Законодательство Украины
Кодексы и законы
Детальний поиск
Например:
Наследование по завещанию
ГЛАВНАЯ
::
ЮРИДИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
::
ПУБЛИКАЦИИ
::
КАТАЛОГ
::::
Укр
З А К О Н У К Р А И Н Ы
a>
Об утверждении Общегосударственной программы
развития малых городов
b>
a>
(Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР), 2004, N 24, ст.332)
i>
a>
{С изменениями, внесенными Законом
N 4731-VI (
4731 -17 a>) от 17.05.2012}
i>
a> Верховная Рада Украины
постановляет а н о в л я есть b>:
a> I. Утвердить Общегосударственную программу развития малых городов
(прилагается).
a> II. Заключительные положения
a> 1. Закон вступает в силу со дня его опубликования.
a> 2. Настоящий Закон распространяется кроме городов, которые определены в приложении к
Общегосударственной программы развития малых городов (далее - Программа),
также на населенные пункты с численностью населения до 50 тысяч, которым
в установленном порядке предоставлен статус города и которые такого статуса
не лишены.
a> 3. Кабинету Министров Украины при подготовке проектов законов
Украины о Государственном бюджете Украины предусматривать расходы на
адресное финансирование мероприятий, определенных Программой и имеют
общегосударственное значение, на возмещение в полном объеме потерь
местных бюджетов, обусловленных действием законы Украины о предоставлении
льгот определенным категориям граждан, а также расходы на субвенции для
выполнения программ развития малых городов.
a> 4. Кабинета Министров Украины в течение трех месяцев после
вступления в силу настоящего Закона:
a> подготовить и внести в Верховную Раду Украины предложения
относительно приведения законодательных актов Украины в соответствие с этим
Законом;
a> внести в Верховную Раду Украины законопроекты о налоге на
недвижимость, предусмотрев, что средства, полученные от взимания этого
налога, являются доходами местных бюджетов сел, поселков и городов;
о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно
регулирования доходов местных бюджетов из источников налогообложения,
должно осуществляться путем законодательного закрепления нижнего и
верхнего размеров ставок налогов, направляемых в бюджет
соответствующей территориальной общины (определение размера ставок для
категорий населенных пунктов должна устанавливаться законом о
Государственном бюджете Украины на соответствующий год), о внесении изменений в
законов Украины в сфере налогообложения по совершенствованию
налоговой нагрузки.
a> Президент Украины Л.Кучма
a> г. Киев, 4 марта 2004
N 1580-IV
a> Утвержден
Законом Украины
от 4 марта 2004
N 1580-IV
a>
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ
b>
a> Общая часть
a> Эта Программа определяет основные направления социально-экономического
развития малых городов Украины (далее - малые города) до 2010 года и
содержит научно-методические, экономические, организационные, правовые
мероприятиях по его обеспечению. Программа позволит органам
местного самоуправления и органам исполнительной власти самостоятельно
составлять и реализовывать планы возрождения и развития малых городов
с использованием для этого соответствующей государственной поддержки,
учитывать конкретные потребности этих городов в региональных программах и < br> стратегиях развития. Программа будет способствовать активному привлечению к
этой работы кадров местных органов исполнительной власти, населения и
субъектов предпринимательской деятельности.
a> Конституцией Украины (
254к/96- ВР a>) и Законом Украины
"О местном самоуправлении в Украине" (
280/97 -ВР a>) определено
роль городов в системе административно-территориального устройства и
управления социально-экономическим развитием как самостоятельных
административно-территориальных единиц, носителей местного
самоуправления, субъектов экономической и финансовой деятельности.
a> На современном этапе развития государства в малых городах имеет место
сложная экономическая и социальная ситуация, прежде всего в сфере
формирования и функционирования рынка труда. Недостаточный учет
специфики малых городов во время проведения экономических реформ
обострило социально-трудовые отношения в них, привело к
безработицы в значительных масштабах. Выполнение социально-экономических и
культурных программ развития территориальных общин этих городов не
обеспечено финансовыми ресурсами. Важность определения
экономических механизмов перспективного развития малых городов растет
благодаря повышению роли органов местного самоуправления в связи
с передачей в регионы многих функций и полномочий по управлению
социально-экономическим развитием, что усиливает влияние территориальных
общин на формирование градообразующее базы и сферы занятости
населения.
a>
Раздел I b>
ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
a> Цель Программы состоит в создании организационных,
нормативно-правовых и экономических механизмов обеспечения
положительных сдвигов в социально-экономическом развитии малых городов,
экологической безопасности их территории, повышение жизненного уровня
населения, улучшение качества общественных услуг, предоставляемых
населению, на основе эффективного использования ресурсного и
научно-производственного потенциала, рыночных преобразований в
хозяйственном комплексе, а также в разработке правовых основ и
инструментов государственного стимулирования этих процессов.
