Водный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 14. Компетенція Кабінету Міністрів України у галузі управління і контролю за використанням і охороною вод та відтворенням водних ресурсов

До відання Кабінету Міністрів України у галузі управління і контролю за використанням і охороною вод и воспроизведением водных ресурсов принадлежит:

1) реализация государственной политики в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов

2) распоряжение водными ' объектами общегосударственного значения

3) осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов

4) определение приоритетов водопользования

5) обеспечение разработки государственных целевых, межгосударственных программ использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов

6) определение порядка деятельности органов исполнительной власти в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов, координация их деятельности

7) установление порядке выдачи разрешений на специальное водопользование, строительные, дноуглубительные работы, добычу песка и гравия, прокладки кабелей, трубопроводов и других коммуникаций на землях водного фонда, а также разработки и утверждения нормативов сброса загрязняющих веществ в водные ' объекты

8) исключен

9) исключен

10) принятие в случае возникновения аварийных ситуаций решений о сбросах сточных вод из накопителей в водные ' объекты, если они приводят к превышению предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в этих об ' объектах

11) организация и координация работ, эт ' связанных с предупреждением и ликвидацией последствий аварий, стихийного бедствия, вредного действия вод или ухудшением качества водных ресурсов

12) принятие решений об ограничении, временном запрете (остановка) деятельности предприятий, учреждений, организаций и об ' объектов в случае нарушения ими требований водного законодательства

13) утверждение проектов зон санитарной охраны хозяйственно-питьевых водозаборов, обеспечивающих водоснабжение территории более чем одной области

14) руководство внешними н ' связями Украины в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов

15) решение других вопросов в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов.

(С изменениями и дополнениями, внесенными с
законами Украины от 21.09.2000 г. N 1990-III,
от 23.12.2004 г. N 2288-IV,
от 09.02.2006 г. N 3421-IV)

(действие пункта 8 статьи 14 остановлено на 2007 год (в части установления Кабинетом Министров Украины нормативов сбора за специальное водопользование, кроме установления нормативов сбора, взимаемых за сброс загрязняющих веществ в водные ' объекты) согласно Закону Украины от 30.11.2006 г. N 398-V)

(С изменениями и дополнениями, внесенными
Закону Украины от 27.04.2007 г. N 997-V)

(действие пункта 8 статьи 14 остановлено на 2008 год (в части установления Кабинетом Министров Украины нормативов сбора за специальное водопользование, кроме установления нормативов сбора, взимаемых за сброс загрязняющих веществ в водные ' объекты) согласно Закону Украины от 28.12.2007 г. N 107-VI)

(остановка действия пункта 8 статьи 14 на 2008 год, предусмотренное пунктом 16 статьи 67 раздела I Закона Украины от 28.12.2007 г. N 107-VI, признано не соответствующим Конституции Украины (неконституционным) согласно решению Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. N 10-рп/2008)

(действие пункта 8 статьи 14 (в части установления Кабинетом Министров Украины нормативов сбора за специальное водопользование, кроме установления нормативов сбора, взимаемых за сброс загрязняющих веществ в водные ' объекты) приостановлено до принятия Налогового кодекса Украины в соответствии с Законом Украины от 03.06.2008 г. N 309-VI)

(С изменениями, внесенными согласно
Законами Украины от 02.12.2010 г. N 2756-VI, от 16.10.2012 г. N 5456-VI)

Комментарий

В п. 1. Положение п. 1, на наш взгляд, имеют декларативный характер, ведь " реализация государственной политики в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов " является скорее задачей, а не полномочиями КМ Украины.

К п. 2. Распоряжение водными ' объектами общегосударственного значения заключается в передаче их в аренду по правилам, предусмотренным ст. 51 ВК (см. комментарий).

Относительно понятия " водного об ' объекта общегосударственного значения " см.. ст. 5 ВК и комментарий к ней.

К п. 3. Осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов заключается в осуществлении мероприятий, предусмотренных ст. ст. 18 - 23 ВК. Кабинет Министров Украины в соответствии с п. 91 ст. 116 Конституции Украины принимает положение о государственных органах, которые призваны контролировать правомерность и эффективность использования вод (например, Положение о Министерстве охраны окружающей среды Украины, утвержденное постановлением КМУ от 02.11.2006 N 1524). С другой стороны, по представлению КМ Украины назначаются министры Минприроды Украины, Минздрава Украины и т.п., а самым КМУ - руководители правительственных органов, руководители Госводхоза Украины, Госкомзема Украины, заместители министров и т.п.. Такие полномочия можно считать косвенным рычагом контрольного влияния на эффективность работы соответствующих государственных органов.

К п. 4. Законодательством Украина " приоритет водопользования " не определен. Можно предположить, что речь идет о перераспределении водных ресурсов путем предоставления разрешений на специальное водопользование, определения размера лимитов использования воды. Однако закон предоставляет полномочия по изданию соответствующих разрешений, установление лимитов другим органам - см.. ст. ст. 47, 49 и др.. ВК. Поэтому комментируемое пункт регулятивного значения не имеет.

К п. 5. См.. комментарий к ст. 12 ВК.

