З А К О Н У К Р А И Н Ы
О выборах народных депутатов Украины (Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2012, № 10-11, ст.73) {Относительно признания неконституционными отдельных положений см.. Решение Конституционного Суда № 7-рп/2012 от 04.04.2012 № 8-рп/2012 от 05.04.2012 } {С изменениями, внесенными согласно Закону № 5463-VI от 16.10.2012 } Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов народных депутатов Украины 1. Народные депутаты Украины (далее - депутаты) избираются гражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. 2. Количественный состав Верховной Рады Украины составляет 450 депутатов. 3. Выборы депутатов осуществляются по смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе: 1) 225 депутатов избираются по пропорциональной системе в общегосударственном многомандатном избирательном округе (далее - общегосударственный округ) по избирательным спискам кандидатов в депутаты (далее - избирательные списки) от политических партий (далее - партии) 2) 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах (далее - одномандатные округа). Статья 2. Всеобщее избирательное право 1. Выборы депутатов являются всеобщими. Право голоса на выборах депутатов имеют граждане Украины, которым на день голосования исполнилось восемнадцать лет. Граждане Украины, имеющие право голоса, являются избирателями. 2. Основанием реализации избирателем своего права голоса на выборах является его включение в список избирателей на избирательном участке. 3. Документом, подтверждающим личность и гражданство Украины избирателя на выборах депутатов, являются: 1) паспорт гражданина Украины 2) временное удостоверение гражданина Украины (для лиц, недавно принятых в гражданство Украины) 3) карта (справка) учреждения исполнения наказаний или следственного изолятора, которая должна содержать: фамилию, имя, отчество, число, месяц, год рождения, гражданство, фотографию лица, подпись руководителя и печать учреждения (для лиц, находящихся в учреждениях исполнения наказаний или следственных изоляторах) 4) паспорт гражданина Украины для выезда за границу 5) дипломатический паспорт 6) служебный паспорт 7) военный билет (исключительно для военнослужащих срочной службы). 4. Документы, указанные в пунктах 1, 2, 7 части третьей настоящей статьи, является основанием для получения избирательного бюллетеня и могут быть использованы на обычных и специальных избирательных участках. 5. Документ, указанный в пункте 3 части третьей настоящей статьи, является основанием для получения избирательного бюллетеня и может быть использован на специальном избирательном участке, образованном в соответствующем учреждении исполнения наказаний или следственном изоляторе. 6. Документы, указанные в пунктах 4-6 части третьей настоящей статьи, является основанием для получения избирательного бюллетеня и могут быть использованы на избирательных участках, а также на специальных избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании под Государственным Флагом Украины, и на полярной станции Украины. На избирательных участках, образованных в странах, в которые разрешен въезд граждан Украины по паспорту гражданина Украины, основанием для получения бюллетеня может быть паспорт гражданина Украины. 7. Граждане Украины, имеющие право голоса, могут принимать участие в работе избирательных комиссий в качестве их членов, а также в проведении предвыборной агитации, осуществлении наблюдения за проведением выборов депутатов и других мероприятиях в порядке, определенном настоящим и другими законами Украины. 8. Какие-либо прямые или косвенные привилегии или ограничения избирательных прав граждан Украины по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам запрещаются. Не допускаются ограничения относительно участия граждан Украины в избирательном процессе, кроме ограничений, предусмотренных Конституцией Украина и настоящим Законом. 9. Не имеет права голоса гражданин, признанный судом недееспособным. Статья 3. Равное избирательное право 1. Выборы депутатов являются равными: граждане Украины принимают участие в выборах депутатов на равных основаниях. 2. Каждый избиратель имеет в одномандатном и общегосударственном округах по одному голосу. Избиратель может использовать право голоса только на одном избирательном участке, где он включен в список избирателей. Избиратель реализует свое право голоса на выборах в порядке, установленном настоящим Законом. 3. Все кандидаты в народные депутаты Украины (далее - кандидаты в депутаты) имеют равные права и возможности участвовать в избирательном процессе. 4. Все партии - субъекты избирательного процесса имеют равные права и возможности принимать участие в избирательном процессе в порядке и в пределах, установленных настоящим Законом. 5. Равенство прав и возможностей кандидатов в депутаты, партий - субъектов избирательного процесса принимать участие в избирательном процессе обеспечивается: 1) запретом привилегий или ограничений кандидатов в депутаты по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам 2) запретом вмешательства органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в избирательный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом 3) равным и беспристрастным отношением органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, их должностных и должностных лиц к кандидатам в депутаты, партий - субъектов избирательного процесса 4) запрещением использования кандидатами в депутаты, партиями - субъектами избирательного процесса при финансировании предвыборной агитации других средств, кроме средств избирательных фондов 5) ровным и беспристрастным отношением средств массовой информации к кандидатам в депутаты, партий - субъектов избирательного процесса. Статья 4. Прямое избирательное право 1. Выборы депутатов являются прямыми. Граждане Украины избирают депутатов непосредственно путем голосования за кандидатов в депутаты, включенных в избирательный список партии, и за кандидатов в депутаты в одномандатных округах. Статья 5. Добровольность участия в выборах 1. Участие граждан Украины в выборах депутатов является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или неучастию в выборах. Статья 6. Свободные выборы 1. Выборы депутатов являются свободными. Гражданам Украины обеспечиваются условия для свободного формирования своей воли и ее свободного проявления при голосовании. 