a> Основными задачами Программы являются:
a> формирование системы государственной поддержки развития малых городов, а
также создание условий для их развития за счет собственных
финансовых, материальных, трудовых, природных и других ресурсов;
a> обеспечение финансирования мероприятий, направленных на развитие
малых городов, за счет различных источников, в том числе инвестиций,
средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, благотворительных
взносов, других источников, не запрещенных законодательством;
a> разнообразия видов хозяйственной деятельности,
обеспечивают занятость большинства населения малых городов и во
степени влияют на доходную часть местных бюджетов, создание на
базе предприятий новых производственных комплексов , предназначенных для
изготовления конкурентоспособной продукции;
a> укрепления финансовой основы местного самоуправления;
a> развитие микрокредитования малого предпринимательства, поиск
эффективных путей взаимодействия крупных предприятий и субъектов малого
предпринимательства;
a> планирование и застройка территорий малых городов с учетом
ландшафтных, исторических, архитектурных, экологических и других
особенностей;
a> решения проблем водообеспечения населения и
предприятий;
a> охрана водных объектов и ресурсов;
a> предотвращения проявлениям опасных экзогенных геологических
процессов в рамках малых городов и ликвидация их последствий;
a> ускорение развития рынка земли в малых городах;
a> обеспечение занятости населения, в частности молодежи, прежде
создания благоприятных условий для самозанятости и
предпринимательской деятельности;
a> развитие социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального,
гостиничного и дорожного хозяйства, транспортного комплекса, а
также развитие жилищного строительства, в том числе формирование
жилищного фонда социального назначения;
a> развитие сетей электро-и почтовой связи;
a> сохранение культурного наследия, реставрация и реабилитация
объектов культурного наследия, возрождение и поддержка развития
народных художественных промыслов и ремесел, разработка маршрутов
туристических путешествий малыми городами ;
a> обеспечение доступности культурных услуг для граждан,
проживающих в малых городах, в том числе организации предоставления этих
услуг ведущими творческими коллективами, а также проведение в малых
городах выставок известных произведений изобразительного искусства;
a> сохранение, рациональное использование и воспроизводство природных
ресурсов, обеспечения экологической безопасности, в том числе сведения
к минимуму отходов, в том числе опасных, их утилизация и
обезвреживания.
a> Приоритетными направлениями Программы на 2004-2010 годы являются:
a> создание безопасных условий жизнедеятельности населения;
a> первоочередное обеспечение финансовыми ресурсами жилого
строительства на территории малых городов, особенно для молодых и
многодетных семей, инвалидов, ветеранов и военнослужащих;
a> создание правовых и экономических условий для социального
развития малых городов, повышения жизненного уровня населения,
обеспечения жильем категорий граждан, нуждающихся в защите
со стороны государства, формирование социально-бытовой и
социально-культурной инфраструктуры, улучшение демографической
ситуации, развитие духовной сферы;
a> разработка и внедрение механизмов стимулирования
социального и экономического развития депрессивных малых городов;
a> формирование финансовой самодостаточности развития малых городов
путем укрепления их материальной и финансовой базы;
a> развитие экономического и научно-технического потенциала,
создание новых рабочих мест с безопасными и здоровыми условиями
труда;
a> обеспечение оптимальной занятости населения
a> создание рыночной инфраструктуры и отработки механизма
стимулирования малого предпринимательства в малых городах,
разнообразия видов предпринимательской деятельности, создание условий
выгодной кооперации с крупными и средними предприятиями; < br>
a> содействия инвестиционной деятельности и развития предпринимательства;
a> развитие промышленной инфраструктуры, жилищно-коммунального
хозяйства;
a> охрана культурного наследия, развитие туризма;
a> охрана окружающей среды;
a> формирование составных частей экологической сети Украины.
a> Приоритетные направления Программы обусловливают ее структуру, а
целевые ориентиры - содержание.
a>
Раздел II b>
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ
a> Малые города (города с численностью населения до 50 тыс. человек)
занимают особое место в историческом развитии Украины. У них
формировалась национальная культура, они являются основой прогресса и
создание крупных производственных и градостроительных комплексов, гарантом
стабильности государства и общества.
a> Спад производства, дестабилизация социально-экономического и
финансового состояния в Украине в 1991-2001 годов ослабили
экономическую базу малых городов.
a> Малые города является самой многочисленной по количественному составу группой
городов, значительная часть - это административные центры районов.
С малыми городами непосредственно связана жизнь почти 22 млн.
городских и сельских жителей. Эти города играют важную роль в
формировании поселенческой сети и развитии и размещении
производительных сил Украины.
a> По состоянию на 1 января 2003 года в Украине насчитывалось
350 малых городов (3/4 общего количества городов Украины), в которых
проживало почти 13 процентов населения страны (около
19 процентов городского населения). В том числе насчитывалось
15 городов с численностью населения до 5 тыс. человек, 66 городов -
от 5 тыс. до 10 тыс. человек, 160 городов - от 10 тыс. до 20 тыс.
