З А К О Н У К Р А И Н Ы
О правовых основах гражданской защиты (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2004, N 39, ст.488) {С изменениями, внесенными согласно Законам N 2505-IV ( 2505 -15 ) от 25.03.2005, ВВР, 2005, N 17, N 18-19, ст.267 N 328-V ( 328-16 ) от 03.11.2006, ВВР, 2006, N 51, ст.519 N 1014-V ( 1014-16 ) от 11.05.2007, ВВР, 2007, N 33, ст.442 N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007, ВВР, 2008, N 5-6, N 7-8, ст.78 - изменения действуют по 31 декабря 2008} {Дополнительно см.. Решение Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008} i > {С изменениями, внесенными согласно Законам N 588-VI ( 588 -17 ) от 24.09.2008, ВВР, 2009, N 15, ст.188 N 1706-VI ( 1706 - 17 ) от 05.11.2009, ВВР, 2010, N 5, ст.42 N 3038-VI ( 3038-17 ) от 17.02.2011, ВВР, 2011, N 34, ст.343 N 4499-VI ( 4499-17 ) от 13.03.2012 N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012 N 4711-VI ( 4711-17 ) от 17.05.2012}
Этот Закон определяет правовые и организационные основы в сфере гражданской защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера, полномочия органов исполнительной власти и других органов управления, порядок создания и применения сил, их комплектования, прохождения службы, а также гарантии социальной и правовой защиты личного состава органов и подразделений гражданской защиты. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Определение терминов В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении: гражданская защита - система организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других мероприятий, осуществляемых центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, подчиненными им силами и средствами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, добровольными спасательными формированиями, которые обеспечивают выполнение этих мероприятий по целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, < br> угрожают жизни и здоровью людей, наносят материальный ущерб в мирное время и в особый период; единая государственная система гражданской защиты населения и территорий (далее - единая система гражданской защиты) - совокупность органов управления, сил и средств центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, которые возлагается реализация государственной политики в сфере гражданской защиты; подсистемы единой системы гражданской защиты - совокупность подчиненных специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти функциональных и территориальных органов управления, на которые возлагаются определенные законом задачи в конкретных сферах гражданской защиты; служба гражданской защиты - государственная служба особого характера, связанная с обеспечением пожарной безопасности, предотвращением и реагированием на другие чрезвычайные ситуации техногенного, природного и военного характера, ликвидацией их последствий, защитой населения и территорий от их негативного воздействия; Оперативно-спасательная служба гражданской защиты - специальные военизированное формирование, на которое возложена защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера, участие в мероприятиях территориальной обороны, а также международных спасательных и других гуманитарных операциях; силы и средства гражданской защиты - личный состав и работники органов и подразделений гражданской защиты, добровольные спасательные формирования, пожарная и аварийно-спасательная техника, пожарно- техническое и аварийно-спасательное оборудование, средства пожаротушения и индивидуальной защиты, другое имущество, предназначенное для тушения пожаров, ликвидации последствий аварий, наводнений, землетрясений и других катастроф техногенного, биологического, радиационной, химической или экологического и военного характера, минимизации последствий Чернобыльской катастрофы; зона возможного поражения - отдельная территория или объект, на которых вследствие чрезвычайной ситуации техногенного, природного или военного характера возникает угроза жизни или здоровью людей или < br> причинение материального потерь; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - проведение комплекса мероприятий, включающих аварийно-спасательные и другие неотложные работы, осуществляемые в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера (далее - чрезвычайные ситуации), и направленные на прекращение действия опасных факторов, спасение жизни и сохранение здоровья людей, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций; аварийно-спасательные работы - работы, направленные на поиск, спасения и защиту людей (включая предоставление им неотложной медицинской помощи), защита материальных и культурных ценностей и окружающей среды при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, с привлечением работников, имеющих специальную подготовку, средства индивидуальной защиты и оснастки; первоочередные меры по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации - оперативное осуществление организационно-технических и других неотложных мер, направленных на обеспечение минимальных потребностей жизнеобеспечения населения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации; техногенная безопасность - состояние защищенности населения, территории, объектов от негативных последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера; неблагоприятные бытовые или нестандартные ситуации - ситуации, возникающие в быту, непроизводственной сфере, которые не получили масштаба чрезвычайной ситуации, но представляют угрозу жизни и здоровью людей или причинения материального ущерба. Статья 2. Правовая основа гражданской защиты Правовой основой гражданской защиты является Конституция Украины ( 254к/96-ВР ), этот Закон, законы Украины "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера" ( 1809-14 )," О Гражданской обороне Украины " ( 2974-12 ), "О правовом режиме чрезвычайного положения" ( 1550-14 ), "О правовом режиме военного положения" ( 1647-14 ), "Об аварийно-спасательных службах" ( 1281-14 )," О пожарной безопасности "( 3745-12 ), "Об объектах повышенной опасности" ( 2245-14 ), "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасность "( 39/95-ВР )," Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения "( 4004-12 )," О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы "( 791а-12 ), международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины и другие акты законодательства. Статья 3. Цель гражданской защиты Гражданская защита осуществляется с целью: реализации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности и защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей и окружающей среды от негативных последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время и в особый период; преодоления последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе последствий чрезвычайных ситуаций на территориях иностранных государств соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Советом Украины. Статья 4. Принципы гражданской защиты Гражданская защита осуществляется на принципах: гарантирования государством гражданам конституционного права на защиту жизни, здоровья и их имущества, а юридическим лицам - права на безопасное функционирование; добровольности при привлечении людей к осуществлению мероприятий в сфере гражданской защиты, связанных с риском для жизни и здоровья; комплексного подхода к решению задач гражданской защиты; создание системы рационального превентивной безопасности с целью максимально возможного, экономически обоснованного уменьшения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий; территориальности и функциональности единой системы гражданской защиты; минимизации причинения вреда окружающей среде; гласности, свободного доступа населения к информации в сфере гражданской защиты в соответствии с законодательством. Статья 5. Задача гражданской защиты Основными задачами гражданской защиты являются: сбор и аналитическая обработка информации о чрезвычайных ситуации; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; осуществления надзора и контроля в сфере гражданской защиты; разработка и выполнение законодательных и других нормативно-правовых актов, соблюдение норм и стандартов в сфере гражданской защиты; разработка и осуществление мер в сфере гражданской защиты; создание, сохранение и рациональное использование материальных ресурсов, необходимых для предотвращения чрезвычайных ситуаций; разработки и выполнения научно-технических программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций; обеспечение функционирования системы экстренной помощи населению по единому телефонному номеру 112 {Статья 5 дополнена абзацем согласно Закону N 4499-VI ( 4499-17 ) от 13.03.2012} оперативное оповещение населения о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, своевременное достоверное информирования об обстановке, которая складывается, и меры, принимаемых для предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий; организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, оказание неотложной психологической, медицинской и другой помощи пострадавшим; проведения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организация жизнеобеспечения пострадавшего населения; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской защиты по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; предоставление с использованием средств гражданской защиты оперативной помощи населению в случае возникновения неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций; обучение населения способам защиты в случае возникновения чрезвычайных, неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций и организация тренировок; международное сотрудничество в сфере гражданской защиты. Раздел II ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ Статья 6. Основные мероприятия в сфере гражданской защиты В целях эффективной реализации задач гражданской защиты, уменьшения материальных потерь и недопущение ущерба объектам, материальным и культурным ценностям и окружающей среде в случае возникновения чрезвычайных ситуаций центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, подчиненные им силы и средства, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, добровольные спасательные формирования осуществляют оповещения и информирования, наблюдения и лабораторный контроль, укрытие в защитных сооружениях, эвакуация, инженерный, медицинский, психологический, биологический, экологический, радиационный и химический защиту. Статья 7. Оповещение и информирование Оповещение и информирование