З А К О Н У К Р А И Н Ы
О государственной службе (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 1993, N 52, ст.490) {Вводится в действие Постановлением ВР N 3724-XII ( 3724-12 ) от 16.12.93, ВВР, 1993, N 52, ст.491} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 282/95-ВР от 11.07.95, ВВР, 1995, N 29, ст. 216 N 358/95-ВР от 05.10.95, ВВР, 1995, N 34, ст. 268 N 96/96-ВР от 22.03.96, ВВР, 1996, N 16, ст. 71} {О распространении действия Закона дополнительно см.. Закон N 280/97-ВР от 21.05.97, ВВР, 1997, N 24, ст.170} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 647-XIV ( 647 -14 ) от 13.05.99, ВВР, 1999, N 24, ст.208 N 2493-III ( 2493 - 14 ) от 07.06.2001, ВВР, 2001, N 33, ст.175} {О распространении действия Закона дополнительно см.. Закон N 2493-III ( 2493-14 ) от 07.06.2001, ВВР, 2001, N 33, ст.175 } {С изменениями, внесенными согласно Законам N 432-IV ( 432 -15 ) от 16.01.2003, ВВР, 2003, N 14, ст.97 N 762-IV ( 762 - 15 ) от 15.05.2003, ВВР, 2003, N 30, ст.247} {Официальное толкование к Закону см.. в Решении Конституционного Суда N 21-рп/2003 ( v021p710-03 ) от 25.12.2003} {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2105-IV ( 2105 -15 ) от 21.10.2004, ВВР, 2005, N 2, ст.32 N 2374-IV ( 2374 - 15 ) от 20.01.2005, ВВР, 2005, N 10, ст.193 N 2593-IV ( 2593-15 ) от 31.05.2005, ВВР, 2005, N 26, ст.346 N 3108-IV ( 3108-15 ) от 17.11.2005, ВВР, 2006, N 1, ст.18 N 3235-IV ( 3235-15 ) от 20.12.2005, ВВР, 2006, N 9, N 10-11, ст.96 N 432-V ( 432-16 ) от 12.12.2006, ВВР, 2007, N 9, ст.69 N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, ВВР, 2007, N 7-8, ст.66} {Дополнительно см.. Решение Конституционного Суда N 4-рп/2007 ( v004p710-07 ) от 18.06.2007 N 6-рп / 2007 ( v0a6p710-07 ) от 09.07.2007} {Относительно признания конституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда N 8-рп/2007 ( v008p710-07 ) от 16.10.2007} {С изменениями, внесенными Законом N 107-VI ( 107 -17 ) от 28.12.2007, ВВР, 2008, N 5-6, N 7-8, ст.78 - изменения действуют по 31 декабря 2008 года} {Дополнительно см.. Решение Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008} i > {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2592-VI ( 2592 -17 ) от 07.10.2010, ВВР, 2011, N 10, ст.63 N 2756-VI ( 2756 - 17 ) от 02.12.2010, ВВР, 2011, N 23, ст.160 N 3207-VI ( 3207-17 ) от 07.04.2011, ВВР, 2011, N 41, ст.414 N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011, ВВР, 2012, N 7, ст.53 N 3668-VI ( 3668-17 ) от 08.07.2011, ВВР, 2012, N 12-13, ст.82 N 4161-VI ( 4161-17 ) от 09.12.2011, ВВР, 2012, N 29, ст.334 N 4528-VI ( 4528-17 ) от 15.03.2012, ВВР, 2012, N 49, ст.563 N 4661-VI ( 4661-17 a >) от 24.04.2012, ВВР, 2013, N 7, ст.64 N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012}
{Действие Закона распространено на должностных лиц местного самоуправления согласно Закону N 280/97-ВР от 21.05.97; распространение утратило силу в связи с утратой силы пункта 5 раздела V Закона N 280/97-ВР от 21.05.97 на основании Закона N 2493-III ( 2493-14 ) от 07.06.2001} {Действие Закона распространяется на органы и должностных лиц местного самоуправления в части, не противоречащей Закону Украины "О местном самоуправлении в Украине" ( 280/97-ВР ), Закона "О службе в органах местного самоуправления" и < br> другим законам Украины, которые регулируют деятельность местного самоуправления согласно Закону N 2493-III ( 2493-14 ) от < br> 07.06.2001}
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, охватывающие деятельность государства по созданию правовых, организационных, экономических и социальных условий реализации гражданами Украины права на государственную службу. Он определяет общие принципы деятельности, а также статус государственных служащих, работающих в государственных органах и аппарате. