Водный кодекс Украины (ВК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 110. Відповідальність за порушення водного законодательства

Порушення водного законодавства тягне за собою дисциплінарну, адміністративну, цивільно-правову або кримінальну ответственность согласно законодательству Украины.

Водопользователи освобождаются от ответственности за нарушения водного законодательства, если они возникли вследствие действия непреодолимых сил природы или военных действий.

Ответственность за нарушение водного законодательства несут лица, виновные в:

1) самовольном захвате водных объектов

2) забрудненні та засміченні вод;

3) порушенні режиму господарської деятельности в водоохранных зонах и на землях водного фонда

4) разрушении русел рек, ручьев и водотоков или нарушении естественных условий поверхностного стока при строительстве и эксплуатации дорог, железных дорог и других инженерных коммуникаций

5) введении в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без очистных сооружений или пристроил надлежащей мощности

6) несоблюдении условий разрешения или нарушении правил специального водопользования

7) самовольном проведении гидротехнических работ (строительство прудов, дамб, каналов, скважин)

8) нарушении правил ведения государственного учета вод или извращении или внесении недостоверных сведений в документы государственной статистической отчетности

9) повреждении водохозяйственных и гидрометрических сооружений и пристроил, нарушении правил эксплуатации и установленных режимов их работы;

10) незаконном создании систем сбрасывания обратных вод в водные объекты, городскую канализационную сеть или сливную канализацию и несанкционированном сбросе сточных вод

11) использовании земель водного фонда не по назначению;

12) несообщении (утаивании) ведомостей об аварийных ситуациях на водных объектах;

13) отказе от предоставления (утаивании) проектной документации и выводов относительно качества проектов предприятий, сооружений и других объектов, которые могут влиять на состояние вод, а также актов и выводов комиссий, которые принимали объект в эксплуатацию

14) нарушении правил охраны внутренних морских вод и территориального моря от загрязнения и засорения.

Законодательством Украина может быть установлена color = "# 000000"> Комментарий :

характеристика. Положение комментируемой статьи регулятивного значения не имеют. Ответственность за нарушение водного законодательства, перечисленные в данной статье, наступает только в тех случаях, когда она предусмотрена законодательством об отдельных видах юридической ответственности (КоАП УК Украины и др.).

В части первой. За нарушение норм действующего законодательства физические и юридические лица несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность. Данная норма отсылочных, поскольку основания и порядок применения различных видов ответственности определены другими актами законодательства.

Дисциплінарна відповідальність настає за правопорушення, котрі можуть розглядатися як порушення трудової дисциплины. Такая ответственность наступает на общих основаниях, предусмотренных КЗоТ Украины, к нарушителям могут быть применены взыскания в виде выговора или увольнения (В случаях, прямо предусмотренных законом). Применение ответственности регламентируется положениями главы X "Трудовая дисциплина" КЗоТ Украины (ст. ст. 147 - 151).

Адміністративна відповідальність. Більшість складів адміністративних правопорушень водного законодавства предусмотренные в главе 7 "Административные правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры" КоАП Украины. Также соответствующие составы могут содержаться и в других главах КоАП Украины и даже других законах - см.., Например, Закон Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения "(ст. 46).

Отношения по применению гражданской ответственности урегулированы главами 81 ("Создание угрозы жизни, здоровью, имуществу физического лица или имуществу юридического лица"), 82 ("Возмещение ущерба") ГК Украины, ст. ст. 68, 69 ЗУ "Об охране окружающей среды ". В частности, ч. 1 ст. 69 Закона устанавливает существенную специфику гражданской ответственности за экологические (в т.ч. нарушения водоохранного законодательства) правонарушения: причиненный вред подлежит возмещению "как правило, в полном объеме без применения норм снижения размера взыскания и независимо от сбора за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов ". Таким образом, по водным правонарушений обычно не применяются в. 1193 ГК Украины по возможности снижения размера возмещения при учете вины потерпевшего и материального положения физического лица, причинившего вред.

Также важным является указание в. 111 ВК Украины, по которой вред возмещается "в порядке и размерах, установленных законодательством Украина "(см. также ч. 4 ст. 68 ЗУ" Об охране окружающей природной среды "). Такое положение устанавливает отступление от общего правила, установленного ст. 1166 ГК Украина, о возмещении вреда в полном объеме, поскольку "размер, установленный законодательством", в конкретной ситуации может быть больше или меньше "полного" размера вреда (этот размер в случае экологических правонарушений зачастую просто невозможно достоверно установить, что и обусловило потребность в регулировании размера возмещения законодательством). Об установлении размера ущерба законодательством см. комментарий к ч. 1 ст. 111 ВК.

В случаях, когда законодательство не устанавливает специальных правил исчисления причиненного вреда, она рассчитывается в общем порядке.

Уголовная ответственность. Ряд нарушений водного законодательства через свою общественную опасность образует составы преступлений. В частности, действующий УК Украины предусматривает состава преступления "Нарушение правил охраны вод" (ст. 242), "Загрязнение моря" (ст. 243). Уголовная ответственность за нарушение водного законодательства может наступать по ст. 236 "Нарушение правил экологической безопасности".

Проблемные вопросы применения юридической ответственности за нарушение водного законодательства рассматриваются в постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 10.12.2004 N 17 "О судебной практике по делам о преступлениях и других правонарушениях против окружающей среды ", разъяснении Высшего арбитражного суда от 27.06.2001 N 02-5/744" О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей природной среды ".