в сфере гражданской защиты включают: оперативное доведение до сведения населения информации о возникновения или возможной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе через общегосударственную, территориальные и локальные автоматизированные системы централизованного оповещения; заблаговременное создание и организационно-техническое объединение постоянно действующих локальных систем оповещения и информирования населения со специальными системами наблюдения и контроля в зонах возможного поражения; централизованное использование сетей связи, радиовещания, телевидения и других технических средств передачи информации независимо от формы собственности и подчинения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Статья 8. Наблюдение и лабораторный контроль Наблюдение и лабораторный контроль включают: создание и поддержание в постоянной готовности общегосударственной и территориальных сетей наблюдения и лабораторного контроля; организации сбора, обработки и передачи информации о состояние окружающей среды, загрязнение продуктов питания, пищевой сырья, фуража, воды радиоактивными, химическими веществами и инфекционными микроорганизмами. Статья 9. Укрытие в защитных сооружениях 1. Для обеспечения укрытия населения в городах, селах, поселках создается фонд защитных сооружений путем: комплексного освоения подземного пространства населенных пунктов для взаимно согласованного размещения в нем сооружений и помещений социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом необходимости приспособления и использования части помещений для укрытия населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; обследования и взятия на учет подземных и наземных зданий и сооружений, отвечающих требованиям защиты, сооружений подземного пространства населенных пунктов, горных выработок и естественных полостей дооборудование с учетом требований защиты подвальных и других заглубленных помещений; строительства заглубленных сооружений, других неподвижных объектов, приспособленных для выполнения задач гражданской защиты; строительства в период угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций простых хранилищ и укрытий; строительства отдельных хранилищ и противорадиационных укрытий. 2. Фонд защитных сооружений в мирное время используется для хозяйственных, культурных и бытовых нужд в порядке, определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам гражданской защиты. Статья 10. Осуществление мероприятий по эвакуации населения 1. В условиях недостаточного обеспечения защитными сооружениями в населенных пунктах, где расположены объекты повышенной опасности, а также в особый период основным способом защиты населения является его эвакуация и размещение в зонах, безопасных для проживания. 2. Эвакуации подлежит население, проживающее в населенных пунктах, находящихся в зонах возможного катастрофического затопления, опасного радиоактивного загрязнения, химического поражения, в районах возникновения стихийного бедствия, аварий и катастроф, если возникает непосредственная угроза жизни и здоровью людей. 3. В случае возникновения чрезвычайной ситуации проводится общая или частичная эвакуация населения временного или необратимый характер. 4. Общая эвакуация населения в особый период проводится в отдельных регионах по решению Кабинета Министров Украины в случае: опасности радиоактивного загрязнения вокруг атомных электростанций (если возникает непосредственная угроза жизни и здоровью населения, проживающего в зоне поражения) угрозы катастрофического затопления местности с менее четырехчасовым Добегания прорывной волны; возникновение угрозы жизни и здоровью населения, проживающего в зоне возникновения чрезвычайной ситуации военного характера. 5. Частичная эвакуация населения в случае возникновения или угрозы возникновения чрезвычайной ситуации на соответствующей территории проводится по решению Кабинета Министров Украины, если иное не установлено законом. 6. При проведении частичной или общей эвакуации не занято в производстве и сфере обслуживания населения, студенты, учащиеся учебных заведений, воспитанники детских домов, пенсионеры и инвалиды, содержащихся в домах престарелых, вместе с преподавателями и воспитателями, обслуживающим персоналом и членами их семей эвакуируются в первую очередь. 7. Эвакуация населения из опасных районов проводится пешком и вывозом основной его части имеющимся транспортом. 8. С целью предотвращения проявлений паники и недопущения гибели людей при эвакуации обеспечиваются: планирование эвакуации населения; определение зон, пригодных для размещения эвакуированного населения из потенциально опасных зон; организация оповещения руководящего состава центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и населения о начале эвакуации ; управления проведением эвакуации; создание минимально необходимых условий для жизнедеятельности эвакуированного населения; обучение населения действиям при проведении эвакуации. Статья 11. Инженерная защита территории С целью создания условий безопасного проживания населения на территории с повышенной техногенной нагрузкой и риском возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляются мероприятия инженерного защиты территории, которые включают: учета при