З А К О Н У К Р А И Н Ы
О выборах народных депутатов Украины
4. Денежный залог, внесенный партией, выдвинувшей избирательный список кандидатов в депутаты в общегосударственном округе, возвращается в случае, если по итогам выборов партия получила право на участие в распределении депутатских мандатов, в восьмидневный срок со дня официального обнародования результатов выборов депутатов на счет партии. 5. Денежный залог, внесенный партией, выдвинувшей кандидата в депутаты в одномандатном округе, возвращается в случае, если по итогам выборов кандидат признан избранным в одномандатном округе, в восьмидневный срок со дня официального обнародования результатов выборов депутатов на счет партии. 6. Денежный залог, внесенный кандидатом в депутаты, который баллотировался в одномандатном округе в порядке самовыдвижения, возвращается в случае, если по итогам выборов кандидат признан избранным в одномандатном округе, в восьмидневный срок со дня официального обнародования результатов выборов депутатов на счет, указанный в заявлении, поданном в Центральную избирательную комиссию избранным народным депутатом. 7. В других случаях денежный залог в восьмидневный срок со дня официального обнародования результатов выборов депутатов перечисляется в Государственный бюджет Украины. Статья 57. Декларирование имущественного положения, доходов, расходов и обязательств финансового характера кандидатом в депутаты 1. Декларация об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за год, предшествующий году начала избирательного процесса, подается кандидатом в депутаты по форме, определенной Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" . 2. После регистрации кандидата в депутаты информация из поданной им декларации обнародуется на официальном веб-сайте Центральной избирательной комиссии за исключением информации, является конфиденциальной. 3. Ошибки и неточности, выявленные в поданной декларации, подлежат исправлению и не являются основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты. Статья 58. Порядок регистрации кандидатов в депутаты в общегосударственном округе 1. Кандидаты в депутаты, включенные в избирательный список партии, регистрируются Центральной избирательной комиссией при условии предоставления ей документов, предусмотренных статьей 54 этого закона. 2. Подача документов в ЦИК для регистрации кандидатов в депутаты заканчивается за семьдесят дней до дня голосования. 3. Лицо, включенное партией в избирательный список партии, которая на день подачи заявления партии о регистрации кандидатов в депутаты Центральной избирательной комиссии не подала заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты от этой партии, считается исключенным из избирательного списка партии со дня подачи заявления партии в соответствии с пункта 1 части первой статьи 54 настоящего Закона. Заявление такого лица о согласии баллотироваться, поданная после представления партией указанной заявлениях регистрацию кандидатов в депутаты, не принимается. 4. Лицо, включенное партией в избирательный список партии, имеет право до дня регистрации лично подать заявление об отзыве своего заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты. С момента получения Центральной избирательной комиссией заявления об отзыве согласия баллотироваться кандидатом в депутаты такое лицо считается исключенным из избирательного списка партии. О получении такого заявления Центральная избирательная комиссия письменно уведомляет партию не позднее следующего дня после дня получения заявления. Повторное заявление лица о его согласии баллотироваться от партии не принимается. 5. Лицо, включенное в нескольких избирательных списков партий за ее письменным заявлениям о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты от этих партий, решением Центральной избирательной комиссии исключается из всех избирательных списков, в которых она была включена. 6. Центральная избирательная комиссия не позднее чем на пятый день со дня принятия заявления о регистрации кандидатов в депутаты и приложенных к нему необходимых документов принимает решение о регистрации кандидатов в депутаты или об отказе в их регистрации. 7. Перечень и очередность кандидатов в депутаты в избирательном списке, определенные партией, не могут быть изменены после подачи документов регистрации Центральной избирательной комиссией. 8. При регистрации кандидатов в депутаты представителю партии в Центральной избирательной комиссии вместе с копией решения о регистрации кандидатов в депутаты в трехдневный срок со дня его принятия выдаются удостоверения кандидатов в депутаты по форме, установленной Центральной избирательной комиссией. Избирательный список кандидатов в депутаты партии вместе с решением об их регистрации в этот же срок публикуется в газетах "Голос Украины" и "Урядовый курьер" и на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. Статья 59. Порядок регистрации кандидатов в депутаты в одномандатных округах 1. Кандидаты в депутаты в одномандатных округах регистрируются Центральной избирательной комиссией при условии предоставления ей документов, предусмотренных статьей 55 настоящего Закона. 2. Подача документов в ЦИК для регистрации кандидатов в депутаты заканчивается за семьдесят дней до дня голосования. 3. Лицо, которое на день подачи заявления партии о регистрации его кандидатом в депутаты Центральной избирательной комиссии не подала заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты от этой партии, считается отказавшейся от баллотирования, со дня подачи заявления партии в соответствии с пункта 1 части первой статьи 55 настоящего Закона. Заявление такого лица о согласии баллотироваться, поданная после получения Центральной избирательной комиссией от партии заявления о регистрации кандидатов в депутаты и других документов, не принимается. Лицо, которое на день подачи в ЦИК документов о регистрации его кандидатом в депутаты в одномандатном округе в порядке самовыдвижения не подала заявления о самовыдвижении, считается отказавшейся от баллотирования, со дня представления документов для регистрации ее кандидатом в депутаты в соответствии со статьей 55 этого Закона. Заявление такого лица о самовыдвижении, поданная после получения Центральной избирательной комиссией других документов, не принимается. 