Уголовно-исполнительный кодекс Украины (УИК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 23. Відомчий контроль
За деятельностью органов и учреждений исполнения наказаний осуществляется ведомственный контроль вышестоящими органами управления и должностными лицами центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.
Комментарий
Комментируемая статья определяет порядок ведомственного контроля за деятельностью органов и учреждений исполнения наказаний - Это система наблюдения и проверки соответствия деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания требованиям уголовно-исполнительного законодательства и других нормативных актов с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем.
Реализуя свои властные полномочия в сфере исполнения уголовных наказаний, органы и учреждения ДКВС Украины должны принимать исчерпывающие меры для обеспечения законности и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, которые провозглашены основными принципами деятельности ДКВС Украины.
Для обеспечения законности в деятельности органов и учреждений исполнения наказаний и предотвращения любых возможных нарушений прав и законных интересов как осужденных, так и персонала, действующим законодательством предусмотрены такие институты, как контроль и надзор.
О них, в частности, говорится в статьях 27 и 29 Закона Украины "О ДКВС Украины", нормы которых предусматривают, что за деятельностью ДКВС Украины в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, осуществляются контроль и надзор. Содержание и формы контроля и надзора за деятельностью органов и учреждений ДКВС Украины конкретизируются в соответствующих нормативно-правовых актах.
Осуществление ведомственного контроля за деятельностью подчиненных органов и учреждений исполнения наказаний в. 23 КВН Украины возлагает на вышестоящие органы управления и центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний. Аналогичную норму содержит и Закон Украины "О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины", ст. 7 которого предусматривает, что центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний (Департамент) координирует и контролирует деятельность всей Государственной уголовно-исполнительной службы Украины.
С целью обеспечения ведомственного контроля за деятельностью подчиненных органов и учреждений исполнения наказаний на Департамент наряду с другими задачами возлагаются и следующие:
- обеспечение соблюдения требований законодательства в органах и учреждениях исполнения наказаний, предотвращения преступлений, дисциплинарным проступкам со стороны осужденных и по ним, их прекращения и выявление, раскрытие преступлений, совершенных в органах и учреждениях исполнения наказаний, проведение дознания по делам об этих преступлениях, осуществление оперативно-розыскной деятельности
- руководство органами и учреждениями исполнения наказаний, организация производственно-хозяйственной деятельности с предоставлением осужденным работы
- правовая и социальная защита лиц рядового и начальствующего состава, работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей.
Порядок и формы осуществления контроля со стороны территориальных органов управления за деятельностью подчиненных органов и учреждений исполнения наказаний определяется в Положении о территориальный орган управления, которое утверждается Департаментом.
Одной из наиболее эффективных форм ведомственного контроля является инспектирование органов и учреждений исполнения наказаний. Общие положения о инспектирования учреждений исполнения наказаний закреплены в п. 5 Правил. Правом инспектирования учреждений исполнения наказаний пользуются Глава Департамента, его заместители, начальники территориальных органов управления Департамента и их заместители. Все остальные работники уголовно-исполнительной системы пользуются правом проверки учреждений исполнения наказаний на основании предписаний или задач на командировки, утвержденных вышеперечисленными должностными лицами.
Комплексное инспектирование территориальных органов управления и учреждений исполнения наказаний проводится Департаментом один раз в пять лет. Комплексное инспектирование учреждений исполнения наказаний территориальным органом управления осуществляется один раз в два года.
Основными задачами инспектирования являются:
- изучение и оценка фактического состояния деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы по всем направлениям работы, проверка ее соответствия требованиям действующего законодательства, актов и поручений Президента Украины, Кабинета Министров Украина, приказов, решений коллегии, указаний Департамента
- определение адекватности принятых мероприятий оперативной обстановке и состояния дел, сложившихся анализ результатов деятельности и степени влияния на состояние дел в подчиненных учреждениях
- визначення та оцінка ефективності стилю і методів роботи керівних кадрів, ступеня їх впливу на стан дел в подведомственных учреждениях
- проверка знания работниками законодательства и ведомственных нормативных актов, умение ориентироваться в обстановке, принимать грамотные решения и реагировать на ее изменения
- выявление неиспользованных резервов для совершенствования деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы
- выявление недостатков в деятельности органов и учреждений исполнения наказаний, а также причин и условий, способствовавших их возникновению, разработка мероприятий, направленных на их устранение;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта, новых форм и методов работы
- оказание практической помощи в организации работы;
- содействие правильному подбору, расстановке, обучению и воспитанию кадров, повышению их ответственности за порученное дело, укреплению дисциплины и законности.
Результаты комплексного инспектирования органов и учреждений исполнения наказаний обсуждаются на оперативных совещаниях и заседаниях коллегий Департамента и его территориальных органов, по выводам которых принимаются соответствующие меры реагирования на выявленные недостатки и нарушения. Для устранения выявленных недостатков составляются и утверждаются соответствующие планы организационно-практических мероприятий, ход выполнения которых контролируется Департаментом или руководством регионального управления (отдела). С целью проверки эффективности и качества устранения недостатков, выявленных в ходе инспектирования, в течение года после проведения комплексной проверки (как правило) проводятся контрольные проверки, результаты которых также на совещаниях и заседаниях соответствующих коллегий.
С целью обеспечения законности в деятельности органов и учреждений исполнения наказаний в. 18 Закона Украины "О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины" среди других обязанностей, которые возлагаются на должностных и служебных лиц органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, предусматривает также и следующие:
- выполнять наказание в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства
- обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина , реализацию законных прав и интересов осужденных и лиц, взятых под стражу, требований законодательства относительно выполнения и отбывания уголовных наказаний
- обеспечивать правопорядок, соблюдение требований режима, правил внутреннего распорядка в учреждениях исполнения наказаний, следственных изоляторах и на прилегающих к ним территориях и требовать осужденных и лиц, взятых под стражу, других лиц исполнения ими обязанностей, установленных законом
- обеспечивать безопасность осужденных и лиц, взятых под стражу, персонала и граждан, находящихся на территории учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов;
- пресекать административные правонарушения, посягающие на установленный законодательством порядок и условия исполнения и отбывания уголовных наказаний
- предотвращать совершение преступлений и дисциплинарных проступков в органах и учреждениях исполнения наказаний, принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях, своевременно принимать решение
- выявлять, пресекать, раскрывать преступления, совершенные в учреждениях исполнения наказаний
- створювати належні умови для тримання засуджених і осіб, взятих під варту, їх комунально-побутового и медико-санитарного обеспечения.