разработке генеральных планов застройки населенных пунктов и ведения градостроительства в условиях повышенного риска возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на отдельных территориях и в регионах; осуществления контроля за рациональным размещением потенциально опасных объектов с учетом возможных последствий чрезвычайных ситуаций для безопасности населения и окружающей среды в случае возникновения таких ситуаций; строительство сооружений, зданий, инженерных сетей и транспортных коммуникаций с заданными уровнями безопасности и надежности; разработка и внедрение мероприятий по безаварийного функционирования потенциально опасных объектов; создание комплексных схем защиты населенных пунктов и объектов от опасных природных процессов путем организации строительства противооползневых, противопаводковых, противоселевых, противолавинных, противоэрозионных и других инженерных сооружений специального назначения. Статья 12. Медицинская защита населения и обеспечения эпидемического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций Для предотвращения или уменьшения степени поражения населения, своевременного оказания помощи пострадавшим и их лечение, обеспечения эпидемического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций осуществляются следующие мероприятия: планирования и использования существующих сил и средств учреждений здравоохранения независимо от форм собственности и хозяйствования; развертывания в условиях чрезвычайных ситуаций необходимой количества дополнительных лечебных учреждений (пунктов); своевременное применение профилактических медицинских препаратов и санитарно-эпидемиологических мероприятий; контроль за качеством пищевых продуктов и продовольственного сырья, питьевой воды и источников водоснабжения; заблаговременное создание и подготовка специальных медицинских формирований; накопление медицинских средств защиты, медицинского и другого специального имущества и техники; осуществление контроля за состоянием окружающей среды, санитарно-гигиенической и эпидемической ситуацией; обучение населения способам оказания первой медицинской помощи и соблюдения правил соответствующей санитарии; обеспечение недопущения влияния на здоровье людей вредных факторов окружающей среды и чрезвычайных ситуаций, а также условий для возникновения и распространения инфекционных заболеваний; санитарная охрана территорий и объектов в зоне чрезвычайной ситуации. Статья 13. Психологическая защита Предотвращение или уменьшение степени негативного психологического влияния на население и своевременное предоставление эффективной психологической помощи обеспечиваются путем осуществления следующих мер: планирование деятельности и использования существующих сил и средств подразделений психологического обеспечения специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты; своевременное применение психопрофилактических методов; выявление с помощью психологических и социологических методов факторов, способствующих возникновению социально-психологического напряжения; использование современных технологий психологического воздействия для нейтрализации негативного влияния на население. Статья 14. Биологическая защита Защита от биологического заражения включает: выявления очага биологического заражения; прогнозирования масштабов развития последствий биологического заражения; использование коллективных и индивидуальных средств защиты; введение режимов карантина и обсервации; обеззараживания очага биологического заражения; осуществление мероприятий экстренной и специфической профилактики; соблюдение противоэпидемического режима субъектами хозяйствования, лечебными учреждениями и населением. Статья 15. Экологическая защита Экологическая защита включает осуществление природоохранных мероприятий, направленных на: защита месторождений (газовых, нефтяных, угольных, торфяных) от пожаров, затоплений и оползней; ликвидации лесных пожаров и буреломов, сниголамив, ветровалам, техногенного воздействия на лесные насаждения, а также их последствий. Статья 16. Радиационный и химический защиту 1. Радиационный и химический защиту включает выявление очагов радиационного и химического загрязнения и проведения его оценки, организацию и осуществление дозиметрического и химического контроля, разработка и внедрение типовых режимов радиационной защиты, обеспечения средствами радиационной и химической защиты , организацию и проведение специальной и санитарной обработки. 2. Радиационный и химический защита обеспечивается путем осуществления следующих мер: заблаговременное накопление и поддержание в постоянной готовности средств радиационной и химической защиты, объемы и места хранения которых определяются дифференцированно в соответствии с зонами возможного поражения; своевременное внедрение средств, способов и методов выявления и оценки масштабов и последствий аварий, разрушений на радиационно и химически опасных объектах; создание унифицированных средств защиты, приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля; предоставления населению возможности приобретения в личную пользования средств радиационной и химической защиты; разработка типовых режимов радиационной защиты населения и функционирования объектов в условиях радиоактивного загрязнения