З А К О Н У К Р А И Н Ы
О выборах народных депутатов Украины
4. Запрещается размещение агитационных материалов и политической рекламы на зданиях и в помещениях органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций государственной и коммунальной формы собственности. 5. Распространение в любой форме материалов, содержащих призывы к ликвидации независимости Украины, изменению конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыва его безопасности, незаконного захвата государственной власти, пропаганду войны, насилия и разжигания межэтнической, расовой, национальной, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения, запрещается. 6. Средствам массовой информации, их должностным и служебным лицам и творческим работникам во время избирательного процесса в своих материалах и передачах, не обусловленных соглашениями, заключенными в соответствии с требованиями части пятой и десятой статьи 72 и частей второй и седьмой статьи 73 этого закона, запрещается агитировать голосовать за или не голосовать за партии, кандидатов в депутаты или распространять информацию, имеющую признаки политической рекламы, бесплатно или которая оплачена из источников, не предусмотренных законом, а также распространять любую информацию с целью побуждения избирателей голосовать за или не голосовать за определенного субъекта избирательного процесса. Авторам и ведущим телепередач, которые являются кандидатами в депутаты, во время избирательного процесса также запрещается в телерадиопередачах вести предвыборную агитацию. 7. Запрещается размещение политической рекламы в одном блоке с коммерческой или социальной рекламой. 8. Размещение носителей политической рекламы на внешней поверхности и внутри транспортных средств общественного пользования, в том числе такси, размещение политической рекламы в помещениях и на зданиях станций метрополитена, автобусных и железнодорожных вокзалов, портов и аэропортов, а также распространение материалов предвыборной агитации, в том числе политической рекламы, через телерадиотрансляцийни или другие информационные сети оповещения пассажиров и информационные табло в помещениях станций и вагонах метрополитена, автобусных и железнодорожных вокзалов, портов и аэропортов, в транспортных средствах общественного пользования запрещается. 9. Запрещается распространение заведомо недостоверных или клеветнических сведений о партии - субъекта избирательного процесса или о кандидате в депутаты, недостоверный или клеветнический характер которых установлен в судебном порядке. 10. В случае установления судом при рассмотрении избирательного спора повторного или однократного грубого нарушения средством массовой информации требований настоящего Закона суд принимает решение о временном (до окончания избирательного процесса) приостановлении действия лицензии или о временном запрещении (до окончания избирательного процесса) выпуска печатного издания. P > 11. Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания своим решением прекращает трансляцию на территории Украины, в том числе операторами телекоммуникаций, иностранных телеканалов, в деятельности которых нарушается норма о запрете гражданам иностранных государств, лицам без гражданства ведения предвыборной агитации через журналистскую деятельность или в деятельности которых содержатся призывы к ликвидации независимости Украины, изменению конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины, подрыву его безопасности, незаконному захвату государственной власти, пропаганда войны, насилия и разжигания межэтнической, расовой, национальной, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровья населения. 12. Партия - субъект избирательного процесса, кандидат в депутаты имеют право обратиться в средства массовой информации, обнародовал информацию, которую партия или кандидат считают недостоверной, с требованием опубликовать их ответ. Средство массовой информации, обнародовал соответствующий материал, не позднее чем через три дня после дня обращения с требованием об ответе, но не позднее последнего дня перед днем ??голосования обязан предоставить партии, кандидату в депутаты, по которым распространена недостоверная информация, возможность обнародовать ответ : предоставить такое же эфирное время соответственно на телевидении либо радио или опубликовать в печатном средстве массовой информации предоставленный партией или кандидатом материал, который должен быть набран таким же шрифтом и размещен под рубрикой "ответ" на том же месте полосы в объеме не меньшем, чем объем опровергаемого. Ответ должен содержать ссылку на соответствующую публикацию в печатном средстве массовой информации, передачу на телевидении, радио и на информацию, которая опровергается. Ответ не должен содержать прямых призывов к голосованию за или не голосование за определенные партии, кандидатов в депутаты. Ответ должен быть обнародован без дополнений, комментариев и сокращений и осуществляться за счет средства массовой информации. Ответ на ответ не предоставляется. 13. Запрещается проводить предвыборную агитацию, которая сопровождается предоставлением избирателям, учреждениям, учреждениям, организациям средств либо бесплатно или на льготных условиях товаров (кроме товаров, которые содержат визуальные изображения названия, символики, флага партии, при условии, что стоимость таких товаров не превышает три процента минимального размера заработной платы), услуг, работ, ценных бумаг, кредитов, лотерейных билетов, других материальных ценностей. Такая предвыборная агитация или предоставление избирателям, учреждениям, учреждениям, организациям средств либо бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, работ, ценных бумаг, кредитов, лотерейных билетов, других материальных ценностей, сопровождающееся призывами или предложениями голосовать за или не голосовать за определенную партию или кандидата в депутаты или упоминанием названия партии или имя кандидата, является косвенным подкупом избирателей. 14. Центральная избирательная комиссия обеспечивает размещение в общегосударственных средствах массовой информации, предусмотренных настоящей частью, разъяснения относительно запрещения предоставления избирателям, учреждениям, учреждениям, организациям, а также избирательным комиссиям и их членам товаров (кроме товаров, которые содержат визуальные изображения названия, символики, флага партии, при условии, что стоимость таких товаров не превышает три процента минимального размера заработной платы), услуг, работ, ценных бумаг, кредитов, лотерейных билетов, других материальных ценностей (непрямого подкупа). Текст разъяснения утверждается Центральной избирательной комиссией и один раз в неделю печатается в газетах "Голос Украины" и "Урядовый курьер" на первой странице и транслируется на первых каналах Национальной телекомпании Украины и Национальной радиокомпании Украины, начиная за шестьдесят дней до дня голосования за счет средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на подготовку и проведение выборов. 