З А К О Н У К Р А И Н Ы
О выборах народных депутатов Украины
4. Протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа или в одномандатном округе с пометкой "Уточненный" принимается Центральной избирательной комиссией в порядке, установленном частью первой настоящей статьи. 5. В случае непоступления в Центральной избирательной комиссии протокола окружной избирательной комиссии об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа или протокола окружной избирательной комиссии об итогах голосования в одномандатном округе в сроки, определенные настоящим Законом, Центральная избирательная комиссия осуществляет полномочия соответствующей окружной избирательной комиссии по установлению итогов голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа или в одномандатном округе. Статья 98. Установление результатов выборов депутатов в общегосударственном округе 1. Центральная избирательная комиссия на своем заседании на основании протоколов окружных избирательных комиссий об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа, в том числе с пометкой "Уточненный", не позднее чем на пятнадцатый день со дня голосования устанавливает результаты выборов депутатов в общегосударственном округе , о чем составляет протокол. К протоколу о результатах выборов депутатов заносятся прописью и цифрами следующие сведения: 1) количество избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, изготовленных на заказ Центральной избирательной комиссии 2) количество избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, полученных окружными избирательными комиссиями 3) количество неиспользованных избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, погашенных окружными избирательными комиссиями 4) количество избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, полученных участковыми избирательными комиссиями 5) количество избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, изготовленных участковыми избирательными комиссиями 6) количество неиспользованных избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, погашенных участковыми избирательными комиссиями 7) общее количество неиспользованных избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе 8) количество избирателей, внесенных в списки избирателей на избирательных участках 9) количество избирателей, внесенных в выдержек из списка избирателей на избирательных участках 10) количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для голосования в общегосударственном округе в помещении для голосования 11) количество избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, не подлежащих учету, выявленных на избирательных участках 12) количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для голосования в общегосударственном округе по месту нахождения 13) общее число избирателей, получивших избирательные бюллетени для голосования в общегосударственном округе 14) количество избирателей, принявших участие в голосовании в помещении для голосования 15) количество избирателей, принявших участие в голосовании по месту пребывания 16) общее число избирателей, принявших участие в голосовании 17) количество избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, признанных недействительными 18) количество голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательный список каждой партии 19) процент голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательный список каждой партии, в отношении суммарного количества голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательные списки партий. 2. Сведения об итогах голосования цифрами и прописью заносятся в протокол Центральной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов. Сведения, указанные в пунктах 2-19 части первой настоящей статьи, вносятся цифрами по каждому одномандатному округу, а также суммарно цифрами и прописью по общегосударственному округу. 3. Право на участие в распределении депутатских мандатов приобретают кандидаты в депутаты, включенные в избирательные списки партий, получивших пять и более процентов голосов избирателей, в отношении суммарного количества голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательные списки партий. 4. Кандидаты в депутаты, включенные в избирательный список партии, который получил менее пяти процентов голосов избирателей, в отношении суммарного количества голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательные списки партий, права на участие в распределении депутатских мандатов не имеют. 5. Депутатские мандаты распределяются между избирательными списками партий пропорционально количеству полученных голосов избирателей кандидатами в депутаты, включенными в избирательные списки партий, указанных в части третьей настоящей статьи, в последовательности, определенной частями шестой - девятой настоящей статьи. 6. Центральная избирательная комиссия на основании сведений, указанных в пунктах 18 и 19 части первой настоящей статьи, устанавливает суммарное количество голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательные списки партий, получивших пять и более процентов голосов избирателей. P > 7. Количество голосов избирателей, необходимых для получения одного депутатского мандата (далее - избирательная квота), исчисляется путем деления суммарного количества голосов избирателей, определенной в соответствии с частью шестой этой статьи, на число депутатских мандатов, равное 225 (далее - общее число депутатских мандатов в общегосударственном округе). 8. Количество голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательный список этой партии, делится на избирательную квоту. Целая часть полученного числа составляет количество депутатских мандатов, которые получили кандидаты в депутаты от этой партии. Дробные остатки учитываются при распределении соответствии с частью девятой этой статьи остальных депутатских мандатов. 9. Партии, избирательные списки от которых имеют большие по сравнению с другими дробные остатки после деления в соответствии с частью восьмой настоящей статьи, получают по одному дополнительному депутатскому мандату, начиная с избирательного списка партии, имеющей наибольший дробный остаток. Если дробные остатки в двух или более избирательных списках партий одинаковы, первым дополнительный депутатский мандат получает тот избирательный список партии, за кандидатов в депутаты от которой отдано большее количество голосов избирателей. Распределение дополнительных депутатских мандатов заканчивается после исчерпания общего количества депутатских мандатов в общегосударственном округе. 