Водный кодекс Украины (ВК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 49. Право на здійснення спеціального водопользования

Специальное водопользование осуществляется на основании разрешения.

Разрешение на специальное водопользование выдается:

Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями - в случае использования воды водных ' объектов общегосударственного значения

органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды, областными, Киевской и Севастопольской городскими советами по согласованию с Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями - в случае использования воды водных ' объектов местного значения.

Выдача разрешения на специальное водопользование осуществляется по ходатайству водопользователя с обоснованием потребности в воде, согласованным с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам водного хозяйства, - в случае использования поверхностных вод, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, - в случае использования подземных вод и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны здоровье ' я, - в случае использования водных ' объектов, отнесенных к категории лечебных.

Порядок согласование и выдачи разрешений на специальное водопользование утверждается Кабинетом Министров Украины.

В разрешении на специальное водопользование устанавливаются лимит забора воды, лимит использования воды и лимит сброса загрязняющих веществ. В случае наступления маловодья эти лимиты могут быть уменьшены специально уполномоченными государственными органами без корректирования разрешения на специальное водопользование.

Специальное водопользование является платным.

Комментарий :

К частям первой и четвертой. Правила выдачи разрешения на осуществление специального водопользования определяются Порядком согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденного ПКМ Украины от 13.03.2002 N 321.

На основании Постановления Верховной Рады Украины " О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР " от 12.09.91 N 1545-XII, на территории Украина отдельных вопросах предоставления разрешения на специальное водопользование регламентируется также постановлением Совета Министров СССР " О порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование " от 10.06.77 N 500112 - в части утверждения бланков разрешений на специальное водопользование.

Разрешение на специальное водопользование имеет характер документа разрешительного характера. Это влечет за собой распространение на порядок его выдачи ряда дополнительных правил, предусмотренных ст. 4 ЗУ " О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности " от 06.09.2005 N 2806-IV. Нельзя не сказать, что в ст. 49 ВК, как и в других статьях ВК или ином законе, вопреки положению ч. 1 ст. 4 ЗУ " О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности " не нашли отражения платность или бесплатность выдачи документа разрешительного характера, срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче документа разрешительного характера; исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче и аннулирования документа разрешительного характера и т.д.. Кроме того, в нарушение положения ч. 2 ст. 4 ЗУ " О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности " в Порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование не определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения этого разрешения.

По таких условиях не совсем понятно, есть ли законные основания для того, чтобы требовать наличия у субъектов ' ведения хозяйства соответствующих разрешений, и законной является выдача разрешений в соответствии с порядком, противоречит ЗУ " О разрешительной деятельности в сфере хозяйственной деятельности ".

На наш взгляд, исходя из цели ЗУ " О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности " - предоставить дополнительные гарантии субъектов ' ведения хозяйства при получении разного рода разрешительных документов, следует считать, что порядок выдачи разрешений на специальное водопользование должен быть безотлагательно приведен в соответствие с требованиями Закона. С другой стороны, закон не отменил существующего требования о получении разрешения на специальное водопользование, и соответствующие разрешения пока следует получать в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

К части второй. Относительно понятия водных ' объектов общегосударственного и местного значения см.. ст. 5 ВК и комментарий к ней.

В части третьей. В этой части предусмотрена обязанность ' связь субъектов ' объектов согласовать ходатайство о получении разрешения на специальное водопользование с различными государственными органами в зависимости от особенностей водного об ' объекта. Буквальное толкование положения ч. 3 ст. 49 ВК и абз. 4 ст. 1 ЗУ " О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности " ставит вопрос о том, являются документами разрешительного характера указанные в ч. 3 ст. 49 ВК и п. 3 Порядка согласования.

Решение этого вопроса зависит от избрания варианта толкования положения ч. 4 ст. 1 ЗУ " О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности ". Согласно ч. 4 ст. 1 указанного Закона, документ разрешительного характера определяется как " ... разрешение, заключение, согласование, свидетельство и т.п., который дает суб ' объекта хозяйствования право на осуществление определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности … ".

На наш взгляд, в данном случае " согласования " вполне соответствует приведенному определению. Получение согласования является обязательным ' Обязательным условием выдачи " конечного " разрешения. Орган, который выдает разрешение, не вправе его выдать, если согласование нет или он не согласен с отсутствием такого согласования. По сути, ничего бы не изменилось, если бы закон называл " согласования " просто " другим разрешением ". Более того, требование " согласования " более обременительной для субъектов ' ведения хозяйства, чем требование о получении двух разрешений - эти разрешения можно было бы получать независимо друг от друга, в случае же с согласованием разрешительная система становится style="text-align: justify"> В практике применения положения ч. 3 ст. 49 ВК сложилась спорная ситуация относительно того, охватывает собой использование поверхностных вод сброс загрязняющих веществ в водные ' объекты. Ряд областных управлений охраны окружающей среды считали, что использование поверхностных вод не охватывает собой сброс загрязняющих веществ в водные ' объекты и не требовало от заявителей согласования их ходатайств на получение разрешения на специальное водопользование с органами Госводхоза. Позиция Госводхоза, наоборот, состояла в том, что при сбросе загрязняющих веществ в водные ' объекты (за исключением сброса в подземные воды) имеет место использование поверхностных вод, в силу ч. 3 ст. 49 ВК и абз. 2 п. 3 Порядка согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, влечет за собой возникновение обязанности ' связи у заявителя согласовать это ходатайство с органами Держводгоспу113.

Такая позиция представляется нам ошибочным. В ст. 1 ВК " использования вод " эт ' связывается только с их " изъятием " для различных нужд и их использование " без изъятия " с водных ' объектов, но только для нужд, не предусматривают сброс загрязняющих веществ в водные ' объекты. На основе сказанного необходимо признать, что требование ч. 3 ст. 49 ВК по согласованию ходатайство о предоставлении разрешения на использование поверхностных вод с органами Госводхоза не распространяется на ходатайство о получении разрешения на сброс загрязняющих вещество поверхностные водные ' объекты.

К части п ' пятой. О правовых аспектов установления лимитов забора воды, использование воды, сброс загрязняющих веществ см.. соответствующие определения в ст. 1 ВК, а также ст. 70 ВК (по сбросу загрязняющих веществ).

Уровень воды в водных ' объектах определяется решениями межведомственных комиссий при Госводхозе Украины по установлению режима работы соответствующего водохранилища или каскада водохранилищ (см. ст. 76 УК и комментарий к ней). В случае, когда в результате принятия решения такой комиссии дальнейшее забор воды для промышленных нужд в объемах, оговоренных в договоре, несовместим с обеспечением вопросов и хозяйственно-бытовых потребностей граждан, орган, уполномоченный выдавать разрешение на осуществление забора воды (как правило, областные управления охраны окружающей природной среды) имеет право уменьшить лимит на соответствующий срок.

К части шестой. Относительно платы за специальное водопользование см.. ст. 30 ВК и комментарий к ней.