4. Лицо, выдвинутое партией кандидатом в депутаты в одномандатном округе, имеет право до дня регистрации отозвать свое заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты. С момента получения Центральной избирательной комиссией заявления об отзыве согласия баллотироваться кандидатом в депутаты такое лицо считается отказавшейся от баллотирования. О получении такого заявления Центральная избирательная комиссия письменно уведомляет партию, которая выдвинула кандидата в депутаты в одномандатном округе, не позднее следующего дня после дня получения заявления. Повторное заявление лица о его согласии баллотироваться не принимается. Лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты по одномандатному округу в порядке самовыдвижения, вправе до дня регистрации отозвать свое заявление о самовыдвижении кандидатом в депутаты. С момента получения Центральной избирательной комиссией заявления об отзыве заявления о самовыдвижении такое лицо считается отказалась от баллотирования. Повторное заявление лица о самовыдвижении кандидатом в депутаты не принимается. 5. Центральная избирательная комиссия в случае установления, что лицо выдвинуто кандидатом в депутаты в одном из одномандатных округов по его письменному заявлению о согласии баллотироваться от партии или в порядке самовыдвижения одновременно выдвинут кандидатом в депутаты в другом одномандатном округе по его письменному заявлению о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты от партии или в порядке самовыдвижения, принимает решение об отказе в регистрации или об отмене регистрации такого лица кандидатом в депутаты в соответствующих одномандатных округах. 6. Центральная избирательная комиссия не позднее чем на пятый день со дня принятия документов, предусмотренных частями первой или второй статьи 55 настоящего Закона, принимает решение о регистрации кандидата в депутаты в одномандатном округе или об отказе в его регистрации. 7. В случае регистрации лица кандидатом в депутаты в одномандатном округе Центральная избирательная комиссия вместе с копией решения о регистрации этого кандидата в депутаты в трехдневный срок со дня его принятия выдает удостоверение кандидата в депутаты по форме, установленной Центральной избирательной комиссией. Сообщение о регистрации кандидата в депутаты в одномандатном округе вместе с решением о его регистрации в этот же срок обнародуется Центральной избирательной комиссией в региональных или местных печатных средствах массовой информации. 8. Перечень кандидатов в депутаты, зарегистрированных в одномандатном округе, с указанием фамилии, собственного имени (всех собственных имен), отчество (при наличии), месяца, года и места рождения, гражданства с указанием времени проживания на территории Украины, сведений об образовании, должность (занятие), место работы, партийность, места жительства, сведения о наличии или отсутствии судимости, субъекта выдвижения в семидневный срок после регистрации кандидатов в депутаты в одномандатном округе обнародуется Центральной избирательной комиссией в газетах "Голос Украины", "Урядовий кур" ер "и на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. Статья 60. Отказ в регистрации кандидата (кандидатов) в депутаты 1. Центральная избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата (кандидатов) в депутаты в случае: 1) нарушение требований частей четвертой , Пять статьи 52 настоящего Закона 2) отсутствия документов, указанных в части первой статьи 54 или частях первой или второй статьи 55 настоящего Закона; 3) прекращения гражданства Украины кандидата в депутаты 4) выбытия лица, выдвинутого кандидатом в депутаты, за пределы Украины для проживания или с целью получения политического убежища 5) признания лица, выдвинутого кандидатом в депутаты, недееспособным 6) вступления в отношении лица, выдвинутого кандидатом в депутаты, в законную силу обвинительного приговора суда за совершение умышленного преступления 7) выявления обстоятельств, которые лишают человека, выдвинутую кандидатом в депутаты, права быть избранным депутатом в соответствии с статьи 9 настоящего Закона . 2. Решение об отказе в регистрации кандидата (кандидатов) в депутаты должно содержать исчерпывающие основания отказа. Копия этого решения не позднее следующего дня после его принятия выдается (направляется) представителю партии или кандидату в депутаты, баллотирующийся по одномандатному округу. 3. Ошибки и неточности, выявленные в представленных кандидатами на регистрацию документах, подлежат исправлению и не являются основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты. Указанные ошибки и неточности должны быть исправлены кандидатом в двухдневный срок со дня представления указанных документов. Статья 61. Предупреждение и отмены регистрации кандидата (кандидатов) в депутаты 1. Центральная избирательная комиссия принимает решение о предупреждении партии, кандидаты в депутаты от которой включенные в избирательный список партии или отдельному кандидату в депутаты. 2. Предупреждение объявляется в случае: 1) установление судом при рассмотрении избирательного спора в порядке, предусмотренном законом, факта подкупа избирателей или членов избирательных комиссий кандидатом в депутаты, партией, выдвинувшей кандидатов в депутаты, представителем партии, уполномоченным лицом партии или должностным лицом партии, доверенным лицом кандидата в депутаты, а также другим лицом по поручению кандидата в депутаты, партии - субъекта избирательного процесса 2) установление судом при рассмотрении избирательного спора в порядке, предусмотренном законом, факта предоставления во время избирательного процесса избирателям, заведениям, учреждениям, организациям или членам избирательных комиссий денег или безвозмездно или на льготных условиях товаров (кроме товаров, которые содержат визуальные изображения названия, символики , флага партии, при условии, что стоимость таких товаров не превышает три процента минимального размера заработной платы), работ, услуг, ценных бумаг, кредитов, лотерейных билетов, других материальных ценностей (непрямого подкупа) организацией, учредителем, собственником или членом руководящего органа которой является кандидат в депутаты, партия, выдвинувшая кандидатов в депутаты, или должностное лицо этой партии 3) установление судом при рассмотрении избирательного спора в порядке, предусмотренном законом, факта использования кандидатом в депутаты, партией при финансировании предвыборной агитации помимо средств избирательного фонда иных средств 4) установление судом при рассмотрении избирательного спора, кандидат в депутаты, занимающий должность, в том числе по совместительству, в органах исполнительной власти, органах власти Автономной Республики Крым или местного самоуправления, на государственных или коммунальных предприятиях, в заведениях, учреждениях , организациях, в военных формированиях, созданных в соответствии с законами Украины, привлекал или использовал для проведения предвыборной агитации подчиненных ему лиц, служебный транспорт, связь, оборудование, помещения, другие объекты и ресурсы по месту работы (злоупотребление служебным положением); 5) нарушение партией, кандидатом в депутаты ограничений относительно проведения предвыборной агитации, в том числе за проведение агитации после 24 часов последней пятницы перед днем ??