Водный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 109. Порядок розгляду спорів з питань використання і охорони вод та відтворення водних ресурсів
Споры по вопросам использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов рассматриваются государственными органами охраны окружающей природной среды, водного хозяйства, геологии, местными Советами, судом или третейским судом в порядке, установленном законодательством.
Истцы - специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов, специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам водного хозяйства и их органы на местах освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам о взыскании средств на возмещение ущерба, причиненного нарушениями водного законодательства.
Споры по вопросам использования и охраны вод, возникают с другими государствами, а также между иностранными юридическими лицами и гражданами и владельцем вод, рассматриваются в соответствии с законодательством Украины.
Комментарий :
В части первой. Законодательством предусмотрена возможность рассмотрения споров по вопросам использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов государственными органами Министерства охраны окружающей природной среды, Государственного комитета по водному хозяйству, Государственной геологической службы, местными советами. Порядок рассмотрения споров, предметная компетенция соответствующих органов и другие важные процедурные моменты и т.п. законом не определены, что делает невозможным реализацию комментируемой нормы в соответствующей части.
Рассмотрение споров судами подчиняется правилам, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом, Хозяйственным процессуальным кодексом и Кодексом административного судопроизводства Украины.
Рассмотрение споров третейским судом происходит в пределах, предусмотренных нормами ЗУ "О третейских судах". Рассмотрение дела третейским судом возможно только при наличии соответствующего соглашения сторон.
До частини другої. За змістом коментованої норми від сплати державного мита звільнені Мінприроди, Держводгосп и их территориальные органы. Освобождение распространяется только на дела, предметом которых является взыскание средств на возмещение убытков, причиненных нарушением водного законодательства.
Действующее гражданское процессуальное законодательство предусматривает уплату судебного сбора, которым было фактически заменено уплате государственной пошлины, предполагалось Гражданским процессуальным кодексом 1963 Зато обязанность уплаты государственной пошлины в субъектов процессуальных отношений отсутствует (ч. 1 ст. 79 действующего Гражданского процессуального кодекса Украины). С другой стороны до вступления в силу закона, регулирующего порядок уплаты и размеры судебного сбора, судебный сбор при обращении в суд уплачивается в порядке и размерах, установленных законодательством для государственной пошлины (п. 5 раздела XI "Заключительные и переходные положения" Гражданского процессуального кодекса Украины).
Заметим, что Декрет КМУ "О государственной пошлине" содержит норму об освобождении от уплаты государственной пошлины органов Минприроды по соответствующим категориям дел (п. 27 ч. 1 ст. 4 Декрета), однако не предусматривает аналогичного положения по отношению к органам водного хозяйства. По существующей позицией ГНА, льготы, установлены не "законами по вопросам налогообложения" (очевидно, ВК в законы по вопросам налогообложения не относится), предоставляться не должны. Нам такой подход представляется неправильным, ведь Конституция Украины не предусматривает градации законов по юридической силе, и преимуществом должен пользоваться закон, принятый позже - в данном случае ВК.
К части третьей. Процессуальная правосубъектность и порядок рассмотрения дел с участием иностранных физических, юридических лиц и государств урегулирован в соответствии с правилами подведомственности разделом 10 Гражданского процессуального кодекса Украины, главой 15 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, ч. 4 ст. 6 Кодекса административного судопроизводства Украины.