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Государственная служба и государственные служащие Государственная служба в Украине - это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате относительно практического выполнения задач и функций государства и получают заработную плату за счет государственных средств. Эти лица являются государственными служащими и имеют соответствующие служебные полномочия. Статья 2. Должность и должностное лицо Должность - это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий. должностными лицами в соответствии с настоящим Законом считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций. Статья 3. Основные принципы государственной службы Государственная служба основывается на следующих основных принципах: служения народу Украины; демократизма и законности; гуманизма и социальной справедливости; приоритета прав человека и гражданина; профессионализма, компетентности, инициативности, честности, преданности делу; персональной ответственности за выполнение служебных обязанностей и дисциплины; соблюдение прав и законных интересов органов местного регионального самоуправления; соблюдение прав предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан. Статья 4. Право на государственную службу Право на государственную службу имеют граждане Украины независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, места жительства, получившие соответствующее образование и профессиональную подготовку и прошли в установленном порядке конкурсный отбор, или по другой процедуре, предусмотренной Кабинетом Министров Украины ( 169 2002-п ). Статья 5. Этика поведения государственного служащего Государственный служащий должен: добросовестно выполнять свои служебные обязанности; уважительно относиться к гражданам, руководителям и сотрудникам, придерживаться высокой культуры общения; не допускать действий и поступков, которые могут повредить интересам государственной службы или негативно повлиять на репутацию государственного служащего. (Часть вторая статьи 5 исключен на основании Закона N 358/95-ВР от 05.10.95) Раздел II ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Статья 6. Основные направления государственной политики в сфере государственной службы Государственная политика в сфере государственной службы определяется Верховной Радой Украины. Основными направлениями государственной политики в сфере государственной службы является определение основных задач и принципов функционирования института государственной службы, обеспечение эффективной работы всех государственных органов в соответствии с их компетенции. Проведение единой государственной политики и функциональное управления государственной службой осуществляется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в сфере государственной службы. {Часть третья статьи 6 в редакции Закона N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010} Вопросы функционирования государственной службы в других государственных органах, правовое положение которых регулируется специальными законами Украины, решаются этими органами. Статья 7. Орган управления государственной службой Органом управления государственной службой в государственных органах и аппарате является специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в сфере государственной службы. {Часть первая статьи 7 с изменениями, внесенными Законом N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010} Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в сфере государственной службы: {Абзац первый части второй статьи 7 с изменениями, внесенными по Законом N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010} прогнозирует и планирует потребность государственных органов и их аппарата в кадрах; обеспечивает совместно с другими государственными органами реализацию общих направлений политики в сфере государственной службы в государственных органах и их аппарате; разрабатывает и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины проекты нормативных актов по вопросам государственной службы в государственных органах и их аппарате; разрабатывает, координирует и контролирует осуществление мероприятий по повышения эффективности государственной службы в государственных органах и аппарате; осуществляет методическое руководство проведением конкурсного отбора государственных служащих в государственных органах и их аппарате; организует обучение и профессиональную подготовку государственных служащих государственных органов и их аппарата; контролирует соблюдение определенных настоящим Законом условий реализации гражданами права на государственную службу; организует, координирует и обеспечивает условия для развития научных исследований по вопросам государственной службы.
