Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441



Стаття 38. Затримання особи, що вчинила злочин

1. Не признаются преступными действия потерпевшего и других лиц непосредственно после совершения посягательства, направленные на задержание лица, совершившего преступление, и доставление его соответствующим органам власти, если при этом не было допущено превышения мер, необходимых для задержания такого лица.

2. Превышением мер, необходимых для задержания преступника, признается умышленное причинение лицу, совершившему преступление, тяжкого вреда, явно не соответствующего опасности посягательства или обстановке задержания преступника. Превышение мер, необходимых для задержания преступника, имеет последствием ответственность только в случаях, специально предусмотренных в статьях 118 и 124 настоящего Кодекса.

Комментарий

1. В соответствии со ст. 38 действия потерпевшего и других лиц непосредственно после совершения преступления, направленные на задержание лица, его совершившего, и доставление его соответствующим органам власти, не является преступлением, если они были необходимы для задержания и соответствовали опасности посягательства и обстановке задержания преступника. Частью 1 ст. 38 охватываются также ситуации, когда задержанному при задержании причинен определенный вред.

Задержание лица, совершившего преступление, означает лишение его возможности свободного передвижения и совершения определенных действий, прежде направленных на исчезновение с места преступления.

2. Задержание лица, совершившего преступление, и причинение ей вреда при задержании является правомерным при следующих условиях:

1) лицо, задерживается, совершившего преступление (покушение на преступление или приготовление к преступлению, которое в соответствии со ст. 14 влечет за собой уголовную ответственность). Не может считаться правомерным причинение вреда при задержании лица, ошибочно считают такой, совершившего преступление. Ввиду того, что в ст. 38 говорится о лице, поступила именно преступление (а не посягательство, нападение или вторжение, как в ст. 36), так же неправомерно причинение вреда при задержании такой, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и невменяемого

2) задержание осуществляется непосредственно после совершения преступления. Употребленный в законе срок " непосредственно " не следует понимать в том смысле, что лицо, совершившее преступление, может быть задержано лишь на месте совершения преступления сразу же после его совершения. Положение в. 38 распространяется также на случаи, когда такое лицо покинула место преступления, а потерпевший или другие лица вынуждены были осуществлять ее преследование и задержали ее через некоторое время вне места совершения преступления.

Несвоевременное задержания лица, совершившего преступление, т.е. его задержания и доставки властям потерпевшим или другими лицами, не уполномоченными согласно закону задерживать правонарушителей, при обстоятельствах, которые исключают возможность признания задержания таким, совершенное непосредственно после совершения преступления (например, тогда, когда лицо, совершившего преступление, была опознана и задержана через неделю или через месяц после совершения им преступного деяния), не охваченную положениями ст. 38. Если в таком случае результате действий, направленных на задержание, преступнику не был нанесен ущерб, лицо (лица), осуществившего задержание, согласно действующим уголовным законодательством не подлежит уголовной ответственности в связи ' связи с отсутствием в ее действиях состава преступления. В случае причинения вследствие несвоевременного задержания вред здоровью ' ю, имуществу задержанного, а так же в случае лишения его жизни, действия, повлекшие такие последствия, при наличии оснований должны квалифицироваться по соответствующим статьям УК о преступления против жизни и здоровья ' я лица или о преступлениях против собственности

3) задержание производится с целью доставки лица, совершившего преступление, соответствующим органам власти. Если задержание осуществлено с другой целью (месть за совершенное преступление, самопроизвольная расправа и т.д.), оно не считается правомерным, и лицо, совершившее такое задержание, подлежит за причиненный вред уголовной ответственности на общих основаниях. В соответствующие органы власти следует относить правоохранительные органы, органы дознания, досудебного следствия и суд

4) вред, причиненный лицу, совершившему преступление, является необходимым для ее задержание и соответствует опасности посягательства и обстановке задержания. Жаль при задержании такого лица может быть причинен в результате применения против нее физической силы, а в определенных случаях - оружия или других орудий, с помощью которых могут быть нанесены физические повреждения. Не исключается совершение при задержании действий, которыми может быть повреждено или уничтоженное имущество лица, совершившего преступление (например, повреждения автомобиля, на котором она пыталась убежать). Вред, причиненный при задержании, считается соответствует обстановке задержания, только при условии, что лицо, совершившее преступление, сопротивляется или пытается уклониться от задержания. В этих обстоятельствах допускается причинение вреда, необходимой для преодоления сопротивления или для избавления возможности уклониться от задержания. Закон требует, чтобы причиненный при задержании вред отвечала опасности посягательства. Итак, вред должен быть адекватным характера и последствий совершенного преступления. Учитывая это, неправомерным, например, является лишение жизни или причинение тяжкого телесного повреждения лицу, совершившему преступление небольшой тяжести.

