Водный кодекс Украины (ВК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 48. Спеціальне водокористування
Специальное водопользование - это забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сброс загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов.
Специальное водопользование осуществляется юридическими и физическими лицами прежде всего для удовлетворения питьевых нужд населения, а также для хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных и других государственных и общественных нужд.
Не относятся к специальному водопользованию:
пропуск воды через гидроузлы (Кроме гидроэнергетических)
подача (перекачивание) воды водопользователям в маловодные регионы
устранения вредного действия вод (подтопление, засоление, заболачивание)
использования подземных вод для изъятия полезных компонентов
изъятие воды из недр вместе с добычей полезных ископаемых;
выполнение строительных, дноуглубительных и взрывных работ
добычи полезных ископаемых и водных растений
прокладки трубопроводов и кабелей
проведение буровых, геологоразведочных работ
другие работы, которые выполняются без забора воды и сброса сточных вод.
Комментарий :
К части первой. Большим практическим значением наделено определения специального водопользования, приведенное в ч. 1 комментируемой статьи. Оно служит основой для определения режима, которому должен подвергаться определенный вид водопользования. Вышеизложенное обусловливает необходимость обратиться к его анализу подробнее. Буквальное толкование ч. 1 ст. 48 ВК позволяет утверждать, что ею к специальному водопользованию отнесены:
забор воды из водных объектов с застуванням сооружений или технических устройств
использование воды
сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Приведенный перечень является исчерпывающим. Положение глав 11 - 13 ВК устанавливают особенности осуществления именно этих разновидностей права водопользования (См. комментарий к ст. 47 УК). Остановимся на анализе этих видов водопользования, которые законодателем отнесены к специальным.
Забор воды. Первым видом специального водопользования является забор воды. Этот забор, для того чтобы считаться специальным водопользования, должен осуществляться с применением "сооружений или технических устройств".
На наш взгляд, комментируемое норму следует толковать ограничительно. Техническими устройствами являются и ведро, и журавль для забора воды из колодца. На наш взгляд, специальным водопользование является только такой забор воды, который связан с использованием сооружений и устройств, вызывающих существенное влияние на окружающую среду, права на свободы водопользователей. При этом необходимо отметить, что еще в начале 70-х годов стали возникать вопросы, связанные с отнесением сооружений к таким, которые существенно влияют на состояние окружающей природной среды. Это обусловливалось действующей в то время редакции ст. 29 Водного кодекса Украинской ССР, которая в качестве основного критерия для разграничения общего и специального видов водопользования закрепляла, использование при осуществлении забора воды, специальных устройств и сооружений. При решении вопроса о том, использование которых сооружений и устройств является критерием отнесения забора воды до специального пользования, следует учитывать положения п. 1 Перечня видов специального водопользования, утвержденного приказом Министерства мелиорации и водного хозяйства от 10.08.77, которое продолжает действовать в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины от 12.09.91 "О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР ".
Использование воды. Второй разновидностью специального водопользования является "использование воды". Согласно ст. 1 ВК использования воды представляет собой "процесс изъятия воды для использования в производстве с целью получения продукции и для хозяйственно-питьевых потребностей населения, а также без ее изъятия для нужд гидроэнергетики, рыбоводства, водного, воздушного транспорта и других нужд ".
общем термин "использование воды" означает как изъятие воды из природных водных ' объектов, так и ее изъятия их из технических систем. Следует отметить, что в ст. 48 ВК этот термин употребляется в более узком смысле, только как изъятие воды из водных объектов, поскольку в данной норме "использование воды" рассматривается как разновидность водопользования. Водопользование же означает использование вод, "которые входят в состав природных звеньев круговорота воды", или самих объектов в целом (ч. 1 ст. 1 ВК). Таким образом, "использование воды" как разновидность "водопользование", упомянутое в ст. 48 ВК, не охватывает забора воды из технических систем.
По этим мотивам следует признать ошибочной практику органов охраны окружающей природной среды, по которой предприятия , которые забирают воду из коммунального (ведомственного) водопровода или других водохозяйственных систем при заборе ими 50 и более кубических метров воды в сутки, должны получать разрешение на специальное водопользование и платить соответствующую плату. Такая цифра была взята за основу на основании того, что согласно абзацу 4 п. 1.2 Инструкции по заполнению формы N 2-ТП (водхоз) было установлено обязанность предприятий, забирают воду из коммунального (ведомственного) водопровода или других водохозяйственных систем и передают сточные воды коммунальной (ведомственной) канализации при заборе ими 50 и более кубических метров воды в сутки, а также водопользователи, имеющие оборотные системы водопотребления общей мощностью 1000 куб. м в сутки и более, независимо от количества забранной свежей воды осуществлять государственный учет использования вод. Поскольку целью как установление разрешительного режима специального водопользования, так и статистического учета использования вод является обеспечение охраны и рационального использования вод, то значимость забора 50 и более кубических метров воды в сутки, для охраны и рационального использования вод с точки зрения статистического учета дает все основания считать эту цифру значимой и с точки зрения установления режима водопользования. Это и стало основанием для использования в вопросе о режиме водопользования вышеуказанной цифри107.