{Статья 8 исключен на основании Закона N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010}
Раздел III ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ АППАРАТА Статья 9. Особенности правового регулирования статуса государственных служащих государственных органов и их аппарата Правовой статус Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и его заместителей, председателей постоянных комиссий Верховной Рады Украины и их заместителей, народных депутатов Украины, Премьер " премьер-министра Украины, членов Кабинета Министров Украины, Председателя и членов Конституционного Суда Украины, Председателя и судей Верховного Суда Украины, Председателя и судей высшего специализированного суда Украины, Генерального прокурора Украины и его заместителей регулируется Конституцией ( 254к/96-ВР ) и специальными законами Украина. (Часть первая статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Законом N 762-IV ( 762-15 ) от 15.05.2003 ) Регулирование правового положения государственных служащих, работающих в аппарате органов прокуратуры, судов, дипломатической службы, таможенного контроля, службы безопасности, внутренних дел и других, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, если иное не предусмотрено законами Украины. Статья 10. Основные обязанности государственных служащих Основными обязанностями государственных служащих являются: соблюдение Конституции Украины и других актов законодательства Украины; обеспечение эффективной работы и выполнение задач государственных органов согласно их компетенции; недопущения нарушений прав и свобод человека и гражданина; непосредственное выполнение возложенных на них служебных обязанностей, своевременное и точное выполнение решений государственных органов или должностных лиц, распоряжений и указаний своих руководителей; сохранение государственной тайны, информации о гражданах, стала им известна при исполнении обязанностей государственной службы, а также другой информации, которая согласно законодательству не подлежит разглашению; постоянное совершенствование организации своей работы и повышение профессиональной квалификации; добросовестное выполнение своих служебных обязанностей, инициатива и творчество в работе. Государственный служащий должен действовать в пределах своих полномочий. В случае получения поручения, противоречащего действующему законодательству, государственный служащий обязан безотлагательно в письменной форме доложить об этом должностному лицу, давшему поручение, а в случае настаивает на его выполнении - сообщить высшее по должности лицо. Статья 11. Основные права государственных служащих Государственные служащие имеют право: пользоваться правами и свободами, которые гарантируются гражданам Украины Конституцией и законами Украины; участвовать в рассмотрении вопросов и принятии в своих полномочий решений; получать от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, органов местного и регионального самоуправления необходимую информацию по вопросам, относящимся к их компетенции; на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, сотрудников и граждан; требовать утверждения руководителем четко определенного объема служебных полномочий по должности служащего; на оплату труда в зависимости от должности, которую он занимает, ранга, который ему присваивается, качества, опыта и стажа работы; беспрепятственно знакомиться с материалами, касающимися прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения; на продвижение по службе с учетом квалификации и способностей, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей, участие в конкурсах на замещение должностей более высокой категории; требовать служебного расследования с целью снятия безосновательных, по мнению служащего, обвинений или подозрений; на здоровые, безопасные и надлежащие для высокопроизводительной работы условия труда; на социальную и правовую защиту в соответствии с его статусом; защищать свои законные права и интересы в вышестоящих государственных органах и в судебном порядке. Конкретные обязанности и права государственных служащих определяются на основе типовых квалификационных характеристик и отображаются в должностных положениях и инструкциях, утверждаются руководителями соответствующих государственных органов в пределах закона и их компетенции. Статья 12. Ограничения, связанные с принятием на государственную службу Не могут быть избранными или назначенными на должность в государственном органе и его аппарате лица, которые: признанные в установленном порядке недееспособными; имеют не снятую или не погашенную судимость за совершение преступления или на которых в течение последнего года налагалось административное взыскания за совершение коррупционного правонарушения {Абзац третий статьи 12 в редакции Закона N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012} в случае принятия на службу будут непосредственно подчинены близким им лицам {Абзац четвертый статьи 12 в редакции Закона N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012} в других случаях, установленных законами Украины. Примечание. Термины "непосредственное подчинение" и "близка лицо" употребляются в значениях, приведенных в Законе Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" ( 3602-17 ). {Статья 12 дополнена примечанием согласно Закону N 4711-VI ( 4711 -17 ) от 17.05.2012} Статья 13. Финансовый контроль Лицо, которое претендует на занятие должности государственного служащего, подает по месту будущей службы декларацию об имуществе, доходах, расходы и обязательства финансового характера за прошлый год. Государственный служащий обязан подавать ежегодно до 1 апреля по месту службы декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год. Декларация об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера подается за прошлый год по форме и в порядке, установленном Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции "( 3206-17 ), {Статья 13 в редакции Закона N 2756-VI ( 2756-17 a >) от 02.12.2010, N 4661-VI ( 4661-17 ) от 24.04.2012, N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012} Статья 14. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих Дисциплинарные взыскания применяются к государственному служащему за невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, превышение своих полномочий, нарушение ограничений, связанных с прохождением государственной службы, а также за поступок, который порочит его как государственного служащего или дискредитирует государственный орган, в котором он работает. К служащим, кроме дисциплинарных взысканий, предусмотренных действующим законодательством о труде Украины, могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия: предупреждение о неполном служебном соответствии; задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на высшую должность.