человек, 109 городов - от 20 тыс. до 50 тыс. человек.
a> Согласно утвержденной Законом Украины Генеральной схемы
планирования территории Украины (
3059-14 a >) выделяются следующие типы
малых городов:
a> города, прилегающих к центрам систем расселения;
a> города, имеющие значительные рекреационный и оздоровительный потенциалы;
a> города, имеющие значительные природный и историко-культурный
потенциалы;
a> города - центры сельскохозяйственных районов;
a> монофункциональных города.
a> По удельному весу населения, занятого в различных сферах
экономической деятельности, можно выделить следующие категории малых городов:
a> города с преимущественно промышленными функциями;
a> транспортные узлы;
a> санаторно-курортные и рекреационные центры;
a> исторические, историко-архитектурные, культурные и туристические
центры;
a> административные центры районов;
a> хозяйственные центры местного значения;
a> центры низовых локальных систем расселения, выполняющих
функции по оказанию социально-культурных, коммунально-бытовых и
других услуг населению.
a> Наиболее распространенными в Украине являются малые города, которые относятся к
категории центров низовых локальных систем расселения и
хозяйственных центров местного значения (почти 50 процентов
общего количества) .
a> Около 25 процентов малых городов относится к городам с относительно
развитой экономической базой - города с преимущественно промышленными
функциями. Главным признаком отнесения малого города к группе
является превышение среднего по Украине уровня занятости населения в
отраслях материального производства. Значительная часть этих городов - это
монофункциональные города, отраслями специализации которых
горнодобывающая промышленность, энергетика, переработка
сельскохозяйственного сырья и тому подобное. В Украине насчитывается
111 таких городов. К ним относятся:
a> индустриальные центры: угледобычи - 32 города, добычи
рудного и нерудного сырья - 7, энергетики - 9, обрабатывающей
промышленности - 27, химической и нефтеперерабатывающей промышленности -
6 городов;
a> аграрно-индустриальные центры - 18 городов;
a> транспортные центры - 9 городов;
a> лечебно-оздоровительные центры - 2 города;
a> центр художественных промыслов - 1 город.
a> Наиболее острыми общими проблемами развития малых городов
являются:
a> недостаточный уровень социального развития;
a> отсутствие необходимых финансовых ресурсов;
a> недостаточный уровень финансирования из бюджета;
a> односторонняя специализация предприятий и недостаточная
загруженность мощностей;
a> низкие темпы строительства жилья, объектов социальной
инфраструктуры;
a> недостаточны экономические возможности градообразующих предприятий,
ограниченность выбора профессий, неразвитость сферы обслуживания,
что усугубляет ситуацию в сфере занятости населения и порождает
демографические проблемы малых городов; < br>
a> недостаточно развита система водо-, энерго-, теплоснабжения
и канализационных сетей;
a> аварийное состояние объектов систем водо-, энерго-,
теплоснабжения во многих малых городах;
a> неудовлетворительное состояние ресурсосбережения;
a> неудовлетворительное состояние дорожного хозяйства;
a> низкий уровень развития городской инфраструктуры, сферы
социальных услуг, объектов культуры, практически не реализуются
проекты в рамках Национальной программы информатизации (
74/98-ВР a>);
a> недостаточное развитие транспортных связей с сельскими
населенных пунктов в зоне влияния малого города;
a> недостаточное обеспечение телефонной связью;
a> неудовлетворительное благоустройство городов, неудовлетворительная ситуация с
сбором и обезвреживанием твердых бытовых, а в некоторых из них -
и промышленных токсичных отходов;
a> недостаточный уровень профессионально-квалификационной подготовки
кадров;
a> недостаточные возможности компьютеризации школ;
a> недостаточный уровень инженерной защиты территорий от проявлений
опасных экзогенных геологических процессов;
a> ограниченные возможности населения в получении образования.
a> По характеру динамики социально-экономического развития малых
города разделяют на:
a> города, интенсивно развиваются и в течение последних трех
лет имеют положительные показатели роста производства (6 процентов
малых городов)
a> города, которые имеют недостаточные темпы развития (61 процент малых
городов);
a> депрессивные малые города (33 процента малых городов).
a> Порядок отнесения малых городов к категории депрессивных и
механизм предоставления государственной поддержки для их развития
устанавливаются в соответствии с законом.
a>
Раздел III b>
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
комплексного развития малых городов
a> Программа направлена ??на реализацию государственной политики по
ускорения социально-экономического развития малых городов,
обеспечения их социально-культурного и духовного возрождения,
сохранения историко-культурного наследия .
a> Основными направлениями Программы являются:
a> внедрение эффективных механизмов стимулирования
социально-экономического развития малых городов, в первую очередь
депрессивных;
a> активное содействие созданию высокопроизводительных рабочих мест в
сферах хозяйствования и обеспечению занятости населения;
a> развитие малого предпринимательства, местной промышленности,
обновление технологической базы производства
a> развитие социальной сферы малых городов;
a> развитие сетей и средств современной связи как одной из
основных условий развития экономики малых городов;
a> повышение роли территориальных общин, органов местного
самоуправления в разработке и выполнении программ развития малых
городов;
a> формирование и восстановление составных частей экологической сети
как основного природного элемента экологической безопасности территории.
a>
Стимулирование государством социально-экономического
развития малых городов
b>
a> Государственная поддержка социально-экономического развития малых
городов, в том числе депрессивных, предоставляется с целью обеспечения
положительной динамики уровня и качества жизни населения, создания
условий для развития производства, связи, стимулирования
предпринимательской инициативы за счет собственных финансовых,
материальных, трудовых и природных ресурсов территориальных громад
малых городов.