местности; заблаговременное оборудование радиационно и химически опасных объектов средствами для проведения специальной обработки одежды, имущества и транспортных средств, а также санитарной обработки населения, пострадавшего вследствие чрезвычайной ситуации; разработка общих критериев, методов и методик наблюдений по оценке радиационной и химической обстановки. Статья 17. Защита населения от неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций Защита населения от неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций включает: осуществление мероприятий по выявлению и проведения оценки таких ситуаций; организацию и оказание помощи населению; разработка типовых рекомендаций по действиям в условиях возникновения неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций; проведения специальных аварийно-спасательных работ. Раздел III ЕДИНАЯ СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ Статья 18. Структура единой системы гражданской защиты Структура единой системы гражданской защиты составляют центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и создаваемые ими функциональные и территориальные подсистемы единой системы гражданской защиты. Статья 19. Функциональные подсистемы единой системы гражданской защиты 1. Функциональные подсистемы единой системы гражданской защиты создаются центральными органами исполнительной власти для организации работы, связанной с предотвращением чрезвычайных ситуаций и защитой населения и территорий в случае их возникновения. 2. Организация, задачи, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем единой системы гражданской защиты определяются положениями об этих подсистемы, утвержденными соответствующими центральными органами исполнительной власти по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти с вопросам гражданской защиты. Статья 20. Территориальные подсистемы единой системы гражданской защиты 1. Территориальные подсистемы единой системы гражданской защиты создаются в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера в пределах соответствующих территорий и включают территориальные органы управления специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты и соответствующие комиссии техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2. Организация, задачи, состав сил и средств, порядок деятельности территориальных подсистем единой системы гражданской защиты ( z1581-04 ) определяются положениями, утверждаемыми специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам гражданской защиты по согласованию с Советом министров Автономной Республики Крым, соответствующими областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями. Статья 21. Режимы функционирования единой системы гражданской защиты 1. Единая система гражданской защиты может функционировать в режиме повседневного функционирования, повышенной готовности и в режимах чрезвычайной ситуации, чрезвычайного или военного положения. 2. Режим функционирования единой системы гражданской защиты в пределах конкретной территории устанавливается в зависимости от существующей или прогнозируемой обстановки, масштаба чрезвычайной ситуации по решению соответственно Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, соответствующего областного, Киевского и Севастопольской городской, районной государственной администрации, городского совета. Статья 22. Режим повседневного функционирования 1. Режим повседневного функционирования единой системы гражданской защиты устанавливается в условиях нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (в том числе бактериологического), сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической обстановки, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий. 2. В режиме повседневного функционирования органы управления, силы и средства единой системы гражданской защиты: обеспечивают наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и ??прилегающих к ним территориях, а также дежурство оперативного персонала; разрабатывают и выполняют научно-технические программы по предотвращения чрезвычайных ситуаций и уменьшения возможных потерь; осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности и защиты населения в чрезвычайных ситуациях; обеспечивают подготовку органов управления к действиям в чрезвычайных, неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуациях, организуют обучение населения по обращению со средствами защиты в таких ситуациях; создают и восстанавливают материальные резервы для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; проводят постоянное прогнозирование обстановки по ее ухудшение, которое может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Статья 23. Режим повышенной готовности 1. Режим повышенной готовности единой системы гражданской защиты устанавливается в случае существенного ухудшения производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (в том числе бактериологического), сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической обстановки, при наличии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации. 2. В режиме повышенной готовности органы управления единой системы гражданской защиты: предоставляют оперативную помощь органам и структурам, причастным к обеспечению гражданской защиты в случае возникновения неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций; формируют комиссии для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного возникновения чрезвычайной ситуации, готовят предложения по ее нормализации; усиливают наблюдение и контроль за ситуацией на потенциально опасных объектах и ??