2. Применение насилия, угроз, обмана, подкупа или любых других действий, препятствующих свободному формированию и свободному выявлению воли избирателя, запрещается. 3. Для обеспечения условий для свободного волеизъявления военнослужащим срочной службы в день голосования предоставляется отпуск для участия в голосовании не менее чем на четыре часа. Статья 7. Тайное голосование 1. Голосование на выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей запрещается. 2. Членам избирательных комиссий, другим лицам запрещается совершать любые действия или разглашать сведения, позволяющие установить содержание волеизъявления конкретного избирателя. Статья 8. Личное голосование 1. Каждый избиратель голосует на выборах лично. Голосование за других лиц или передача избирателем права голоса любому другому лицу запрещается. Статья 9. Право быть избранным 1. Депутатом может быть избран гражданин Украины, который на день выборов достиг двадцати одного года, имеющий право голоса и проживающий в Украине в течение последних пяти лет. 2. Проживание в Украине по настоящему Закону означает: 1) проживание на территории в пределах государственной границы Украины 2) пребывание на судне, находящемся в плавании под Государственным Флагом Украины 3) пребывания граждан Украины в установленном законодательством порядке в командировке за пределами Украины в заграничных дипломатических учреждениях Украины, международных организациях и их органах 4) пребывание на полярной станции Украины 5) пребывание в составе формирования Вооруженных Сил Украины, дислоцированного за пределами Украины. 3. Такими, проживающих в Украине, считаются также лица, проживающие совместно с лицами, указанными в пункте 3 части второй настоящей статьи, как члены их семей. 4. Не может быть выдвинут кандидатом и избран депутатом гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке. Статья 10. Право выдвижения кандидатов в депутаты 1. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит гражданам Украины, которые имеют право голоса. Это право реализуется ими через партии или путем самовыдвижения соответствии с настоящим Законом. Статья 11. Избирательный процесс 1. Избирательный процесс - это осуществление субъектами, определенными статьей 12 настоящего Закона, избирательных процедур, предусмотренных настоящим Законом. 2. Избирательный процесс осуществляется на принципах: 1) соблюдение принципов избирательного права, указанных в статьях 2-10 настоящего Закона 2) законности и запрета незаконного вмешательства кого-либо в этот процесс 3) политического плюрализма и многопартийности 4) публичности и открытости 5) свободы предвыборной агитации, равного доступа всех кандидатов в депутаты и партий - субъектов избирательного процесса к средствам массовой информации независимо от их формы собственности, кроме средств массовой информации, учредителями (собственниками) которых являются партии, кандидаты в депутаты в одномандатном округе; 6) беспристрастности органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, судов, предприятий, учреждений и организаций, их руководителей, других должностных и служебных лиц к партий - субъектов избирательного процесса, кандидатов в депутаты. 3. Органы исполнительной власти, в том числе специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, а также суды , избирательные комиссии, правоохранительные органы (прокуратура, милиция) организуют свою работу во время избирательного процесса, в том числе в выходные дни и в день голосования, таким образом, чтобы обеспечить прием и рассмотрение документов по подготовке и проведению выборов депутатов, исковых заявлений, жалоб и обращений избирательных комиссий в сроки и способ, установленные настоящим Законом. 4. Начале избирательного процесса очередных выборов объявляет Центральная избирательная комиссия в сроки, установленные настоящим Законом. 5. Избирательный процесс включает следующие этапы: 1) выдвижение кандидатов в депутаты 2) образование избирательных комиссий (кроме Центральной избирательной комиссии) 3) регистрация кандидатов в депутаты 4) проведение предвыборной агитации 5) создание специальных избирательных участков, существующих на временной основе 6) составление списков избирателей, их проверка и уточнение 7) голосование 8) подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования 9) установление результатов выборов депутатов и их официальное обнародование 10) прекращение полномочий окружных и участковых избирательных комиссий. 6. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, избирательный процесс включает следующие этапы: 1) повторное голосование 2) подсчет голосов избирателей и установление итогов повторного голосования. 7. Избирательный процесс завершается через пятнадцать дней после дня официального обнародования Центральной избирательной комиссией результатов выборов депутатов. 8. Полномочия окружных и участковых избирательных комиссий в случаях, предусмотренных настоящим Законом, могут частично продолжаться вне сроков избирательного процесса. Статья 12. Субъекты избирательного процесса 1. Субъектами избирательного процесса являются: 1) избиратель 2) Центральная избирательная комиссия, а также другая избирательная комиссия, образованная в соответствии с настоящим Законом; 3) партия, выдвинувшая кандидата в депутаты 4) кандидат в депутаты, зарегистрированный в порядке, установленном настоящим Законом 5) официальный наблюдатель от партии, которая выдвинула кандидатов в депутаты в общегосударственном округе, от кандидата в депутаты в одномандатном округе, от общественной организации, который зарегистрирован в порядке, установленном настоящим Законом. Статья 13. Публичность и открытость избирательного процесса 1. Подготовка и проведение выборов депутатов осуществляются публично и открыто. 