Водный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 65. Особливості спеціального водокористування та користування водними об'єктами для потреб сільського і лісового господарства
Користування водами для потреб сільського і лісового господарства здійснюється у порядку як загального, так і спеціального водопользования.
Во время орошения земель сельскохозяйственного назначения водопользователи обязательства ' связанные осуществлять мероприятия по предупреждению подтопления, заболачивания, засоления и загрязнения этих земель. Качество воды, используемой для орошения земель сельскохозяйственного назначения, должна соответствовать установленным нормативам.
Орошение сельскохозяйственных угодий сточными водами может быть разрешено государственными областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере ветеринарной медицины.
Орошение сельскохозяйственных угодий и сбрасывание дренажных вод в водные ' объекты осуществляются на основании разрешения на специальное водопользование, который выдается владельцу орошаемых угодий в установленном этим Кодексом порядке.
Во время осушения земель сельскохозяйственного назначения должны осуществляться меры по предотвращению деградации и ветровой эрозии этих земель, а также ухудшение состояния водных ' объектов.
Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на орошаемые и осушаемые земли лесного фонда.
Комментарий
К части первой. Практическое значение этого положения исчерпывается, отсылкой к общему порядка осуществления общего или специального водопользования, предусмотренных ст. ст. 46 - 56 ВК.
К части второй. Орошение земель, в большинстве случаев, осуществляется с помощью мелиоративных систем. В этой ' связи с существенным влиянием мелиоративных систем на состояние земельных участков эта часть устанавливает общие требования по их эксплуатации. Эксплуатация мелиоративных сооружений осуществляется в соответствии с технической документацией на эти сооружения и системы. Именно требования, определенные в технической документации (проект строительства соответствующей системы или сооружения; регламент эксплуатации мелиоративной системы (сооружения)) конкретизируют требования ч. 2 ст. 65 ВК по предупреждению подтопления, заболачивания, засоления и в определенной степени и загрязнения земель.
В этой ' связи с таким значением проектной документации правовой механизм реализации положений ч. 2 ст. 65 ВК делится на две части: 1) обеспечение соблюдения требований ч. 2 ст. 65 ВК в процессе разработки проектной документации, 2) соблюдение указанных требований в процессе эксплуатации мелиоративных сооружений или систем.
Соблюдение требований ч. 2 ст. 65 ВК при составлении проекта строительства мелиоративной системы осуществляется с помощью комплексной государственной экспертизы. Необходимость ее проведения предусмотрено абз. 4 ч. 1 ст. 8, ст. 15 ЗУ " Об инвестиционной деятельности " от 18.09.91. Согласно ч. 3 ст. 31 ЗУ " О мелиорации земель " от 14.01.2000, предпроектная и проектно-сметная документация на строительство новых и реконструкцию существующих мелиоративных систем, отдельных об ' объектов инженерной инфраструктуры подлежит комплексной государственной экспертизе, которая проводится в порядке, который устанавливается КМ Украины.
Согласно абзаца 3 п. 7 Порядка утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их государственной экспертизы, утвержденного ПКМ Украины от 31.10.2007 N 1269, заключение государственной экологической экспертизы является составной частью заключения комплексной государственной экспертизы только при условии, когда об ' объект который проектируемого составляет повышенную экологическую опасность. Пунктом 15 Перечня видов деятельности и о ' объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, утвержденного ПКМ Украины от 27.07.95 N 554, к видам деятельности, представляющих повышенную экологическую опасность отнесено строительство гидроэнергетических и гидротехнических сооружений и мелиоративных систем. Реализация проекта строительства соответствующей гидротехнического сооружения без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается (ч. 3 ст. 39 ЗУ " О экологическую экспертизу ").
В процессе эксплуатации мелиоративного сооружения или системы запрещается использовать их вопреки проектной документации. Кроме того, органами Госводхоза утверждается регламент эксплуатации каждой мелиоративной системы или сооружения. Ее эксплуатация должна осуществляться в соответствии с этим регламентом (ч. 2 ст. 24 ЗУ " О мелиорации земель ").
Регламентом эксплуатации мелиоративной системы или сооружения предусматривается также проведение планово-поперджувальних ремонтов, осуществляемых в порядке, предусмотренном Положением о проведении планово-предупредительных ремонтов мелиоративных систем и сооружений, утвержденного приказом Госводхоза от 01.10.99 N 151, а также Методикой определения коррозионного состояния трубопроводов орошения и водоснабжения, утвержденная приказом Госводхоза от 11.02.2008 N 35. Соблюдение указанных нормативно-правовых актов также служит средством выполнения требований ч. 2 ст. 65 ВК, поскольку предотвращает подтопление или заболочению из-за нарушений в работе мелиоративных сооружений и систем.
Специальных нормативов, о которых идет речь в ч. 2 ст. 65 ВК, на сегодня нет. Вместе с тем, вода не должна содержать загрязняющих веществ в количествах, которые приводили к превышению нормативов ПДК в грунти118.
К части третьей. Относительно понятия сточных вод см.. ст. 1 ВК и комментарий к ней.
К части четвертой. Системное толкование положения этой части свидетельствует, о закреплении в ней двух самостоятельных разновидностей водопользования: 1) орошения сельскохозяйственных угодий и 2) сброса дренажных вод. Остановимся на их анализе подробнее.
Орошение сельскохозяйственных угодий является использованием вод для сельскохозяйственных нужд. Системное толкование комментируемой нормы вместе с ч. 1 и ч. 2 ст. 48 ЗК позволяет утверждать, что для орошения сельскохозяйственных угодий необходимо получить разрешение на забор соответствующих объемов воды из водного об ' объекта. Именно это разрешение подразумевается в комментируемой норме.
В случае со сбросом дренажных вод следует получить разрешение на сброс загрязняющих веществ. Сброс дренажных вод является разновидностью сточных вод (ст. 1 ВК).
К части п ' пятой. Осушение земель является частью мелиорации земель (абзац 2 ст. 1 ЗУ " О мелиорации земель "). Осуществляется она с помощью мелиоративных сооружений и систем. Механизм выполнения требований, закрепленных ч. 5 ст. 65, изложены в комментарии к ч. 2 этой статьи.
К части шестой. Под термином " земли лесного фонда " следует понимать (с учетом редакции Лесного кодекса Украины от 21.01.94) земли лесного фонда.