прилегающих к ним территориях, осуществляют прогнозирования возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов; < br> разрабатывают мероприятия по защите населения и территорий в условиях чрезвычайной ситуации; приводят в состояние повышенной готовности имеющиеся силы и средства реагирования, привлекают дополнительные силы и средства, уточняют планы их действий и направляют их в случае необходимости в район угрозы возникновения < br> чрезвычайной ситуации; осуществляют мероприятия по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации. Статья 24. Режим чрезвычайной ситуации 1. Режим чрезвычайной ситуации единой системы гражданской защиты устанавливается в случае возникновения и при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. 2. В режиме чрезвычайной ситуации органы управления единой системы гражданской защиты: определяют границы территории, на которой возникла чрезвычайная ситуация; организуют защиту населения и территорий в условиях чрезвычайной ситуации; организуют работы по локализации или ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, привлекают необходимые силы и средства; осуществляют непрерывный контроль за развитием чрезвычайной ситуации, положением на аварийных объектах и ??прилегающих к ним территориях; оперативно докладывают высшим органам управления о развитии чрезвычайной ситуации, меры, которые выполняются, и оповещают населения. Статья 25. Режим чрезвычайного положения Режим функционирования единой системы гражданской защиты в условиях чрезвычайного положения устанавливается в соответствии с требованиями Закона Украины "О правовом режиме чрезвычайного положения" ( 1550-14 ). Статья 26. Режим военного положения Режим функционирования единой системы гражданской защиты в условиях военного положения, порядок подчинения ее военном командованию определяются в соответствии с Законом Украины "О правовом режиме военного положения" ( 1647-14 ). Раздел IV УПРАВЛЕНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ Статья 27. Система органов управления гражданской обороной 1. Общее руководство единой системой гражданской защиты осуществляет Кабинет Министров Украины. Начальником гражданской защиты Украины является Премьер-министр Украины. 2. Непосредственное руководство деятельностью единой системы гражданской защиты возлагается на специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданской защиты. Руководитель этого органа является заместителем начальника гражданской защиты Украины. 3. Руководство территориальными подсистемами единой системы гражданской защиты в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе осуществляют соответственно Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская госадминистрации. Начальникам территориальных подсистем единой системы гражданской защиты по должности соответствии Председатель Совета министров Автономной Республики Крым и председатели соответствующих государственных администраций. Руководители территориальных органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты по должности заместителями соответствующих начальников территориальных подсистем единой системы гражданской защиты. Статья 28. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданской защиты 1. В составе специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты действуют: правительственный орган государственного надзора в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности {Абзац второй части первой статьи 28 с изменениями, внесенными согласно Закону N 588-VI (< a"/laws/show/588-17" target = _blank> 588-17 ) от 24.09.2008} правительственный орган государственного надзора в сфере пожарной безопасности; {Часть первая статьи 28 дополнена абзацем согласно Закону N 588-VI ( 588-17 ) от 24.09.2008} органы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации в сфере гражданской защиты; органы минимизации последствий Чернобыльской катастрофы и других чрезвычайных ситуаций. 2. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданской защиты: обеспечивает реализацию государственной политики и осуществляет государственный надзор за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов в сфере гражданской защиты; обеспечивает деятельность единой системы гражданской защиты; контролирует организацию выполнения мероприятий, направленных на защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности; проверяет состояние готовности своих территориальных органов, сил и средств гражданской защиты к действиям в режиме чрезвычайной ситуации; осуществляет согласно законодательству государственный надзор за безопасным ведением работ лицами рядового и начальствующего состава, проходящих службу в органах и подразделениях гражданской защиты; {Часть вторая статьи 28 дополнена абзацем согласно Закону N 1706-VI ( 1706-17 ) от 05.11.2009} обеспечивает надзор за соблюдением требований стандартов, нормативов и правил в сфере гражданской