2. Публичность и открытость избирательного процесса в деятельности избирательных комиссий обеспечиваются путем: 1) информирование граждан о своем составе; местонахождении и режиме работы; об образовании избирательных округов и избирательных участков, о месте и времени голосования избирателей; об основных правах избирателей, в том числе о праве обжалования неправомерных решений, действий или бездеятельности избирательных комиссий и их членов , органов исполнительной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, их руководителей, других должностных и служебных лиц 2) обеспечение возможности для ознакомления субъектов избирательного процесса со списками избирателей, с избирательными списками партий, сведениями о кандидатах в депутаты, порядком заполнения избирательных бюллетеней 3) разъяснение избирателям порядка голосования, а также порядка заполнения избирательных бюллетеней 4) обнародование итогов голосования и результатов выборов депутатов 5) предоставление другой информации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом. 3. Решения избирательных комиссий, а также решения органов исполнительной власти, касающиеся реализации избирателями права голоса на выборах, доводятся ими до сведения граждан через печатные средства массовой информации или, в случае невозможности, обнародуются иным способом. Решение Центральной избирательной комиссии и окружных избирательных комиссий, которые касаются избирательного процесса и представляющие публичный интерес, публикуются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. 4. Средства массовой информации обязаны объективно освещать ход подготовки и проведения выборов. Представителям средств массовой информации гарантируется беспрепятственный доступ на все публичные мероприятия, связанные с выборами, а на заседания избирательных комиссий и на избирательный участок в день голосования - на условиях, определенных частью третьей статьи 34 настоящего Закона. Избирательные комиссии, органы исполнительной власти, должностные и служебные лица этих органов обязаны в пределах своих полномочий предоставлять им информацию по подготовке и проведению выборов депутатов. 5. Заграничные дипломатические учреждения Украины, при которых образованы зарубежные избирательные участки, обеспечивают опубликование в местных средствах массовой информации сведений о времени и месте голосования, о местонахождении соответствующих избирательных участков, о порядке и сроках обращения в участковые избирательные комиссии, в частности по вопросам включения избирателя в список избирателей на заграничном избирательном участке. Статья 14. Законодательство о выборах депутатов 1. Подготовка и проведение выборов депутатов регулируются Конституцией Украины , законами Украины < a class = rvts96"/laws/show/1932-15" target = _blank> "О Центральной избирательной комиссии" , "О Государственном реестре избирателей" , этим и другими законами Украины, а также принятыми в соответствии с ними другими актами законодательства. Раздел II ВИДЫ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ, ПОРЯДОК И СРОКИ ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ Статья 15. Виды выборов депутатов и порядок их назначения 1. Выборы депутатов могут быть очередными, внеочередными, повторными, промежуточными. 2. Очередные выборы депутатов проводятся в связи с окончанием конституционного срока полномочий Верховной Рады Украины и не требуют отдельного решения об их назначении. 3. Внеочередные выборы депутатов назначаются Президентом Украины по основаниям и в порядке, установленных Конституцией Украины . 4. Повторные выборы депутата назначаются в одномандатном округе Центральной избирательной комиссией в случае признания выборов депутатов в этом округе, которые не состоялись, или если после ее избрания не получила депутатского мандата в порядке, установленном настоящим Законом. 5. Промежуточные выборы депутата назначаются Центральной избирательной комиссией в порядке, установленном настоящим Законом, в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в одномандатном округе. Статья 16. Сроки проведения выборов 1. Очередные выборы в Верховную Раду Украины проводятся в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Верховной Рады Украины. 2. Избирательный процесс очередных выборов депутатов начинается за девяносто дней до дня голосования. Центральная избирательная комиссия объявляет о начале избирательного процесса не позднее чем за девяносто один день до дня голосования. 3. Внеочередные выборы депутатов проходят в последнее воскресенье шестидесятидневного срока со дня опубликования Указа Президента Украины о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины, выданного в соответствии с Конституции Украины . 4. Избирательный процесс внеочередных выборов депутатов начинается со дня, следующего после дня опубликования Указа Президента Украины, указанного в части третьей настоящей статьи. 5. Повторные выборы в одномандатном округе назначаются не позднее чем через тридцать дней со дня признания выборов несостоявшимися или принятия Центральной избирательной комиссией решения о признании избранного лица такой, не получила депутатского мандата. Повторные выборы проводятся в последнее воскресенье шестидесятидневного срока со дня опубликования Центральной избирательной комиссией решения об их назначении. Избирательный процесс повторных выборов депутатов начинается со дня, следующего после дня опубликования решения Центральной избирательной комиссии об их назначении. 6. Решение о назначении промежуточных выборов депутата в одномандатном округе принимается Центральной избирательной комиссией не позднее чем в тридцатидневный срок со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в этом округе. Промежуточные выборы проводятся в последнее воскресенье шестидесятидневного срока со дня опубликования Центральной избирательной комиссией решения об их назначении. Избирательный процесс промежуточных выборов депутатов начинается со дня, следующего после дня опубликования решения Центральной избирательной комиссии об их назначении. 7. В течение пятого года полномочий Верховной Рады Украины текущего созыва промежуточные и повторные выборы не проводятся. Статья 17. Порядок исчисления сроков 1. Сроки, определенные в настоящем Законе, исчисляются в календарных днях, в отдельных случаях сроки исчисляются в часах или минутах. 2. Первым днем ??срока, который в соответствии с настоящим Законом должен начаться в связи с наступлением определенного события, является день, следующий после дня наступления указанного события. 3. Последним днем ??срока, который в соответствии с настоящим Законом должен закончиться в связи с наступлением определенного события, является день, предшествующий дню указанного события. Раздел III ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ Статья 18. Избирательные округа 1. Выборы депутатов проводятся в общегосударственном округе, который включает в себя всю территорию Украины и зарубежные избирательные участки, и в 225 одномандатных округах, образуются Центральной избирательной комиссией и существуют на постоянной основе. 