К части второй. Указанные в комментируемой норме обстоятельства находятся вне воли и контроля сторон. Наступление указанных в комментируемой норме обстоятельств исключает наличие вины лица по отношению к вредным последствиям, а потому состав правонарушения является неполным. Действующее административное и уголовное законодательство предусматривает возможность наступления ответственности при наличии вины - психического сознательного отношения лица к содеянному.

Вместе с тем, специальные нормы гражданского законодательства допускают наступления ответственности без вины (например, ст. 1187 ГК Украины). Но и в этом случае освобождение от возмещения вреда происходит при наличии непреодолимой силы.

К части третьей. Закрепленный в комментируемой норме перечень нарушений водного законодательства, за которые может наступать юридическая ответственность, не является исчерпывающим. Отсылочный характер нормы в любом случае приводит необходимость обращения к другим актам действующего законодательства.

Самовольное захват водного объекта, т.е. владение и/или пользование им без соответствующего разрешения, является противоправным (см. комментарий к ст. 51 УК). Следовательно прекращению такого правонарушения происходит путем приостановки действия, которое нарушает право (пп. 3 п. 2 ст. 16 ГК Украины), а также наложения административных взысканий по ст. 48 КУоАП.

Загрязнение и засорение вод, разрушении русел рек, ручьев и водотоков или нарушении естественных условий поверхностного стока при строительстве и эксплуатации дорог, железных дорог и других инженерных коммуникаций в зависимости от масштабов и последствий может влечь ответственность по ст. ст. 242, 243 УК Украины или ст. 59, 591 КУоАП. Причиненный вред подлежит возмещению.

Нарушение режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и на землях водного фонда может заключаться в нарушении правил, установленных ст. ст. 60 - 64 ЗК, Порядка пользования землями водного фонда, утвержденного ПКМ Украины от 13.05.96 N 502, ПКМ Украины "Об утверждении Порядка определения размеров и границ водоохранных зон и режима ведения хозяйственной деятельности в них "от 08.05.96 N 486, ПКМ Украины от 14.04.97 N 347" Об утверждении Порядка составления паспортов рек и Порядок установления береговых полос водных путей и пользование ними "и т.п..

Ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без очистных сооружений или пристроил надлежащей мощности нарушает также ст. 51 ЗУ "Об охране окружающей природной среды". Причинение ущерба обусловливает наступление гражданской ответственности, а также может вызывать и наступления уголовной ответственности при наличии в действиях лица состава преступления (ст. 236 УК Украины), или административной - при совершении проступка (ч. 2 ст. 59, 791 КУоАП).

Несоблюдение условий разрешения или нарушении правил специального водопользования влечет последствия, предусмотренные ст. 55 ВК (см. комментарий к этой статье).

Самовольное проведение гидротехнических работ (строительство прудов, дамб, каналов, скважин) может вызвать наступление ответственности за незаконное, без разрешения специальное водопользование (см. предыдущий пункт), а так же ответственность за нарушение требований земельного законодательства в части использования земель не по их целевому назначению.

Нарушение правил ведения государственного учета вод или искажение или внесение недостоверных сведений в документы государственной статистической отчетности заключается в нарушении установленных гл. 6 ВК правил. В зависимости от субъекта, объективной стороны данного деяния оно может быть квалифицировано как административный проступок (например ст. 60 КУоАП) или преступление (например, ст. 336 УК Украины) и при наличии вреда тянуть и гражданскую ответственность.

Повреждение водохозяйственных и гидрометрических сооружений и устройств, нарушение правил эксплуатации и установленных режимов их работы при отсутствии вреда водным объектам влечет ответственность по ст. 61 КУоАП. При наличии вреда водным объектам см.. комментарий к п. 2 ч. 3 комментируемой статьи.

Незаконное создание систем сброса сточных вод в водные объекты, городскую канализационную сеть или сливную канализацию и несанкционированный сброс сточных вод является незаконным водопользованием (см. комментарий к главе 14 УК). При наличии вреда водным объектам возможно наступления гражданской ответственности, а при наличии значительного ущерба, подпадающего под признаки составов преступления, предусмотренных ст. ст. 236, 242 - 244 и другими нормами УК Украины - уголовной.

Использование земель водного фонда не по назначению является нарушением земельного законодательства. Под использованием земельного участка не по целевому назначению нужно понимать ее использования с нарушением правил, предусмотренных главой 12 ЗК Украины.

Відповідно до ст. 143 ЗК такі дії тягнуть примусове припинення прав на земельні ділянки, котрі використовуються не по назначению. Предусмотрена за такие действия и административная ответственность по ст. 53 КУоАП.

Неуведомление (Сокрытие) сведений об аварийных ситуациях на водных объектах в зависимости от элементов конкретного состава может быть дисциплинарным проступком (например, нарушение требований приказа Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 18.12.2003 N 169, которым утверждено Положение о порядке предоставления экологической информации) или преступлением (ст. ст. 238, 396 УК Украины).

За отказ от предоставления (сокрытие) проектной документации и выводов относительно качества проектов предприятий, сооружений и других объектов, которые могут влиять на состояние вод, а также актов и выводов комиссий, которые принимали объект в эксплуатацию, влечет ответственность по ст. ст. 914 или 2123 КУоАП.

Нарушение правил охраны внутренних морских вод и территориального моря от загрязнения и засорения влечет наступление ответственности по ст. 591 КоАП Украины, ст. 243 УК Украины. Причиненный вред подлежит возмещению.