защиты; контролирует накопление, сохранение и целевое использование материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, < br> предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности; проверяет состояние планирования и готовности к осуществлению мер по эвакуации населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; обеспечивает проверку наличия и содержания в постоянной готовности на потенциально опасных объектах локальных систем выявления угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и локальных оповещения населения, прежде всего того , проживающего в зонах возможного поражения, и персонала этих объектов; проверяет наличие и готовность к использованию по назначению в случае возникновения чрезвычайной ситуации средств коллективной и индивидуальной защиты населения, имущества гражданской защиты, их содержание и учет; проводит выборочные проверки подготовки к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности; выясняет причины возникновения чрезвычайных ситуаций, невыполнение мер по предотвращению этих ситуаций, проводит оценку действий органов управления, сил и средств гражданской защиты при выполнения спасательных и других неотложных работ; вместе с органами, осуществляющими государственный надзор в соответствующей сфере, участвует в проверках обеспечения условий хранения, транспортировки, обезвреживания, утилизации и захоронения опасных веществ и изделий, содержащих такие вещества; осуществляет в пределах, определенных законодательством, нормативное регулирования в сфере гражданской защиты, в том числе по вопросам техногенной и пожарной безопасности, с участием заинтересованных министерств и других центральных органов исполнительной власти разрабатывает и утверждает государственные правила и нормы гражданского защиты, которые являются обязательными для выполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями; осуществляет другие меры, предусмотренные законом. 3. Руководитель специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты назначается должность Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины. 4. Руководитель специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты: осуществляет непосредственное руководство единой системой гражданской защиты, органами управления, силами и средствами единой системы гражданской защиты, обеспечивает организацию их деятельности; назначает руководителей территориальных органов и структурных подразделений специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты, других органов управления и сил гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций, принадлежащих к сфере управления специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты; выдает приказы организационно-распорядительного характера по вопросам деятельности органов управления и сил гражданской защиты; присваивает лицам рядового и начальствующего состава службы гражданской защиты специальные звания до полковника службы гражданской защиты включительно вносит представление о присвоении высших специальных званий соответствии с законодательством; является распорядителем бюджетных средств; осуществляет иные полномочия, установленные настоящим и другими законами Украины. 5. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданской защиты осуществляет свои полномочия через территориальные органы в соответствии с административно-территориальным деления до района включительно. Статья 29. Правительственный орган государственного надзора в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности в составе специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по гражданскому защиты 1. В составе правительственного органа государственного надзора в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности действуют подчиненные ему территориальные органы государственного надзора в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе , районах, городах, районах в городах. 2. Положение о территориальных органах государственного надзора в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности утверждается руководителем специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты. 3. Руководитель правительственного органа государственного надзора в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности, его первый заместитель и заместители по должности одновременно являются соответственно главным государственным инспектором Украины по надзору в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности, первым заместителем главного государственного инспектора Украины по надзору в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности, заместителями главного государственного инспектора Украины по надзору в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности. 4. Начальники структурных подразделений правительственного органа государственного надзора в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности, их заместители по должности одновременно являются старшими государственными инспекторами по надзору в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности. Другие должностные лица правительственного органа государственного надзора в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности являются государственными инспекторами по надзору в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности. 