15. Региональные (местные) телерадиоорганизации государственной и коммунальной формы собственности своими передачами не должны перекрывать передачи предвыборной агитации партий, которые транслируются на общенациональных каналах вещания. 16. Включение в информационные теле-и радиопрограмм (выпусков новостей) предвыборных агитационных материалов партий, в том числе политической рекламы, запрещается. Все материалы предвыборной агитации должны быть отделены от других материалов и обозначенные как таковые. 17. Запрещается прерывать передачи предвыборных программ партий рекламой товаров, работ, услуг и другими сообщениями. 18. Запрещается проведение предвыборной агитации в зарубежных средствах массовой информации, действующих на территории Украины, а также в зарегистрированных в Украине средствах массовой информации, в которых доля зарубежной собственности превышает пятьдесят процентов. 19. Средства массовой информации не несут ответственности за содержание предвыборной агитации, которая была размещена в соответствии с соглашениями с заказчиками, кроме случаев, предусмотренных: 1) частью пятой настоящей статьи 2) частью девятой настоящей статьи, если средства массовой информации было достоверно известно о наличии соответствующего решения суда. 20. Запрещается размещение материалов предвыборной агитации, политической рекламы, в том числе сообщений о ходе избирательного процесса, на объектах культурного наследия. 21. Кандидатам в депутаты запрещается использовать для проведения предвыборной агитации служебный транспорт, связь, оборудование, помещения, другие объекты и ресурсы по месту работы, служебные или производственные совещания, собрания коллектива, а также привлекать для предвыборной агитации или использовать для любой работы, связанной с проведением предвыборной агитации, следующих лиц: 1) кандидатам в депутаты, которые занимают должности в органах государственной власти или в других государственных органах, органах власти Автономной Республики Крым, органах местного самоуправления, - должностных и служебных лиц органов государственной власти или других государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления (кроме лиц, находящихся на должностях помощника-консультанта народного депутата Украины) 2) кандидатам в депутаты, которые занимают должности, в том числе по совместительству, на предприятиях независимо от формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, в заведениях, учреждениях, организациях, военных частях (формированиях), образованных в соответствии с законами Украины, - подчиненных им лиц по месту работы (в рабочее время). 22. Запрещается изготовление и распространение печатных предвыборных агитационных материалов, не содержащих сведений о заказчике печатных предвыборных агитационных материалов, учреждение, осуществившей печать, их тираж, информацию о лицах, ответственных за выпуск. 23. Со времени прекращения предвыборной агитации согласно части второй статьи 70 настоящего Закона запрещаются проведение агитационных мероприятий, распространение предвыборных агитационных материалов в средствах массовой информации, демонстрация агитационных фильмов или клипов, распространение избирательных листовок, плакатов, других печатных агитационных материалов или печатных изданий, в которых размещены материалы предвыборной агитации, публичные призывы голосовать за или не голосовать за партии - субъекты избирательного процесса, кандидатов в депутаты в одномандатном округе или публичная оценка деятельности этих партий или кандидатов в депутаты. Предвыборные агитационные материалы снимаются с 24 часа последней пятницы перед днем ??голосования соответствующими службами местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. 24. Воспрепятствование осуществлению права на проведение предвыборной агитации, а также нарушение установленного законом порядка проведения такой агитации влекут ответственность, установленную законами Украины. 25. В случае поступления в Центральную избирательную комиссию или окружную избирательную комиссию заявления или иного сообщения о нарушениях, имеющих признаки совершения преступления или административного правонарушения, соответствующая избирательная комиссия безотлагательно обращается в соответствующие правоохранительные органы по проверке указанного уведомления и реагирования в соответствии с законами Украины. P > Раздел X ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИЙ, КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ, ОФИЦИАЛЬНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ Статья 75. Гарантии деятельности в избирательном процессе партий, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в общегосударственном округе 1. Партия, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, имеет право делегировать одного представителя в Центральной избирательной комиссии (далее - представитель партии в Центральной избирательной комиссии) с правом совещательного голоса, уполномоченный представлять интересы партии в Центральной избирательной комиссии во время избирательного процесса. Кандидатура представителя утверждается центральным руководящим органом партии. 2. Представителем партии в Центральной избирательной комиссии может быть избиратель. Не может быть представителем партии 1) член избирательной комиссии 2) должностное лицо органа исполнительной власти или суда, правоохранительных органов, органов власти Автономной Республики Крым или органов местного самоуправления 3) военнослужащий 4) лицо, проходящее альтернативную (невоенную) службу. 3. Заявление о регистрации представителя партии в Центральной избирательной комиссии, подписанное руководителем партии и скрепленное печатью партии, и копия решения центрального руководящего органа партии об утверждении кандидатуры представителя партии в Центральной избирательной комиссии представляются в Центральную избирательную комиссию одновременно с заявлением о регистрации кандидатов в депутаты от партии. В заявлении о регистрации представителя партии в Центральной избирательной комиссии указываются: фамилия, имя, отчество представителя партии, его гражданство, день, месяц и год рождения, место работы, занимаемая должность (занятие), место проживания и адрес жилья, номер телефона . К заявлению прилагается письменное согласие этого лица представлять интересы партии в Центральной избирательной комиссии. 4. Центральная избирательная комиссия не позднее третьего дня после поступления документов, указанных в части третьей настоящей статьи, регистрирует представителя партии в Центральной избирательной комиссии с правом совещательного голоса и выдает ему удостоверение. Форма такого удостоверения устанавливается Центральной избирательной комиссией. 5. Партия, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, может иметь не более пяти уполномоченных лиц в общегосударственном округе и не более двух уполномоченных лиц в каждом одномандатном округе (далее - уполномоченное лицо партии). Уполномоченное лицо партии представляет соответствующую партию и не является самостоятельным субъектом избирательного процесса. Уполномоченное лицо партии должна соответствовать требованиям, указанным в части второй настоящей статьи. Список уполномоченных лиц партии с обязательным указанием соответствующего избирательного округа утверждается центральным руководящим органом партии. 