a> Государственным приоритетом в развитии малых городов является создание условий
для обеспечения их устойчивого развития и формирования приоритетных
направлений перспективного развития городов различного типа, а именно:
a> для малых городов, прилегающих к центрам систем расселения
(города - спутники центров систем расселения) - размещение
филиалов и цехов промышленных предприятий, выносимых из этих < br> центров;
a> для городов, имеющих значительные рекреационный и оздоровительный
потенциалы (города-курорты и санаторно-курортные и рекреационные
центры), - стимулирование развития курортных функций с запретом
строительства новых и расширения действующих промышленных предприятий,
связанных с удовлетворением потребностей отдыхающих и населения малых
городов или таких, которые могут негативно повлиять на природные
лечебные факторы;
a> для городов, имеющих значительные природный и историко-культурный
потенциалы (исторические, историко-архитектурные, культурные и
туристические центры), - развитие туристических функций с сохранением < br> и возможным хозяйственным использованием объектов культурного
наследия, защиту окружающей среды, ограничение хозяйственной деятельности на
территориях исторических ареалов городов;
a> для городов - центров сельскохозяйственных районов
(административные центры районов, центры низовых локальных систем
расселения, хозяйственные центры местного значения) - развитие
экономического потенциала, повязкам связанного с переработкой продукции
сельскохозяйственного производства, и социальной инфраструктуры с
учетом возможностей обслуживания сельского населения,
обеспечения водо-, газо-и энергосетями, дорогами;
a> для городов - хозяйственных центров систем расселения местного
значения - кроме указанного выше дополнительно предусматривается
создание условий для занятости населения, создание
средних и малых предприятий; < br>
a> для монофункциональных городов (индустриальных и
аграрно-индустриальных центров) - стабилизация
социально-экономического развития, структурная перестройка производственной
базы, поиск альтернативных производств, решения экологических
проблем, связанных с нерациональной хозяйственной деятельностью,
улучшения производственной и социальной инфраструктуры городов для
обеспечения их инвестиционной привлекательности и размещения
высокотехнологичных производств, кооперации с предприятиями
крупных городов, использование местных природных и материальных
ресурсов, развитие малого предпринимательства, создание условий для
самостоятельной занятости населения.
a> Комплексная государственная поддержка малых городов обеспечивается
путем:
a> проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов
строительства и реконструкции объектов жилищно-коммунального
хозяйства по механизму, который устанавливает Кабинет Министров
Украины;
a> внедрение современных энергосберегающих технологий и
оборудования, предусматривающих привлечение средств из Государственного бюджета
Украины;
a> внедрения организационно-правовых и экономических форм
государственного регулирования развития малых городов, включение мероприятий по
развития малых городов к Основным направлениям государственной стратегии
регионального развития до 2010 года {Абзац двенадцатый
подразделения раздела III с изменениями, внесенными Законом
N 4731-VI (
4731-17 a> ) от 17.05.2012}
a> формирование объектов права коммунальной собственности общин малых
городов, строительства и реконструкции важнейших объектов
жилищно-коммунального хозяйства;
a> стимулирование развития региональных, межрегиональных и
международных экономических связей малых городов на основе производственной
кооперации и интеграции;
a> развития современных сетей и средств связи в направлении "малое
город - село";
a> определение перечня задач центральных органов исполнительной
власти, направленных на содействие развитию малых городов, выполнение которых
является обязательным на всей территории Украины;
a> формирование инфраструктуры поддержки и развития
предпринимательства в малых городах.
a> Особое внимание будет уделяться государством
социально-экономическом развитии малых монофункциональных городов,
наиболее пострадавших от кризисных явлений в экономике государства. Узкая
специализация производства в городах обусловила зависимость
экономики города от стабильности работы одного - двух промышленных
предприятий и поставила под угрозу возможность дальнейшего
существование малых монофункциональных городов.
a> С целью государственной поддержки малых монофункциональных городов:
a> привлекаться к решению отдельных социальных и
экономических проблем этих городов соответствующие центральные и местные
органы исполнительной власти;
a> приниматься соответствующие программы привлечения инвестиций для
возрождения и переориентации производства профильных предприятий
малых монофункциональных городов;
a> разрабатываться единый каталог инвестиционной привлекательности
малых монофункциональных городов.
a>
Обеспечение занятости населения
b>
a> сбалансированного социально-экономического развития малых городов
способствовать разработке предложений по улучшению сферы занятости
населения, создание условий для самостоятельной занятости населения,
разнообразия производственной деятельности.
a> Главными факторами кризиса на рынке труда для малых городов является
монопрофильнисть производства, несбалансированность структуры
хозяйства.
a> Развитие сферы занятости населения и формирования рынка труда
малых городов будут достигнуты за счет:
a> обеспечение рационального размещения производительных сил и их
дальнейшего развития с учетом особенностей окружающего
среды;
a> создание условий для социально-культурного развития населения
малых городов;
a> обеспечение платежеспособности населения за услуги
телефонной связи;
a> обеспечение рациональной системы расселения с учетом
особенностей окружающей среды.
