Водный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 87. Водоохоронні зони

Для створення сприятливого режиму водних об'єктів, попередження їх забруднення, засмічення і исчерпания, уничтожения околоводных растений и животных, а также уменьшение колебаний стока вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов устанавливаются водоохранные зоны.

Водоохранная зона является природоохранной территорией хозяйственной деятельности, регулируется.

На территории водоохранных зон запрещается:

1) использование стойких и сильнодействующих пестицидов

2) устройство кладбищ, скотомогильников, свалок, полей фильтрации

3) сброс неочищенных сточных вод, используя рельеф местности (балки, низовья, кар ' Интерьеры др.), а также в ручейки.

В отдельных случаях в водоохранной зоне может быть разрешено добывания песка и гравия за пределами земель водного фонда на сухой части поймы, в праруслах праруслах речек по согласованию с областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр.

Внешние границы водоохранных зон определяются по специально разработанным проектам.

Порядок определения размеров и границ водоохранных зон и режим ведения хозяйственной деятельности в них устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов обязательства ' связанные доводить до сведения населения, всех заинтересованных организаций решения относительно границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также водоохранного режима, который действует на этих территориях.

Контроль за созданием водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением режима использования их территорий осуществляется исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Комментарий

В части первой. Содержание комментируемой нормы в целом воспроизведен также в ч. 2 ст. 58 ЗК.

Земли водоохранных зон (кроме земель прибрежных защитных полос в их составе), формально не отнесенные к землям водного фонда. Между тем, несомненно, включение земельного участка в водоохранной зоны означает общность ее режима с землями водного фонда.

К части второй. В ДСТУ 3041-95. Система стандартов в области охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов. Гидросфера. Использование и охрана вод. Сроки и визначення146 употребляется устаревший термин " прибрежная водоохранная зона ", которая определяется как " территория прилегает к водной об ' объекта и на которой вводится специальный режим ее экологически приемлемого водопользования ".

Правовой режим водоохранных зон определяется чч. 3 - 5 ст. 87 ВК (см. комментарий). Также следует учитывать, что в пределах водоохранной зоны выделяется территория прибрежных защитных полос с еще более жестким (по отношению к режиму остальной части зоны) природоохранным режимом - См.. ст. 88 - 90 УК и комментарий к ним.

К частям третьей. Роз ' объяснения требует прежде срок " стойкие и сильнодействующие пестициды ".

Законодатель в данном случае использовал устаревший термин, сейчас в санитарной практике не употребляется. На сегодня понятие пестицидов определяется ст. 1 ЗУ " О пестицидах и агрохимикаты ", а существующая сегодня в Украина гигиеническая классификация пестицидов по степени опасности (ДСП 8.8.1.2.002-98. Государственные санитарные правила и гигиенические нормы. Гигиеническая классификация пестицидов по степени опасности, утвержденные постановлением Первого заместителя Главного государственного санитарного врача Украины 28.08.98) предполагает их деление на 4 класса: I - чрезвычайно опасные, II - опасные, III - умеренно опасные, IV - малоопасные. Такой же подход используется в ГОСТ 3928-99. Охрана природы. Гидросфера. Токсикология воды. Сроки и визначення147. Устаревший термин " сильнодействующие пестициды " целом соответствует современному термину " отделяемого пестициды " и " опасные пестициды ". Аналогично, не имеет сегодня самостоятельное значение и срок " стойкие пестициды ". Устойчивость (или т. н. " Персистентность ", " стабильность " в различных средах) - один из признаков, который используется для гигиенической классификации пестицидов по степени опасности и означает низкую скорость деградации пестицида.

Таким образом, следует считать, что на сегодня в водоохранных зонах запрещается применение пестицидов, отнесенных к I (чрезвычайно опасные пестициды) и II (опасные пестициды) класса по гигиенической классификации. Следует памяти ' закладку, что в части водоохранной зоны, отнесенная к прибрежной защитной полосы, использование пестицидов запрещено полностью (ч. 2 ст. 89 УК, см.. также комментарий).

Использование пестицидов, даже разрешенных к применению, должно происходить в строгом соответствии с действующим законодательством, в частности, Государственными санитарными правилами ДСП 8.8.1.2.001-98. Транспортировка, хранение и применение пестицидов в народном хозяйстве, утвержденными приказом МЗ Украины от 03.08.98 N 1148.

К части четвертой. Добыча песка и гравия в соответствии с комментируемой нормы может осуществляться в соответствии с положениями Кодекса Украины о недрах. Такое добычи как разновидность добычи полезных ископаемых, по общему правилу, осуществляется при условии получения специального разрешения на пользование недрами (ст. 16 Кодекса), горного отвода (ст. 17), земельного участка (ст. 18) в порядке, определенном разделом V " Использование недрами для разработки месторождений полезных ископаемых " Кодекса.

Учитывая, что песок и гравий относятся к полезным ископаемым местного значения (см. постановление КМ Украины от 12.12.94 N 827 " Об утверждении перечней полезных ископаемых общегосударственного и местного значения "), добычи песка и гравия в соответствии с комментируемой нормы может осуществляться также в порядке ст. 23 Кодекса Украины о недрах, согласно которой " землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений и горного отвода добывать для своих хозяйственных и бытовых нужд полезные ископаемые местного значения и торф общей глубиной разработки до двух метров … " (ч. 1 ст. 23). При этом добыча " с применением специальных технических средств, могут привести к нежелательным изменениям окружающей среды, согласовывается с местными Советами народных депутатов и органами Министерства охраны окружающей среды Украины на местах " (ч. 2 ст. 23).