6. Заявление о регистрации уполномоченных лиц партии, в электронном виде и на бумажных носителях подписанное руководителем партии и скрепленное печатью партии, и копия решения центрального руководящего органа партии об утверждении списка уполномоченных лиц партии представляются в Центральную избирательную комиссию в любое время после регистрации кандидатов в депутаты , включенных в избирательный список партии. В заявлении о регистрации уполномоченных лиц партии указываются: фамилия, имя, отчество каждого уполномоченного лица, соответствующий избирательный округ, гражданство уполномоченного лица партии, день, месяц и год рождения, место работы, должность (занятие), место проживания и адрес жилья , номер телефона. К заявлению прилагаются письменные согласия этих лиц представлять интересы партии в общегосударственном и соответствующем одномандатном округе и ксерокопии первой и второй страниц паспорта гражданина Украины или ксерокопия временного удостоверения гражданина Украины (для лиц, недавно принятых в гражданство Украины). 7. Центральная избирательная комиссия не позднее третьего дня после поступления документов, указанных в части шестой настоящей статьи, регистрирует уполномоченных лиц партии и выдает представителю партии в Центральной избирательной комиссии их удостоверения по форме, установленной Центральной избирательной комиссией). 8. Представитель партии в Центральной избирательной комиссии, уполномоченное лицо партии со дня их регистрации Центральной избирательной комиссией до прекращения их полномочий или окончания избирательного процесса имеют право на освобождение от производственных или служебных обязанностей без сохранения заработной платы по согласованию с собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом. 9. Представитель партии в Центральной избирательной комиссии, уполномоченное лицо партии имеют право в любое время до дня голосования обратиться в Центральную избирательную комиссию с заявлением о сложении своих полномочий. 10. Руководящий орган партии, который принимал решение об утверждении представителя партии в Центральной избирательной комиссии или уполномоченного лица партии, в любое время до дня голосования может принять решение об отзыве представителя партии в Центральной избирательной комиссии или уполномоченного лица партии и об утверждении другой кандидатуры вместо отозванной . Соответствующее заявление вместе с копией решения и другими документами подается в Центральную избирательную комиссию в порядке, определенном частями третьей и шестой настоящей статьи. 11. На основании заявления, поданного в соответствии с частей девятой или десятой настоящей статьи, не позднее третьего дня после его поступления, но не позднее дня голосования, а в день голосования - безотлагательно Центральная избирательная комиссия принимает решение об отмене регистрации представителя партии в Центральной избирательной комиссии или уполномоченного лица партии и о регистрации другого лица представителем партии в Центральной избирательной комиссии или уполномоченным лицом партии. Копия решения безотлагательно выдается представителю партии в Центральной избирательной комиссии или направляется в адрес руководящего органа партии. 12. Удостоверение представителя партии в Центральной избирательной комиссии или уполномоченного лица партии, полномочия которых прекращены до окончания избирательного процесса, безотлагательно возвращается к Центральной избирательной комиссии. 13. Представитель партии в Центральной избирательной комиссии имеет право: 1) присутствовать на всех заседаниях Центральной избирательной комиссии при обсуждении вопросов, связанных с выборами депутатов, и участвовать в их обсуждении с правом совещательного голоса: получать до начала заседания повестка дня и материалы к вопросам повестки дня, участвовать в обсуждении , вносить предложения по решению Центральной избирательной комиссии 2) знакомиться с содержанием протоколов заседаний Центральной избирательной комиссии и ее решениями, получать копии этих решений, в случае своего отсутствия на заседании знакомиться с документами, на основании которых принимались решения на таком заседании 3) знакомиться с протоколами, телефонограммами, факсограмами и другими официальными сообщениями, которые поступают в ЦИК от окружных избирательных комиссий, в том числе об итогах голосования в общегосударственном и одномандатных округах, получать их копии 4) реализовывать другие права, предусмотренные настоящим Законом для представителя партии в Центральной избирательной комиссии. 14. Уполномоченное лицо партии 1) способствует партии в ее участии в избирательном процессе, в том числе в проведении предвыборной агитации 2) представляет интересы партии в отношениях с избирательными комиссиями (кроме Центральной избирательной комиссии), органами исполнительной власти, судами, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, избирателями, другими субъектами избирательного процесса на территории соответствующего избирательного округа p > 3) может участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях избирательных комиссий (кроме Центральной избирательной комиссии) на территории соответствующего избирательного округа 4) имеет право присутствовать на избирательном участке во время голосования и на заседании участковой избирательной комиссии при подсчете голосов избирателей с учетом ограничений, установленных частью третьей статьи 34 настоящего Закона 5) вправе официального наблюдателя от партии, предусмотренные частью девятой статьи 78 настоящего Закона 6) имеет другие права, предусмотренные настоящим Законом для уполномоченного лица партии. 15. На уполномоченное лицо партии распространяются ограничения, установленные частью десятой статьи 78 настоящего Закона. Статья 76. Гарантии деятельности в избирательном процессе кандидатов в депутаты 1. Кандидату в депутаты, кроме кандидата в депутаты, который является Президентом Украины или народным депутатом Украины, не может быть отказано в освобождении на период предвыборной агитации от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы с предоставлением неоплачиваемого отпуска. 2. Кандидат в депутаты во время избирательного процесса не может быть уволен с работы по инициативе собственника предприятия, учреждения, организации или уполномоченного им органа, командира воинской части (формирования). Кандидат в депутаты без его согласия не может быть переведен на другую работу, направлен в командировку, а также призван на военную или альтернативную (невоенную) службу, учебные (проверочные) и специальные сборы военнообязанных. 3. Кандидат в депутаты в одномандатном округе имеет право определить из числа избирателей своих доверенных лиц (не более трех человек). 