10. Результатом выборов депутатов в общегосударственном округе является определение в порядке очередности в избирательных списках партий лиц, избранных депутатами от партий, согласно количеству депутатских мандатов, полученных избирательными списками партий. {Абзац второй части десятой статьи 98 утратил силу, как таковой, является неконституционным, на основании Решения Конституционного Суда № 8-рп/2012 от 05.04.2012 } В случае если при установлении результатов выборов Центральная избирательная комиссия выявит, что лицо избрана депутатом как по избирательному списку в общегосударственном округе, так и депутатом в одномандатном округе, такое лицо считается избранным депутатом в одномандатном округе. В таком случае Центральная избирательная комиссия принимает решение о признании его таким, которая не получила депутатского мандата в общегосударственном округе, и признает избранным депутатом следующего по очередности кандидата в депутаты в избирательном списке соответствующей партии. 11. После установления количества депутатских мандатов, полученных партиями, выдвинувшими кандидатов в депутаты в общегосударственном округе, и определения в соответствии с требованиями части десятой настоящей статьи лиц, избранных депутатами, Центральная избирательная комиссия в протоколе о результатах выборов депутатов в общегосударственном округе отмечает: 1) общее количество голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательные списки партий, получивших пять и более процентов голосов избирателей 2) избирательную квоту 3) количество депутатских мандатов, полученных каждой партией, выдвинувшей кандидатов в депутаты в общегосударственном округе 4) фамилии, имена (все имена) и отчество (при наличии), год рождения, образование, должность (занятие), место работы, место жительства, партийность, а также субъект выдвижения избранных депутатов. 12. Протокол Центральной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов в общегосударственном округе составляется в двух экземплярах. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и другими членами Центральной избирательной комиссии, присутствующими на заседании Центральной избирательной комиссии, и заверяется печатью Центральной избирательной комиссии. В протоколе указываются дата и время (час и минуты) его подписания членами Центральной избирательной комиссии. Член Центральной избирательной комиссии, присутствующий на заседании, обязан подписать протокол о результатах выборов депутатов. В случае своего несогласия с установленными результатами выборов, зафиксированными в протоколе Центральной избирательной комиссии, член Центральной избирательной комиссии подписывает протокол с примечанием "С особым мнением". Письменное изложение особого мнения прилагается к протоколу о результатах выборов депутатов. В случае отсутствия в протоколе подписи члена Центральной избирательной комиссии против его фамилии указывается причина отсутствия члена Центральной избирательной комиссии на ее заседании. Первый экземпляр протокола имеют право подписать кандидаты в депутаты, представители партий в Центральной избирательной комиссии, уполномоченные лица партий в общегосударственном округе, которые присутствовали при установлении результатов выборов народных депутатов Украины. Содержание протокола безотлагательно обнародуется на официальном веб-сайте Центральной избирательной комиссии. 13. Центральная избирательная комиссия обязана установить результаты выборов депутатов в общегосударственном округе независимо от количества избирательных участков, в которых голосование было признано недействительным. Статья 99. Установление результатов выборов депутатов в одномандатных округах 1. Центральная избирательная комиссия на своем заседании на основании протоколов окружных избирательных комиссий об итогах голосования в одномандатных округах, в том числе с пометкой "Уточненный", не позднее чем на пятнадцатый день со дня голосования устанавливает результаты выборов депутатов в соответствующих одномандатных округах, о чем составляет протоколы. К протоколу Центральной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов в одномандатном избирательном округе заносятся прописью и цифрами следующие сведения: 1) количество избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, изготовленных на заказ Центральной избирательной комиссии 2) количество избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, полученных окружной избирательной комиссией 3) количество неиспользованных избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, погашенных окружными избирательными комиссиями 4) количество избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, полученных участковыми избирательными комиссиями 5) количество избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, изготовленных участковыми избирательными комиссиями 6) количество неиспользованных избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, погашенных участковыми избирательными комиссиями 7) общее количество неиспользованных избирательных бюллетеней 8) количество избирателей, внесенных в списки избирателей на избирательных участках 9) количество избирателей, внесенных в выдержек из списка избирателей на избирательных участках 10) количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для голосования в одномандатном округе в помещении для голосования 11) количество избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, не подлежащих учету, выявленных на избирательных участках 12) количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для голосования в одномандатном округе по месту нахождения 13) общее число избирателей, получивших избирательные бюллетени для голосования в одномандатном округе 14) количество избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному округу в помещении для голосования 15) количество избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному округу по месту пребывания 16) общее число избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному округу 17) количество избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, признанных недействительными 18) количество голосов избирателей, поданных за каждого кандидата в депутаты в одномандатном округе. 2. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший большее относительно других кандидатов, которые баллотировались в этом одномандатном округе, количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании в соответствующем одномандатном округе. {Часть третья статьи 99 утратила силу, как таковая, является неконституционным, на основании Решения Конституционного Суда № 8-рп/2012 от 05.04.2012 } 3. В случае если при установлении результатов выборов Центральная избирательная комиссия выявит, что лицо избрана депутатом как по избирательному списку в общегосударственном округе, так и депутатом в одномандатном округе, такое лицо считается избранным депутатом в одномандатном округе. В таком случае Центральная избирательная комиссия принимает решение о признании его таким, которая не получила депутатского мандата в общегосударственном округе, и признает избранным депутатом следующего по очередности кандидата в депутаты в избирательном списке соответствующей партии. 4. Если наибольшее и одновременно одинаковое количество голосов набрали два или более кандидатов в депутаты, в этом одномандатном округе проводится повторное голосование по этим кандидатурам. Статья 100. Официальное обнародование результатов выборов 1. Центральная избирательная комиссия не позднее чем на пятый день со дня установления результатов выборов официально обнародует результаты выборов депутатов в газетах "Голос Украины" и "Урядовый курьер". Список избранных депутатов публикуется с указанием в алфавитном порядке их фамилии, собственного имени (всех собственных имен), отчество (при наличии), года рождения, образования, должности (занятия), места работы, места жительства, партийности, субъекта выдвижения, избирательного округа (общегосударственный или номер одномандатного), в котором избран депутат. 2. Официальное обнародование Центральной избирательной комиссией результатов выборов депутатов является основанием для увольнения с работы (должности), не совместимой с депутатским мандатом, и принятия решения о прекращении действия другого представительского мандата лица, избранного депутатом. Статья 101. Регистрация избранных депутатов 1. Лицо, избранное депутатом, для ее регистрации народным депутатом Украины обязано подать в Центральную избирательную комиссию не позднее чем на двадцатый день со дня официального обнародования результатов выборов депутатов документ о ее увольнении с работы (должности), не совместимой с депутатским мандатом, и ( или) копию зарегистрированного заявления о прекращении действия другого представительского мандата, поданного в соответствующий совет. 2. В случае обращения лица, избранного депутатом, в Центральную избирательную комиссию о наличии уважительных причин, препятствующих выполнению им требований части первой настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия может принять решение о признании этих причин уважительными и установить другой срок выполнения указанных требований или об отказе в признании этих причин уважительными. 3. При получении документов, указанных в части первой настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия принимает решение о регистрации избранного лица народным депутатом Украины. 4. В случае невыполнения лицом, избранным депутатом, в сроки, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, требований части первой настоящей статьи или представления этим лицом в ЦИК заявления об отказе от депутатского мандата, или возникновения (обнаружения) обстоятельств, указанных в < a class = rvts99"/laws/show/4061-17/paran707 # n707"> пунктах 3-7 части четвертой и части седьмой статьи 61 настоящего Закона, Центральная избирательная комиссия принимает решение о признании его таким, которая не получила депутатского мандата, и признает избранным депутатом следующего по очередности кандидата в депутаты в избирательном списке соответствующей партии. p > 5. В случае невыполнения лицом, избранным депутатом в одномандатном округе, в сроки, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, требований части первой настоящей статьи или представления этим лицом в ЦИК заявления об отказе от депутатского мандата, или возникновения (обнаружения) обстоятельств, указанных в пунктах 3-7 части четвертой и части седьмой статьи 61 настоящего Закона, Центральная избирательная комиссия принимает решение о признании его таким, которая не получила депутатского мандата, и назначает повторные выборы в соответствующем одномандатном округе. 6. Лицу, зарегистрированному народным депутатом Украины, Центральная избирательная комиссия не позднее чем на седьмой день со дня регистрации выдает временное удостоверение народного депутата Украины установленного ею образца. 7. Решение Центральной избирательной комиссии о регистрации депутата и временное удостоверение народного депутата Украины является основанием для составления выбранной лицом присяги народного депутата Украины. Статья 102. Удостоверение и нагрудный знак народного депутата Украины 1. Центральная избирательная комиссия не позднее чем на седьмой день после принесения народным депутатом Украины присяги выдает ему удостоверение народного депутата Украины и нагрудный знак установленного ею образца. Раздел XII ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ, ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ, ПОРЯДОК замещение народных депутатов, внеочередные выборы Статья 103. Повторное голосование 1. Если в одномандатном округе наибольшее и одновременно одинаковое количество голосов набрали два или более кандидатов в депутаты, Центральная избирательная комиссия принимает решение о проведении в округе повторного голосования по этим кандидатурам. 2. Об этом решении Центральная избирательная комиссия уведомляет окружной избирательной комиссии, информирует об этом избирателей округа не позднее чем на второй день после установления результатов выборов в одномандатном округе. 3. Повторное голосование проводится не позднее чем в двухнедельный срок со дня принятия Центральной избирательной комиссией решения о проведении повторного голосования с соблюдением требований настоящего Закона. Статья 104. Повторные выборы 1. Повторные выборы проводятся в одномандатном округе в случае, когда выборы в соответствующем одномандатном округе признаны несостоявшимися, или если после ее избрания не получила депутатского мандата в порядке, установленном настоящим Законом. 2. Решение о проведении повторных выборов принимает Центральная избирательная комиссия. 3. Повторные выборы депутата проводятся в последнее воскресенье шестидесятидневного срока со дня опубликования решения об их назначении. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты и другие избирательные процедуры проводятся в порядке, установленном настоящим Законом с особенностями, предусмотренными статьи 107 настоящего Закона. Статья 105. Замещение депутатов, избранных в общегосударственном округе, полномочия которых были досрочно прекращены 1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в общегосударственном округе на основаниях и в порядке, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины, в срок не ранее чем на шестой день со дня получения соответствующего решения Центральная избирательная комиссия своим решением признает избранным депутатом следующего по очередности кандидата в депутаты в избирательном списке соответствующей партии. В случае обжалования решения о досрочном прекращении полномочий депутата Центральная избирательная комиссия принимает решение о признании избранным депутатом следующего по очередности кандидата в депутаты в избирательном списке соответствующей партии после вступления в законную силу решения суда. Если очередность для получения депутатского мандата исчерпана, депутатский мандат остается вакантным до проведения очередных или внеочередных выборов. 2. Регистрация лица народным депутатом Украины в соответствии с частью первой настоящей статьи и выдача ему временного удостоверения народного депутата Украины осуществляются Центральной избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Закона. Статья 106. Промежуточные выборы 1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в одномандатном округе, Центральной избирательной комиссией в порядке, установленном настоящим Законом, назначаются промежуточные выборы депутата. 2. Промежуточные выборы депутата в одномандатном округе проводятся в последнее воскресенье шестидесятидневного срока со дня опубликования решения об их назначении. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты и другие избирательные процедуры проводятся в порядке, установленном настоящим Законом с особенностями, предусмотренными статьей 107 настоящего Закона. Статья 107. Особенности подготовки и проведения внеочередных выборов депутатов 1. Специальные избирательные участки для проведения внеочередных выборов депутатов, существующих на временной основе, образуются не позднее чем за девятнадцать дней до дня голосования, а в исключительном случае образования избирательного участка в соответствии с части восьмой статьи 21 этого Закона - не позднее чем за десять дней до дня голосования в порядке, установленном настоящим Законом. 2. Окружные избирательные комиссии образуются не позднее чем за пятьдесят дней до дня голосования по представлениям субъектов внесения представления, определенных частью второй статьи 27 настоящего Закона, вносятся в Центральную избирательную комиссию не позднее чем за пятьдесят три дня до дня голосования в порядке, установленном статьей 27 настоящего Закона. 3. Участковые избирательные комиссии образуются не позднее чем за пятнадцать дней до дня голосования, а в исключительном случае образования избирательного участка в соответствии с части восьмой статьи 21 этого Закона - одновременно с образованием избирательных участков, по представлениям субъектов внесения представления, определенных частью четвертой статьи 28 настоящего Закона, вносятся в окружную избирательную комиссию не позднее чем за семнадцать дней до дня голосования в порядке, установленном статьей 28 настоящего Закона. 4. Выдвижение кандидатов в депутаты начинается на следующий день после опубликования Указа Президента Украины о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины и заканчивается за сорок дней до дня голосования. 5. Подача документов в ЦИК для регистрации кандидатов в депутаты заканчивается за тридцать дней до дня голосования. Регистрация кандидатов в депутаты заканчивается за двадцать пять дней до дня голосования. 6. При проведении внеочередных выборов депутатов право на имущество, доходы, расходы и обязательства финансового характера кандидатами в депутаты не подается. 7. Органы ведения Государственного реестра избирателей передают по одному экземпляру предварительных списков избирателей соответствующим участковым избирательным комиссиям не позднее чем за одиннадцать дней до дня голосования. 8. На специальных избирательных участках списки избирателей составляются в порядке, предусмотренном законом, не позднее чем за семь дней до дня голосования. 9. Списки избирателей на заграничных избирательных участках составляются и изготавливаются в порядке, установленном законом. Предварительные списки избирателей передаются участковым избирательным комиссиям зарубежных избирательных участков не позднее чем за десять дней до дня голосования. Уточнение списков избирателей на избирательных участках проводится в порядке, установленном настоящим Законом. 10. Форма, цвет и текст избирательного бюллетеня для голосования в общегосударственном округе и в одномандатных избирательных округах утверждаются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за двадцать четыре дня до дня голосования. 11. В случае, если в законе о Государственном бюджете Украины средства для подготовки и проведения внеочередных выборов депутатов не предусмотрены, такие расходы могут осуществляться из резервного фонда бюджета в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Раздел XIII ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ, касающиеся процесса выборов ДЕПУТАТОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Статья 108. Обжалование решений, действий или бездеятельности, касающихся выборов депутатов 1. Кандидат в депутаты, зарегистрированный в установленном законом порядке, партия - субъект избирательного процесса, в лице ее руководителя, представителя партии в Центральной избирательной комиссии, уполномоченного лица партии или иного лица, уполномоченного решением центрального руководящего органа партии, доверенное лицо кандидата в депутаты, официальный наблюдатель, избирательная комиссия, образованная в соответствии с настоящим Законом, избиратель, чьи личные избирательные права или охраняемые законом интересы по участию в избирательном процессе, в том числе на участие в работе избирательной комиссии или на осуществление наблюдения, нарушены решением, действием или бездействием субъект объекта обжалования, может обратиться в избирательную комиссию с жалобой, что касается избирательного процесса, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей и статьями 109-113 настоящего Закона. p > 2. Субъекты обращения с жалобой, указанные в части первой настоящей статьи, могут с учетом требований настоящего Закона обжаловать в соответствующую избирательную комиссию решения, действия или бездействие, касающиеся избирательного процесса, следующих субъектов обжалования: 1) избирательной комиссии, члена избирательной комиссии 2) политической партии - субъекта избирательного процесса 3) кандидата в депутаты 4) уполномоченных лиц партий, доверенных лиц кандидатов в депутаты, официальных наблюдателей от партий, кандидатов в депутаты и общественных организаций - только по жалобам, предусмотренных частью шестой статьи 111 этого закона. 