Раздел IV ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И ИХ АППАРАТЕ Статья 15. Прием на государственную службу Прием на государственную службу на должности третьей - седьмой категорий, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона, осуществляется на конкурсной основе, кроме случаев, когда иное установлено законами Украина. Порядок проведения конкурса для поступления на государственную службу регулируется Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Украине. Данные о вакансиях должностей государственных служащих подлежат публикации и распространению через средства массовой информации не позднее чем за один месяц до проведения конкурса. Запрещается требовать от кандидатов на государственную службу сведения и документы, представление которых не предусмотрено законодательством Украине. Президент Украины, Председатель Верховной Рады Украины, члены Правительства Украины, главы местных государственных администраций имеют право самостоятельно подбирать и принимать лиц на должности своих помощников, руководителей пресс-служб, советников и секретарей согласно штатному расписанию и категории, соответствующей должности (патронажная служба). Порядок пребывания на государственной службе таких лиц устанавливается соответствующими органами ( 851-99-п ) . отношении лиц, претендующих на занятие должности государственного служащего, с их письменного согласия проводится специальная проверка в порядке, установленном Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции ". В случае принятия на государственную службу на конкурсной основе специальная проверка проводится после проведения конкурса в отношении лиц, которые рекомендованы для назначения на должность. {Статья 15 дополнена частью шестой по закону N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012} Статья 16. Ограничения, связанные с прохождением государственной службы На государственных служащих распространяются ограничения, предусмотренные Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" ( 3206-17 ). {Часть первая статьи 16 в редакции Закона N 358/95-ВР от 05.10.95, N 3207-VI ( 3207-17 ) от 07.04.2011} Государственные служащие не могут принимать участие в забастовках и совершать другие действия, препятствующие нормальному функционированию государственного органа. Другие ограничения, связанные с прохождением государственной службы отдельными категориями государственных служащих, устанавливаются исключительно законом. {Часть третья статьи 16 с изменениями, внесенными Законом N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012} Статья 16-1. Урегулирование конфликта интересов В случае возникновения конфликта интересов при выполнении служебных полномочий государственный служащий обязан немедленно доложить об этом своему непосредственному руководителю. Непосредственный руководитель государственного служащего обязан принять все необходимые мероприятий, направленных на предотвращение конфликта интересов, путем поручения выполнения соответствующего служебного задания другому государственному служащему, личного выполнения служебного задания или в другой способом, предусмотренным законодательством. Примечание. Термин "конфликт интересов" употребляется в значении, приведенном в Законе Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" ( 3206-17 ). {Закон дополнен статьей 16-1 согласно Закону N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012} Статья 17. Присяга государственных служащих Граждане Украины, которые впервые зачисляются на государственную службу, принимают Присягу следующего содержания: "Полностью осознавая свою высокую ответственность, торжественно клянусь, что буду верно служить народу Украины, строго соблюдать Конституцию и законы Украины, содействовать воплощению их в жизни , укреплять их авторитет, охранять права, свободы и законные интересы граждан, с достоинством нести высокое звание государственного служащего, добросовестно исполнять свои обязанности ". Государственный служащий подписывает текст Присяги, который хранится по месту работы. О принятии Присяги делается запись в трудовой книжке. Статья 18. Испытание при приеме на государственную службу При приеме на государственную службу может устанавливаться испытание сроком до шести месяцев. Статья 19. Стажировка государственных служащих С целью приобретения практического опыта, проверки профессионального уровня и деловых качеств лица, претендующего на должность государственного служащего, может проводиться стажировка в соответствующем государственном органе сроком до двух месяцев с сохранением заработной платы по основному месту работы. Статья 20. Рабочее время Продолжительность рабочего времени государственных служащих определяется соответствии с законодательством о труде Украины с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом. Для выполнения неотложной и непредвиденной работы государственные служащие обязаны по распоряжению руководителя органа, в котором они работают, появляться на службу в выходные и < br> нерабочие дни, работа за которые компенсируется согласно действующему трудового законодательства. По решению руководителя органа государственные служащие могут быть отозваны из ежегодного или дополнительного отпуска. Часть неиспользованного отпуска, оставшуюся предоставляется государственному служащему в любое другое время