4. Доверенные лица кандидата в депутаты в одномандатном округе регистрируются Центральной избирательной комиссией по представлению кандидата в депутаты. В представлении указываются: фамилия, имя, отчество доверенного лица, его гражданство, день, месяц и год рождения, место работы, должность (занятие), адрес места жительства, номер телефона. К заявлению прилагается письменное согласие этого лица представлять интересы кандидата в депутаты и ксерокопии первой и второй страниц паспорта гражданина Украины или ксерокопия временного удостоверения гражданина Украины (для лиц недавно принятых в гражданство Украины). Центральная избирательная комиссия в течение трех дней после дня поступления этого представления регистрирует доверенных лиц кандидата в депутаты и выдает им удостоверения по установленной ею форме. 5. Не допускается регистрация доверенными лицами кандидатов в депутаты лиц, указанных во втором предложении части второй статьи 75 настоящего Закона. 6. Доверенные лица кандидата в депутаты в одномандатном округе способствуют кандидату в депутаты в проведении избирательного процесса; представляют интересы кандидата в депутаты в отношениях с избирательными комиссиями, органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления, средствами массовой информации, объединениями граждан , избирателями, выполняют другие полномочия, определенные настоящим Законом. 7. Доверенные лица кандидата в депутаты в одномандатном округе получают полномочия со дня их регистрации Центральной избирательной комиссией. Полномочия этих лиц прекращаются в день отмены решения о регистрации кандидата в депутаты в одномандатном округе или установлении результатов выборов и их официального обнародования. 8. Доверенные лица кандидата в депутаты в одномандатном округе имеют право на освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей со дня их регистрации в период избирательного процесса без сохранения заработной платы по согласованию с собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом. 9. Кандидат в депутаты в одномандатном округе имеет право в любое время до дня голосования обратиться с заявлением в Центральную избирательную комиссию о прекращении полномочий его доверенного лица и подать документы для регистрации другого лица в порядке, установленном настоящим Законом. 10. Доверенное лицо кандидата в депутаты в одномандатном округе имеет право в любое время обратиться в Центральную избирательную комиссию с заявлением о сложении своих полномочий. 11. На основании заявления, поданного в соответствии с частей девятой или десятой настоящей статьи, не позднее третьего дня после ее поступления, а поданной накануне и в день голосования - немедленно, Центральная избирательная комиссия принимает решение об отмене регистрации доверенного лица кандидата в депутаты в одномандатном округе , копия которого безотлагательно выдается или направляется кандидату в депутаты. 12. Удостоверение доверенного лица кандидата в депутаты в одномандатном округе, полномочия которого прекращены до окончания избирательного процесса, немедленно возвращается в Центральной избирательной комиссии. 13. Кандидат в депутаты, его доверенное лицо имеют права уполномоченного лица партии, предусмотренные пунктами 1 , 4 , 5 части четырнадцатой статьи 75 настоящего Закона. Статья 77. Официальные наблюдатели 1. В избирательном процессе могут принимать участие официальные наблюдатели от партий, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, кандидатов в депутаты в одномандатном округе и общественных организаций, которые зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Законом (далее - официальный наблюдатель от партии, кандидата в депутаты , общественной организации). 2. Официальные наблюдатели от иностранных государств и международных организаций могут вести наблюдение за ходом избирательного процесса. 3. Полномочия официальных наблюдателей начинаются со дня их регистрации соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном настоящим Законом, и прекращаются после установления Центральной избирательной комиссией результатов выборов депутатов. 4. Избирательная комиссия, которая зарегистрировала официального наблюдателя, может досрочно прекратить его полномочия в случае нарушения им настоящего Закона. О досрочном прекращении полномочий официального наблюдателя принимается мотивированное решение. Статья 78. Официальные наблюдатели от партий, кандидатов в депутаты и общественных организаций 1. Официальным наблюдателем от партии, кандидата в депутаты или общественной организации может быть избиратель. Не может быть официальным наблюдателем: член избирательной комиссии; должностное лицо органов исполнительной власти или суда, правоохранительных органов, органов власти Автономной Республики Крым или органов местного самоуправления; военнослужащий; лицо, проходящее альтернативную (невоенную) службу. 2. Общественная организация, к уставной деятельности которой относятся вопросы избирательного процесса и наблюдения за ним, зарегистрированное в установленном законом порядке, не позднее чем за шестьдесят дней до дня голосования может обратиться в Центральную избирательную комиссию с ходатайством о разрешении иметь официальных наблюдателей во время выборов депутатов. К ходатайству, подписанному руководителем общественной организации и заверенного печатью организации, прилагаются копия устава общественной организации, заверенная в нотариальном порядке, а также копия свидетельства о государственной регистрации общественной организации, заверенная в нотариальном порядке. 3. Центральная избирательная комиссия не позднее чем на десятый день со дня получения ходатайства принимает решение о предоставлении разрешения общественной организации иметь официальных наблюдателей или об отказе в предоставлении такого разрешения, о чем сообщает общественную организацию следующего дня после дня принятия соответствующего решения. Основанием для отказа может быть только нарушение общественной организацией требований, установленных частями первой и второй настоящей статьи. Копия решения о предоставлении разрешения общественной организации иметь официальных наблюдателей или об отказе в предоставлении такого разрешения выдается представителю общественной организации не позднее следующего дня после дня принятия такого решения. Общественная организация вправе обжаловать в суд решение об отказе в предоставлении ему разрешения иметь официальных наблюдателей. 4. Центральная избирательная комиссия не позднее чем за сорок пять дней до дня голосования официально публикует в газетах "Голос Украины" и "Урядовый курьер" перечень общественных организаций, которым предоставлено разрешение иметь официальных наблюдателей на выборах депутатов. 5. Официальный наблюдатель от партии, кандидата в депутаты, общественной организации регистрируется окружной избирательной комиссией по представлению уполномоченного лица партии в соответствующем одномандатном или общегосударственном округе, кандидата в депутаты в этом одномандатном округе или руководителя соответствующей общественной организации. 