3. Руководитель партии, уполномоченное лицо или представитель партии в Центральной избирательной комиссии, доверенное лицо кандидата в депутаты действуют как представитель соответствующей партии или кандидата в депутаты без дополнительного полномочия. Документом, подтверждающим полномочия уполномоченного лица партии, представителя партии в Центральной избирательной комиссии, доверенного лица кандидата в депутаты, является соответствующее удостоверение, выданное в порядке, установленном настоящим Законом. 4. Избиратель может обжаловать в соответствующую избирательную комиссию решение, действия или бездеятельность субъектов обжалования, указанных в части второй настоящей статьи, если эти действия или бездействие нарушают избирательные права или интересы относительно участия в избирательном процессе его лично. 5. Решения, действия или бездействие участковой избирательной комиссии, ее члена может быть обжаловано в окружную избирательную комиссию, которая образовала соответствующую участковую избирательную комиссию. 6. Решения, действия или бездействие окружной избирательной комиссии, ее члена может быть обжаловано в суд. Жалоба относительно бездеятельности окружной избирательной комиссии также может быть подана в Центральную избирательную комиссию. 7. Решения или действия политической партии - субъекта избирательного процесса, ее должностного лица или уполномоченного представителя, касающихся избирательного процесса, кроме тех решений или действий, которые в соответствии с законом, уставом (положением) относятся к их внутренней организационной деятельности или их исключительной компетенции, могут быть обжалованы: 1) в Центральную избирательную комиссию - относительно решения или действия политической партии, выдвинувшей кандидатов в депутаты в общегосударственном избирательном округе 2) к соответствующей окружной избирательной комиссии - относительно решения или действия политической партии, выдвинувшей кандидатов в депутаты в одномандатном округе. 8. Жалоба на действия или бездействие кандидата в депутаты может быть до Центральной избирательной комиссии. 9. Решения, действия или бездействие избирательных комиссий, членов этих комиссий, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, творческих работников средств массовой информации, кандидатов, их доверенных лиц, партий, их должностных лиц и уполномоченных лиц, официальных наблюдателей, которые нарушают законодательство о выборах, могут быть обжалованы в суд в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Украины . 10. Суд, в который подан административный иск о назначении, подготовке и проведению выборов депутатов, уведомляет Центральную избирательную комиссию, соответствующую окружную и (или) участковую избирательную комиссию о его поступления и о принятом судом решении. 11. Если судом принято к производству административный иск из того же вопросы и по тем же основаниям, что подана жалоба в избирательную комиссию, избирательная комиссия после получения уведомления суда о принятии к производству административного иска возвращает такую ??жалобу субъекту обращения без рассмотрения не позднее следующего дня с дня получения уведомления суда с указанием оснований ее возвращения. Статья 109. Сроки обжалования 1. Жалоба в избирательную комиссию может быть подана субъектом обращения с жалобой в течение пяти дней после принятия решения, совершения действия или бездействия субъектом обжалования, за исключением случаев, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи. 2. Жалоба относительно нарушения, которое имело место до дня голосования, может быть подана в срок, установленный частью первой настоящей статьи, но не позднее 22 часов дня, предшествующего дню голосования. 3. Жалоба относительно нарушения, которое имело место во время голосования, может быть подана в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее окончания голосования. Жалоба относительно решений, действий или бездеятельности избирательной комиссии, членов этих комиссий, имевших место в день голосования, при подсчете голосов на участке, может быть подано в окружной избирательной комиссии в двухдневный срок со дня принятия решения, совершения действия или бездействия. 4. Днем совершения бездействия считается последний день срока, в который должно быть, однако не было совершено действие, предусмотренное законом. 5. Днем подачи жалобы считается день фактического получения жалобы избирательной комиссией. 6. Срок подачи жалобы продлению или возобновлению не подлежит, кроме случая повторной подачи жалобы после устранения ее недостатков не позднее следующего дня после дня ее возврата избирательной комиссией без рассмотрения согласно части второй статьи 111 настоящего Закона. 7. Изменение или уточнение субъектом обращения с жалобой требований при рассмотрении жалобы, вызванные выявлением обстоятельств, не известных ранее субъекту обращения с жалобой, не считается новой жалобой и не подлежит установленным ограничениям сроков. Статья 110. Форма и содержание жалобы 1. Жалоба в избирательную комиссию подается в письменной форме. Жалоба должна содержать: 1) название избирательной комиссии, в которую она подается 2) фамилия, имя, отчество (наименование) субъекта обращения с жалобой, его место жительства (почтовый адрес), а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются 3) фамилия, имя, отчество (наименование) субъекта обжалования, его место жительства (почтовый адрес), а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются 4) суть затронутого вопроса 5) изложение обстоятельств и указание доказательств, которыми субъект обращения обосновывает свои требования 6) четко сформулированные требования с указанием существа решения, принятие которого требуется от избирательной комиссии 7) перечень документов и материалов, прилагаемых 8) указание заинтересованных лиц, которых субъект обращения с жалобой считает необходимым привлечь к рассмотрению жалобы 9) подпись субъекта обращения с жалобой или лица, его представляющего согласно статьи 108 настоящего Закона, с указанием даты подписания. 