Правозастосовчій практиці відомий і інший підхід до розуміння змісту ч. 1 ст. 48 ВК. Він полягає у запереченні за использованием воды из водопровода свойства специального водопользования независимо от объема использованной води108. Именно такой подход представляется нам верным. Стоит отметить, что и суды при решении дел выносят решения не в пользу государственных органов, требуют внесения платы за специальное водопользование и получения разрешения на спецводопользование от предприятий, использующих воду из водопроводу109. В одной из постановлений Высшего административного суда по делу, посвященной рассматриваемом вопросу, было отмечено следующее: "Есть правильной позиция судов предыдущих инстанций о неправомерности определения налоговым уведомлением-решением от N 0001882301/1/1484 налогового обязательства по плате за специальное использование водных ресурсов в сумме 103,42 грн. и финансовым санкциям в сумме 680 грн., поскольку судами было достоверно установлено, что АФ предприятия "Ерайз" не осуществляла специальное водопользование, а оплачивала услуги по поставке воды ДУ N 1 КЗЧ Ялтинского района в соответствии со счетами последнего ". Таким образом, получение воды из коммунального водопровода нельзя считать специальным водопользованием.
Сброс загрязняющих веществ. Третьей разновидностью специального водопользования ч. 1 ст. 48 ВК определен "... сброс загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов ... ". Под "сбросом" следует понимать привнесение загрязняющих веществ в "естественные звенья круговорота воды". Такой вывод обосновывается рядом соображений, в частности, определением понятия "вода обратная", "предельно допустимый сброс" (ст. 1 ВК), положениями ст. 70 ВК т.п.. Нельзя рассматривать как "сброс" в смысле комментируемой нормы сброса, которое осуществляется не к водному объекту, а, например, на поля фильтрации110. Вышеизложенное дает основания для суженного толкования положения ч. 1 ст. 48 ВК. Согласно этому толкованию под сбросом загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов, как разновидностью специального водопользования следует понимать сброса таких веществ именно в водные объекты.
Сброс загрязняющих веществ с обратными водами на земельные участки или поля фильтрации необходимо рассматривать как удаление отходов и распространять на эти операции положения законодательства о размещении видходив111.
К части второй. Относительно режима осуществления специального водопользования для различных потребностей см.. главы 11 - 14 ВК.
К части третьей.
Пропуск воды через гидроузлы (кроме гидроэнергетических) осуществляется согласно прядь эксплуатации водных объектов и режима этих объектов. См.. подробнее ст. ст. 76, 77 УК.
Подача (перекачивание) воды водопользователям в маловодные регионы. С целью создания максимально благоприятного режима осуществления подачи (перекачки) воды водопользователям в маловодные регионы законодатель освобождает этот вид деятельности из-под режима специального водопользования.
Устранение вредного воздействия вод (подтопления, засоления, заболачивания). В ряде случаев устранения вредного действия вод осуществляется в форме забора воды (например, откачка воды из карьера во избежание его затопления) и связано с использованием удаленной воды, в частности, путем разбрызгивания с целью уменьшения запыленности. Такая ситуация ставит вопрос, распространяется режим специального водопользования на использования изъятой воды для уменьшения запыленности.
Положительный ответ на поставленный вопрос означать кроме необходимости получения разрешения на специальное водопользование и соответствующего лимита, еще и возникновение обязанности внесения платы за осуществление соответствующего водопользования (ч. 1 и 6 ст. 49 УК и п. п. 2, 3 и др.. Порядка согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденного ПКМ Украины от 13.03.2002 N 321).
На наш погляд, у разі забору води при усуненні шкідливої дії вод такий забір не може розглядатися як спеціальне водопользования независимо от дальнейшей "судьбы" забранной воды. Таким образом, если соберутся вода используется для каких-то производственных нужд субъекта устраняет вредное действие вод, это не может рассматриваться как основание для признания забора воды специальным водопользованием.
Удаление воды из недр вместе с добычей полезных ископаемых. В таком случае практически отсутствует "использование воды" (как эксплуатация полезных ее свойств). В связи с этим, законодатель и не относит указанный вид деятельности не рассматривается в качестве специального водопользования.
Выполнение строительных, дноуглубительных и взрывных работ; добычи полезных ископаемых и водных растений. Прокладка трубопроводов и кабелей. Проведение буровых, геологоразведочных работ. Правило этой нормы корреспондирует правилу ч. 1 ст. 86 ВК "Пользование земельными участками дна рек, озер, водохранилищ, морей и других водных объектов ". Системное толкование положений ч. 1 ст. 86 и ст. ст. 48 - 51 УК позволяет сделать вывод о том, что указанные в ст. 86 ВК виды деятельности сами по себе вообще не рассматриваются как водопользования.
Другие работы, которые выполняются без забора воды и сброса сточных вод. Положение о "другие работы" фактически противоречит ч. 1 комментируемой статьи, по которым к специальному водопользованию, кроме забора воды и сброса сточных вод, отнесенное "использование воды". На наш взгляд, данное противоречие следует решать с учетом других положений водного законодательства. В частности, следует признавать специальным водопользованием "использование воды", или "другие работы, которые выполняются без забора воды и сброса сточных вод", если они прямо отнесены законом к специальному водопользованию: например, использование для нужд водного транспорта и электроэнергетики (ст. 66), рыбного хозяйства (ст. 68).