5. Руководители территориальных органов государственного надзора в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности, их заместители по должности одновременно являются соответственно главными государственными инспекторами по надзора в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности, заместителями главных государственных инспекторов по надзору в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах, городах, районах в городах. Другие должностные лица территориальных органов государственного надзора в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности являются государственными инспекторами по надзору в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности. {Статья 29 в редакции Закона N 588-VI ( 588-17 a >) от 24.09.2008} Статья 30. Полномочия и ответственность должностных лиц правительственного органа государственного надзора в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности и его территориальных органов {Название статьи 30 с изменениями, внесенными согласно Закону N 588-VI ( 588-17 ) от 24.09.2008} 1. Должностные лица правительственного органа государственного надзора в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности и его территориальных органов имеют право: {Абзац первый части первой статьи 30 с изменениями, внесенными согласно Закону N 588-VI ( 588-17 ) от 24.09.2008}
{Пункт 1 части первой статьи 30 исключен на основании Закона N 588-VI ( 588-17 ) от 24.09.2008}
предъявлять гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от формы собственности, иностранцам и иностранным юридическим лицам требования по осуществлению предусмотренных законодательством мероприятий в сфере гражданской защиты, давать обязательные для исполнения предписания по вопросам, относящимся к их компетенции; приостанавливать до устранения нарушений требований законодательства в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности работу предприятий, объектов, отдельных производств, цехов, участков, эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных средств, а также выполнение работ, если эти нарушения создают угрозу жизни или здоровью человек {Абзац третий пункта 1 части первой статьи 30 в редакции Закона N 588-VI ( 588-17 ) от 24.09.2008} вносить в установленном порядке предложения о приостановлении действия выданных разрешений на эксплуатацию объектов повышенной опасности в случае несоблюдения условий этих разрешений или нарушения законодательства в сфере гражданской защиты и давать обязательные для исполнения предписания по устранению таких нарушений; составлять акты проверок, предписания и протоколы в случае невыполнение законных требований должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты; направлять в установленном законом порядке материалы о нарушения требований законодательства в сфере гражданской защиты в соответствующие органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной или уголовной ответственности ; ограничивать, останавливать в установленном законодательством порядке работы по строительству, реконструкции, расширения объектов проводятся с нарушением требований законодательства в сфере гражданской защиты; привлекать к проверкам представителей центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций (по согласованию с их руководителями), специалистов научно-исследовательских , опытно-конструкторских и проектных учреждений; получать в установленном порядке от центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач; осуществлять в случае необходимости звукозапись, кино-и видеосъемку как вспомогательное средство для предотвращения и раскрытия правонарушений в сфере гражданской защиты; созывать в установленном порядке совещания по вопросам, относящимся к их компетенции; накладывать согласно закону штрафы на предприятия, учреждения и организации за нарушения в сфере гражданской защиты; привлекать к административной ответственности должностных лиц и граждан, виновных в нарушении законов и иных нормативно-правовых актов в сфере гражданской защиты; проводить в установленном порядке расследования обстоятельств и причин аварий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принимать по результатам расследований обязательные для выполнения решения по вопросам , отнесенных к компетенции правительственного органа государственного надзора в сфере гражданской защиты {Абзац части первой статьи 30 с изменениями, внесенными согласно Закону N 4652-VI ( 4652-17 ) от 13.04.2012} осуществлять в соответствии с законом в пределах своей компетенции контроль за деятельностью аварийно-спасательных служб и временно останавливать деятельность аттестованных аварийно-спасательных служб; {Абзац пункта 1 части первой статьи 30 с изменениями, внесенными Законом N 588-VI ( 588-17 ) от 24.09.2008} проводить проверки центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности по соблюдению законодательства в сфере гражданской защиты и техногенной безопасности; {Пункт 1 части первой статьи 30 дополнена абзацем согласно Законом N 588-VI ( 588-17 ) от 24.09.2008} осуществлять другие полномочия, предусмотренные законом.
{Пункт 2 части первой статьи 30 исключен на основании Закона N 588-VI ( 588-17 ) от 24.09.2008}
|