2. Жалоба от имени избирательной комиссии подается по решению избирательной комиссии, которое прилагается к жалобе, подписывается председательствующим на заседании избирательной комиссии, на котором принималось решение об обращении с жалобой, и заверяется печатью избирательной комиссии. 3. К жалобе прилагаются ее копии, доказательства, указанные в жалобе, и копии всех документов, которые присоединяются к ней, в количестве, равном количеству субъектов обжалования и заинтересованных лиц, указанных в жалобе. Статья 111. Порядок и сроки рассмотрения жалобы 1. Порядок и сроки рассмотрения жалоб избирательными комиссиями устанавливаются Центральной избирательной комиссией, с учетом требований настоящей статьи и статей 108-110 настоящего Закона. 2. Жалоба, оформленная без соблюдения требований статьи 110 настоящего Закона, возвращается соответственно Председателем Центральной избирательной комиссии или другим членом Центральной избирательной комиссии по поручению Председателя Центральной избирательной комиссии или председателем или заместителем председателя окружной или участковой избирательной комиссии субъекту обращения с жалобой без рассмотрения не позднее чем на следующий день после дня поступления жалобы, а жалоба, поданная накануне дня голосования, в день голосования или на следующий день, - безотлагательно. При возврате жалобы без рассмотрения указывается исчерпывающий перечень недостатков, препятствующих рассмотрению жалобы, и указывается на возможность повторного обращения с жалобой, оформленной в соответствии с требованиями статьи 110 настоящего Закона, в предусмотренные настоящим Законом сроки. 3. При повторном представлении жалобы с неисправленными недостатками или с допущением новых недостатков избирательная комиссия принимает решение об оставлении ее без рассмотрения по существу. 4. Жалоба, оформленная с соблюдением требований статьи 110 настоящего Закона, рассматривается соответствующей избирательной комиссией на своем заседании не позднее чем на второй день со дня получения, за исключением случаев, предусмотренных частями пятой - седьмой настоящей статьи. 5. Жалоба относительно нарушений, имевших место до дня голосования, рассматривается избирательной комиссией в срок, предусмотренный частью четвертой настоящей статьи, но не позднее 24 часов дня, предшествующего дню голосования. 6. Жалоба относительно нарушения, которое имело место во время голосования субъектами обжалования, указанным в пункте 4 части второй статьи 108 настоящего Закона, подано в участковую избирательную комиссию, рассматривается ею сразу после окончания голосования. 7. Жалоба относительно нарушения, которое имело место в день голосования, при подсчете голосов на участке, поданная в избирательную комиссию высшего уровня, рассматривается соответствующей избирательной комиссией в двухдневный срок со дня его подачи. 8. Если избирательная комиссия при рассмотрении жалобы признает необходимым проведение проверки указанных в жалобе обстоятельств правоохранительными органами, соответствующие правоохранительные органы по обращению избирательной комиссии проверяют эти обстоятельства и принимают соответствующие меры по пресечению нарушения законодательства в трехдневный срок со дня получения обращения избирательной комиссии, а если такое обращение получено ними меньше чем за три дня до дня голосования, в день голосования или в следующий за ним день, - безотлагательно. О результатах проверки и принятых мерах соответствующие органы незамедлительно уведомляют избирательную комиссию, которая к ним обратилась. 9. Рассмотрение жалобы избирательной комиссией осуществляется с обязательным своевременным уведомлением субъекта обращения с жалобой, субъекта обжалования и других заинтересованных лиц рекомендованной телеграммой, факсимильным сообщением, по электронной почте о времени и месте рассмотрения жалобы. Допускается уведомление субъекта обращения с жалобой, субъекта обжалования и заинтересованных лиц о времени и месте рассмотрения жалобы по телефону с фиксированием такого действия служебным лицом избирательной комиссии отдельной письменной справкой, которая приобщается к делу (протокола). Неприбытия на заседание избирательной комиссии лиц, которые были надлежащим образом уведомлены о нем, не препятствует рассмотрению жалобы. 10. Копии жалобы и приложенных к нему документов предоставляются субъекту обжалования и заинтересованным лицам заранее, а в случае невозможности - не позднее начала рассмотрения жалобы. Субъект обжалования имеет право подать письменные объяснения по существу жалобы, принимаются к рассмотрению избирательной комиссией. 11. Избирательная комиссия принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения по существу, если она подана ненадлежащим субъектом обращения с жалобой, к ненадлежащему субъекта рассмотрения жалобы или с нарушением сроков обжалования, установленных статье 109 настоящего Закона. 12. Центральная избирательная комиссия, принимая решение об оставлении жалобы без рассмотрения по существу, может по собственной инициативе принять к рассмотрению факты, изложенные в жалобе. Статья 112. Доказательства 1. Доказательствами, на основании которых избирательная комиссия устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения субъекта обращения с жалобой, субъекта обжалования либо заинтересованных лиц, и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения жалобы, могут быть: 1) письменные документы и материалы (в том числе электронные), содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения жалобы 2) письменные объяснения субъектов избирательного процесса, должностных и служебных лиц органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, учреждений, организаций, соответствующих правоохранительных органов, полученные по требованию избирательной комиссии - субъекта рассмотрения жалобы, в том числе членов избирательной комиссии, на выполнение полномочий избирательной комиссии 3) вещественные доказательства 4) заключения экспертов, предоставленные письменно на запрос избирательной комиссии - субъекта рассмотрения жалобы, субъекта обращения с жалобой или субъекта обжалования. 2. Доказательства избирательной комиссии предоставляют субъект обращения с жалобой, субъект обжалования, заинтересованные лица. Избирательная комиссия - субъект рассмотрения жалобы может обратиться с запросом об истребовании дополнительных доказательств по собственной инициативе или по просьбе субъекта обращения, субъекта обжалования, заинтересованных лиц. 3. Если субъект обращения, субъект обжалования или заинтересованное лицо не представит доказательства для подтверждения обстоятельств, на которые он ссылается, избирательная комиссия решает дело на основании имеющихся доказательств. 