6. В представлении о регистрации официальных наблюдателей указываются их фамилии, имена, отчества, гражданство, дата рождения, место проживания и адрес жилья, место работы, должность (занятие), номера контактных телефонов. К представлению прилагаются заявления о согласии этих лиц быть официальными наблюдателями от соответствующей партии, кандидата в депутаты или общественной организации и ксерокопии первой и второй страниц паспорта гражданина Украины или ксерокопия временного удостоверения гражданина Украины (для лиц недавно принятых в гражданство Украины). До подачи от общественной организации подается также копия решения Центральной избирательной комиссии о разрешении иметь официальных наблюдателей во время выборов депутатов. 7. Представление о регистрации официального наблюдателя за подписью уполномоченного лица партии, кандидата в депутаты в одномандатном округе, руководителя соответствующей общественной организации вносится в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за пять дней до дня голосования. Основанием для отказа в регистрации официального наблюдателя может быть только нарушение положений частей первой - третьей, пятой, шестой настоящей статьи. 8. Окружная избирательная комиссия осуществляет регистрацию официальных наблюдателей в соответствующем одномандатном округе и выдает им удостоверения по форме, установленной Центральной избирательной комиссией, не позднее следующего дня после внесения представления. 9. Официальный наблюдатель от партии, кандидата в депутаты, общественной организации вправе: 1) находиться на избирательных участках во время голосования, наблюдать с любого расстояния за действиями членов избирательной комиссии, в том числе при выдаче избирательных бюллетеней избирателям и подсчета голосов, не мешая членам избирательной комиссии физически 2) делать фото-и киносъемки, аудио-и видеозаписи, не нарушая при этом тайны голосования 3) присутствовать при выдаче избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии, в том числе для организации голосования избирателей по месту пребывания, и при проведении такого голосования 4) присутствовать с соблюдением требований настоящего Закона на заседаниях участковых и окружных избирательных комиссий, с учетом положений, установленных частью третьей статьи 34 настоящего Закона, в том числе при подсчете голосов избирателей на избирательном участке и установлении итогов голосования 5) обращаться в соответствующую избирательную комиссию или в суд по устранению нарушений настоящего Закона в случае их обнаружения 6) составлять акт о выявлении нарушения настоящего Закона, подписывается им и не менее чем двумя избирателями, удостоверяющими факт этого нарушения, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и адреса проживания, и представлять его в соответствующую избирательную комиссию или в суд 7) принимать необходимые меры в рамках законодательства по пресечению противоправных действий во время голосования и подсчета голосов избирателей на избирательном участке 8) получать копии протоколов о передаче избирательных бюллетеней, о подсчете голосов и установлении итогов голосования и иных документов в случаях, предусмотренных настоящим Законом 9) реализовывать другие права, предусмотренные настоящим Законом для официальных наблюдателей. 10. Официальный наблюдатель от партии, кандидата в депутаты, общественной организации не имеет права: 1) безосновательно вмешиваться в работу избирательной комиссии, совершать действия, нарушающие законный ход избирательного процесса или неправомерно мешают членам избирательной комиссии осуществлять свои полномочия 2) заполнять вместо избирателя (в том числе и по его просьбе) избирательный бюллетень 3) присутствовать при заполнении избирателем избирательного бюллетеня в кабине (комнате) для тайного голосования или иным образом нарушать тайну голосования. 11. В случае нарушения официальным наблюдателем от партии, кандидата в депутаты, общественной организации требований части десятой настоящей статьи избирательная комиссия делает ему предупреждение. В случае повторного или грубого нарушения требований части десятой настоящей статьи избирательная комиссия может лишить его права присутствовать на своем заседании в порядке, установленном частью п 'пятой статьи 34 настоящего Закона. Такое решение может быть обжаловано официальным наблюдателем в суд. 12. Уполномоченное лицо партии, кандидат в депутаты в одномандатном округе или руководитель общественной организации вправе отозвать официального наблюдателя, обратившись с письменным заявлением к соответствующей окружной избирательной комиссии о прекращении его полномочий, и подать документы для регистрации официальным наблюдателем другого лица в порядке, установленном настоящей статьей. 13. Официальный наблюдатель от партии, кандидата в депутаты, общественной организации имеет право в любое время обратиться в окружную избирательную комиссию с заявлением о сложении своих полномочий. На основании такого заявления окружная избирательная комиссия принимает решение об отмене регистрации официального наблюдателя, копия которого предоставляется или направляется соответственно уполномоченному лицу партии или кандидату в депутаты в одномандатном округе или руководителю соответствующей общественной организации. Статья 79. Официальные наблюдатели от иностранных государств, международных организаций 1. Официальные наблюдатели от иностранных государств, международных организаций регистрируются Центральной избирательной комиссией. Предложения о регистрации официальных наблюдателей подаются иностранными государствами, международными организациями непосредственно или через Министерство иностранных дел Украины в Центральную избирательную комиссию не позднее чем за семь дней до дня голосования. Порядок регистрации официальных наблюдателей от иностранных государств и международных организаций определяется Центральной избирательной комиссией. 2. Решение о регистрации или об отказе в регистрации официальных наблюдателей от иностранных государств, международных организаций принимается Центральной избирательной комиссией не позднее чем за пять дней до дня голосования. 3. Граждане Украины не могут быть зарегистрированы официальными наблюдателями от иностранных государств или международных организаций. Граждане Украины, иностранцы или лица без гражданства, которые владеют украинским языком, могут сопровождать зарегистрированных официальных наблюдателей от иностранных государств и международных организаций на территории избирательных участков и во время заседаний избирательных комиссий исключительно для выполнения функций переводчика (не более одного человека с каждым официальным наблюдателем) . 4. Центральная избирательная комиссия выдает официальным наблюдателям от иностранных государств, международных организаций удостоверения по установленной ею форме. 5. Официальные наблюдатели от иностранных государств, международных организаций осуществляют свои полномочия на территории Украины, а также на избирательных участках. 