голосования. 3. Предупреждение, указанное в части первой настоящей статьи, обнародуется Центральной избирательной комиссией в общегосударственных средствах массовой информации и на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. 4. Центральная избирательная комиссия принимает решение об отмене регистрации кандидата в депутаты в случае: 1) обращение кандидата в депутаты не позднее чем за двенадцать дней до дня голосования с письменным заявлением об отказе баллотироваться 2) обращение партии не позднее чем за двенадцать дней до дня голосования об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты в соответствии с решением, принятым в порядке, предусмотренном уставом партии 3) прекращения гражданства Украины кандидата в депутаты 4) выбытия кандидата в депутаты за пределы Украины на постоянное проживание или для получения политического убежища 5) признания кандидата в депутаты недееспособным 6) вступления в отношении кандидата в депутаты законную силу обвинительного приговора суда за совершение умышленного преступления 7) нарушение требований частей четвертой , Пять статьи 52 настоящего Закона 8) выявления избирательной комиссией обстоятельств, лишающих лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты, права быть избранным депутатом в соответствии с статьи 9 настоящего Закона. В случае поступления обращений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, соответствующая избирательная комиссия принимает решение об отмене регистрации кандидата в депутаты не позднее чем за десять дней до дня голосования. В случае поступления обращений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, позднее чем за двенадцать дней до дня голосования, такие обращения избирательной комиссией не рассматриваются, решения по ним не принимаются. 5. В случаях выявления нарушений, предусмотренных частью второй настоящей статьи, или других нарушений, за которые законом установлена ??уголовная или административная ответственность, соответствующая избирательная комиссия уведомляет правоохранительные органы для проверки и реагирования в соответствии с законом. 6. Центральная избирательная комиссия доводит до сведения партии, кандидата в депутаты решение об отмене регистрации кандидата (кандидатов) в депутаты или об объявлении предупреждения не позднее следующего дня со дня его принятия и предоставляет представителю партии в Центральной избирательной комиссии или кандидату в депутаты копию этого решения в тот же срок. 7. В случае смерти кандидата в депутаты Центральная избирательная комиссия принимает решение о выбытии этого кандидата с баллотирования, об исключении его из избирательного списка партии. Статья 62. Признание выборов в одномандатном округе, которые не состоялись 1. В случае если в одномандатном округе после окончания срока регистрации кандидатов не зарегистрировано ни одного кандидата в депутаты, или если в выборах участвовал один кандидат и за него отдали голоса менее половины избирателей, принявших участие в голосовании, выборы в этом округе считаются, не состоялись. Раздел VIII ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫБОРОВ Статья 63. Основные принципы информационного обеспечения выборов 1. Избирателям обеспечивается возможность доступа к разносторонней, объективной и непредвзятой информации, необходимой для осуществления осознанного, информированного, свободного выбора. 2. Информация, содержащаяся в документах, представленных в Центральную избирательную комиссию для регистрации кандидатов, является открытой. На официальном веб-сайте Центральной избирательной комиссии обнародуются сведения о фамилии, имя (все имена) и отчество (при наличии), число, месяц, год и место рождения, гражданство с указанием времени проживания на территории Украины, сведения о должность (занятие), место работы, партийность, место жительства, наличие или отсутствие судимости, субъект выдвижения каждого кандидата в депутаты. 3. Избирательные комиссии, средства массовой информации и информационные агентства, органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, их должностные лица, объединения граждан и другие лица при распространении информации о выборах, не является предвыборной агитацией согласно статьи 68 настоящего Закона, обязаны соблюдать объективности, беспристрастности, сбалансированности, достоверности, полноты и точности информации. Статья 64. Общие информационное обеспечение выборов 1. Общее информационное обеспечение выборов включает информирование избирателей о 1) избирательные права граждан и способы их осуществления и защиты 2) возможность и процедуры проверки включения себя и других избирателей в Государственный реестр избирателей и списков избирателей на избирательных участках 3) возможность и порядок изменения избирателю места голосования (избирательный участок) без изменения избирательного адреса; 4) адрес местонахождения окружной и участковой избирательных комиссий избирательного участка, к которым относится избирательный адрес избирателя 5) адрес помещения для голосования, дату и время голосования 6) основания и процедуры получения возможности голосовать по месту пребывания 7) процедуру голосования и способ заполнения избирательного бюллетеня 8) право на обжалование нарушений своих избирательных прав и способы осуществления этого права 9) ответственность за нарушение законодательства о выборах. 2. Центральная избирательная комиссия не позднее чем за сто двадцать дней до дня голосования публикует на своем официальном сайте информацию, касающуюся общего информационного обеспечения соответствующих выборов. 3. На распространение информационных материалов, относящихся к общему информационного обеспечения выборов, распространяется законодательство о социальной рекламе. Статья 65. Специальное информационное обеспечение выборов 1. Специальное информационное обеспечение выборов предусматривает информирование избирателей о 1) зарегистрированных кандидатов и субъектов их выдвижения 2) предвыборные программы партий и кандидатов в депутаты по одномандатным округам 3) счета избирательных фондов партий и кандидатов в депутаты по одномандатным округам, допустимый размер добровольного взноса и способ, который делается вклад 4) отмена регистрации (выбытия) кандидата в депутаты 5) факты и события, связанные с избирательным процессом. 2. Средства массовой информации, информационные агентства могут участвовать в специальном информационном обеспечении выборов по заказу Центральной или окружной избирательной комиссии, а по сведениям, указанных в пункте 5 части первой настоящей статьи, - по собственной инициативе с соблюдением требований настоящего Закона. Статья 66. Основы участия средств массовой информации и информационных агентств в информационном обеспечении выборов 1. Во время избирательного процесса средства массовой информации размещают информационные материалы на заказ Центральной избирательной комиссии и окружных избирательных комиссий на основании соответствующих договоров, заключенных с указанными комиссиями. 