественного совета утверждает начальник территориального органа управления Департамента.

Основной формой работы Общественного совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. В заседаниях Общественного совета могут принимать участие руководители территориального органа управления Департамента, центральных и местных органов исполнительной власти.

Решения Общественного совета имеют рекомендательный характер и представляются руководству территориального органа управления Департамента через его секретариат (канцелярию) для учета при принятии решений.

В связи с тем, что Верховная Рада Украины 21 июля 2006 ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (от 18 декабря 2002 г.), который был подписан Украиной 23.09.2005 в Нью-Йорке, на повестку дня встал вопрос о создании в нашем государстве новой общественной институции с достаточно широкими полномочиями, которая должна контролировать деятельность ДКВС с целью недопущения пыток и соблюдения всех других положений настоящей Конвенции ООН - национального превентивного механизма.