a> Государственная политика по развитию малых городов направляться
на сохранение и обновление существующих и создание новых рабочих
мест в приоритетных отраслях экономики путем проведения активной
инвестиционной политики, развития малого и среднего
предпринимательства. При этом будет обеспечиваться интенсивное
использования трудовых ресурсов малых городов.
a> Главным направлением решения проблемы занятости населения в
малых городах станет экономическое стимулирование платежеспособного спроса
на рабочую силу, а именно:
a> поддержка малого и среднего предпринимательства, направленного
на создание новых рабочих мест с безопасными и здоровыми условиями
труда;
a> развитие самостоятельной занятости населения.
a> Важным источником социально-экономической стабилизации рынка
труда малого города является воздействие на экономические интересы субъектов
хозяйствования на основе роста уровня заработной платы,
формирование рынка жилья , развития транспортного сообщения и
повышение мобильности рабочей силы.
a> создаваться правовая база сферы занятости, что даст
возможность снизить острую проблему безработицы.
a> Формированию гибкого рынка труда в малых городах и усилению
его социальной направленности будет способствовать активизация процесса
переподготовки работоспособного населения, в том числе за
профессиям, которые позволят обеспечить дальнейшее развитие
предпринимательской деятельности и самозанятости населения, повысить
их профессионально-квалификационную мобильность.
a> Первоочередными мерами по обеспечению занятости населения
в малых городах будут:
a> стимулирование инвестиционной деятельности малых предприятий;
a> сохранение, обновление и модернизация имеющихся рабочих мест и
создание новых - высокоэффективных;
a> регулирования процесса высвобождения работников и их
трудоустройства;
a> совершенствование системы профессионального обучения кадров;
a> обеспечение социальной адаптации населения малых городов к
рыночных условий;
a> организация общественных работ для незанятого населения;
a> государственная поддержка сфер эффективной предпринимательской
деятельности.
a> Опережающими темпами по сравнению с аналогичными средними
показателями по Украине создаваться новые рабочие места в малых
городах, прежде всего расположенных на депрессивных территориях.
a> Предполагается течение 2004-2005 годов создать в малых
городах 110-140 тыс., а в течение 2006-2010 годов - 130-150 тыс.
рабочих мест. Приоритетными в этом направлении будут западные
области, в малых городах которых уровень трудоустройства незанятого
населения является низким (до 15 процентов).
a> В общем количестве занятого населения удельный вес лиц,
работающих на малых предприятиях, будет доведено до
50-55 процентов. Приоритет будет предоставляться созданию малых
предприятий именно в сфере производства, особенно в малых городах,
расположенных на территориях Полесья, Подолья, Киевской,
Черкасской, Черниговской областей, где удельный вес малых
предприятий производственной сферы в общей их количества не превышает
30 процентов. Нового развитие получит система подготовки кадров для
малых и средних предприятий путем создания широкой сети
бизнес-инкубаторов по примеру больших городов.
a> Развитие сферы занятости населения малых городов
обеспечиваться путем систематического и оперативного
регулированию обращения рабочей силы, реализации целевых комплексных
программ профессиональной подготовки и переподготовки.
a>
Развитие промышленного производства
в малых городах
b>
a> Промышленность более трети малых городов является
монофункциональных, поэтому основой их социально-культурного и
экономического возрождения является устойчивое развитие промышленного
производства. Современное состояние промышленности не соответствует этому условию.
a> Концепция и приоритетные направления перспективного развития
предприятий будут основой формирования стратегии
социально-экономического развития малых городов.
a> Промышленная политика государства относительно малых городов формироваться
на основе научно-технологического обновления предприятий и
структурных изменений в отраслях, а также реализации мероприятий,
направленных на повышение конкурентоспособности и эффективности
их производств.
a> На первом этапе предполагается оздоровления и возрождения
предприятий в малых городах, создание на этой основе условий для
выполнение социальных программ, на втором этапе - формирование
промышленного комплекса , который будет отвечать ресурсном и
производственному потенциалу и социальным задачам развития таких городов.
a> Важнейшим направлением промышленного развития малых городов является
ускоренное развитие социально ориентированных отраслей промышленности,
прежде всего:
a> отрасли связи с целью предоставления условий для развития
промышленности и малых предприятий;
a> местной промышленности с целью обеспечения эффективного и
полного использования местных материальных и сырьевых ресурсов;
a> легкой промышленности, которая должна удовлетворять потребности
населения и внутреннего рынка путем стабилизации и наращиванию
производства текстильной и меховой продукции, натуральных и
искусственных кож, льняных тканей, обувь и кожевенно-галантерейных
изделий, расширение производства импортозамещающей продукции;
a> пищевой промышленности на базе переработки
сельскохозяйственной продукции;
a> деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности и
промышленности строительных материалов;
a> производственной инфраструктуры и предприятий, обслуживающих
основное производство.
a> Для учреждений и организаций, расположенных в малых городах,
предусматриваться финансирование из государственного бюджета в соответствии с
программ экономического и социального развития.