2. Одномандатные округа образуются в Автономной Республике Крым, областей, городов Киева и Севастополя с приблизительно равным количеством избирателей в каждом округе. Ориентировочная среднее количество избирателей в одномандатных округах определяется Центральной избирательной комиссией, на основании сведений Государственного реестра избирателей. Отклонение числа избирателей в одномандатном округе не может превышать двенадцати процентов ориентировочного среднего количества избирателей в одномандатных округах. 3. Перечень одномандатных округов с указанием их номеров, границ и центров округов публикуется Центральной избирательной комиссией не позднее чем за сто семьдесят пять дней до дня голосования в общегосударственных и в региональных средствах массовой информации. Статья 19. Избирательные участки 1. Подготовка организации и проведения голосования и подсчета голосов избирателей осуществляется на избирательных участках, образуются Центральной избирательной комиссией или окружной избирательной комиссией в соответствии с настоящим Законом и существуют на постоянной или временной основе. 2. Избирательный участок может быть обычной, специальной или зарубежным. Обычная и зарубежная избирательные участки образуются Центральной избирательной комиссией и существуют на постоянной основе. Специальный избирательный участок может существовать на постоянной или временной основе в случаях, предусмотренных настоящим Законом. 3. Избирательные участки образуются с численностью от двадцати до двух тысяч пятисот избирателей. Избирательные участки делятся на: 1) малые - с численностью избирателей до 500 человек 2) средние - с численностью избирателей от 500 до 1500 человек 3) большие - с численностью избирателей более 1500 человек. 4. Если на соответствующей территории, в соответствующем учреждении или учреждении насчитывается меньше двадцати избирателей, по решению Центральной избирательной комиссии на соответствующей территории, в соответствующем учреждении или учреждении избирательный участок может быть образован с меньше предельного значения численности избирателей, установленного абзацем первым части третьей настоящей статьи. Зарубежные избирательные участки могут образовываться с численностью больше, чем две тысячи пятьсот избирателей. 5. Избирательный участок является общей для выборов в общегосударственном и одномандатных округах. 6. Каждый избирательный участок имеет порядковый номер, адрес помещения для голосования и местонахождение (адрес помещения) участковой избирательной комиссии. Помещения для голосования и помещение участковой избирательной комиссии могут иметь одинаковый адрес. 7. Требования к помещению участковой избирательной комиссии и помещения для голосования устанавливаются Центральной избирательной комиссией с учетом требований статьи 83 настоящего Закона. Статья 20. Обычные избирательные участки 1. Обычная избирательный участок предназначена для организации и проведения голосования избирателей по месту их проживания. 2. Обычная избирательный участок имеет территорию с определенными границами и порядковый номер, которые определяются Центральной избирательной комиссией. Статья 21. Специальные избирательные участки 1. Специальные избирательные участки образуются в стационарных лечебных учреждениях, в учреждениях исполнения наказаний, следственных изоляторах, на судах, находящихся в день голосования в плавании под Государственным Флагом Украины, на полярных станциях Украины и других местах временного пребывания избирателей с ограниченными возможностями передвижения. Не допускается создание одного избирательного участка для двух и более учреждений или учреждений. Центральная избирательная комиссия может образовывать на постоянной основе специальные избирательные участки в стационарных лечебных учреждениях, на полярных станциях Украины, в учреждениях исполнения наказаний, следственных изоляторах. 2. Специальные избирательные участки образуются таким образом, чтобы избиратели могли проголосовать, не нарушая режима пребывания в заведении (учреждении). С целью обеспечения режима пребывания избирателей в соответствующем учреждении (учреждении) допускается образование в одном заведении (учреждении) более чем одной специального избирательного участка. 3. Специальные избирательные участки, существующих на временной основе, образуются окружными избирательными комиссиями не позднее чем за сорок пять дней до дня голосования. 4. Специальный избирательный участок определяется заведением, учреждением, судном, полярной станцией Украине, где она образована. Специальный избирательный участок имеет порядковый номер, адрес (местонахождение) учреждения, полярной станции Украины, определены Центральной избирательной комиссией или окружной избирательной комиссией, или характеризуется названием и портом приписки судна. 5. Специальные избирательные участки, существующих на временной основе, образуются окружной избирательной комиссией на основании представлений районных, районных в городах государственных администраций или исполнительных комитетов городских советов городов областного (республиканского в Автономной Республике Крым) значения, форма которых утверждается Центральной избирательной комиссией. Указанные представления должны поступить в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за сорок восемь дней до дня голосования. 6. В представлении о создании специального избирательного участка в соответствующем учреждении или учреждении указываются: 1) название заведения или учреждения 2) юридический адрес заведения или учреждения 3) ориентировочное количество избирателей, пребывающих в учреждении или учреждении на день голосования 4) наличие соответствующего помещения для голосования и его адрес (в случае если адрес помещения для голосования отличается от юридического адреса заведения или учреждения) 5) обязательства руководства организации или учреждения по обеспечению открытого доступа в помещение для голосования членов соответствующей избирательной комиссии и лиц, которые за этим Законом имеют право присутствовать при голосовании и подсчете голосов. 7. В представлении о создании специального избирательного участка на судне, находящемся в плавании под Государственным Флагом Украины, указываются: 1) название судна 2) порт приписки судна 3) ориентировочное количество избирателей на судне 4) последний перед днем ??