соответствующего года или присоединяется к отпуску в следующем году. Статья 21. Служебные командировки Государственным служащим возмещаются расходы на служебные командировки и выплачиваются другие компенсации согласно законодательства о труде Украины. Во время командировки государственные служащие пользуются правом бронирование мест в гостиницах и на все виды транспорта, а также первоочередного приобретения проездных документов. Государственным служащим по месту командировки предоставляется место для работы, возможность пользоваться связью, транспортом, множительной техникой, другими услугами технического характера. Статья 22. Отстранение от исполнения полномочий по должности Невыполнение служебных обязанностей, повлекшее человеческие жертвам или причинило значительный материальный или моральный ущерб гражданину, государству, предприятию, учреждению, организации или об 'единению граждан, является основанием для отстранения государственного служащего от выполнения полномочий по должности с сохранением заработной платы. Решение об отстранении государственного служащего от выполнения полномочий по должности принимается руководителем государственного органа, в котором работает этот служащий. Продолжительность отстранения от исполнения полномочий по должности не должна превышать времени служебного расследования. Служебное расследование проводится в срок до двух месяцев в порядке ( 950-2000-п ) , определенном Кабинетом Министров Украины. Если правомерность решения об отстранении государственного служащего от выполнения полномочий по должности не подтверждается результатам служебного расследования, это решение отменяется. Отстранение государственного служащего от выполнения полномочий по должности в случае совершения им коррупционного правонарушения осуществляется в порядке, определенном Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" ( 3206-17 ). {Статья 22 дополнена частью четвертой по закону N 3207-VI ( 3207-17 ) от 07.04.2011} Статья 23. Предельный возраст пребывания на государственной службе Предельный возраст пребывания на государственной службе составляет 65 лет. {Часть первая статьи 23 с изменениями, внесенными согласно Законам N 647-XIV ( 647-14 ) от 13.05.99, N 2493-III ( 2493-14 ) от 07.06.2001, N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010, в редакции Закона N 3668 - VI ( 3668-17 ) от 08.07.2011, N 4161-VI ( 4161-17 ) от 09.12.2011} В исключительных случаях по достижении предельного возраста пребывания на государственной службе государственные служащие могут быть оставлены на государственной службе лишь на должностях советников или консультантов по решению руководителя соответствующего государственного органа. {Часть вторая статьи 23 с изменениями, внесенными Законом N 3668-VI ( 3668-17 ) от 08.07.2011} Государственным служащим, которые занимают должности первой категории, по решению соответствующего государственного органа или должностного лица, осуществили назначение их на должности, может быть продлен пребывания на государственной службе после достижения шестидесятипятилетнего возраста с их согласия в связи с потребностями службы, если иное не предусмотрено законом. {Статья 23 дополнена частью третьей согласно Закону N 4528-VI ( 4528-17 ) от 15.03.2012} {Официальное толкование положений статьи 23 см.. в Решении Конституционного Суда N 21-рп/2003 ( v021p710-03 ) от 25.12.2003} Раздел V СЛУЖЕБНЫЙ КАРЬЕРА Статья 24. Прохождение службы Прием на государственную службу, продвижение по ней служащих, стимулирования их труда, решение других вопросов, связанных с службой, проводится в соответствии с категориями должностей служащих, а также согласно рангам, которые им присваиваются. Статья 25. Классификация должностей Основными критериями классификации должностей государственных служащих является организационно-правовой уровень органа, который принимает их на работу, объем и характер компетенции на конкретной должности, роль и место должности в структуре государственного органа. Устанавливаются следующие категории должностей государственных служащих: первая категория - должности первых заместителей министров, руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не являются членами Правительства Украины, их первых заместителей, председателей и членов государственных коллегиальных органов, Постоянного Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым, председателям областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, руководителей Администрации Президента Украины, Аппарата Верховной Рады Украины, заместителей руководителей Администрации Президента Украины, аппарата Верховной Рады Украины, другие приравненные к ним должности {Абзац второй части второй статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Законом N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} вторая категория - должности руководителей секретариатов комитетов Верховной Рады Украины, структурных подразделений Администрации Президента Украины, Аппарата Верховной Рады Украины, Секретариата Кабинета Министров Украины, советников и помощников Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, Премьер-министра Украины, заместителей министров, заместителей других руководителей центральных органов исполнительной власти, первого заместителя Постоянного Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым, первых