2. Информационные агентства и средства массовой информации распространяют сообщения о ходе избирательного процесса, события, связанные с выборами, основываясь на принципах достоверности, полноты и точности, объективности и ее беспристрастного представления. 3. Средства массовой информации должны сбалансировано освещать комментарии всех партий и кандидатов в депутаты по событиям, связанным с выборами. Статья 67. Особенности распространения информации о результатах опросов общественного мнения, связанного с выборами 1. Предприятия, учреждения, учреждения и организации, которые проводят опросы общественного мнения, имеют право обнародовать результаты такого опроса, связанного с выборами, с обязательным указанием времени его проведения, территории, охватывало опроса, размера и способа формирования социологической выборки опрошенных, метода опроса, точной формулировки вопросов, возможной статистической погрешности. 2. Информационные агентства, средства массовой информации в случае распространения результатов опроса общественного мнения, связанного с выборами, обязаны указывать полное название организации, проводившей опрос, заказчиков опроса, а также другие сведения, указанные в части первой настоящей статьи. P > 3. Запрещается обнародование или распространение иным образом результатов опроса общественного мнения, связанного с выборами, в том числе в отношении партий - субъектов избирательного процесса и кандидатов в депутаты, за последние десять дней перед днем ??голосования. 4. Способы проведения опросов избирателей относительно их волеизъявления во время голосования должны обеспечивать сохранение тайны голосования опрашиваемого избирателя. Обнародование в день голосования результатов такого опроса до окончания голосования запрещается. 5. В случае обнародования телерадиоорганизацией результатов интерактивного опроса аудитории проводится при передаче, связанной с выборами или с участием кандидатов в депутаты, участникам передачи запрещается комментировать результаты таких опросов или иным образом ссылаться на них. На протяжении всего времени обнародования результатов интерактивного опроса аудитории должно сопровождать текстовое сообщение "Этот опрос отражает мнение только этой аудитории", которое должно демонстрироваться на экране (для телепередач) в форме, приемлемой для зрителя, быть озвученным (для радиопередач) четким текстом диктора или ведущего передачи непосредственно перед и после обнародования указанных результатов. Раздел IX ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 68. Формы и средства предвыборной агитации 1. Предвыборная агитация - это осуществление любой деятельности с целью побуждения избирателей голосовать за или не голосовать за определенного кандидата в депутаты или партию - субъекта избирательного процесса. Предвыборная агитация может осуществляться в любых формах и любыми средствами, которые не противоречат Конституции Украины и законам Украины. 2. Предвыборная агитация может проводиться в следующих формах: 1) проведения собрания, других встреч с избирателями 2) проведение митингов, шествий, демонстраций, пикетов 3) проведение публичных дебатов, дискуссий, "круглых столов", пресс-конференций относительно положений предвыборных программ и политической деятельности партий - субъектов избирательного процесса или политической деятельности кандидатов в депутаты 4) обнародование в печатных и аудиовизуальных (электронных) средствах массовой информации политической рекламы, выступлений, интервью, очерков, видеофильмов, аудио-и видеоклипов, других публикаций и сообщений 5) распространение избирательных листовок, плакатов и других печатных агитационных материалов или печатных изданий, в которых размещены материалы предвыборной агитации 6) размещение печатных агитационных материалов или политической рекламы на носителях внешней рекламы 7) проведение концертов, спектаклей, спортивных соревнований, демонстрации фильмов и телепередач или иных публичных мероприятий при поддержке партии - субъекта избирательного процесса или кандидата в депутаты, а также обнародование информации о такой поддержке 8) публичные призывы голосовать за или не голосовать за партию - субъекта избирательного процесса, кандидата в депутаты или публичные оценки деятельности этих партий или кандидатов в депутаты 9) в других формах, не противоречащих Конституции Украины и законам Украины. 3. Политическая реклама - это размещение или распространение материалов предвыборной агитации с помощью рекламных средств. К политической рекламе относится также использование символики или логотипов партий - субъектов избирательного процесса, а так же сообщения о поддержке партией - субъектом избирательного процесса или кандидатом в депутаты зрелищных или других публичных мероприятий или привлечения внимания к участию в таких мероприятиях партии - суб объекта избирательного процесса или определенного кандидата в депутаты. Реклама печатных изданий (газет, журналов, книг), других товаров и услуг с использованием фамилий или изображений (портретов) кандидатов, названий или символики партий - субъектов избирательного процесса также является политической рекламой. 4. Официальные сообщения в период избирательного процесса о действиях кандидатов в депутаты, которые являются должностными лицами органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым или органов местного самоуправления, связанные с исполнением ими должностных (служебных) полномочий, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины, и подготовленные в порядке, предусмотренном Законом Украины "О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации" , не принадлежат к предвыборной агитации. Такие официальные сообщения не должны содержать комментариев агитационного характера, а также видео-, аудиозаписей, киносъемок, фотоиллюстраций о действиях указанных лиц как кандидатов в депутаты. 5. Не считается предвыборной агитацией осуществления партией, которая не имеет статуса субъекта избирательного процесса, мероприятий, указанных в пунктах 1-7, 9 части второй настоящей статьи, с целью популяризации своей деятельности или разъяснения своей позиции при условии, что во время таких мероприятий никоим образом не упоминаются партии - субъекты избирательного процесса и кандидаты в депутаты, а также положения предвыборных программ. 