Уголовно-исполнительный кодекс Украины (УИК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 24. Відвідування установ виконання наказаний

1. Без спеціального дозволу відвідувати установи виконання покарань для здійснення контроля вправе:

Президент Украины

Премьер-министр Украина

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека или специально уполномоченные им представители;

председатель, заместители председателя и члены Комиссии при Президенте Украины по вопросам помилования

Міністр юстиції України;

члени Європейського комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания

Председатель Совета министров Автономной Республики Крым, председатели местных государственных администраций, на территории которых они расположены

народные депутаты Украины, а также депутаты, уполномоченные на то Верховной Радой Автономной Республики Крым, местными советами

Генеральний прокурор України, а також уповноважені ним прокурори і прокурори, які здійснюють нагляд за виконанням наказаний на соответствующей территории

Председатель, заместитель председателя и члены наблюдательной комиссии, которые осуществляют организации общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных при исполнении уголовных наказаний

сельский, поселковый, городской голова - на территории соответствующего местного совета.

2. Представители средств массовой информации и другие лица могут посещать учреждения исполнения наказаний по специальному разрешению администрации этих учреждений или органов управления указанными учреждениями.

Комментарий

Комментируемая статья определяет полномочия должностных лиц государства и других лиц посещать учреждения исполнения наказаний и осуществлять контроль за их деятельностью. В частности, данная статья устанавливает определенный перечень должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, которые наделены полномочиями по осуществлению государственного контроля за деятельностью органов и учреждений исполнения наказаний и имеют право без специального разрешения посещать учреждения исполнения наказаний.

Согласно действующему законодательству к ним относятся: Президент Украина; Премьер-министр Украины; Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека или специально уполномоченные им представители, председатель, заместители председателя и члены Комиссии при Президенте Украины по вопросам помилования; Министр юстиции Украины, члены Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; Председатель Совета министров Автономной Республики Крым, председатели местных государственных администраций, на территории которых они расположены; народные депутаты Украины, а также депутаты, уполномоченные на то Верховной Радой Автономной Республики Крым, местными советами; Генеральный прокурор Украина, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующей территории; Председатель, заместитель председателя и члены наблюдательного комиссии, осуществляющие организацию общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных при исполнении уголовных наказаний; сельский, поселковый, городской голова - на территории соответствующего местного совета.

Среди органов государственной власти, осуществляющих контроль за деятельностью органов и учреждений исполнения наказаний, особое место принадлежит Верховной Раде Украины, которая осуществляет парламентский контроль. Особенность роли Верховной Рады Украины в этой сфере объясняется тем, что она является единственным законодательным органом нашего государства, а согласно п. 14 ст. 92 Конституции Украины исключительно законами Украины определяются организация и деятельность органов и учреждений исполнения наказаний.

Кроме этого, Верховная Рада Украины осуществляет парламентский контроль за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний и через институт Уполномоченного Верховной Рады по правам человека (далее - Уполномоченный), который действует в соответствии с требованиями Закона Украины от 23 декабря 1997 "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека "(далее - Закон). В частности, ст. 3 Закона предусматривает, что целью парламентского контроля, осуществляемого Уполномоченным, являются:

1) защита прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных Конституцией Украины, законами Украины и международными договорами Украина

2) соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными и служебными лицами

3) предотвращение нарушением прав и свобод человека и гражданина или содействие их восстановлению;

4) содействие приведению законодательства Украины о правах и свободах человека и гражданина в соответствии с Конституцией Украины, международными стандартами в этой области

5) поліпшення і подальший розвиток міжнародного співробітництва в галузі захисту прав і свобод людини и гражданина

6) предотвращение любых форм дискриминации по реализации человеком своих прав и свобод

7) содействие правовой информированности населения и защита конфиденциальной информации о лице.

Для реализации возложенных на него задач, Уполномоченный наделяется целым комплексом полномочий, которые закреплены в ст. 13 Закона, и среди других ему предоставляются следующие:

- посещать в любое время места содержания задержанных, предварительного заключения, учреждения отбывания осужденными наказаний и учреждения принудительного лечения и перевоспитания, психиатрические больницы, опрашивать лиц, которые там находятся, и получать информацию об условиях их содержания

- обращаться в суд с заявлением о защите прав и свобод человека и гражданина, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не могут этого сделать самостоятельно, а также лично или через своего представителя принимать участие в судебном процессе в случаях и порядке, установленных законом

- направлять в соответствующие органы акты реагирования Уполномоченного в случае выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина для принятия этими органами мер

- проверять состояние соблюдения установленных прав и свобод человека и гражданина соответствующими государственными органами, в том числе теми, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность.