заместителей председателей областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и другие приравненные к ним должности; третья категория - должности заместителей руководителей структурных подразделений, заведующих секторов, главных специалистов, экспертов, консультантов Администрации Президента Украины, Аппарата Верховной Рады Украины и Секретариата Кабинета министров Украины, заместителей Постоянного Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым, заместителей председателей областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а также председателей районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, начальников управлений, самостоятельных отделов в составе министерств и других центральных органов исполнительной власти, государственных коллегиальных органов, другие приравненные к ним должности; {Абзац четвертый части второй статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} четвертая категория - должности специалистов Администрации Президента Украины, Аппарата Верховной Рады Украины и Секретариата Кабинета Министров Украины, заместителей начальников управлений, самостоятельных отделов (подотделов) министерств и других центральных органов исполнительной власти, государственных коллегиальных органов, руководителей управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, другие приравненные к ним должности {Абзац пятый части статьи 25 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07. 2011} пятая категория - должности специалистов министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных коллегиальных органов, заместителей председателей районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, заместителей руководителей управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, специалистов аппарата этих администраций, другие приравненные к ним должности {Абзац шестой части второй статьи 25 с изменениями, внесенными Законом N 3610-VI ( 3610-17 ) от 07.07.2011} шестая категория - должности руководителей управлений, отделов, служб районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, специалисты управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, другие приравненные к ним должности; седьмая категория - должности специалистов районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, их управлений и отделов, другие приравненные к ним должности. {Часть вторая статьи 25 в редакции Закона N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010} Отнесение существующих должностей государственных служащих, не перечисленных в этой статье, а также отнесение к соответствующей категории новых должностей государственных служащих проводится Кабинетом Министров Украины по согласованию с соответствующим государственным органом. Статья 26. Ранги государственных служащих Устанавливаются следующие ранги государственных служащих: служащим, занимающим должности, отнесенные к первой категории, может быть присвоен 3, 2 и 1 ранг; служащим, занимающим должности, отнесенные ко второй категории, может быть присвоен 5, 4 и 3 ранг; служащим, занимающим должности, отнесенные к третьей категории, может быть присвоен 7, 6 и 5 ранг; служащим, занимающим должности, отнесенные к четвертой категории, может быть присвоен 9, 8 и 7 ранг; служащим, занимающим должности, отнесенные к пятой категории, может быть присвоен 11, 10 и 9 ранг; служащим, занимающим должности, отнесенные к шестой категории, может быть присвоен 13, 12 и 11 ранг; служащим, занимающим должности, отнесенные к седьмой категории, может быть присвоен 15, 14 и 13 ранг. Положение о рангах служащих ( 658-96-п ) утверждается Кабинетом Министров Украины. Ранг служащему присваивается в соответствии с занимаемой должностью, уровня профессиональной квалификации и результатами работы. Ранги, соответствующие должностям первой категории, присваиваются Президентом Украины. Ранги, соответствующие должностям второй категории, присваиваются Кабинетом Министров Украины, кроме рангов, присваиваются государственным служащим, не являющимся работниками Аппарата Верховной Рады Украины. Ранги, соответствующие должностям второй категории, государственным служащим - работникам Аппарата Верховной Рады Украины присваиваются Председателем Верховной Рады Украины. (Часть пятая статьи 26 с изменениями, внесенными Законом N 2374-IV ( 2374-15 ) от 20.01.2005) Ранги, соответствующие должностям третьей - седьмой категорий, присваиваются руководителем государственного органа, в системе которого работает государственный служащий. При приеме на государственную службу служащему присваивается ранг в пределах соответствующей категории должностей. Для присвоения очередного ранга в пределах соответствующей категории должности государственный служащий должен успешно отработать на занимаемой должности два года. За выполнение особо ответственных задач государственному служащему может быть присвоен очередной ранг досрочно в пределах соответствующей категории должностей. За добросовестный труд государственному служащему при выходе на пенсию может быть присвоен очередной ранг вне пределов соответствующей категории должностей. Государственный служащий может быть лишен ранга лишь по приговору суда. (Часть десятая статьи 26 в редакции Закона N 282/95-ВР от 11.07 .95) Если государственный служащий перешел на должность низшей категории