4. Избирательная комиссия принимает к рассмотрению только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения жалобы. Об отклонении доказательств, которые не имеют значение для рассмотрения жалобы или не имеют доказательной силы, отмечается в решении избирательной комиссии - субъекта рассмотрения жалобы. 5. Обстоятельства (факты), для доказательства которых законом установлены определенные средства доказывания, не могут доказываться другими средствами доказывания. 6. Письменные доказательства представляются в подлиннике или в заверенной в установленном порядке копии. Если представлена ??копия письменного доказательства, избирательная комиссия имеет право требовать предоставления оригинала или самостоятельно истребует оригинал письменного доказательства. После рассмотрения жалобы избирательная комиссия по требованию владельца документа возвращает оригинал документа, а в деле жалобы остается заверенная в установленном порядке его копия. 7. Избирательная комиссия оценивает принадлежность, достоверность каждого доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, руководствуясь законом. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы, за исключением случаев, фактов, установленных судебным решением, вступившим в законную силу. Статья 113. Решение по результатам рассмотрения жалобы 1. Решение избирательной комиссии по результатам рассмотрения жалобы должно быть справедливым, законным и обоснованным. 2. При рассмотрении жалобы на решение субъекта обжалования избирательная комиссия решает: 1) имело место принятия обжалуемого решения субъектом обжалования 2) было ли обжалуемое решение принято субъектом обжалования на законных основаниях 3) было ли обжалуемое решение принято в пределах полномочий и в соответствии с определенной законом процедуры 4) какие правовые нормы следует применить к этим правоотношениям и отнесено законом рассмотрение этой жалобы к полномочиям избирательной комиссии - субъекта рассмотрения жалобы 5) следует ли удовлетворить каждое из требований субъекта обращения, или отказать в их удовлетворении 6) или восстановить нарушенные права или законные интересы субъекта обращения иным способом 7) какие решения следует обязать принять или действия, вытекающие из факта отмены решения, совершить. 3. При рассмотрении жалобы на действия (бездействие) субъекта обжалования избирательная комиссия решает: 1) имело место обжалуемое действие (бездействие) субъекта обжалования 2) или обжалуемое действие (бездействие) осуществлялась (совершалось) субъектом обжалования на законных основаниях 3) какие правовые нормы следует применить к этим правоотношениям и отнесено законом рассмотрение этой жалобы к полномочиям избирательной комиссии - субъекта рассмотрения жалобы 4) следует ли удовлетворить каждое из требований субъекта обращения, или отказать в их удовлетворении 5) следует ли восстановить нарушенные права или законные интересы субъекта обращения иным способом 6) какие решения следует обязать принять или действия, вытекающие из факта признания обжалованных действий или бездействия противоправными, совершить. 4. При рассмотрении жалобы по существу избирательная комиссия может удовлетворить жалобу полностью или частично или отказать в ее удовлетворении. 5. В случае удовлетворения жалобы избирательная комиссия может принять решение, которым: 1) признать решение субъекта обжалования либо отдельных его положений, действия или бездеятельность такими, которые не отвечают требованиям законодательства о выборах депутатов, нарушающие избирательные права граждан, права и законные интересы субъекта избирательного процесса 2) отменить решение 3) обязать субъекта обжалования осуществить действия, предусмотренные законодательством, регулирующим организацию и порядок проведения выборов депутатов 4) обязать субъекта обжалования воздержаться от совершения определенных действий 5) восстановить иным способом нарушенные избирательные права граждан, права и законные интересы субъекта избирательного процесса 6) обязать субъекта обжалования осуществить предусмотренные законодательством, регулирующим организацию и порядок проведения выборов депутатов, действия, вытекающие из факта отмены решения, признания обжалованных действий или бездействия противоправными. 6. Избирательная комиссия, установив, что решение, действия или бездеятельность субъекта обжалования не соответствуют законодательству о выборах депутатов, удовлетворяет жалобу. При удовлетворении жалобы избирательная комиссия может удовлетворить все или часть требований субъекта обращения с жалобой. 7. В случае признания судом решения соответствующей избирательной комиссии противоправным, в том числе по вопросу признания голосования на избирательном участке недействительным, установления итогов голосования, установления результатов выборов депутатов, решение по этому вопросу принимает избирательная комиссия, решение которой было признано противоправным, или избирательная комиссия высшего уровня на основании решения суда. При этом, если решение не было признано недействительным по формальным основаниям, избирательная комиссия не может принять решение, которое по сути повторяет решение, признанное судом противоправным. 8. Избирательная комиссия высшего уровня на основании жалобы, решения суда или по собственной инициативе может отменить решение избирательной комиссии низшего уровня и принять решение по существу вопроса или обязать избирательную комиссию низшего уровня повторно рассмотреть затронутый вопрос. 9. Избирательная комиссия отказывает в удовлетворении жалобы, если установит, что решение, действия или бездеятельность субъекта обжалования совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий, предусмотренных законом, и не нарушают избирательные права субъекта обращения с жалобой. 10. Копия решения избирательной комиссии выдается или направляется субъекту обращения с жалобой, субъекту обжалования, заинтересованным лицам, соответствующей избирательной комиссии, другому субъекту, о котором говорится в решении, не позднее следующего дня после принятия решения, а в случае принятия решения накануне, в день голосования или на следующий день - безотлагательно. Решение Центральной избирательной комиссии и окружных избирательных комиссий о рассмотрении жалоб не позднее следующего дня после принятия решения, а в случае принятия решения накануне, в день голосования или на следующий день - безотлагательно публикуются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. Копия решения окружной избирательной комиссии должна быть направлена ??