Водный кодекс Украины (ВК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 85. Користування землями водного фонду
Порядок надання земель водного фонду в користування и прекращение права пользования ими устанавливается земельным законодательством.
В постоянное пользование земли водного фонда предоставляются водохозяйственным специализированным организациям, другим предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные службы по уходу за водными ' объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей, гидротехническими сооружениями и поддержанию их в надлежащем состоянии.
Во временное пользование по согласованию с постоянными пользователями земельные участки прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей могут предоставляться предприятиям, учреждениям, организациям, о ' объединениям граждан, религиозным организациям, гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам для сенокошения, рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, а также для проведения научно-исследовательских работ.
Пользование этими участками в указанных целях осуществляется с учетом требований по охране рек и водоемов от загрязнения, засорения и заиления, а также с соблюдением правил архитектуры планирования пригородных зон и санитарных требований в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Комментарий :
К части первой. Порядок предоставления земель водного фонда в пользование определяется ст. ст. 123, 124 ЗК и ст. 16 ЗУ " Об аренде земли " (относительно права аренды), ст. 123 ЗК (относительно права постоянного пользования), ст. 100 ЗК (относительно права земельного сервитута) и ст. 1021 ЗК (по эмфитевзис и суперфиций). В настоящее время существует серьезный пробел в определении органа, распоряжался земельными участками государственной собственности в акватории морей, поскольку территория акватории моря на сегодня не отнесена к территории областей и районов, однако одновременно является территорией Украина. По существующей практике такими землями распоряжается КМУ, однако надлежащая правовая основание для такого распоряжения отсутствует.
К части второй. Комментируемая норма устанавливает круг субъектов ' объектов, которые могут получать земельные участки водного фонда на праве постоянного пользования для определенных нужд. Такими субъектами ' объектами определены " специализированные предприятия " или " другие предприятия, в которых созданы специализированные службы по уходу … ". Вместе с тем, ч. 3 ст. 59 ЗК устанавливает значительно более узкий круг субъектов ' объектов права постоянного пользования землями водного фонда. К ним относятся только " государственные водохозяйственные организации ", которые могут приобретать земельные участки водного фонда в постоянное пользование " для ухода за водными ' объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей, гидротехническими сооружениями и т. ".
Учитывая, что ЗК принятых позже ВК, именно положением ЗК следует отдавать предпочтение.
" Государственными водохозяйственными организациями ", упомянутыми в ч. 3 ст. 59 ЗК, являются областные управления мелиорации и водного хозяйства (ОБЛВОДХОЗ), в составе которых действуют районные и межрайонные управления эксплуатации мелиоративных систем, а также бассейновые управления водных ресурсов и управления магистральных каналов (канала Днепр-Донбасс, канала Днепр-Ингулец, Главного Каховского магистрального канала, Ингулецкой оросительной системы, Северо-Крымского канала) 144.
К части третьей. Комментируемая часть предусматривает возможность предоставления земельных участков водного фонда в своеобразное вторичное временное пользование " по согласованию с постоянными пользователями ". Данное положение противоречит принятому позже ЗК, который в ч. 5 ст. 116 предусматривает, что " предоставление в пользование земельного участка, находящегося в собственности или в пользовании, проводится только после изъятия (выкупа) … ". Таким образом, ЗК не допускает вторичного пользования землями.
Принципы предоставления земельных участков водного фонда в пользование определяются прежде ч. 4 ст. 59 ЗК, по которой практически любые суб ' объекты могут получать на условиях аренды земельные участки " прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей, а также озера, водохранилища, другие водоемы, болота и острова для сенокошения, рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и т. ".
Существует проблема в соотношении положений ч. 4 ст. 59 ЗК, которая предусматривает возможность аренды " водоемов ", и положениями ст. 51 ВК, регламентирующей отношения по предоставлению в аренду " водных о ' объектов ". Как представляется, предоставление в аренду " водоемов " по ЗК фактически должно означать предоставление в аренду земельных участков. Подробнее по поводу данной проблемы см.. комментарий ст. 51 ВК.
Возможно использование земельных участков водного фонда также на праве т.. общего землепользования - бесплатно, без предоставления отдельного разрешения и без закреплением за определенным лицом (ч. 2 ст. 38 ЗУ " Об охране окружающей природной среды "). Однако законом могут предусматриваться определенные ограничения этого права. Например, в соответствии с ч. 5 ст. 59 ЗК " использования земельных участков водного фонда для рыболовства осуществляется с согласия их собственников или по согласованию с землепользователями ".
К части четырех. Относительно всех земель водного фонда предусмотрен разрешительный порядок выполнения на них строительных, дноуглубительных работ, добычи песка и гравия, прокладки кабелей, трубопроводов и других коммуникаций. Порядок выдачи разрешения на эти виды работ установлен на основании комментируемой нормы и п. 7 ст. 14 ВК, ПКМ Украина " Об утверждении Порядок выдачи разрешений на проведение работ на землях водного фонда " от 12.07.2005 N 557. Разрешительный порядок не распространяется лишь " … на случаи проведения работ, эт ' связанных с: природоохранной и противопаводковой деятельностью, которую осуществляют органы Госводхоза; безопасностью судоходства на внутренних водных путях Украины; строительством и реконструкцией водных ' объектов в лесах для противопожарных целей " (п. 2 Порядка). Обязанность ' обязательные условия, которыми оговаривается выдача разрешения, определенные п. 4 упомянутого Порядка.
Относительно требований по охране рек и водоемов от загрязнения, засорения и заиления см.. главу 20 УК.
Понятие " пригородные зоны " в действующем законодательстве не употребляется (кроме " рудиментарных " упоминаний в нормах типа комментируемой). Существование пригородных зон и особенности их правового режима предусматривались ЗК 1970 (глава 18).