6. Официальный наблюдатель от иностранного государства, международной организации имеет право: 1) присутствовать на встречах кандидатов в депутаты, уполномоченных лиц партий с избирателями, на предвыборных собраниях, митингах, заседаниях избирательных комиссий 2) знакомиться с материалами предвыборной агитации 3) находиться на избирательных участках во время голосования, наблюдать за действиями членов комиссии, в том числе при выдаче избирательных бюллетеней избирателям и подсчета голосов, не мешая членам комиссии физически 4) делать фото-и киносъемки, аудио-и видеозаписи, не нарушая при этом тайны голосования 5) после проведения выборов публично высказывать свои предложения по организации проведения выборов депутатов и совершенствованию законодательства Украины с учетом международного опыта, проводить пресс-конференции с соблюдением требований законодательства Украины 6) образовывать вместе с другими наблюдателями от иностранных государств, международных организаций временные группы официальных наблюдателей для координации своей деятельности в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Законом, с информированием об этом в течение одного дня Центральной избирательной комиссии. 7. Официальные наблюдатели от иностранных государств, международных организаций осуществляют наблюдение самостоятельно и независимо. 8. Министерство иностранных дел Украины, другие органы исполнительной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления и избирательные комиссии способствуют официальным наблюдателям от иностранных государств, международных организаций в осуществлении ими полномочий. 9. Финансовое и материальное обеспечение деятельности официальных наблюдателей от иностранных государств, международных организаций осуществляется за счет средств государств или организаций, направивших этих наблюдателей в Украину, или за их собственные средства. 10. Официальные наблюдатели от иностранных государств и международных организаций не имеют права вмешиваться в работу избирательной комиссии, совершать действия, нарушающие законный ход избирательного процесса или неправомерно мешают членам избирательной комиссии осуществлять свои полномочия; заполнять вместо избирателя (в том числе и по его просьбе) избирательный бюллетень или иным образом нарушать тайну голосования и использовать свой статус в деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательного процесса. Это ограничение распространяется и на лиц, которые в соответствии с частью третьей настоящей статьи сопровождают официальных наблюдателей, во время непосредственной работы с официальным наблюдателем от иностранного государства, международной организации. Раздел XI ГОЛОСОВАНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ Статья 80. Избирательный бюллетень 1. Голосование избирателей на выборах депутатов осуществляется с помощью избирательных бюллетеней по выборам народных депутатов Украины (далее - избирательный бюллетень). 2. Форма, цвет и текст избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе и в одномандатных избирательных округах утверждаются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за пятьдесят три дня до дня голосования. Избирательные бюллетени для голосования в общегосударственном округе и в одномандатных избирательных округах должны быть разного цвета. Степени защиты избирательного бюллетеня устанавливаются Центральной избирательной комиссией. 3. Избирательный бюллетень должен содержать название и дату проведения выборов депутатов, обозначения (общегосударственный или одномандатный) избирательного округа, номер одномандатного округа, номер избирательного участка, а также обозначенные места для печати участковой избирательной комиссии. Текст избирательного бюллетеня излагается на государственном языке и должен быть размещен на одном листе и только с одной стороны. 4. В избирательном бюллетене для голосования в общегосударственном округе названия партий размещаются в порядке их номеров, определенных жеребьевкой, которую проводит Центральная избирательная комиссия с участием представителей партий в Центральной избирательной комиссии после окончания регистрации кандидатов в депутаты от партий перед утверждением формы и текста избирательного бюллетеня. В избирательном бюллетене указываются определенный жеребьевкой номер каждой партии, полное название соответствующей партии, имена (все имена) и отчество (при наличии) первых пяти кандидатов в депутаты, включенных в избирательный список партии. Между номером каждой партии и названием этой партии размещается пустой квадрат. В избирательном бюллетене для голосования в одномандатном округе указываются в алфавитном порядке фамилии, имена (все имена) и отчество (при наличии) зарегистрированных в этом округе кандидатов в депутаты со сведениями о годе рождения, образование, должность (занятие), место работы , место жительства, партийность, а также субъект выдвижения каждого кандидата. Слева от фамилии каждого кандидата помещается пустой квадрат. 5. Избирательный бюллетень содержит разъяснение о порядке его заполнения избирателем во время голосования. 6. Избирательный бюллетень имеет контрольный талон, отделенный линией отрыва. Контрольный талон должен содержать название и дату выборов, обозначение (общегосударственный или одномандатный) избирательного округа и номер одномандатного округа, номер избирательного участка, а также обозначение места для номера, под которым избиратель внесен в список избирателей на участке, подписи избирателя, получает избирательный бюллетень , фамилии, инициалов и подписи члена участковой избирательной комиссии, который будет выдавать избирательный бюллетень. 7. Избирательный бюллетень является документом строгой отчетности. Центральная избирательная комиссия, окружные и участковые избирательные комиссии обеспечивают строгий учет полученных и выданных избирательных бюллетеней в соответствии с требованиями настоящего Закона. Документация, которая обеспечивает учет избирательных бюллетеней, передается предприятиями-изготовителями, окружными и участковыми избирательными комиссиями в Центральной избирательной комиссии. Центральная избирательная комиссия после официального обнародования результатов выборов обеспечивает передачу учетной информации на хранение в соответствующих архивных учреждений. 8. Избирательные бюллетени для голосования в общегосударственном округе и в одномандатном округе для каждого избирательного участка производятся в количестве, на 0,5 процента превышает количество избирателей, внесенных в список избирателей на избирательных участках каждого одномандатного округа, с возможным отклонением указанного количества с учетом кратности размещения избирательных бюллетеней в пределах полиграфического листа при их изготовлении. Статья 81. Порядок изготовления избирательных бюллетеней 1. Центральная избирательная комиссия на основании договора, заключенного между ней и государственными полиграфическими предприятиями, обеспечивает изготовление в централизованном порядке не позднее чем за семь дней до дня голосования избирательных бюллетеней. 