Водный кодекс Украины (ВК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 47. Право загального водокористування

Загальне водокористування здійснюється громадянами для удовлетворения их потребностей (купание, плавание на лодках, любительское и спортивное рыболовство, водопой животных, забор воды из водных ' объектов без применения сооружений или технических устройств и из колодцев) бесплатно, без закрепления водных ' объектов за отдельными лицами и без предоставления соответствующих разрешений.

С целью охраны жизни и здоровье ' я граждан, охраны окружающей природной среды и других предусмотренных законодательством оснований районные и городские советы по представлению центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, областных, Киевской, Севастопольской городских государственных администраций, органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды и других государственных органов устанавливают места, где запрещается купание, плавание на лодках, забор воды для питьевых или бытовых нужд, водопой животных, а также при определенных оснований определяют другие условия, которые ограничивают общее водопользование на водных ' объектах, расположенных на их территории.

Местные советы обязательства ' связанные сообщать население об установленных ими правила, которые ограничивают общее водопользование.

На водных ' объектах , предоставленных в аренду, общее водопользование допускается на условиях, установленных водопользователем, по согласованию с органом, который предоставил водный о ' объект в аренду.

Водопользователь, который взял водный о ' объект в пользование на условиях аренды, обязательства ' связан доводить до сведения населения условия водопользования, а также о запрете общего водопользования на водном об ' объекте, предоставленном в аренду.

Если водопользователем или соответствующим советом не установлены такие условия, общее водопользование признается разрешенным без ограничений.

Комментарий :

К части первой. Как название статьи, такие и применения термина " водопользования " в комментируемой части указывают на то, что этим положением предоставляется право осуществлять использование воды именно с водных ' объектов. Таким образом, положения настоящей статьи не распространяется на использование воды, например, из водопроводов для бытовых и санитарных нужд граждан.

Ч. 1 ст. 47 ВК, определяя виды общего водопользования, содержит положения, несколько отличные от тех, которые содержатся в Перечне видов специального водопользования, утвержденном Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР 10.08.77. Например, забор воды из колодцев частью 1 ст. 47 ВК относится к общему виду водопользования. Причем параметры колодцев не указывают, что дает основания сделать вывод о том, что в этой статье подразумевается любая колодец. Зато подпунктом " в " п. 1 Перечня видов специального водопользования, к видам специального водопользования отнесены, водопользование, осуществляемое с применением копаных шахтных колодцев, забивных фильтровых колодцев, каптажей источников и других малых сооружений для использования подземных вод без принудительного понижения уровня воды. Эта коллизия, в силу положений Постановления ВР Украины от 12.09.91 " О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР ", должна быть решена в пользу ч. 1 ст. 47 ВК.

В ч. 1 ст. 47 ВК приведен перечень разновидностей общего водопользования. Буквальное толкование этой статьи свидетельствует о исчерпывающий характер данного перечня (отсутствуют фразы " т.д. ", " и т.д. ").

Комментируемым части статьи определяются признаки общего водопользования, среди них названы: бесплатность, отсутствие закрепления за отдельными лицами, осуществление водопользования без предоставления специальных разрешений. Считаем такой подход некорректным. На самом деле, основанием для законодательного признания водопользования специальным является его характер, существенность его влияния на водные ресурсы, что может привести к негативным изменениям в окружающей среде, нарушение порядка комплексного использования водных ресурсов; причинить вред другим водокористувачам106 (подробнее см.. комментарий к ст. 46 УК), а необходимость получения разрешения, оплатнисть и закрепление за определенным лицом - это правовые последствия отнесения водопользования в специальный. Причем законодательством могут быть установлены случаи, когда специальное пользование осуществляется без разрешения (Ст. 67 СК) и бесплатно (ст. 69 ВК).

Стоит отметить, что действующее законодательство Украины предусматривает три режимы осуществления использования воды: 1) для получения специального разрешения и внесением сбора 2) осуществляемое за плату, но без получения специального разрешения, 3) которое осуществляется без получения специального разрешения и бесплатно (подробнее см.. комментарий к ст. 48 УК). Формулировка ч. 1 ст. 47 ВК позволяет общим водопользованием назвать именно третий его вид.

Важной гарантией права общего водопользования является установление прибрежных защитных полос (см. ст. ст. 88 - 90 СК).

К частям четвертой и п ' пятой. Об аренде водных ' объектов см.. ст. 51 и комментарий к ней.