Актами реагирования Уполномоченного о нарушениях положений Конституции Украины, законов Украины, международных договоров Украины относительно прав и свобод человека и гражданина является конституционное представление Уполномоченного и представление Уполномоченного в органы государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и их должностных лиц для принятия соответствующих меры реагирования в месячный срок по устранению выявленных нарушений.

Ежегодно Уполномоченный представляет Верховной Раде Украины доклад о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Украине органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности и их должностными и служебными лицами, которые нарушали своими действиями или бездействием права и свободы человека и гражданина, и о выявленных недостатках в законодательстве о защите прав и свобод человека и гражданина. Отдельный раздел в ежегодном докладе Уполномоченного посвященный вопросу обеспечения прав и свобод человека в пенитенциарных учреждениях Украины. По ежегодному докладу Уполномоченного Верховная Рада Украины принимает постановление.

Прокурору, который осуществляет надзор, предоставляется право:

1) в любое время посещать места содержания задержанных, предварительного заключения, учреждения, в которых осужденные отбывают наказание, учреждения для принудительного лечения и перевоспитания, опрашивать лиц, там находятся, знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, арестованы, осуждены или к ним применены меры принудительного характера

2) проверять законность приказов, распоряжений и постановлений администрации этих учреждений, приостанавливать исполнение таких актов, опротестовывать или отменять их в случае несоответствия законодательству, требовать от должностных лиц объяснений по поводу допущенных нарушений.

Прокурор обязан немедленно освободить лицо, незаконно находится в местах содержания задержанных, предварительного заключения, ограничения или лишения свободы или в учреждении для выполнения мер принудительного характера.

Подробнее компетенция соответствующих органов по осуществлению надзора и его основные формы конкретизируются в ведомственных нормативно-правовых актах Генеральной прокуратуры Украины, частности в приказе Генеральной прокуратуры N 7гн от 26 декабря 2005 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан ".

На Управление надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам и других принудительных мер Генеральной прокуратуры Украины возлагается организация надзорной деятельности и осуществления непосредственного надзора за соблюдением законов в центральном органе исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний и Департаменте государственной службы (по выполнению наказаний в виде штрафа и конфискации имущества).

На Управление надзора за соблюдением законов в Вооруженных силах Украины и других военных формированиях Генеральной прокуратуры Украины и соответствующих военных прокуроров (регионов, ВМС, гарнизонов) возлагается осуществление надзора на гауптвахтах, в комнатах временного задержания, воинских частях, по служебного ограничения для военнослужащих и исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, а на военного прокурора Центрального региона Украины - также осуществление непосредственного надзора за соблюдением законов в дисциплинарном батальоне Вооруженных Сил Украины.

На соответствующие отделы прокуратур областного уровня возлагается осуществление непосредственного надзора за соблюдением законов в:

- региональных органах Департамента и исполнительной службы

- следственных изоляторах, в том числе относительно осужденных к аресту, временно держатся в них к образованию арестных домов

- в региональных комиссиях по вопросам распределения, направления и перевода для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, территориальных управлений (отделов) Департамента.

На прокуроров по надзору за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам (при отсутствии специализированных прокуратур - на соответствующих территориальных прокуроров) возлагается:

- осуществления надзора за соблюдением законов в исправительных и воспитательных колониях, исправительных центрах, участках следственных изоляторов на территории исправительных колоний, лечебно-трудовых профилакториях региональных подразделений Департамента

- проведение досудебного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных в исправительных и воспитательных колониях, исправительных центрах, лечебно-трудовых профилакториях, в том числе и работниками этих учреждений

- осуществление надзора за соблюдением законов при проведении досудебного следствия о преступлениях указанной выше категории

- представительство интересов граждан и государства в судах, поддержание государственного обвинения, а также участие в судебных заседаниях при решении вопросов, связанных с исполнением приговоров.

Районные, городские, межрайонные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законов в:

- уголовно-исполнительных инспекциях региональных управлений (отделов) Департамента

- подразделений государственной исполнительной службы;

- наблюдательных комиссиях и службах по делам несовершеннолетних при осуществлении ими общественного контроля за соблюдением прав осужденных при исполнении уголовных наказаний.

Одной из основных форм осуществления прокурорского надзора является проведение комплексных проверок соблюдения законности, которые осуществляются:

- в следственных изоляторах, участках следственных изоляторов на территории исправительных колоний, региональных комиссиях территориальных управлений (отделов) Департамента по вопросам распределения, направления и перевода для отбывания наказаний лиц, осужденных к лишению свободы, - ежемесячно

- в уголовно-исполнительных инспекциях - ежеквартально

- в учреждениях исполнения наказаний, дисциплинарном батальоне Вооруженных Сил Украины, подразделениях государственной службы - один раз в полугодие.