6. Предвыборная агитация осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, выделенных на обеспечение ведения предвыборной агитации согласно этому Закону, средств избирательных фондов партий, кандидатов в депутаты в одномандатных округах. Кандидаты в депутаты, зарегистрированные в общегосударственном округе, могут осуществлять предвыборную агитацию за счет избирательного фонда партии. Использование собственных средств кандидатов в депутаты или средств из других источников для проведения предвыборной агитации, в том числе по инициативе избирателей, запрещается. 7. Предоставление партиям, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в общегосударственном округе, печатных площадей в печатных средствах массовой информации осуществляется с соблюдением принципа равных условий. Партия, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, финансирует из средств своего избирательного фонда мероприятия и материалы предвыборной агитации и размещения политической рекламы на собственную поддержку. Поддержка партией, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, от своего имени проведения концертов, спектаклей, спортивных соревнований, демонстраций фильмов, телепередач или иных публичных мероприятий, а также проведение указанных публичных мероприятий в поддержку партии, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, может осуществляться только в случае финансирования таких мероприятий из средств избирательного фонда соответствующей партии. 8. Предоставление кандидатам в депутаты в одномандатных округах печатных площадей в печатных средствах массовой информации осуществляется с соблюдением принципа равных условий. Кандидат в депутаты в одномандатном округе финансирует из средств своего избирательного фонда мероприятия и материалы предвыборной агитации и размещения политической рекламы на собственную поддержку. Поддержка кандидатом в депутаты в одномандатном округе от своего имени проведения концертов, спектаклей, спортивных соревнований, демонстраций фильмов, телепередач или иных публичных мероприятий, а также проведение указанных публичных мероприятий на собственную поддержку может осуществляться только в случае финансирования таких мероприятий из средств избирательного фонда этого кандидата в депутаты в одномандатном округе. 9. Партия, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, кандидат в депутаты в одномандатном округе имеют право на договорной основе за счет средств соответствующего избирательного фонда арендовать здания и помещения всех форм собственности для проведения собраний, митингов, дебатов, дискуссий и других публичных мероприятий предвыборной агитации. 10. В случае если здание (помещение) независимо от формы собственности было на договорной основе за счет средств соответствующего избирательного фонда предоставлено для проведения предвыборного публичного мероприятия или предвыборной агитации одной партии, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, или кандидату в депутаты в одномандатном округе , собственник (владелец, пользователь) этого дома (помещения) не имеет права отказать в его предоставлении на тех же условиях другой партии, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, или кандидату в депутаты в одномандатном округе. Указанное требование не касается помещений, находящихся в собственности или постоянном пользовании партии, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, или кандидата в депутаты в одномандатном округе. Здания (помещения) государственной или коммунальной формы собственности предоставляются для проведения предвыборного публичного мероприятия или предвыборной агитации без проведения конкурса. 11. Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления не позднее чем за восемьдесят дней до дня голосования оборудуют стенды, доски объявлений в отведенных местах для размещения материалов предвыборной агитации партий, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в общегосударственном округе, и кандидатов в депутаты в одномандатном округе по соблюдением принципа равных условий. Статья 69. Информационные плакаты и материалы предвыборной агитации 1. Центральная избирательная комиссия за счет средств Государственного бюджета Украины, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов, не позднее чем за тридцать пять дней до дня выборов обеспечивает изготовление информационных плакатов партий, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в общегосударственном округе. Эти плакаты должны содержать предвыборные программы партий (объемом не более семи тысяч восьмисот печатных знаков), представленные ими при регистрации кандидатов в депутаты, избирательный список партии с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, должности (занятия), места работы и жительства , партийности включенных в него кандидатов в депутаты, а также фотографии первых пяти кандидатов в депутаты. Форма, размер и полиграфическое исполнение информационных плакатов устанавливаются Центральной избирательной комиссией. Центральная избирательная комиссия согласовывает с представителем партии в Центральной избирательной комиссии текст и полиграфическое исполнение информационного плаката. 2. Окружная избирательная комиссия за счет средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на подготовку и проведение выборов депутатов, обеспечивает изготовление не позднее чем за тридцать пять дней до дня выборов согласованных с кандидатами в депутаты, зарегистрированных в одномандатных округах, информационных плакатов из расчета по две тысячи экземпляров на каждого кандидата в депутаты. Плакаты должны содержать биографию кандидата в депутаты, его предвыборную программу (объемом до трех тысяч девятисот печатных знаков), представленные им при регистрации, и фотографию. 3. Центральная избирательная комиссия обеспечивает изготовление одинакового количества информационных плакатов партий из расчета не менее по два экземпляра каждого плаката на каждый избирательный участок. Изготовлены информационные плакаты партий в установленном Центральной избирательной комиссией порядке передаются соответствующим избирательным комиссиям. 4. Информационные плакаты передаются соответствующим избирательным комиссиям не позднее чем за двадцать дней до дня выборов. 5. Партия, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, кандидат в депутаты, зарегистрированный в одномандатном округе, по своему усмотрению может изготовлять материалы предвыборной агитации за счет и в пределах средств избирательного фонда. Партия может изготавливать печатный материал своей предвыборной агитации с применением оборудования, что ей принадлежит. Сведения, содержащиеся в этих материалах, должны соответствовать требованиям закона. 