a> С целью содействия развитию промышленных предприятий в малых
городах осуществляться следующие мероприятия:
a> санация предприятий структурообразующих отраслей малых
городов, удельный вес отраслевой которых в материальном
производстве города превышает 70 процентов;
a> содействие развитию предприятий с экологически безопасными и
ресурсозбалансованимы технологиями;
a> усиление взаимодействия местных органов исполнительной власти и
органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями,
организациями по вопросам развития малых городов;
a> внедрение экологически безопасных и ресурсосберегающих
технологических решений объектов инженерной инфраструктуры;
a> промышленная застройка территорий с учетом региональных
особенностей и местных условий;
a> развитие услуг связи на базе новейших цифровых технологий.
a> Государственными отраслевыми приоритетами развития малых
монофункциональных городов определяться:
a> для угольной отрасли - предоставление государственной поддержки, в том
числе на реструктуризацию угледобывающих и углеперерабатывающих
предприятий;
a> для объектов электроэнергетики - обеспечение модернизации
энергетических объектов с сохранением инженерных сооружений;
a> для объектов связи - обеспечение модернизации предприятий
связи и развития на их базе цифровых технологий связи.
a> Дальнейшее развитие малых городов - центров угледобычи и
энергетики требует:
a> определение общей стратегии развития таких городов;
a> разработка механизмов преодоления кризисной ситуации в
угольной промышленности, в частности в малых городах - центрах
угледобычи, исходя из альтернативных возможностей
угледобычи и направлений развития экономики малых городов.
a> Экономическое развитие малых городов, которые формировались как спутники
крупных машиностроительных центров или как самостоятельные, специализированные на
одном - двух направлениях машиностроения, зависит от структурной
перестройки машиностроительного комплекса (преимущественно оборонного
назначения).
a> Устойчивое развитие экономики городов горно-химического профиля
обеспечиваться путем реализации альтернативных направлений
решения экологических проблем, возникших вследствие
нерациональной хозяйственной деятельности.
a> Общими проблемами малых городов, промышленность которых
базируется на переработке сельскохозяйственной продукции, является
расширение производственной инфраструктуры, в частности сети складских
помещений, холодильников, элеваторов, под " подъездных путей и
автомобильных дорог в пределах одной области или смежных областей.
a> В любом из этих случаев (или в их комбинации) меры по
развития предприятий направлены на использование местных
природных и материальных ресурсов.
a> Стратегическим направлением развития промышленности в малых городах есть
постепенная ликвидация существующего разрыва между уровнями развития
социальной и производственной инфраструктуры в больших и малых городах,
в результате чего малые города могут стать более привлекательными для
инвесторов, размещения новых высокотехнологичных предприятий,
образования технопарков.
a> Для промышленного развития малых городов предусматриваться меры
по оптимизации организационной структуры действующих в них производств,
создания их объединений, а также кооперации с предприятиями
других городов , в том числе крупных.
a> Перспективы развития малого предпринимательства и местной
промышленности малых городов связанные с обеспечением тесного
взаимосвязи и сотрудничества малых и крупных предприятий, а
также максимального использования местных ресурсов.
a> Укреплению деловой кооперации между крупными и малыми
предприятиями способствовать политика государства, направленная на поддержку
малого предпринимательства, особенно в малых городах. Важнейшей
формой государственной поддержки малого предпринимательства является создание
необходимой инфраструктуры (инкубаторы, технопарки и т.п.).
a>
Развитие социальной сферы малых городов
b>
a> Эффективное функционирование социальной сферы обеспечивать
благоприятные условия для жизнедеятельности населения малых городов. Этот
фактор является основным при разработке качественно нового подхода к
развития малых городов. Возрастать роль отраслей социального
направления как важного градообразующее фактора.
a> Социальная политика государства в отношении малых городов направлена ??на
удовлетворение интересов и потребностей людей в сфере труда, образования,
культуры, здравоохранения, обеспечения жильем, торгового и < br> бытового обслуживания, отдыха.
a> Основой для определения необходимых средств бюджетов является
минимальные социальные стандарты и соответствующие социальные и финансовые
нормативы для выполнения задач по удовлетворению важнейших
социально-бытовых потребностей населения, создание единого
социального пространства и приближения уровня социально-культурного
развития малых городов до среднего по Украине.
a>
Жилищно-коммунальное хозяйство
b>
a> Социальная ориентация экономики Украины предусматривает отнесение
жилищно-коммунального хозяйства как основы повышения
материального благосостояния населения в число приоритетных отраслей,
что требует новых подходов к развитию жилищно- коммунальной
инфраструктуры малых городов.
a> Государственным отраслевым приоритетом развития малых
монофункциональных городов является предоставление государственной финансовой поддержки в
реализации местных программ развития жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства. Прежде всего это касается малых городов,
отнесенных к депрессивных территорий.
a> Государственная поддержка развития жилищно-коммунального хозяйства
реализуется путем включения в Государственный бюджет Украины
отдельной строкой соответствующих расходов и финансирования таких направлений:
a> развитие объектов, обеспечивающих населенные пункты качественной
питьевой водой и очищают сточные воды;
a> доля годовых объемов работ по внедрению энергосберегающих
технологий в многоквартирных жилых домах.