соответствующей окружной избирательной комиссией в ЦИК безотлагательно после принятия этого решения. Статья 114. Ответственность за нарушение законодательства о выборах депутатов 1. Лица, виновные в нарушении законодательства о выборах депутатов, привлекаются к уголовной, административной или другой ответственности в порядке, установленном законом. Раздел XIV Хранение избирательной документации Статья 115. Хранение избирательной и другой документации и материальных ценностей 1. Центральная избирательная комиссия после официального обнародования результатов выборов депутатов передает избирательную и другую документацию, подлежащую внесению в Национальный архивный фонд, в том числе протоколы о подсчете голосов избирателей на избирательных участках и об итогах голосования в пределах избирательных округов, в соответствующее центральное государственное архивное учреждение, а окружные избирательные комиссии передают такую ??документацию Государственного архива в Автономной Республике Крым и соответствующих местных государственных архивных учреждений. 2. Избирательная документация, не подлежащая внесению в Национальный архивный фонд, передается окружными избирательными комиссиями в местных архивных учреждений, созданных органами власти Автономной Республики Крым, местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в соответствии с Закона Украины" О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях ". 3. Перечень избирательной и другой документации, подлежащей хранению в государственных и других архивных учреждениях, и порядок ее передачи в эти учреждения определяются Центральной избирательной комиссией по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере архивного дела. 4. Ответственность за сохранность избирательной документации до передачи ее на архивное хранение возлагается на председателя или заместителя председателя или секретаря соответствующей участковой и окружной избирательной комиссии. 5. Избирательные бюллетени, контрольные талоны избирательных бюллетеней, предварительные и уточненные списки избирателей, акты, заявления, жалобы о нарушении требований настоящего Закона при проведении голосования и подсчета голосов избирателей, протоколы и решения избирательных комиссий хранятся в местных архивных учреждениях, определенных частью второй настоящей статьи, в течение пяти лет со дня официального обнародования результатов выборов депутатов, после чего уничтожаются в установленном порядке. 6. Архивные учреждения обеспечивают доступ к избирательной документации по выборам депутатов в порядке, установленном законодательством Украины. 7. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления после прекращения деятельности участковых и окружных избирательных комиссий обязаны обеспечить сохранность избирательных урн, кабин для голосования, печатей этих избирательных комиссий, методической литературы, предоставляемых избирательным комиссиям на период избирательного процесса, а также выделить помещения местным архивным учреждениям для временного хранения избирательной документации. Раздел XV Заключительные и переходные положения 1. Закон вступает в силу со дня опубликования, кроме абзаца первого части седьмой статьи 26 , пункта 10 части пятой статьи 27 и пункта 3 части второй статьи 30 , которые вступают в силу с 1 января 2013 года. 2. Признать утратившим силу Закон Украины "О выборах народных депутатов Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г. , № 27-28, ст. 366; 2005 г., № № 35-37, ст. 446, № 38-39, ст. 449, № 52, ст. 566; 2006 г., № 10-11, ст . 97, ст. 98, № 33, ст. 285; 2007 г., № 28, ст. 383; 2009 г., № 36-37, ст. 511; 2011 г., № 23, ст. 160, № 41, ст. 413). 3. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины: 1) часть третью статьи 173 Кодекса административного судопроизводства Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2005 г., № № 35-37 , ст. 446) дополнить предложением следующего содержания: "Суд при рассмотрении данного административного иска обращается в соответствующий орган ведения Государственного реестра избирателей с запросом относительно уточнения сведений об избирателе" 2) в Законе Украины "О Центральной избирательной комиссии" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г., № 36, ст . 448; 2005 г., № № 35-37, ст. 446): а) части второй статьи 4 слово "(блоков)" исключить; б) части четвертой статьи 7 слова "(избирательного блока партий)" исключить; в) части третьей статьи 13 слова "(избирательных блоков политических партий)" исключить; p > г) в статьи 17 дополнить пунктом 7 - 1 следующего содержания: "7 - 1 ) устанавливает систему территориальной организации общегосударственных выборов путем образовании территориальных избирательных округов и избирательных участков с особенностями, определенными соответствующим законом о выборах " в пункте 9 слова "(избирательными блоками политических партий)" исключить; г) статью 19 изложить в следующей редакции: " Статья 19. Полномочия Комиссии по организации подготовки и проведения выборов народных депутатов Украины Комиссия: 1) организует подготовку и проведение выборов народных депутатов Украины 2) возглавляет систему избирательных комиссий, которые образуются для проведения выборов народных депутатов Украины, направляет и контролирует их деятельность 3) публикует постановления Комиссии и другую информацию относительно выборов народных депутатов Украины в случаях, предусмотренных законом 4) осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделенных из Государственного бюджета Украины на подготовку и проведение выборов народных депутатов Украины 5) контролирует порядок поступления, учета и использования средств избирательных фондов в порядке и в пределах, установленных законом 6) регистрирует кандидатов в народные депутаты Украины в порядке, установленном законом 7) принимает решение об отмене регистрации кандидатов в народные депутаты Украины в порядке, установленном законом 8) устанавливает формы избирательных документов, утверждает образцы печатей, штампов и вывесок избирательных комиссий, определяет порядок хранения и передачи избирательных документов в соответствующие государственные архивные учреждения |