Кроме того, с целью осуществления надзора прокурор ежемесячно проверяет полноту регистрации, законность рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях и при осуществлении надзорных проверок проводит личный прием осужденных.

По результатам проведенных проверок и с целью устранения выявленных нарушений закона органами прокуратуры вносятся предусмотренные Законом Украины "О прокуратуре" документы прокурорского реагирования, которые являются обязательными для администрации органов и учреждений исполнения наказаний.

Одной из наиболее эффективных форм ведомственного контроля является инспектирование органов и учреждений исполнения наказаний. Общие положения о инспектирования учреждений исполнения наказаний закреплены в п. 5 Правил. Правом инспектирования учреждений исполнения наказаний пользуются Глава Департамента, его заместители, начальники территориальных органов управления Департамента и их заместители. Все остальные работники уголовно-исполнительной системы пользуются правом проверки учреждений исполнения наказаний на основании предписаний или задач на командировку, утвержденных вышеперечисленными должностными лицами.

Комплексное инспектирования территориальных органов управления и учреждений исполнения наказаний проводится Департаментом один раз в пять лет. Комплексное инспектирование учреждений исполнения наказаний территориальным органом управления осуществляется один раз в два года.

Основными задачами инспекции являются:

- изучение и оценка фактического состояния деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы по всем направлениям работы, проверка ее соответствия требованиям действующего законодательства, актов и поручений Президента Украины, Кабинета Министров Украины, приказов, решений коллегии, указаний Департамента

- определение адекватности принятых мер оперативной обстановке и состояния дел, сложившихся анализ результатов деятельности и степени влияния на состояние дел в подчиненных учреждениях;

- определение и оценка эффективности стиля и методов работы руководящих кадров, степени их влияния на состояние дел в подведомственных учреждениях

- проверка знания работниками законодательства и ведомственных нормативных актов, умение ориентироваться в обстановке, принимать грамотные решения и реагировать на ее изменения

- выявление неиспользованных резервов для совершенствования деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы

- выявление недостатков в деятельности органов и учреждений исполнения наказаний, а также причин и условий, способствовавших их возникновения, разработка мероприятий, направленных на их устранение;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта, новых форм и методов работы

- оказание практической помощи в организации работы

- содействие правильному подбору, расстановке, обучению и воспитанию кадров, повышению их ответственности за порученное дело, укреплению дисциплины и законности.

Результаты комплексного инспектирования органов и учреждений исполнения наказаний обсуждаются на оперативных совещаниях и заседаниях коллегий Департамента и его территориальных органов, по выводам которых принимаются соответствующие меры реагирования на выявленные недостатки и нарушения. Для устранения выявленных недостатков составляются и утверждаются соответствующие планы организационно-практических мероприятий, ход выполнения которых контролируется Департаментом или руководством регионального управления (отдела) С целью проверки эффективности и качества устранения недостатков, выявленных в ходе инспектирования, в течение года после проведения комплексной проверки (как правило) проводятся контрольные проверки, результаты которых также на совещаниях и заседаниях соответствующих коллегий.

С целью обеспечения законности в деятельности органов и учреждений исполнения наказаний в. 18 Закона Украины "О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины" среди других обязанностей, которые возлагаются на должностных и служебных лиц органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, предусматривает также и следующие:

- выполнять наказание в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства

- обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина , реализацию законных прав и интересов осужденных и лиц, взятых под стражу, требований законодательства относительно выполнения и отбывания уголовных наказаний

- обеспечивать правопорядок, соблюдение требований режима, правил внутреннего распорядка в учреждениях исполнения наказаний, следственных изоляторах и на прилегающих к ним территориях и требовать осужденных и лиц, взятых под стражу, других лиц исполнения ими обязанностей, установленных законом

- обеспечивать безопасность осужденных и лиц, взятых под стражу, персонала и граждан, находящихся на территории учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов;

- пресекать административные правонарушения, посягающие на установленный законодательством порядок и условия исполнения и отбывания уголовных наказаний

- предотвращать совершение преступлений и дисциплинарных проступков в органах и учреждениях исполнения наказаний, принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях, своевременно принимать решение

- выявлять, пресекать, раскрывать преступления, совершенные в учреждениях исполнения наказаний

- створювати належні умови для тримання засуджених і осіб, взятих під варту, їх комунально-побутового и медико-санитарного обеспечения.