голосования день выхода судна в плавание из порта приписки 5) ориентировочный ближайший до дня голосования день захода судна в порт Украины. 8. В исключительном случае образования нового стационарного лечебного учреждения, учреждения исполнения наказаний, следственного изолятора или иного заведения (учреждения) с временным пребыванием избирателей с ограниченными возможностями передвижения, непредвиденного выхода в плавание судна под Государственным Флагом Украины специальный избирательный участок может образовываться Центральной избирательной комиссией не позднее чем за десять дней до дня голосования по представлению соответствующей окружной избирательной комиссии. Указанное представление вносится окружной избирательной комиссией не позднее чем за пятнадцать дней до дня голосования на основании соответствующего обращения районной государственной администрации, исполнительного комитета городского совета города областного (республиканского в Автономной Республике Крым) значения. В обращении указываются сведения, предусмотренные соответственно частями шестой, седьмой настоящей статьи. Статья 22. Зарубежные избирательные участки 1. Заграничный избирательный участок предназначена для организации и проведения голосования избирателей, проживающих или на день проведения голосования на выборах депутатов находятся на соответствующей территории иностранного государства. {Положения "с равномерным отнесением ко всем одномандатных округов, которые образуются на территории столицы Украины - города Киева" части второй статьи 22 утратившими силу как, что неконституционными, на основании Решения Конституционного Суда № 7-рп/2012 от 04.04.2012 } 2. Зарубежные избирательные участки образуются Центральной избирательной комиссией при заграничных дипломатических учреждениях Украины, в военных частях (формированиях), дислоцированных за пределами Украины, с равномерным отнесением ко всем одномандатных округов, которые образуются на территории столицы Украины - города Киева. 3. Заграничный избирательный участок, который имеет помещения для голосования в помещении зарубежного дипломатического учреждения Украины, в месте дислокации воинской части (формирования) за пределами Украины, является постоянной избирательным участком. 4. Заграничный избирательный участок имеет порядковый номер, адрес помещения для голосования и адрес помещения участковой избирательной комиссии заграничного избирательного участка. Статья 23. Обнародование решений об образовании избирательных участков 1. Центральная избирательная комиссия обеспечивает обнародования в общегосударственных и в соответствующих региональных или местных печатных средствах массовой информации и на официальном сайте Центральной избирательной комиссии перечня соответствующих избирательных участков, образующихся на постоянной основе, с указанием одномандатных округов, в которых эти избирательные участки относятся, номеров избирательных участков не позднее чем за сто семьдесят пять дней до дня голосования. 2. Окружная избирательная комиссия обнародует свои решения о создании специальных избирательных участков с указанием номеров избирательных участков, их границ или учреждений (заведений), в которых они образованы, адрес соответствующих участковых избирательных комиссий и помещений для голосования. Такое решение публикуется в региональных или местных печатных средствах массовой информации не позднее чем на пятый день после дня принятия этого решения или, в случае невозможности, обнародуется другим образом в этот же срок. 3. Центральная избирательная комиссия обеспечивает обнародование своего решения об образовании согласно части восьмой статьи 21 настоящего Закона специального избирательного участка в соответствующих региональных или местных средствах массовой информации не позднее чем на п "пятый день после дня принятия этого решения или, в случае невозможности, другим способом в этот же срок. 4. Центральная избирательная комиссия обнародует свое решение об образовании заграничных избирательных участков в общегосударственных печатных средствах массовой информации не позднее чем на пятый день после дня принятия этого решения или, в случае невозможности, обнародует иным способом в этот же срок. Соответствующая зарубежная дипломатическое учреждение Украины в стране, где образована заграничный избирательный участок, публикует сообщение о создании заграничного избирательного участка в печатных средствах массовой информации, доступных гражданам Украины, которые проживают или находятся на соответствующей территории, или, в случае невозможности, обнародует такое сообщение в другой способом не позднее чем на пятый день после дня получения этого решения. Раздел IV ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 24. Система избирательных комиссий 1. Систему избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов депутатов, составляют: 1) Центральная избирательная комиссия 2) окружные избирательные комиссии 3) участковые избирательные комиссии. 2. Полномочия избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов осуществляются: 1) Центральной избирательной комиссии - на всей территории Украины и заграничных избирательных участках 2) окружной избирательной комиссии - в пределах одномандатного округа 3) участковой избирательной комиссии - в пределах избирательного участка. Статья 25. Статус избирательных комиссий 1. Избирательные комиссии являются специальными коллегиальными органами, уполномоченными организовывать подготовку и проведение выборов депутатов и обеспечивать соблюдение и одинаковое применение законодательства Украины о выборах депутатов. 2. Статус Центральной избирательной комиссии определяется Конституцией Украины , Законом Украины "О Центральной избирательной комиссии" , этим и другими законами Украины. Центральная избирательная комиссия возглавляет систему избирательных комиссий, которые организуют подготовку и проведение выборов депутатов, и является комиссией высшего уровня относительно всех окружных и участковых избирательных комиссий, предусмотренных настоящим Законом. 3. Центральная избирательная комиссия не является правопреемником окружных избирательных комиссий. 4. Статус окружных и участковых избирательных комиссий определяется настоящим Законом. 