a> Этому будет способствовать реализация следующих задач:
a> применение для финансирования строительства жилья и
реконструкции имеющегося жилищного фонда долгосрочного ипотечного
кредитования с привлечением средств населения и других внебюджетных
финансовых ресурсов;
a> создание конкурентной среды в сфере
жилищно-коммунального хозяйства;
a> дополнительное разработка законодательной базы, регулирующей социальные
и другие отношения в жилищной сфере;
a> формирование института собственника жилья и поощрения населения
к содержанию жилищного фонда, что будет способствовать сохранению имеющегося
жилищного фонда;
a> внедрения договорных отношений в сфере оказания
жилищно-коммунальных услуг;
a> создание фонда социального жилья, предназначенного для социально
незащищенных слоев населения;
a> внедрение долгосрочного ипотечного кредитования для
финансирования и кредитования жилищного строительства и реконструкции
имеющегося жилищного фонда с целью привлечения средств населения и
других внебюджетных финансовых ресурсов, а также создание
жилищного фонда социального назначения для категорий
граждан, нуждающихся в защите со стороны государства;
a> поощрения предприятий и других субъектов предпринимательской
деятельности, местных органов исполнительной власти к использованию
земли в малых городах под строительство частного жилья для
населения;
a> разработка нормативно-правовых актов по вопросам градостроительства
и использования земель, направленных на развитие строительства;
a> создание предприятий для улучшения инфраструктуры, энерго-,
тепло-, водоснабжения, сбора и обезвреживания твердых
бытовых, а также промышленных токсичных отходов, оборотного
использование жидких стоков;
a> увеличение объемов и расширение спектра услуг связи;
a> увеличение поступлений в местные бюджеты путем
совершенствования межбюджетных отношений;
a> повышение качества жилищно-коммунальных услуг населению и
снижения их себестоимости;
a> создание рынка местных кредитов и облигаций.
a> Для этого необходимо:
a> провести социологическое исследование способности населения
оплачивать жилищно-коммунальные услуги, определить обоснованный
уровень оплаты и разработать механизм компенсации неизбежных потерь
предприятий от неоплаченных услуг;
a> провести аудит уровня материальных, трудовых и других
производственных затрат, эффективности использования имущества, производственных
мощностей, финансовых ресурсов предприятий с целью сокращения
нерациональных затрат и снижения себестоимости коммунальных услуг;
a> пересмотреть нормативы потребления коммунальных услуг и
ускорить переход от оплаты по нормативам к оплате по
показаниям приборов учета;
a> установить экономически обоснованные тарифы на
жилищно-коммунальные услуги или ввести механизм компенсации
потерь доходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства в случае
утверждении таких тарифов ниже, чем нормативные расходы
предприятий на их предоставление.
a> Выполнение указанных задач позволит улучшить условия
жизни населения.
a> Уровень обеспеченности населения малых городов основными
элементами социальной инфраструктуры на период до 2010 года
приведены в таблице 1.
a> Таблица 1
a> -------------------------------------- ----------------------------
a> | В среднем за год
a> Показатель | ----------------------------------
a> | 2000 год | 2001-2005 | 2006-2010
a> | | годы | годы
a> -------------------------------------- ----------------------------
a> Общая площадь жилья, 19 21 25
кв. метров на одного жителя
a> Оборудование жилищного фонда,
процентов:
a> централизованным 54,3 54,3 59,8
водоснабжением
a> централизованным 49 54 61,5
теплоснабжением
a> канализацией 47,8 55,3 60,3
a> централизованным 75 78,9 84,8
газоснабжением
a> Число больничных коек, 70,4 73,6 80
на 10 тыс. человек
a> Вместимость амбулаторно-169,4 193240
поликлинических учреждений,
посещений в смену на
10 тыс. человек
a> Процент учащихся, 10,7 7 -
учатся во вторую смену
a> -------------------------------------- ----------------------------
a> Задачи развития социальной сферы отдельных малых городов
выполняться с учетом их особенностей, а именно:
a> в монофункциональных индустриальных и аграрно-индустриальных
центрах создаваться завершены комплексы объектов
обслуживания населения, состоящие прежде всего из предприятий
торговли, общественного питания, почтовой и электросвязи,
бытового обслуживания, учебных заведений, учреждений образования и
культуры, здравоохранения;
a> в малых городах - центрах угледобычи, металлургической,
химической промышленности, которые имеют неблагоприятную демографическую
ситуацию вследствие снижения рождаемости и естественного прироста
и в которых преобладает население старших возрастных групп, особое внимание
уделяться развитию социальных служб, медицинского
обслуживания (особенно геронтологического профиля), сферы быта;
a> в малых городах - центрах развития электроэнергетики, в том
числе атомной, где происходит быстрый рост численности
населения за счет естественного прироста и значительной доли лиц
младших возрастных групп, острый дефицит жилья и других объектов
социальной инфраструктуры будет ликвидироваться путем ускорения
темпов жилищного строительства, коммунального благоустройства, формирования
сети детских дошкольных, общеобразовательных, внешкольных
учебных заведений. Деятельность учреждений и учреждений медицинской
помощи, культуры и организации досуга будет сориентирована
прежде всего на обеспечение потребностей детей и матерей;
a> для категории малых городов-спутников, население которых имеет возможность
пользоваться развитой сферой социальных услуг большого города -
центра этой городской агломерации, развиваться объекты
повседневной и безотлагательного спроса: станции скорой помощи,
аптеки, отделения социального обеспечения, детские сады, школы,
магазины по продаже товаров первой необходимости;
a> для категории малых городов-курортов обеспечиваться
дальнейшее развитие социальной сферы, роль которой в таких населенных
пунктах является ведущей, а также развитие связанных с ней отраслей и < br> видов деятельности. Так, наряду с лечением, отдыхом, туризмом
развиваться наука (медицинская, курортология, интродукция растений
т.п.), фестивальная, театрально-концертная, спортивно-зрелищная
деятельность, строительная индустрия, пищевая, легкая, сувенирная < br> промышленность, производство строительных материалов, транспорт,
розничная торговля, общественное питание и другие отрасли, большая
внимание будет уделяться подготовке кадров (для здравоохранения,
экскурсионного дела, переводчиков и др.).