6. Партия, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, кандидат в депутаты, зарегистрированный в одномандатном округе, обязаны представить по одному экземпляру каждого печатного материала предвыборной агитации, изготовленного за счет средств избирательного фонда партии и с применением оборудования, что ей принадлежит, или соответственно изготовленного за счет средств избирательного фонда кандидата, не позднее чем через пять дней со дня его изготовления в Центральной избирательной комиссии. 7. Печатные материалы предвыборной агитации должны содержать сведения о заказчике этих материалов, организации, осуществившей печать, или указание, что печать осуществлена ??с использованием оборудования, принадлежащего партии, их тираж, информацию о лицах, ответственных за выпуск. 8. Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления не позднее чем за сто дней до дня выборов отводят места в людных местах для размещения материалов предвыборной агитации. Статья 70. Сроки проведения предвыборной агитации 1. Партия, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, кандидаты в депутаты имеют право начать свою предвыборную агитацию со дня, следующего за днем ??принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидатов в депутаты. 2. Предвыборная агитация заканчивается в 24 часа последней пятницы перед днем ??голосования. 3. Предвыборная агитация накануне дня голосования и в день голосования запрещается. В это же время запрещается проведение массовых акций (собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетов) от имени партии, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, кандидатов в депутаты, распространение агитационных материалов, а также публичные объявления о поддержке партией или отдельными кандидатами в депутаты проведения концертов, спектаклей, спортивных соревнований, демонстрации фильмов и телепередач или иных публичных мероприятий. Статья 71. Общий порядок использования средств массовой информации 1. Предвыборная агитация с использованием средств массовой информации всех форм собственности проводится с соблюдением принципа равных условий и в порядке, предусмотренном настоящим Законом. 2. Предвыборная агитация в средствах массовой информации, в том числе политическая реклама, должны осуществляться в формах и с соблюдением требований и ограничений, установленных настоящей статьей и Статья 68 , 70 , 72-74 настоящего Закона. 3. Партия, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, кандидат в депутаты в одномандатном округе имеют право пользоваться средствами массовой информации государственной и коммунальной формы собственности на условиях, предусмотренных настоящим Законом. 4. Порядок предоставления эфирного времени и печатных площадей за счет средств Государственного бюджета Украины, выделенных на обеспечение ведения предвыборной агитации согласно этому Закону, партиям, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в общегосударственном округе, кандидатам в депутаты устанавливается Центральной избирательной комиссией не позднее чем за восемьдесят дней до дня голосования. 5. Предвыборная агитация в средствах массовой информации всех форм собственности за счет средств избирательных фондов партий, кандидатов в депутаты по одномандатным округам осуществляется на условиях равной оплаты за единицу эфирного времени или печатной площади. 6. Расценки стоимости единицы печатной площади и единицы эфирного времени для проведения предвыборной агитации за счет средств избирательных фондов устанавливаются соответствующим средством массовой информации не позднее чем за сто дней до дня голосования в размере, который не может превышать размера среднеарифметического значения цены за коммерческую рекламу (рекламу, распространение которой имеет целью получение прибыли) за первые три квартала года, предшествующего году проведения выборов депутатов. При этом средства массовой информации могут рассчитать такие расценки стоимости единицы печатной площади или эфирного времени отдельно для рабочих дней и отдельно для выходных и праздничных дней, а также отдельно для разных по количеству потенциальной аудитории периодов эфирного времени или печатной площади. 7. Средства массовой информации, зарегистрированные после 1 марта года, предшествующего году проведения очередных выборов народных депутатов Украины, устанавливают расценки стоимости единицы печатной площади или эфирного времени на основании данных за весь период их деятельности в порядке, установленном частью шестой настоящей статьи. Размеры расценок таких средств массовой информации не могут превышать размеров расценок соответственно газеты "Голос Украины" (для печатных СМИ) и Национальной телекомпании Украины, Национальной радиокомпании Украины (для телерадиоорганизаций). 8. Расценки стоимости единицы печатной площади и единицы эфирного времени для проведения предвыборной агитации не могут изменяться в течение избирательного процесса. Средство массовой информации не может предоставлять скидки или устанавливать надбавки на оплату печатной площади или эфирного времени партиям, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в общегосударственном округе, кандидатам в депутаты в одномандатных округах. 9. Средство массовой информации, которое предоставило эфирное время или печатную площадь для проведения предвыборной агитации одной партии, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, одному кандидату в депутаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, не может отказать в предоставлении эфирного времени или печатной площади на тем же условиях другой партии, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, другому кандидату в депутаты. Средство массовой информации может отказать в предоставлении эфирного времени или печатной площади партии, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, кандидату в депутаты в случае, если предоставленные для распространения материалы не соответствуют требованиям части пятой или девятой статьи 74 настоящего Закона. 10. Средства массовой информации в случае обнародования результатов опроса общественного мнения, связанного с выборами депутатов, обязаны указать заказчика опроса, полное название организации, проводившей опрос, время его проведения, территорию, которую охватывало опроса, размер и способ формирования социологической выборки опрошенных , метод опроса, точную формулировку вопросов, возможной статистической погрешности. 11. Требования, установленные частями пятой - девятой настоящей статьи, не распространяются на печатные средства массовой информации, учредителями (собственниками) которых являются партии, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, кандидаты в депутаты в одномандатных округах для ведения собственного предвыборной агитации. Статья 72. Порядок использования электронных (аудиовизуальных) СМИ 1. Телерадиоорганизации всех форм собственности обязаны не позднее чем за девяносто дней до дня голосования опубликовать в печатных средствах массовой информации расценки стоимости одной минуты (секунды) эфирного времени. Телерадиоорганизации, вещающих на общенациональных каналах, осуществляющих такую ??