2. Предприятия-изготовители избирательных бюллетеней обеспечивают строгое соблюдение заказанного количества изготовленных бюллетеней, их учет и передачу заказчику в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией. 3. Технические отходы, полиграфический брак, а также печатные формы уничтожаются в порядке и в сроки, определенные соглашением на изготовление избирательных бюллетеней. 4. Контроль за изготовлением избирательных бюллетеней на предприятиях-изготовителях, соблюдением требований по уничтожению печатных форм, технических отходов, полиграфического брака осуществляется контрольной комиссией, которая образуется Центральной избирательной комиссией по представлениям партий, депутатские фракции которых зарегистрированы в Аппарате Верховной Рады Украины текущего созыва на начало избирательного процесса , не позднее чем в день утверждения формы избирательного бюллетеня. 5. Избирательные бюллетени получаются Центральной избирательной комиссией в упаковке предприятия-изготовителя на основании акта приема-передачи по форме, установленной Центральной избирательной комиссией. Сводная информация на основании актов приема-передачи о количестве избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе и для голосования в одномандатном округе, изготовленных для каждого избирательного округа, обнародуется не позднее чем за один день до дня голосования на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. 6. На специальном избирательном участке, образованном на судне, находящемся в день голосования в плавании под Государственным Флагом Украины, на полярной станции Украины, избирательные бюллетени изготавливаются с разрешения Центральной избирательной комиссии непосредственно участковой избирательной комиссией в количестве, что на 0,5 процента превышает количество избирателей на избирательном участке. Такое разрешение может быть предоставлен не позднее чем за три дня до дня голосования на основании представления соответствующей окружной избирательной комиссии, в котором указан номер избирательного участка, образованного на соответствующем судне или на полярной станции Украины, название судна или полярной станции Украины, а также время, когда соответствующее судно покинуло последний порт на территории Украины. Сведения о количестве изготовленных избирательных бюллетеней вносятся в протокол участковой избирательной комиссии о подсчете голосов избирателей на избирательном участке и учитываются соответствующей окружной избирательной комиссией при составлении протоколов об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа и в одномандатном округе. 7. В случае принятия Центральной избирательной комиссией решения об отмене регистрации всех кандидатов в депутаты от партии в общегосударственном округе в период изготовления избирательных бюллетеней или после изготовления избирательных бюллетеней, однако за тот промежуток времени, в который невозможно осуществить перепечатка бюллетеней, Центральная избирательная комиссия принимает решение о внесении изменений в избирательный бюллетень для голосования в общегосударственном округе. Решение Центральной избирательной комиссии немедленно передается соответствующим окружным избирательным комиссиям для внесения соответствующих изменений участковыми избирательными комиссиями. В случае принятия Центральной избирательной комиссией решения об отмене регистрации кандидата (кандидатов) в депутаты в одномандатном округе или решение о выбытии кандидата в депутаты из баллотирования в период изготовления избирательных бюллетеней или после изготовления избирательных бюллетеней, однако за тот промежуток времени, в который невозможно осуществить перепечатка избирательных бюллетеней, Центральная избирательная комиссия принимает решение о внесении изменений в избирательный бюллетень соответствующего избирательного округа. Решение Центральной избирательной комиссии немедленно передается соответствующей окружной избирательной комиссии. Окружная избирательная комиссия немедленно передает это решение участковым избирательным комиссиям для внесения соответствующих изменений. Такие изменения в избирательные бюллетени вносятся членами участковых избирательных комиссий с использованием штампа "Выбыл" на заседании участковой избирательной комиссии. Вносить изменения в избирательный бюллетень для голосования в общегосударственном округе без решения Центральной избирательной комиссии запрещается. Вносить изменения в избирательный бюллетень для голосования в одномандатном округе без решения Центральной избирательной комиссии запрещается. Об изменениях, внесенных в избирательный бюллетень, сообщается каждому избирателю при выдаче избирательного бюллетеня. 8. Форма штампа, указанного в части седьмой настоящей статьи, утверждается Центральной избирательной комиссией не позднее чем за двадцать шесть дней до дня голосования. Окружные избирательные комиссии не позднее чем за семь дней до дня голосования обеспечивают изготовление таких штампов. Штампы хранятся в окружной избирательной комиссии. Штамп "Выбыл" передается окружной избирательной комиссией всем участковым избирательным комиссиям одновременно с передачей соответствующего решения Центральной избирательной комиссии. Участковым избирательным комиссиям зарубежных избирательных участков штамп "Выбыл" передается одновременно с избирательными бюллетенями. 9. В случае если в избирательные бюллетени внесены изменения без решения Центральной избирательной комиссии или внесены изменения, не соответствующие решению Центральной избирательной комиссии, участковая избирательная комиссия на своем заседании составляет об этом в двух экземплярах акт по форме и в порядке, предусмотренными частью восьмой статьи 35 настоящего Закона. В акте должно быть указано количество полученных избирательных бюллетеней, количество испорченных избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе и / или в одномандатном округе и фамилии лиц, по вине которых это произошло. Один экземпляр этого акта безотлагательно передается в окружную избирательную комиссию, второй экземпляр хранится в комиссии. Сведения указанного акта учитываются участковой избирательной комиссией при составлении протокола о подсчете голосов избирателей на избирательном участке. Испорченные избирательные бюллетени погашаются и упаковываются отдельно в различные пакеты в порядке, предусмотренном частью шестой статьи 87 настоящего Закона. На пакетах отмечается: "Испорченные избирательные бюллетени для голосования в общегосударственном округе", "Испорченные избирательные бюллетени для голосования в одномандатном округе". Упакованные испорченные избирательные бюллетени хранятся в участковой избирательной комиссии до дня голосования и передаются в окружной избирательной комиссии вместе с другой избирательной документацией в порядке, предусмотренном статье 93 настоящего Закона. При подсчете голосов избирателей испорченные бюллетени учитываются как неиспользованные. 