К п. 6. С учетом положений ч. 2 ст. 19 Конституции Украины, по которой государственные органы обязательства ' связанные действовать исключительно " в порядке, установленном законом ", комментируемое положение следует понимать как дающее КМУ право определять деятельность государственных органов в случаях, предусмотренных законом, в частности, при утверждении положений об этих органах (п. 91 ст. 116 Конституции Украины), при определении порядка ведения государственного водного кадастра (ч. 2 ст. 28 ВК), государственного мониторинга (ч. 2 ст. 21 УК) и т.п..

Полномочия КМУ по координации деятельности органов государственной власти вытекают из п. 9 ст. 116 Конституции Украины, норм ЗУ " О Кабинете Министров Украины ".

В п. 7. Во исполнение комментируемого пункта издано постановление КМУ от 13.03.2002 N 321 " Об утверждении Порядка согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование и внесении изменений в ПКМ Украины от 10 августа 1992 N 459 ". Предметная компетенция по поводу выдачи разрешений определена постановлением КМУ от 10.08.92 N 459 " О порядке выдачи разрешений на специальное использование природных ресурсов и установление лимитов использования ресурсов общегосударственного значения ".

Порядок выдачи разрешений на строительные, дноуглубительные работы, добычу песка и гравия, прокладки кабелей , трубопроводов и других коммуникаций на землях водного фонда определен постановлением КМУ от 12.07.2005 N 557 " Об утверждении Порядка выдачи разрешений на проведение работ на землях водного фонда ".

Порядок разработки и утверждения нормативов сброса загрязняющих веществ в водные о ' объекты утвержден постановлением КМУ от 11.09.96 N 1100 " О Порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ и перечень загрязняющих веществ, сброс которых нормируется ".

К п. 8. В соответствии со ст. 48 ВК (см. комментарий) видами специального водопользования является забор воды из водных ' объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные ' объекты.

Нормативы сбора, взимаемых за сброс загрязняющих веществ в водные ' объекты, утвержденные постановлением КМУ от 01.03.99 N 303 " Об утверждении Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора ".

Порядок взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта урегулирован постановлением КМУ от 16.08.99 N 1494 " Об утверждении Порядка взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта ".

Спорным является вопрос, означает приостановлении действия комментируемого пункта 8 статьи 14 (" до принятия Налогового кодекса Украины в части установления Кабинетом Министров Украины нормативов сбора за специальное водопользование, кроме установления нормативов сбора, взимаемых за сброс загрязняющих веществ в водные ' объекты " Законом Украины N 309-VI от 03.06.2008) прекращение действия упомянутого выше постановления КМУ от 16.08.99 N 1494. На наш взгляд, на этот вопрос следует ответить отрицательно. Законодатель, останавливая действие соответствующего пункта, не мог преследовать цели установить бесплатное видов специального водопользования. Зато, до принятия Налогового кодекса он ставил целью лишить КМУ возможности произвольно пересматривать соответствующие нормативы.

В п. 10. Решение о сбросе сточных вод из накопителей в водные ' объекты может быть составной реагирования на аварийную ситуацию (см. п. 11 комментируемой статьи, ст. 108 ВК и комментарий к ней).

Относительно понятия аварийной ситуации см.. комментарий к ст. 108 ВК.

Перечень и порядок установления нормативов экологической безопасности водопользования изложены в ст. 36 ВК (см. комментарий).

В случае если сброс сточных вод не приведет к превышению предельно допустимых концентраций загрязняющих вещественных в водных ' объектах, решение принимается областными советами и другими органами, упомянутыми в ст. 8 ВК (см. п. 15 ст. 8 УК и комментарий к нему).

Примерами реализации таких полномочий могут быть распоряжения КМУ от 03.10.2007 N 824-р " О сброса излишков обратных вод в г. Ингулец ", от 06.12.2000 N 480-р " О аварийный сброс избытка обратных сточных вод из хвостохранилищ горнорудных предприятий Кривбасса " и тому подобное.

К п. 11. В рамках реализации комментируемого полномочия КМУ действует в соответствии со ст. 29 ЗУ " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера ", утвержденной им же постановления от 03.08.98 N 1198 " О единой государственной системе предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера ".

Относительно данного полномочия см.. также комментарий к ст. 108 ВК.

К п. 12. См.. комментарий к п. 13 ст. 8 ВК. Об особенностях ограничения, временного запрета (остановка) сброс сточных вод в водные ' объекты см.. ст. 71 ВК и комментарий к ней.

В п. 13. Данное полномочие продублировано в ст. 10 ЗУ " О питьевой воде и питьевом водоснабжении ". Во исполнение данной нормы определены границы, например, зоны санитарной охраны Грабовский и Краснооскольского водохранилищ (см. постановление КМУ от 21.02.2007 N 267).

В п. 14. Конституция Украины (п. 3 ст. 106) относит руководство внешнеполитической деятельностью государства в исключительной компетенции Президента Украины. Поэтому при управлении " внешними н ' связями Украины в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов " КМУ должен подчиняться Президенту Украины.

В вопросе осуществления обеспечения международного сотрудничества КМУ принял постановление от 17.06.94 N 422 " Об утверждении Положения о порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Украины межведомственного характера ".

К п. 15. Решение иных вопросов в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов осуществляется согласно с соблюдением норм ч. 2 ст. 19 раздела VI Конституции Украины, ЗУ " О Кабинете Министров Украины ".