публикацию в газетах "Голос Украины" и "Урядовый курьер", региональные и местные телерадиоорганизации - в соответствующих региональных и местных печатных средствах массовой информации государственной или коммунальной формы собственности. 2. Эфирное время для проведения предвыборной агитации за счет и в пределах средств Государственного бюджета Украины, выделенных на подготовку и проведение выборов, предоставляется телерадиоорганизациями государственной и коммунальной формы собственности между девятнадцатой и двадцать два часа. 3. Время вещания (расписание вещания) телерадиоорганизаций, которые имеют лицензии Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания на право пользования общенациональными каналами вещания, изменяется (без изменения объема вещания) на время распространения программ предвыборной агитации за счет средств Государственного бюджета Украины, выделенных на подготовку и проведения выборов, во время избирательного процесса с целью обеспечения региональным телерадиоорганизациям государственной и коммунальной формы собственности возможностей распространения таких программ в соответствующих регионах. 4. Телерадиоорганизации предоставляют каждой партии - субъекта избирательного процесса эфирное время для проведения предвыборной агитации за счет и в пределах средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на подготовку и проведение выборов, в общем объеме не менее 60 минут на общенациональном телеканале и 60 минут на общенациональном радиоканале , а также по 20 минут на региональных телеканалах и по 20 минут на региональных радиоканалах в каждом из регионов. Кандидатам в депутаты, зарегистрированным по одномандатному округу предоставляется по 20 минут на соответствующих региональных телеканалах и по 20 минут на региональных радиоканалах. Это время партии предоставляется на каждом из указанных каналов в двух равных долях от общего объема выделенного времени. 5. Предварительное расписание эфирного времени трансляции предвыборных агитационных теле-, радиопрограмм с указанием даты и времени выхода их в эфир (без указания конкретных участников программ) состоит общенациональными и региональными телерадиоорганизациями государственной и коммунальной формы собственности, с которыми заключены соглашения на распространение материалов предвыборной агитации партий за счет и в пределах средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на подготовку и проведение выборов, во время избирательного процесса. Такой расклад направляется в Центральную избирательную комиссию не позднее чем за пятьдесят семь дней до дня выборов. 6. Очередность предоставления партиям - субъектам избирательного процесса и кандидатам в депутаты, зарегистрированным по одномандатному округу эфирного времени на радио и телевидении в пределах расписания, указанного в части пятой этой статьи, определяется не позднее чем за пятьдесят три дня до дня выборов по результатам жеребьевки, проводимых Центральной избирательной комиссией, с участием представителей партий в Центральной избирательной комиссии, кандидатов в депутаты, зарегистрированных в одномандатном округе или соответствующих уполномоченных лиц партий или доверенных лиц кандидатов в депутаты, зарегистрированных в одномандатном округе. 7. Результаты жеребьевки, проведенной в соответствии с частью шестой настоящей статьи и составлен по его итогом расписание эфирного времени с указанием предвыборных агитационных теле-, радиопрограмм, конкретной даты и времени выхода их в эфир за счет средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на подготовку и проведение выборов, публикуются соответственно в газетах "Голос Украины" и "Урядовый курьер", местных печатных средствах массовой информации государственной и коммунальной формы собственности в трехдневный срок со дня утверждения их Центральной избирательной комиссией. 8. Оплата предоставленного партии, кандидату в депутаты, зарегистрированном в одномандатном округе, эфирного времени осуществляется Центральной избирательной комиссией в соответствии с утвержденными ими сметам в пределах средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на подготовку и проведение выборов, и по сделкам, которые заключаются в соответствии между Центральной избирательной комиссией и Национальной телекомпанией Украины, Национальной радиокомпанией Украины, региональной телерадиоорганизацией государственной или коммунальной формы собственности. 9. На протяжении 20 минут до и после теле-, радиотрансляции предвыборной агитационной теле-, радиопрограммы партии запрещается на том же канале вещания в любой форме комментировать или оценивать содержание предвыборной агитационной программы, действия партии, кандидатов в депутаты. 10. Эфирное время за счет средств избирательного фонда предоставляется на основании соглашения, заключаемого от имени партии или кандидата в депутаты в одномандатном округе распорядителем текущего счета избирательного фонда с телерадиоорганизацией любой формы собственности. Без заключения такого соглашения и поступления средств на счет телерадиоорганизации предоставление эфирного времени запрещается. 11. Телерадиоорганизации обязаны осуществлять аудио-, видеозаписи всех передач, содержащих предвыборную агитацию, и хранить их в течение тридцатидневного срока со дня официального обнародования результатов выборов. 12. Телерадиоорганизации всех форм собственности по письменным запросам Центральной избирательной комиссии, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания обязаны предоставлять всю информацию о выделении эфирного времени партии, кандидату в депутаты в одномандатном округе для проведения предвыборной агитации, а в случае необходимости - копии соответствующих соглашений , платежных документов и передач в записи на пленке и других носителях информации. 