3. Если при наличии других предусмотренных ст. 38 условий задерживаемого лица умышленно причинен вред, явно превышает необходимую, лицо, осуществлявшее задержания, несет ответственность в случаях, предусмотренных статьями 118 и 124. Причинение при задержании менее значительной, чем смерть и тяжкие телесные повреждения, хотя бы и чрезмерного вреда не влечет за собой уголовной ответственности. Под тяжким вредом при превышении мер, необходимых для задержания преступника, следует понимать смерть человека или причинение ей тяжкого телесного повреждения.

Если лицо, осуществляющее задержание, вследствие сопротивления лица, совершившего преступление, не могла по обстоятельствам дела осознавать несоответствие принятых ею мер обстановке задержания, ответственность за превышение мер, необходимых для задержания, не наступает.

4. Следует отличать задержания лица, совершившего преступление, от других обстоятельств, исключающих преступность деяния, в частности, от необходимой обороны. Однако в случаях, когда лицо, совершившее преступление, пытается уклониться от правомерного задержания с применением насилия или использует для этого оружие или другие орудия, с помощью которых могут быть нанесены физические повреждения, его действия следует рассматривать как общественно опасное посягательство, а направлены на отражение такого посягательства действия лиц, которые пытаются ее задержать, следует рассматривать как совершенные в состоянии необходимой обороны от такого посягательства, и оценивать по правилам ст. 36.

5. Положение в. 38 распространяются и на совершенные по указанных в ней обстоятельств действия работников правоохранительных органов, других лиц, уполномоченных в соответствии с законом задерживать правонарушителей. При других обстоятельствах действия таких лиц, направленные на задержание правонарушителей, использование при этом оружия и специальных средств должны отвечать требованиям по их правомерности, которые устанавливаются специальными законами и изданными в соответствии с ними подзаконными нормативно-правовыми актами.

6. Конституцией и законами Украины установлены случаи, когда задержание не допускается даже при наличии условий, указанных в ст. 38. В частности, не допускается задержания должностных лиц, пользующихся правом неприкосновенности. Такими должностными лицами являются Президент Украины, который на время исполнения им полномочий пользуется правом неприкосновенности, народный депутат Украины, который не может быть задержан без согласия Верховной Рады Украины, и судья, который не может быть задержан без согласия Верховной Рады Украины до вынесения по нему обвинительного приговора судом.

Не являются правомерными действия, направленные в ситуациях, предусмотренных ст. 38, на задержание и доставку органам власти должностного лица, пользуется правом неприкосновенности, если его служебного положение известно тому, кто осуществляет задержания. В этих случаях действия, направленные на задержание, в зависимости от обстоятельств дела могут квалифицироваться по статьям 146, 346, 371, 377 или другим статьям УК.

Задержание при указанных выше обстоятельствах не является преступлением, если лицо (Лица), осуществляющего задержание, не знала, что задержанный является судьей или народным депутатом Украины. Однако в случае пред ' явления удостоверения или иного документа, удостоверяющего личность и служебное положение судьи или народного депутата Украины, любые действия, направленные на задержание, должны быть прекращены, а лицо, которое является народным депутатом Украины или судьей - немедленно освобождена. В случае продолжения действий, направленных на задержание, после того, как с ' выяснено, что задержанный является народным депутатом Украины или судьей, лицо, совершившее такие действия, подлежит за это уголовной ответственности на общих основаниях в зависимости от обстоятельств дела и характера причиненного при задержании вреда.

***

Конституция Украины (статьи 80, 105, 126).

Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 28 декабря 1960 г. (106, 115, 139).

Закон Украины " О Государственной налоговой службе в Украине " от 4 декабря 1990 г. в редакции от 24 декабря 1993 г. (ст. 22).

Закон Украины " О милиции & quot ; от 20 декабря 1990 (статьи 11 - 151).

Закон Украины " О государственной пограничной службе Украина " от 3 апреля 2003

Закон Украины " Об оперативно-розыскной деятельности " от 18 февраля 1992 (ст. 8).

Закон Украины " О Службе безопасности Украины & ; quot, от 25 Март 1992 (статьи 24, 25).

Закон Украины " О статусе народного депутата Украина " от 17 ноября 1992 г. в редакции от 22 марта 2001 г. (ст. 27).

Закон Украины " О статусе судей " от 15 декабря 1992 года (ст. 13).

Закон Украины " О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц " от 4 марта 1998 г. (ст. 18).

Постановление Пленума Верховного Суда Украины N 1 от 26 апреля 2002 " О судебной практике по делам о необходимой обороне " (пункты 3, 6).