5. Окружная избирательная комиссия является юридическим лицом, имеет печать, образец которой утверждается Центральной избирательной комиссией. Окружная избирательная комиссия является комиссией высшего уровня относительно всех участковых избирательных комиссий в пределах соответствующего одномандатного округа. 6. Участковая избирательная комиссия не является юридическим лицом. Участковая избирательная комиссия имеет собственную печать, образец которой утверждается Центральной избирательной комиссией. Статья 26. Требования к членам окружной или участковой избирательной комиссии 1. В состав окружной избирательной комиссии или участковой избирательной комиссии обычного или специального избирательного участка могут входить избиратели, проживающие в пределах территории Украины. 2. Избиратель может входить в состав только одной избирательной комиссии, осуществляющей подготовку и проведение выборов народных депутатов Украины, а также выборов Президента Украины, депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов, комиссии всеукраинского или местного референдума, если указанные выборы или референдум проводятся одновременно с выборами народных депутатов Украины. 3. В состав окружной или участковой избирательной комиссии не могут входить кандидаты в депутаты, представители партий в Центральной избирательной комиссии, уполномоченные лица партий, доверенные лица кандидатов в депутаты в одномандатном округе, официальные наблюдатели, должностные и служебные лица органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, работники судов и правоохранительных органов, а также граждане, которые содержатся в учреждениях исполнения наказаний или следственных изоляторах или имеющие судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления или преступления против избирательных прав граждан, если эта судимость не погашена или не снята в установленном законом порядке. 4. В состав участковой избирательной комиссии специального избирательного участка, образованного в стационарном лечебном учреждении или в учреждении исполнения наказаний или следственном изоляторе, не могут входить работники соответствующего заведения или учреждения. 5. В случае если одновременно с выборами депутатов проводятся другие выборы, в состав окружной или участковой избирательной комиссии не могут входить кандидаты, которые баллотируются на этих выборах, их уполномоченные или доверенные лица, уполномоченные лица и представители других субъектов соответствующего избирательного процесса, официальные наблюдатели. 6. Центральная избирательная комиссия одновременно с формированием состава окружной избирательной комиссии назначает председателя, заместителя председателя, секретаря такой избирательной комиссии. 7. На должность председателя, заместителя председателя и секретаря окружной избирательной комиссии могут быть назначены лица, которые прошли в установленном Центральной избирательной комиссией порядке обучение для работы на руководящих должностях в составе окружной избирательной комиссии. {Абзац первый части седьмой статьи 26 вступает в силу с 1 января 2013 года - см.. п.1 раздела XV настоящего Закона} Секретарь окружной или участковой избирательной комиссии должен владеть государственным языком в объеме, необходимом для ведения делопроизводства. Статья 27. Порядок образования окружной избирательной комиссии 1. Окружная избирательная комиссия образуется Центральной избирательной комиссией не позднее чем за шестьдесят два дня до дня голосования в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов комиссии в количестве не менее двенадцати и не более восемнадцати человек. 2. Субъектами представления кандидатур в состав окружных избирательных комиссий (далее - субъект представления) являются: 1) политическая партия, депутатская фракция которой зарегистрирована в Аппарате Верховной Рады Украины текущего созыва 2) политические партии - субъекты избирательного процесса. 3. В состав окружной избирательной комиссии обязательно включаются (при наличии соответствующего представления) по одному представителю от субъекта представления, указанного в пункте 1 части второй настоящей статьи. Не более чем по одному представителю от субъектов представления, указанных в пункте 2 части второй настоящей статьи, включаются в состав окружной избирательной комиссии путем жеребьевки, проводимой Центральной избирательной комиссией в установленном ею порядке, не позднее чем на третий день после окончания срока внесения представлений, указанных в части четвертой настоящей статьи. Кандидатуры, внесенные в состав окружной избирательной комиссии, могут быть отклонены только по основаниям их несоответствия требованиям, указанным в статьи 26 настоящего Закона, нарушение требований частей четвертой - седьмой настоящей статьи или применения механизма жеребьевки, предусмотренного настоящей частью. 4. Центральный руководящий орган субъекта представления не позднее чем за шестьдесят семь дней до дня голосования подает на бумажных носителях и в электронном виде в Центральной избирательной комиссии по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией, список лиц от этого субъекта, не более одной кандидатуры в одной комиссии, для включения их в состав соответствующих окружных избирательных комиссий. Представление подписывается руководителем субъекта представления (или лицом, исполняющим его полномочия) и скрепляется печатью соответствующего субъекта представления. 5. В представлении кандидатур в состав окружных избирательных комиссий указываются: 1) фамилия, имя (все имена), отчество (при наличии) лица 2) число, месяц, год рождения 3) гражданство лица 4) место жительства и адрес проживания лица, а также контактные телефоны 5) владение государственным языком 6) образование 7) место работы и занимаемая должность лица 8) наличие опыта участия в работе избирательных комиссий 9) для лиц, претендующих на руководящую должность в составе окружной избирательной комиссии, - прохождение обучения, определенного частью седьмой статьи 26 настоящего Закона 10) должность в комиссии, на которую предлагается лицо {Пункт 10 части пятой статьи 27 вступает в силу с 1 января 2013 года - см.. п.1 раздела XV настоящего Закона} 11) сведения об отсутствии у лица судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления или преступления против избирательных прав граждан. 