Во всех случаях добычи песка и гравия следует придерживаться требований, установленных комментируемым нормой.

К частям п ' пятой - седьмой. На основании ч. 5 ст. 87 ВК Порядок определения размеров и границ водоохранных зон и режим ведения хозяйственной деятельности в них установлен ПКМ Украины " Об утверждении Порядка определения размеров и границ водоохранных зон и режима ведения хозяйственной деятельности в них " от 08.05.96 N 486.

Согласно п. 5 Порядка, размеры и границы зон определяются проектом на основе нормативно-технической документации " по заказу органов водного хозяйства и других специально уполномоченных органов, согласуются с органами Минприроды, Госводхоза, Госкомзема, владельцами земли, землепользователями и утверждаются соответствующими местными органами государственной исполнительной власти и исполнительными комитетами Советов ".

Существует практический опыт установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос вдоль больших и малых рек, вокруг водохранилищ, озер, прудов и других водоемов за пределами населенных пунктов и в границах сельских населенных пунктов. Такие работы выполнялись Институтом землеустройства УААН, Институтом " Водпроект ", другими проектными организациями. Практического опыта работ по установке водоохранных зон вдоль морей, в частности, на территории городов и поселков еще состоянию на 2001 г. не было. Одним из первых примеров таких работ являются работы, выполненные по заказу Одесского городского совета Институтом землеустройства УААН в рамках экспериментального проекта по установлению прибрежных водоохранных защитных полос вдоль Черного моря на территории Одесского завода сельскохозяйственного машиностроения ОАО style="text-align: justify"> При этом, как было отмечено выше, в соответствии с Порядком определения размеров и границ водоохранных зон и режима ведения хозяйственной деятельности в них, утвержденного ПКМ Украины от 08.05.96 N 486, заказчиками проектов должны быть органы водного хозяйства и " другие специально уполномоченные органы ". На практике из-за нехватки бюджетного финансирования заказчиками соответствующих проектов все чаще выступают другие суб ' объекты, прежде всего, органы местного самоуправления или суб ' ведения хозяйства, которые планируют осуществлять какую-то деятельность вблизи водных ' объектов и опасаются, что при отсутствии установленной водоохранной зоны соответствующая проектная документация не будут будет согласована. На наш взгляд, такая практика закона не противоречит и сама по себе не влияет на соответствие разработанной документации закона. То есть, органы водного хозяйства и " другие уполномоченные органы " должны заказывать проектную документацию, но это никоим образом не запрещает выступать заказчиками другим суб ' объектам.

К сожалению, Минприроды последнее время заняло противоположную, прямо скажем, вредное и незаконную позицию, считая, что заказ проектной документации по установлению водоохранных зон другими суб ' объектами, кроме органов водного хозяйства, " является нарушением действующего законодательства ". При этом из контекста, в котором выражена такая позиция, следует указание территориальным органам Минприроды не согласовывать проекты, заказчиками которых выступают органы водного хозяйства. Еще раз отметим, что такая позиция не основывается на законе и вполне ложным толкованием ПКМ от 08.05.96 N 486.

К восьмой. В комментируемой норме среди контролирующих органов, осуществляющих контроль за созданием водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением режима использования их территорий, названные (1) исполкомы местных советов и (2) государственные органы охраны окружающей среды.

Об осуществлении контроля исполкомами. Осуществление самоуправляющегося контроля в области земельных отношений предусмотренное ст. 189 ЗК, п. " й " ст. 15 ЗУ " Об охране окружающей природной среды ". Порядок осуществления контрольных полномочий органами местного самоуправления определяется прежде всего Законом Украины " О местном самоуправлении в Украине ". В частности, п. " бы " ч. 1 ст. 33 Закона предоставляет исполнительным органам советов полномочия по осуществлению контроля за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, использованием и охраной земель, за внедрением мероприятий, предусмотренных документацией по землеустройству, ст. 48 предусматривает основы деятельности временных контрольных комиссий совета. Поскольку на законодательном уровне принципы осуществления самоуправляющегося контроля определяются лишь в общем виде, существует практика детализации положений законов в актах самих органов местного самоуправления: см.., например, решение Киевского городского совета N 16/890 от 25.09.2003 " О Порядке осуществления самоуправляющегося контроля за использованием и охраной земель в г. Киеве ".

Об осуществлении контроля государственными органами охраны окружающей среды. Минприроды Украины (Государственной экологической инспекцией в его составе), см.. ПКМ Украины " Об утверждении Положения о Государственной экологической инспекцию " от 17.11.2001 N 1520.

Также законодательство предусматривает осуществление общественного контроля за использованием и охраной земель (ст. 190 ЗК) и общественного контроля в области охраны окружающей природной среды (ст. 36 ЗУ " Об охране окружающей среды " приказ Министерства экологии и природных ресурсов Украины N 88 от 27.02.2002 " Об утверждении Положения об общественных инспекторах по охране окружающей среды "). Такой контроль может распространяться на отношения по созданию и использования водоохранных зон. Стоит отметить, что подзаконные акты, необходимые для налаживания механизма общественного контроля за использованием и охраной земель, пока нет.