Водный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 66. Особливості спеціального водокористування та користування водними об'єктами для промислових і гідроенергетичних потреб
Під час користування водними об'єктами для промислових потреб водокористувачі зобов'язані дотримувати встановлених условий специального водопользования, экологических требований, а также принимать меры относительно уменьшения расходов воды (особенно питьевой) и прекращение сброса загрязненных сточных вод путем усовершенствования производственных технологий, схем водоснабжения и очистки сточных вод.
Лимиты потребления питьевой воды для промышленных нужд из коммунальных и ведомственных хозяйственно-питьевых водопроводов устанавливаются местными советами по согласованию с областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды.
В случае стихийного бедствия, аварий, других экстремальных ситуаций, а также перерасхода водопользователем установленного лимита потребления воды местные советы имеют право уменьшать или запрещать потребление питьевой воды для промышленных нужд из коммунальных водопроводов и временно ограничивать потребление ее из ведомственных хозяйственно-питьевых водопроводов в интересах первоочередного удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения.
Гидроэнергетические предприятия обязательства ' связанные соблюдать установленные правила эксплуатации водохранилищ, режимов накопления и срабатывание запасов воды, режимов колебаний уровня в верхнем и нижнем бы ' ефах и пропуск воды через гидроузлы, обеспечивать в установленном порядке бесперебойный пропуск судов, а также пропуск рыбы к местам нереста соответственно проектам рыбопропускных сооружений.
Комментарий :
К части первой. Ч. 1 этой статьи в силу декларативного характера практического значения не имеет.
К части второй. Нормативно-установленный порядок установления лимитов на поживание питьевой воды для промышленных нужд из коммунальных и ведомственных хозяйственно-питьевых водопроводов отсутствует. На основе общих норм действующего законодательства сложился следующий порядок. Сб ' ведения хозяйства, которые планируют осуществлять использование воды с об ' объектов первичного водопользователя, подают заявки и обоснование объемов воды, которую планируется использовать в будущем периоде. Первичный водопользователь согласовывает эти объемы с областным управлением охраны окружающей природной среды.
Согласованный перечень вторичных водопользователей с объемами предполагаемого использования воды, первичный водопользователь подает в местные советы. Последние своим решением утверждают эти лимиты. После этого областное управление охраны окружающей среды выдает разрешение на специальное водопользование первичном водопользователю, где указываются лимиты в объемах, утвержденных местным советом в указанном выше порядке.
Цель утверждения этих лимитов - согласовать интересы различных водопользователей на лиц, использующих воду; ограничить использование воды для промышленных нужд и обеспечить приоритет воды для питьевых нужд. Привлечение местных совета процедуре установления лимитов обусловливается необходимостью учета интересов соответствующих территориальных общин.
Другим вопросом, который возникает в связи & # 39; связи с применением ч. 2 ст. 66 ВК, является вопрос о том, что представляют собой " промышленные потребности ". Практическое значение этого вопроса сводится к определению круга субъектов ' объектов, на которых распространяется обязанность ' связь утверждать лимиты водопотребления с хозяйственно-питьевых водопроводов. На наш взгляд, термин " промышленность " в данном случае употреблен в общепринятом понимании - как " важнейшая отрасль общественного материального производства; совокупность предприятий (фабрик, заводов, электростанций, шахт и т.д..), на которых производятся орудия труда, добывается и обрабатывается сырье, производится часть предметов потребления " 119 или как " отрасль производства, охватывающая переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления " 120. Таким образом, срок " промышленные нужды ", в ч. 2 ст. 66 ВК следует понимать как потребности в воде, с целью: осуществления переработки (механического, химического, ручного и т.п.), используется для изготовления новой продукции (потребительских товаров, полуфабрикатов или товаров производственного назначения); обработки подержанных товаров на сырье; предоставление промышленных услуг. При этом, очевидно, выходит за пределы замысла законодателя устанавливать лимиты на использование воды из хозяйственно-питьевых водопроводов для граждан, использующих воду для изготовления продукции для собственного потребления.
К части третьей. Этой частью установлены основания для ограничения потребления воды с хозяйственно-питьевых водопроводов. Учитывая существенность правовых последствий для водопользователей введения этих ограничений, остановимся на анализе оснований принятия этих мер. Такими основаниями, согласно ч. 3 ст. 66 ВК, являются: 1) стихийное бедствие, 2) авария, 3) другие экстремальные ситуации.
Употребленное оценочное понятие " экстремальные ситуации ", разновидностями которого является " стихийное бедствие " и " авария ", следует понимать как любое событие, которое привело к необходимости удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения по счет уменьшения водопотребления для нужд промышленности.
Ограничение прав водопользователя, который использует воду для промышленных нужд из коммунальных водопроводов, должно быть обусловлено только необходимостью первоочередного удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых потребностей населения. В противном случае при его принятии будет нарушено требование ч. 2 ст. 19 Конституции Украины и п. 1 ч. 3 ст. 2 КАС.
О лимитов потребления воды см.. ч. 2 комментируемой статьи и комментарий к ней.
В части четвертой. Практическое значение этой части ограничено в силу ее отсылочных характера (см. ст. Ст. 76, 77 УК).