6. К представлению прилагаются собственноручно написанные заявления лиц, предложенных в состав окружной избирательной комиссии, о согласии на участие в ее работе от соответствующего субъекта представления, а в случае предложения этой кандидатуры на должность председателя, заместителя председателя или секретаря комиссии - о согласии выполнять соответствующие должностные обязанности. 7. Технические описки и неточности, допущенные в представлении, не являются основанием для отклонения внесенных кандидатур. О выявлении таких описок и неточностей Центральная избирательная комиссия уведомляет соответствующего субъекта представления. Указанные описки и неточности могут быть исправлены путем внесения уточненного представления о соответствующих кандидатур не позднее следующего дня после дня получения указанного уведомления. Если уточненное представление не поступило в этот срок, соответствующие кандидатуры отклоняются. 8. В случае если в установленный частью четвертой настоящей статьи срок не поступили представления по составу окружной избирательной комиссии или если количество предложенных в состав окружной избирательной комиссии лиц составляет менее двенадцати, окружная избирательная комиссия образуется в срок, определенный частью первой этой статьи, Центральной избирательной комиссией по представлению председателя Центральной избирательной комиссии, внесенным с соблюдением требований, предусмотренных в статьи 26 настоящего Закона, в количестве двенадцати человек с обязательным учетом представленных кандидатур от соответствующих субъектов представления , предусмотренных частью второй настоящей статьи. 9. Каждый субъект представления кандидатур в состав окружных избирательных комиссий имеет право на пропорциональную долю каждой категории руководящих должностей в окружных избирательных комиссиях. Доля руководящих должностей для каждого субъекта представления кандидатур в состав окружных избирательных комиссий в пределах общегосударственного округа определяется в соответствии с количеством кандидатур, включенных от этого субъекта в состав окружных избирательных комиссий, в отношении к общему количеству лиц, включенных в состав окружных избирательных комиссий . Лицо, включенное в состав окружной избирательной комиссии по представлению Председателя Центральной избирательной комиссии, не может быть назначен на руководящую должность в избирательной комиссии, кроме случаев, когда в состав соответствующей избирательной комиссии не поступили или поступили в недостаточном количестве представления о назначении соответствующих лиц на должность председателя , заместителя председателя и секретаря комиссии. Распределение руководящих должностей между субъектами представления в пределах долей, определенных в соответствии с настоящей частью, определяется Центральной избирательной комиссией. При этом должна быть соблюдена приблизительная равномерность территориального распределения должностей, полученных представителями каждого субъекта представления. 10. Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии должны быть представителями разных партий - субъектов представления, предусмотренных частью второй настоящей статьи. 11. Решение об образовании окружных избирательных комиссий и об их составе, принятое в соответствии с требованиями настоящего Закона, публикуется на официальном веб-сайте Центральной избирательной комиссии не позднее следующего дня со дня его принятия. Выдержка из этого решение об образовании окружных избирательных комиссий в соответствующем регионе и об их составе публикуется Центральной избирательной комиссией в региональном печатном средстве массовой информации в семидневный срок со дня принятия указанного решения. Решение об изменениях в составе окружной избирательной комиссии обнародуется в порядке и в сроки, установленные настоящей частью, но не позднее последнего дня перед днем ??голосования. Статья 28. Порядок образования участковой избирательной комиссии обычного или специального избирательного участка 1. Участковая избирательная комиссия образуется соответствующей окружной избирательной комиссией не позднее чем за тридцать один день до дня голосования в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов комиссии. 2. Участковая избирательная комиссия образуется в составе: 1) для малых участков - 10-18 человек 2) для средних участков - 14-20 человек 3) для больших участков - 18-24 человека. 3. На избирательных участках, где число избирателей не превышает пятидесяти человек, участковая избирательная комиссия может образовываться в составе председателя, секретаря и двух - четырех членов комиссии. 4. Право представления кандидатур в состав участковых избирательных комиссий имеют субъекты представления, указанные в части второй статьи 27 настоящего Закона, и кандидаты в депутаты в соответствующем одномандатном округе. От имени партии представления вносит уполномоченное на основании доверенности лицо от партии. Представление от кандидата в депутаты вносит непосредственно кандидат в депутаты или его доверенное лицо. 5. В состав участковой избирательной комиссии обычного или специального избирательного участка, за исключением случаев, предусмотренных частью двенадцатой настоящей статьи, обязательно включаются (при наличии соответствующего представления) по одному представителю субъекта представления, указанного в пункте 1 части второй статьи 27 настоящего Закона. Не более чем по одному представителю от субъектов представления, указанных в пункте 2 части второй статьи 27 настоящего Закона, и кандидатов в депутаты в соответствующем одномандатном округе включаются в состав участковой избирательной комиссии путем жеребьевки, проводимой окружной избирательной комиссией не позднее чем на третий день после окончания срока внесения представлений, указанных в части шестой настоящей статьи, в порядке, определенном Центральной избирательной комиссией. Кандидатуры, внесенные в состав участковой избирательной комиссии могут быть отклонены только по основаниям их несоответствия требованиям, установленным статьей 26 настоящего Закона, или применения механизма жеребьевки, предусмотренного настоящей частью, а также внесение представление с нарушением требований частей шестой, седьмой, девятой настоящей статьи. 