или оставил государственную службу, на которую затем вернулся, за ним сохраняется присвоенный ранг. Народным депутатам Украины, которые до избрания пребывали на государственной службе, время исполнения этих обязанностей засчитывается в стаж государственной службы. В трудовой книжке государственного служащего делается запись о присвоении, изменении и лишении соответствующего ранга. Статья 27. Продвижение по службе Продвижение по службе государственного служащего осуществляется путем занятия более высокой должности на конкурсной основе, кроме случаев, когда иное установлено законами Украины и Кабинетом Министров Украине, или путем присвоения государственному служащему более высокого ранга. Государственный служащий имеет право участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности. Преимущественное право на продвижение по службе имеют государственные служащие, достигшие лучших результатов в работе, проявляют инициативность, постоянно повышают свой профессиональный уровень и зачисленные в кадровый резерва. Статья 28. Кадровый резерв государственной службы В государственных органах создается кадровый резерв для занятия должностей государственных служащих, а также для продвижения по службе. Кадровый резерв формируется из: специалистов местного и регионального самоуправления, производственной, социально-культурной, научной и других сфер, а также выпускников учебных заведений соответствующего профиля; государственных служащих, которые повысили квалификацию или прошли стажировку и рекомендованы для продвижения на более высокие должности. Порядок формирования и организация работы с кадровым резервом регулируются Положением о кадровом резерве государственной службы ( 199-2001-п ), которое утверждается Кабинетом Министров Украины. Статья 29. Обучение и повышение квалификации государственных служащих Государственным служащим создаются условия для обучения и повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях (на факультетах) ( 1681-2004-п , 402-2005-п a >) и путем самообразования. Государственные служащие повышают свою квалификацию постоянно, в том числе через обучение в соответствующих учебных заведениях, как правило, не реже одного раза в пять лет. Результаты обучения и повышения квалификации являются одним из оснований для продвижения по службе. При Президенте Украины действует Национальная академия государственного управления - государственное высшее учебное заведение по подготовке, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. {Статья 29 дополнена частью третьей согласно Закону N 2592-VI ( 2592-17 ) от 07.10.2010}
Раздел VI ПРЕКРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Статья 30. Основания прекращения государственной службы Кроме общих оснований, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины, государственная служба прекращается в случае: 1) нарушения условий реализации права на государственную службу (статья 4 настоящего Закона); 2) несоблюдения связанных с прохождением государственной службы требований, предусмотренных статьями 16 и 16-1 настоящего Закона; {Пункт 2 части первой статьи 30 с изменениями, внесенными согласно Законом N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012} 3) достижение государственным служащим предельного возраста прохождения государственной службы (статья 23 настоящего Закона); {Официальное толкование положений пункта 3 части первой статьи 30 см.. в Решении Конституционного Суда N 21-рп/2003 ( v021p710-03 ) от 25.12.2003} 4) отставки государственных служащих, занимающих должности первой или второй категории (статья 31 этого Закона); 5) выявления или возникновения обстоятельств, препятствующих пребыванию государственного служащего на государственной службе (статья 12 настоящего Закона); 6) отказа государственного служащего от принятия или нарушения Присяги, предусмотренной статьей 17 настоящего Закона; 7) привлечения государственного служащего к уголовной или административной ответственности за коррупционные правонарушения, связанные с нарушением ограничений, предусмотренных Законом Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции "( 3206-17 ). {Пункт 7 части первой статьи 30 в редакции Закона N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012} Прекращение государственной службы в соответствии с пунктом 7 части первой настоящей статьи осуществляется в трехдневный срок со дня получения органом, в котором работает государственный служащий, копии соответствующего судебного вступившее в законную силу. {Статья 30 дополнена новой частью согласно Закону N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012} Смена руководителей или состава государственных органов не может быть основанием для прекращения государственным служащим государственной службы на занимаемой должности по инициативе вновь назначенных руководителей, кроме государственных служащих патронатной службы . За государственными служащими, которые занимали должности первой категории не менее трех лет и уволены в связи с изменением состав органа, где они работали, или окончанием срока < br> полномочий этого органа, сохраняется среднемесячный заработок на период трудоустройства, но не более одного года. Статья 31. Отставка государственного служащего Отставкой является прекращение государственной службы служащим, занимает должность первой или