Водный кодекс Украины (ВК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 86. Проведення робіт на землях водного фонду
На землях водного фонда могут проводиться работы, эт ' связанные со строительством гидротехнических, линейных и гидрометрических сооружений, углублением дна для судоходства, добычей полезных ископаемых (кроме песка, гальки и гравия в руслах малых и горных рек), расчисткой русел рек, каналов и дна водоемов, прокладкой кабелей, трубопроводов, других коммуникаций, а также буровые и геологоразведочные работы.
Места и порядок проведения указанных работ определяются соответственно проектам, которые соглашаются с областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства (кроме работ на землях, занятых морями), и центральным органом исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр.
Комментарий
К статье в целом. По содержанию комментируемой нормы, для других потребностей, кроме перечисленных в ней, земельные участки дна водоемов использоваться не могут.
Между тем, в правоприменительной практике это положение игнорируется - см.., Например, решение Киевского городского совета " О передаче религиозной общине УПЦ парафии в честь Святого Святителя и Чудотворца Николая в Подольском районе г. Киева земельных участков для строительства и обслуживания храмовой постройки на ул. Набережно-Крещатицкой, Восьмой (в водной акватории р.Днепр) в Подольском районе г. Киева " N 461/621 от 29.05.2003, " О предоставлении и изъятии земельных участков и прекращении права пользования землей " от 10.07.2003 N 638-4/798 (п. 3.7 предусматривает предоставление участка для застройки непосредственно в акватории реки Днепр).
Другим примером нарушения положений комментируемой нормы являются т. н. " расчистка " несудоходных рек, под видом которой фактически осуществляется незаконная добыча песка, гальки гравия и т.п. или намыва новых территорий с целью дальнейшей застройки или " оттеснение " границы прибрежной защитной полосы (см., например, предписание прокуратуры Киевской области от 26.05.2008 N 07/4-844). Следует отметить, что комментируемая норма позволяет только дноуглубительные работы на судоходных реках, при этом они должны происходить соответствии с положениями ч. 2 комментируемой статьи и законодательства о недрах (если предполагается добыча полезных ископаемых). Разрешение на проведение дноуглубительных работ выдается бассейновым управлением водных ресурсов, согласованным с природоохранными, землеустроительными органами, рыбного хозяйства и местного самоуправления (Порядок выдачи разрешения на эти виды работ, утвержденный ПКМ Украины " Об утверждении Порядка выдачи разрешений на проведение работ на землях водного фонда " от 12.07.2005 N 557). При осуществлении соответствующих работ следует руководствоваться положениями ВСН В.2.4.-33-2.3.03.-2000. Регулировка русел рек. Нормы проектирования, утвержденными приказом Госводхоза Украина от 29.12.2000 N 207.
На малых и горных реках добычи песка и гравия запрещено. Относительно понятие малой реки см.. ст. 79 ВК. Следует также учесть, что добыча песка, гальки и гравия возможно лишь при условии, если это не оказывает негативного влияния на гидрологический и экологическое состояние реки. Именно с этой целью ч. 2 комментируемой статьи предусматривает необходимость согласования соответствующего проекта. К сожалению, на практике достаточно часто происходит чрезмерное добычи песка и гравия из русел рек, причем под видом т. н. " руслорегулирующих работ ". В некоторых регионах Украины такое добычи вызывает серьезные негативные последствия (см., например, Экспертное заключение и рекомендации по опасного состояния русел по пойм основных рек Черновицкой области географического факультета Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича б/с).
Действующее законодательство Украина практически никак не определяет правового режима земельных участков, находящихся под водами территориального моря Украины (" прибрежные морские воды шириной 12 морских миль … " - ст. 5 ЗУ " О государственной границе Украины "). Между тем, потребность в таком определении есть. В частности, много спорных вопросов возникает при использовании акваторий портов и т.п.. Существенным спецификой правового режима характеризуется континентальный шельф, который, в принципе, также об ' объектом земельного права и имеет режим земельных участков под водоймами145. Правда, ни законодательство, ни правовая доктрина пока континентальный шельф под таким углом зрения основном не рассматривают.