6. Субъект представления кандидатур в состав участковых избирательных комиссий не позднее чем за тридцать девять дней до дня голосования представляет в соответствующей окружной избирательной комиссии на бумажных носителях и в электронном виде по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией, список лиц от этого субъекта представления, не более одной кандидатуры в одной избирательной комиссии, для включения их в состав соответствующих участковых избирательных комиссий. В представлении указываются лица, предложенные соответствующим субъектом представления на должность председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии. Представление от партии подписывается руководителем партии (или лицом, исполняющим его полномочия) и скрепляется печатью партии. Представление от кандидата в депутаты вносятся за подписью соответствующего кандидата в депутаты. 7. В представлении кандидатур в состав участковых избирательных комиссий указываются сведения, предусмотренные частью пятой статьи 27 настоящего Закона. К представлению прилагаются заявления лиц, предложенных в состав участковой избирательной комиссии, о согласии на участие в работе избирательной комиссии от соответствующего субъекта представления, а в случае предложения этой кандидатуры на должность председателя, заместителя председателя или секретаря избирательной комиссии - о согласии выполнять соответствующие должностные обязанности. 8. В случае если в установленный частью шестой настоящей статьи срок не поступили представления по составу участковой избирательной комиссии или если количество предложенных в состав участковой избирательной комиссии лиц составляет менее минимальное количество, установлена ??частями второй и третьей настоящей статьи, окружная избирательная комиссия обязана в срок , определенный частью первой этой статьи, образовать участковую избирательную комиссию по представлению председателя окружной избирательной комиссии в составе, не больше чем среднее количество лиц от количеств, установленных частями второй или третьей настоящей статьи, с обязательным учетом представленных кандидатур от субъектов представления, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи. Предложения относительно таких кандидатур председателю окружной избирательной комиссии могут подавать члены окружной избирательной комиссии. 9. Технические описки и неточности, допущенные в представлении, не являются основанием для отклонения внесенных кандидатур. О выявлении таких описок и неточностей окружная избирательная комиссия уведомляет соответствующего субъекта представления. Указанные описки и неточности могут быть исправлены путем внесения уточненного представления о соответствующих кандидатур не позднее следующего дня после получения указанного уведомления. Если уточненное представление не поступило в этот срок, соответствующие кандидатуры отклоняются. 10. Каждый субъект представления кандидатур в состав участковых избирательных комиссий имеет право на пропорциональную долю каждой категории руководящих должностей в участковых избирательных комиссиях отдельно малых, средних, крупных избирательных участков в пределах избирательного округа, которая зависит от количества кандидатур от соответствующих субъектов представления, включенных в состав участковых избирательных комиссий. Доля руководящих должностей для каждого субъекта представления в каждой категории избирательных участков в пределах избирательного округа определяется в соответствии с количеством кандидатур, включенных от этого субъекта представления в состав избирательных комиссий каждой категории избирательных участков, в отношении к общему количеству лиц, включенных в состав избирательных комиссий соответствующей категории избирательных участков. Лицо, включенное в состав участковой избирательной комиссии по представлению председателя окружной избирательной комиссии, не может быть назначен на руководящую должность в избирательной комиссии, кроме случаев, когда в состав соответствующей избирательной комиссии не поступили или поступили в недостаточном количестве представления о назначении соответствующих лиц на должность председателя , заместителя председателя и секретаря комиссии. Распределение руководящих должностей между субъектами представления кандидатур в состав участковых избирательных комиссий в пределах долей, определенных в соответствии с настоящей частью, определяется окружной избирательной комиссией в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией. 11. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии должны быть представителями разных партий, кандидатов в депутаты - субъектов представления, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи. 12. Участковая избирательная комиссия специального избирательного участка, образованного на судне, которое в день голосования находится в плавании под Государственным Флагом Украины, на полярной станции Украины, образуется окружной избирательной комиссией по месту приписки судна, полярной станции Украины по представлению соответственно капитана судна, руководителя полярной станции Украины , которое может направляться техническими средствами связи в срок, предусмотренный частью шестой настоящей статьи. 13. В случае образования специального избирательного участка в исключительном случае в соответствии с части восьмой статьи 21 настоящего Закона участковая избирательная комиссия образуется Центральной избирательной комиссией одновременно с образованием избирательного участка по представлению окружной избирательной комиссии . 14. О подготовке представления в Центральную избирательную комиссию об образовании специального избирательного участка в исключительном случае окружная избирательная комиссия уведомляет всех субъектов представления кандидатур в состав участковых избирательных комиссий и предлагает в сроки, определенные окружной избирательной комиссией, однако не позднее чем в течение пяти дней после обращение сообщению, внести представление относительно кандидатур в состав участковой избирательной комиссии в порядке, определенном настоящей статьей. 15. Решение об образовании участковой избирательной комиссии публикуется в региональных или местных печатных средствах массовой информации не позднее чем на пятый день после дня его принятия или, в случае невозможности, обнародуется другим образом в этот же срок. Решение об образовании участковой избирательной комиссии специального избирательного участка, образованного в исключительном случае, а также решение об изменениях в составе участковой избирательной комиссии публикуется или публикуется в порядке и в сроки, установленные настоящей частью, но не позднее последнего дня перед днем ??голосования. P > |