13. Заказчиками политической рекламы во время избирательного процесса для показа телерадиоорганизациями могут быть только партии, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, и кандидаты в депутаты в одномандатных округах. В течение демонстрации политической рекламы обязательно демонстрируется полное название (или фамилию, имя и отчество) ее заказчика в форме текстового сообщения, которое должно занимать не менее пятнадцати процентов площади экрана и быть выполнено контрастным цветом к фону и быть приемлемой для зрителя. Статья 73. Порядок использования печатных средств массовой информации 1. Партия, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, имеет право за счет и в пределах средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на подготовку и проведение выборов, опубликовать в одинаковом для всех партий полиграфическом исполнении в газетах "Голос Украины" и "Урядовий кур "ер", а также в одном из региональных (местных) печатных средств массовой информации государственной или коммунальной формы собственности каждого из регионов свою предвыборную программу объемом не более семи тысяч восьмисот печатных знаков. Кандидат в депутаты, зарегистрированный в одномандатном округе имеет право за счет и в пределах средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на подготовку и проведение выборов, опубликовать в одинаковом для всех кандидатов полиграфическом исполнении в одном из региональных (местных) печатных средств массовой информации государственной или коммунальной формы собственности свою предвыборную программу объемом не более трех тысяч девятисот печатных знаков. Соглашение о публикации указанных материалов с редакциями указанных средств массовой информации заключается соответственно Центральной избирательной комиссией. 2. Редакции газет "Голос Украины" и "Урядовый курьер", а также редакции региональных печатных средств массовой информации государственной формы собственности, с которыми заключены соглашения об опубликовании предвыборных программ партий - субъектов избирательного процесса, кандидатов в депутаты, зарегистрированных в одномандатном округе обязаны направить не позднее чем за пятьдесят дней до дня выборов депутатов в Центральной избирательной комиссии конкретные даты выхода в свет номеров соответствующих изданий с программами с указанием места расположения этих программ в каждом номере издания (номера страниц). 3. Очередность печатания предвыборных программ за счет средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на подготовку и проведение выборов в средствах массовой информации, предусмотренных частью первой настоящей статьи, устанавливается не позднее чем за пятьдесят три дня до дня выборов Центральной избирательной комиссией путем жеребьевки при участии соответственно представителей партий в Центральной избирательной комиссии или уполномоченных лиц партий, кандидатов, доверенных лиц кандидатов в соответствующем одномандатном избирательном округе. 4. Результаты жеребьевки относительно очередности печатания предвыборных программ партий (кандидатов) обнародуются соответственно в газетах "Голос Украины" и "Урядовый курьер", в региональных (местных) печатных средствах массовой информации государственной или коммунальной формы собственности в трехдневный срок после дня их утверждения Центральной избирательной комиссией. 5. Печатные средства массовой информации всех форм собственности обязаны не позднее чем за девяносто дней до дня голосования опубликовать расценки единицы стоимости печатной площади. Общегосударственные печатные средства массовой информации осуществляют такую ??публикацию в газетах "Голос Украины" и "Урядовый курьер", а региональные и местные - в соответствующих региональных и местных печатных средствах массовой информации государственной или коммунальной формы собственности. 6. Партия, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, кандидат в депутаты в одномандатном округе имеют право за счет средств своего избирательного фонда публиковать агитационные материалы в печатных средствах массовой информации любых форм собственности, издаваемых в Украине, за исключением средств массовой информации , указанных в части восемнадцатой статьи 74 настоящего Закона. 7. Материалы предвыборной агитации, предусмотренные в части шестой настоящей статьи, публикуются на основании соглашения, заключаемого от имени партии, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, кандидата в депутаты в одномандатном округе распорядителем текущего счета соответствующего избирательного фонда партии, кандидатом в депутаты с редакцией (издателем) печатного средства массовой информации. Без заключения соглашения и поступления средств на счет редакции (издателя) печатного средства массовой информации публикация этих материалов запрещается. Это требование не применяется к средству массовой информации, учредителем (собственником) которого является партия, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в общегосударственном округе, кандидат в депутаты в одномандатном округе для ведения их собственной предвыборной агитации. 8. Редакции (издатели) печатных средств массовой информации всех форм собственности по письменным запросам Центральной избирательной комиссии, окружных избирательных комиссий обязаны предоставлять им всю информацию об использовании печатной площади для размещения агитационных материалов, а в случае необходимости - отправлять копии соответствующих соглашений, платежных документов , а также соответствующие публикации. Статья 74. Ограничения по ведению предвыборной агитации 1. Участие в предвыборной агитации запрещается: 1) иностранцам и лицам без гражданства, в том числе через журналистскую деятельность или в форме участия в концертах, спектаклях, спортивных соревнованиях, других публичных мероприятиях, проводимых в поддержку или при поддержке партии - субъекта избирательного процесса или кандидата в депутаты; 2) органам исполнительной власти, органам власти Автономной Республики Крым и органам местного самоуправления, правоохранительным органам и судам 3) в рабочее время должностным и служебным лицам органов, указанных в пункте 2 настоящей части, кроме случаев, когда соответствующее должностное или служебное лицо является кандидатом в депутаты 4) членам избирательных комиссий в течение срока их полномочий в соответствующих избирательных комиссиях. 2. В военных частях (формированиях), в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах предвыборная агитация ограничивается. Посещение воинских частей (формирований), учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов отдельными кандидатами в депутаты, их доверенными лицами или уполномоченными лицами партий запрещается. Встречи этих лиц с избирателями организуются соответствующей окружной избирательной комиссией совместно с командиром воинской части (формирования) или руководителем учреждения исполнения наказаний или следственного изолятора с обязательным уведомлением не позднее чем за три дня до дня встречи всех уполномоченных лиц партий, кандидатов в депутаты в одномандатном округе или их доверенных лиц в соответствующем одномандатном округе. 3. Запрещается использование помещений органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, для проведения предвыборной агитации за счет средств избирательных фондов партий, кандидатов в депутаты в одномандатном округе. div > |