a> Развитие транспорта и инженерно-технической инфраструктуры
осуществляться путем технического переоснащения предприятий
автомобильного и железнодорожного транспорта, связи, аэропортов,
морских, речных портов, реабилитации дорожных мостов, улиц за
счет выделения централизованных средств и использования займов.
a> Одной из задач социального развития малых городов является охрана
культурного наследия в соответствии с Законом Украины "Об охране
культурного наследия" (
1805-14 a>) путем реконструкции и
реставрации памятников культурного наследия в малых городах,
формирование сети домов ремесел с возрождением национальной
культуры и народных ремесел.
a> Реализация указанных мероприятий наряду с развитием и
реконструкцией дорожной сети будет способствовать созданию эффективной
индустрии туризма, совершенствованию гостиничного хозяйства,
максимальном использовании существующих зон отдыха и лечения.
a> Малые города, относятся к категории исторических,
историко-культурных и туристических центров, будут включены в
системы туристических маршрутов государства. Одновременно с развитием
туризма и рекреации развиваться связанные с ними отрасли и
виды деятельности. Помимо обеспечения развития туризма
стимулироваться: развитие науки, подготовка кадров (для
экскурсионного дела, переводчиков и т.д.), фестивальная,
театрально-концертная, спортивно-зрелищная деятельность.
a> С целью улучшения бытового обслуживания населения малых
городов и предоставление качественных услуг населению создаваться
многопрофильные предприятия всех форм собственности.
a> Важная роль в развитии малых городов принадлежит образованию как
приоритетной сфере социально-экономического, духовного и культурного
развития общества.
a> Первоочередными задачами в этой сфере являются:
a> создание условий для всестороннего развития личности, трудовой
подготовки, профессионального самоопределения, формирования
общечеловеческой морали, усвоение определенного общественными
национально-культурными потребностями объема знаний, а также экологическое
воспитания, физическое совершенствование;
a> формирование социально-культурной среды;
a> приведение профиля профессионально-технического образования в
соответствие с потребностями экономики конкретного города в
квалифицированных и конкурентоспособных на рынке труда работниках;
a> обеспечение компьютеризации школ малых городов.
a> Одним из приоритетных направлений развития малых городов является физическое
воспитания населения как эффективное средство профилактики
заболеваемости и укрепления генофонда нации. Для удовлетворения
потребностей населения малых городов, в частности молодежи, в занятиях физической
культурой и спортом расширяться сеть спортивных сооружений,
предусматриваться в бюджетах малых городов отдельной строкой расходы на
финансирование физкультурно-оздоровительной и спортивной работы,
содержание спортивных школ, секций, реализацию проектов в рамках
Национальной программы информатизации (
74/98 -ВР a>) и т.д..
a> С целью улучшения медицинского обслуживания населения малых
городов развиваться учреждения семейной медицины,
обеспечиваться 100-процентная укомплектованность больниц
врачами, средним медицинским персоналом и постепенно
внедряться медицинское страхование согласно законодательству.
a> Объемы ввода в эксплуатацию в малых городах мощностей
социальной сферы до 2010 года приведены в таблице 2.
a> Таблица 2
a> -------------------------------------- ----------------------------
a> Показатель | Всего по | В том числе
a> | 2004-2010 | ------------------------
a> | годы | 2004-2005 | 2006-2010
a> | | годы | годы
a> -------------------------------------- ----------------------------
a> Общая площадь жилья, 38368,7 10632,3 27736,4
тыс. кв. метров
a> Больничные койки, единиц 6142 1702 4440
a> Вместимость амбулаторно-45147 12512 32635
поликлинических учреждений,
посещений в смену
a> Количество телефонов 11,2 16,4 25,1
на 100 жителей
a> -------------------------------------- ----------------------------
a> Программа будет реализовываться в два этапа.
a> На первом этапе (2004-2005 годы) предусматривается
реконструкция имеющейся материальной базы социальной сферы и
постепенное увеличение объемов строительства новых сооружений в тех
городах, где они отсутствуют.
pre> div>
Сторінки:
[
1
]
2
3
4
следующая страница
»