10. Лица, виновные в противоправном порче избирательных бюллетеней, возмещают причиненный ущерб в порядке, установленном законом. Статья 82. Порядок передачи избирательных бюллетеней избирательным комиссиям 1. Окружная избирательная комиссия не ранее чем за семь дней до дня голосования принимает избирательные бюллетени в упаковке предприятия-изготовителя от представителя Центральной избирательной комиссии, уполномоченного осуществить такую ??передачу бюллетеней решением Центральной избирательной комиссии, на своем заседании. Окружная избирательная комиссия составляет в трех экземплярах протокол о принятии избирательных бюллетеней. Указанный протокол составляется в порядке, предусмотренном частью восьмой статьи 35 настоящего Закона, а также подписывается уполномоченным представителем Центральной избирательной комиссии, осуществляет передачу избирательных бюллетеней. Первый экземпляр протокола передается в Центральную избирательную комиссию, второй - хранится в окружной избирательной комиссии, третий - безотлагательно вывешивается в помещении окружной избирательной комиссии для всеобщего ознакомления. 2. Окружная избирательная комиссия обеспечивает сохранность и охрану избирательных бюллетеней, полученных от Центральной избирательной комиссии. Избирательные бюллетени хранятся в помещении окружной избирательной комиссии в сейфе (металлическом шкафу или отдельной комнате), который (которая) опечатывается лентой с проставлением на ней подписей всех присутствующих на заседании членов комиссии и печати комиссии. Сейф (металлический шкаф или отдельная комната) постоянно (до передачи избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям) находится под охраной работника органов внутренних дел Украины. 3. Окружная избирательная комиссия не ранее чем за три дня до дня голосования, но не позднее чем за 24 часа до дня голосования на своем заседании передает избирательные бюллетени участковым избирательным комиссиям соответствующего округа. Избирательные бюллетени принимают не менее трех членов каждой участковой избирательной комиссии. 4. О передаче окружной избирательной комиссией избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям округу составляется протокол в порядке и по форме, установленным частью восьмой статьи 35 настоящего Закона отдельно по избирательных бюллетенях для голосования в общегосударственном округе и в одномандатном округе. В протоколе указываются: 1) обозначение избирательного округа (общегосударственный или одномандатный) и номер одномандатного округа 2) количество избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе и одномандатном округе, полученных окружной избирательной комиссией 3) номер каждого избирательного участка, членам комиссии которой передаются избирательные бюллетени 4) число избирателей на избирательном участке согласно списку избирателей на день составления протокола 5) количество переданных на избирательный участок избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе и в одномандатном округе 6) фамилии и подписи членов участковой избирательной комиссии, принявших избирательные бюллетени 7) количество избирательных бюллетеней, оставшихся в окружной избирательной комиссии. 5. Протокол о передаче участковым избирательным комиссиям избирательных бюллетеней составляется в трех экземплярах. Экземпляры протокола нумеруются и имеют одинаковую юридическую силу. Первый экземпляр протокола направляется в Центральную избирательную комиссию, второй - хранится в окружной избирательной комиссии, третий - безотлагательно вывешивается в помещении окружной избирательной комиссии для всеобщего ознакомления. Копия протокола, заверенная на каждой странице председателем и секретарем окружной избирательной комиссии и скрепленная печатью комиссии, из расчета не более чем по одной копии протокола предоставляется членам окружной избирательной комиссии. 6. Выписка из протокола по форме, установленной Центральной избирательной комиссией, с указанием сведений, касающихся соответствующего избирательного участка, предоставляется вместе с избирательными бюллетенями представителям каждой участковой избирательной комиссии, получивших избирательные бюллетени, за подписями председателя и секретаря окружной избирательной комиссии и трех членов соответствующей участковой избирательной комиссии, заверенный печатью окружной избирательной комиссии. 7. Участковым избирательным комиссиям зарубежных избирательных участков избирательные бюллетени передаются Центральной избирательной комиссией не ранее чем за три дня до дня голосования через Министерство иностранных дел Украины в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией, при необходимости, в виде исключения, избирательные бюллетени могут передаваться за шесть дней до дня голосования . О передаче избирательных бюллетеней избирательным комиссиям зарубежных избирательных участков Центральная избирательная комиссия составляет протокол, указанный в части пятой этой статьи. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается в Центральной избирательной комиссии, а второй вместе с выдержками из протокола для каждой зарубежной избирательного участка передается в Министерство иностранных дел Украины, сведения указанного протокола не позднее следующего дня публикуются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии . 8. Кандидат в депутаты, его доверенное лицо, уполномоченное лицо партии, официальный наблюдатель, присутствовавший при передаче избирательных бюллетеней, имеют право на свою просьбу безотлагательно получить копии указанных в частях первой и пятой настоящей статьи протоколов, заверенные на каждой странице председателем и секретарем окружной избирательной комиссии и печатью комиссии, из расчета не более чем по одной копии протокола для партии, кандидата в депутаты в одномандатном округе. Копии протокола, указанного в части седьмой настоящей статьи, предоставляются представителям партий в Центральной избирательной комиссии. 9. Члены участковой избирательной комиссии обычных и специальных избирательных участков (кроме участков на судах, находящихся в настоящее время в плавании под Государственным Флагом Украины, и на полярной станции Украины) транспортируют полученные ими избирательные бюллетени в помещение участковой избирательной комиссии в сопровождении работника органов внутренних дел Украины , на которого возлагается обязанность охраны. 10. Прием избирательных бюллетеней участковой избирательной комиссией происходит на заседании участковой избирательной комиссии безотлагательно по прибытии членов избирательной комиссии, получивших бюллетени. Секретарь комиссии проставляет в определенных местах каждого избирательного бюллетеня печать участковой избирательной комиссии. Другой определенный решением комиссии член участковой избирательной комиссии пересчитывает полученные избирательные бюллетени для голосования в общегосударственном округе и соответствующем одномандатном округе отдельно, проверяя соответствие обозначения избирательного округа, номера одномандатного округа и номера избирательного участка, указанных на избирательных бюллетенях. |