Водный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям
Статья 9. Компетенция районных Советов в области регулирования водных отношений
До відання районних рад у галузі регулювання водних відносин на їх території належить:
1) координація роботи сільських, селищних, городских (городов районного подчинения) советов при проведении ими межтерриториальных водохозяйственных и водоохранных мероприятий и оказание им соответствующей методической помощи
2) согласование размещения предприятий, зданий, сооружений и других об ' объектов, деятельность которых эт ' связана с использованием водных ' объектов местного значения и может нанести им вред
3) организация работы, эт ' связанной с ликвидацией последствий аварий и стихийного бедствия, ухудшением качества вод или их вредным действием, привлечение в установленном порядке к этой работе предприятий, учреждений и организаций
4) организация работы по выносу в натуру и устройству прибрежных защитных полос вдоль рек, морей и вокруг водоемов
5) внесение в установленном порядке предложений относительно объявления водных ' объектов об ' объектами природно-заповедного фонда в Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных советов
6) ограничение, временный запрет (остановка) деятельности предприятий и других об ' объектов в случае нарушения ими требований водного законодательства в пределах своей компетенции;
7) установление правил общего водопользования в порядке, определенном статьей 47 настоящего Кодекса;
8) осуществление контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
9) организация информирования населения о состоянии водных ' объектов, о чрезвычайных экологические ситуации, которые могут негативно повлиять на здоровье ' я людей, и о мерах, принимаемых для улучшения состояния вод
10) решение других вопросов в области регулирования водных отношений в пределах своей компетенции.
Комментарий
К пункту первого. Координация деятельности местных советов может в соответствии с ч. 2 ст. 10 ЗУ " О местном самоуправлении в Украине " включать сотрудничество с ними районных советов как органов, " ... которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов, в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, этим и другими законами, а также полномочий, переданных им сельскими, поселковыми, городскими советами ". Таким образом, районный совет не может ни подменять местные советы по вопросам, отнесенным к их ведению водным законодательством, ни давать им обязанности ' обязательным указаний по этим вопросам.
К пункта второго. Действующее законодательство, в т.ч. земельный, не предусматривает обязанности ' связи заинтересованных лиц получать согласования " размещения предприятий, зданий, сооружений и других об ' объектов, деятельность которых эт ' связана с использованием водных ' объектов местного значения и может нанести им вреда ", хотя такое согласование упомянутое не только в ВК, но и, в частности, в ст. 13 ЗУ " О питьевой воде и питьевом водоснабжении ". Отсутствует также и механизм получения данного согласования. Исходя из этого, положения комментируемого пункта не имеют регулятивного значения.
К пункту третьего. Полномочия органов местного самоуправления по ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий конкретизированы в ст. 32 ЗУ " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера ", ст. 8 ЗУ " О зоне чрезвычайной экологической ситуации ". Согласно п. 15 ч. 1 ст. 44 ЗУ " О местном самоуправлении в Украине " полномочия по принятию необходимых мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с законом делегируется районными советами соответствующим государственным администрациям.
Подробнее по данному полномочия см.. комментарий к ст. 108 ВК.
К пункту четвертого. Организация выноса в натуру границ прибрежных защитных полос районными советами должно происходить с соблюдением установленного порядка проведения землеустроительных и геодезических работ. В случае необходимости проведения работ, подпадающих под действие Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по проведению землеустроительных и, утв. приказом Госпредпринимательства, Госкомзема Украины 13.02.2001 N 28/18, Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по выполнению топографо-геодезических, картографических работ, утв. приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Министерства экологии и природных ресурсов Украины 12.02.2001 N 24/43, такие работы могут быть проведены только суб ' ведения хозяйства, которые имеют соответствующие лицензии на выполнение такого рода работ. Таким образом, организовать " выноса в натуру и устройства " прибрежных защитных полос районный совет может, только заказав соответствующие работы у такого субъекта ' ведения хозяйства.
На сегодня в Украине практически отсутствует практика заказ районными советами работ по " выноса в натуру и устройства " прибрежных защитных полос.
К пункту п ' пятого. Внесение и рассмотрение таких предложений должно осуществляться в порядке, определенном нормами раздела 7 ЗУ " О природно-заповедном фонде Украины ". При этом предложения в форме ходатайств об организации или объявлении о ' объектов могут подавать практически любые заинтересованные суб ' объекты: предприятия, учреждения, организации и граждане. При таких условиях вмещения комментируемого пункта в закон выглядит лишним.
К пункта шестого. См.. комментарий к п. 13 ст. 8 ВК. Об особенностях ограничения, временного запрета (остановки) или прекращение сброса сточных вод в водные ' объекты см.. ст. 71 ВК и комментарий к ней.
К пункту седьмого. См.. комментарий к ст. 47 ВК.
К пункту восьмого. ВК не определяет специальных контрольных полномочиям районных советов в посвященной этому главе 5, поэтому последние осуществляются в пределах компетенции, определенной Законом Украины " О местном самоуправлении в Украине ". Следует отметить, что и этот Закон содержит лишь декларативные указания на возможность осуществления самоуправляющегося контроля.
К пункту дев ' пятого. Информирование о состоянии водных ' объектов должно осуществляться в соответствии со ст. 251 ЗУ " Об охране окружающей природной среды " с соблюдением требований ЗУ " Об информации " приказа Минприроды Украины от 18.12.2003 N 169 " Об утверждении Положения о порядке предоставления экологической информации ". Следует также учитывать императивное положение ст. 50 Конституции Украины о том, что информация о состоянии окружающей среды не может быть засекречена.
Между тем, названные акты законодательства не устанавливают конкретной процедуры участия районных советов в экологическом информировании .
К пункта десятого. Решение других вопросов в области регулирования водных отношений в соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Украина должна определяться законом. Таким законом является, прежде всего, Закон Украины " О местном самоуправлении в Украине " (ст. ст. 43, 44).