второй категории, по его письменному заявлением. Основаниями для отставки являются: принципиальное несогласие с решением государственного органа или должностного лица, а также этические препятствия для пребывания на государственной службе; принуждение государственного служащего к выполнению решения государственного органа или должностного лица, которое противоречит действующему законодательству, которое может причинить значительный материальный или моральный ущерб государству, предприятиям, учреждениям, организациям или объединениям граждан, гражданину; состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных полномочий (при наличии медицинского заключения). Отставка принимается или в ней дается мотивированный отказ государственным органом или должностным лицом, которые назначили государственного служащего на эту должность. Решение о принятии отставки или отказе в ней принимается в месячный срок. В случае отказа в отставке государственный служащий должен продолжать выполнение служебных обязанностей и имеет право на увольнение в порядке, предусмотренном Кодексом законов о труде Украины ( 322-08 ). В случае отставки государственного служащего, который не достиг возраста, дает право на назначение пенсии в соответствии с настоящим Законом, но имеет страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрастом у минимальном размере, предусмотренном абзацем первым части первой статьи 28 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" ( 1058-15 ) и отработал на должностях первой или второй категории не менее пяти лет, ему выплачивается ежемесячно 85 процентов его должностного оклада с учетом надбавок за ранг и за выслугу лет до достижения возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с настоящим Законом. При наличии (приобретения) права на пенсию государственным служащим, вышел в отставку, он имеет право выбора между получением выплаты в связи с отставкой или пенсии, в том числе в соответствии с настоящим Закона, или ежемесячного пожизненного денежного содержания, выплачивается вместо пенсии. {Часть четвертая статьи 31 с изменениями, внесенными согласно Законами N 3108-IV ( 3108-15 ) от 17.11.2005, N 3668-VI ( 3668-17 ) от 08.07.2011} При достижении государственным служащим, который находится в отставке, возраста, дающего право на назначение пенсии согласно настоящего Закона, ему назначается пенсия как государственному служащему. {Часть пятая статьи 31 с изменениями, внесенными Законом N 3668-VI ( 3668-17 ) от 08.07.2011} В случае назначения пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержание, трудоустройства, осуждения за совершение преступления выплаты, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, прекращаются. {Часть шестая статьи 31 с изменениями, внесенными Законом N 3668-VI ( 3668-17 ) от 08.07.2011} Статья 32. Обжалование решения о прекращении государственной службы Решение о прекращении государственной службы может быть обжаловано государственным служащим непосредственно в суд.
Раздел VII МАТЕРИАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Статья 33. Оплата труда Оплата труда государственных служащих должна обеспечивать достаточные материальные условия для независимого выполнения служебных обязанностей, способствовать укомплектованию аппарата государственных органов компетентными и опытными кадрами, стимулировать их добросовестный и инициативный труд. Заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других надбавок. Должностные оклады государственных служащих устанавливаются в зависимости от сложности и уровня ответственности выполняемых служебных обязанностей. Доплата за ранг производится в соответствии с рангом, присвоенным государственному служащему. Надбавка за выслугу лет выплачивается государственным служащим ежемесячно в процентах к должностному окладу с учетом доплаты за ранг и в зависимости от стажа государственной службы в следующих размерах: более 3 года - 10, свыше 5 лет - 15, свыше 10 лет - 20, свыше 15 лет - 25, свыше 20 лет - 30, свыше 25 лет - 40 процентов. Государственным служащим могут устанавливаться надбавки за высокие достижения у труде и выполнение особо важной работы, доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников и другие надбавки и доплаты, а также предоставляться материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов. Условия оплаты труда государственных служащих, размеры их должностных окладов, надбавок, доплат и материальной помощи определяются Кабинетом Министров Украины. Источником формирования фонда оплаты труда государственных служащих является Государственный бюджет Украины и другие источники, определенные для этой цели положениями об органах исполнительной власти, утвержденными указами Президента Украины и постановлениями Кабинета Министров Украины. {Часть восьмая статьи 33 в редакции Закона N 96/96-ВР от 22.03.96} Сокращение бюджетных ассигнований не может быть основанием для уменьшения должностных окладов, надбавок к ним и финансирования других, предусмотренных настоящим Законом, гарантий, льгот и компенсаций. Статья 34. Поощрение за добросовестный труд За добросовестный непрерывный труд в органах, образцовое выполнения трудовых обязанностей государственным служащим выдается денежное вознаграждение в размере и порядке, устанавливаемых Кабинетом Министров Украины ( 212-2003-п ).
|